Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"
материал на тему

Полежаева Инесса Геннадьевна

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста»

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей; совершенствование педагогического мастерства; анализ условий, созданных в дошкольной образовательной организации для развития познавательной активности детей.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».  В.А. Сухомлинский.

  1. Беседа «Развитие познавательной активности ребёнка»

          Исходя из темы Педагогического совета, определите значение понятий: «познавательно-исследовательская деятельность» и «познавательная активность». Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Под познавательной активностью  понимается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним.
        Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и именно поэтому познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста обозначено в ФГОС ДО.
         Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
  • Ребенок способен к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности.

Как мы видим одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребенок задает вопросы о разных предметах и явлениях, интересуется причинно-следственными связями (как?, почему?, зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности. Это игровая и изобразительная, восприятие художественной литературы, коммуникативная….

Виды детской деятельности в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО

  • Игровая деятельность (включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр);
  •   Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • Познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • Изобразительная деятельность (рисования, лепка, аппликация);
  • Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • Двигательная (овладение основными движениями)

         Но немало важна в ДОУ – познавательно-исследовательская деятельность. Конечно, ребенок познает окружающий мир в процессе любой детской деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность.

Какие вопросы нужно задавать детям в процессе познания?

 «Где?», «Когда?», «Почему?», «Кто?», «Какие?».

 Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего.

 «Верно ли, что…», «должен ли…», «что было бы, если…», «что случилось бы, если…».

 Эти вопросы помогают научиться вырабатывать, выдвигать гипотезы.

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками?

Деятельность

Виды

Формы работы

Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Виды познавательно-исследовательской деятельности: 

• экспериментирование; • исследование;

• моделирование.

 

  • наблюдение;
  • экскурсии;
  • решение проблемных ситуаций;
  • опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами;
  • коллекционирование;
  • моделирование;
  • реализация проекта;
  • путешествие по карте;
  • путешествие «по реке времени»;
  • игры с правилами;
  • викторины и КВН;
  • просмотр презентаций и видео роликов;
  • беседа;
  • мини-музей;
  • создание альбомов, панно;
  • ведение календарей;
  • дидактические игры

 

 Экспериментирование является одним из видов познавательно-исследовательской  деятельности детей и взрослых. Применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?  Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, речь ребёнка.

 В детском экспериментировании наиболее ярко проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

 Детское экспериментирование является основой  любого процесса детского творчества.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является одним из ведущих видов, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

  1. Презентация центра экспериментирования.

           Основная задача в ДОУ поддержать и развить в ребёнке  интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.  В каждой возрастной группе организован центр экспериментирования с необходимым материалом для деятельности.

  1. Проведение эксперимента. Обсуждение алгоритма проведения эксперимента.

Алгоритм или этапы исследования

  1. Выделение и постановка проблемы.

 Проблема – затруднение, неопределенная ситуация, которая заставляет задуматься.

  1. Выработка гипотез, предложений.

Гипотеза – предположительное знание. Лучший способ проверить гипотезу или идею в ходе исследования.

  1. Доказательство (поиск предложений, возможных вариантов решений).
  2. Вывод, обобщение в различных формах (дневники наблюдений, рисунки, коллажи и т.д.)

Различают два способа проведения экспериментирования: самостоятельное и под руководством взрослого.

        Под руководством взрослого (младшая группа). В среднем возрасте появляются первые попытки работать самостоятельно, однако же визуально контроль со стороны взрослого необходим.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

  1. «Внимание – вопрос!»

По каким принципам можно классифицировать эксперименты?   Эксперименты классифицируются по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

*  опыты с растениями;

** опыты с животными;

*** опыты с объектами неживой природы;

**** опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

* в групповой комнате;

** на участке;

*** в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

* индивидуальные (1-4 ребенка);

** групповые (5-10 детей);

*** коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

* случайные;

** запланированные;

***поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

* эпизодические (проводимые от случая к случаю);

** систематические.

6. По продолжительности:

*кратковременные (от 5 до 15 минут);

** длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

* однократные;

** многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

* первичные;

**повторные;

*** заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

* констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

** сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

***обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

*  иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

**  поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

***  решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

* демонстрационные;

** фронтальные.

 

         В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир.

Следует отметить, что важнейшим условием развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста является компетентность воспитателя в данном вопросе, его стремление к постоянному самообразованию, увлеченность экспериментированием, создание в группе атмосферы творчества, исследовательского поиска и радости открытий.

6.Итоги тематического контроля «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста».

7. Обсуждение решения Педагогического совета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста »

Слайд 2

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А . Сухомлинский

Слайд 3

Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Слайд 4

П ознавательная активность - самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним.

Слайд 5

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 6

Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; о бладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; р ебенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Слайд 7

Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования: р ебенок способен к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; р ебенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; р ебенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности.

Слайд 8

Виды детской деятельности в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО Игровая деятельность (включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр); к оммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); п ознавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); в осприятие художественной литературы и фольклора; с амообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

Слайд 9

к онструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; и зобразительная деятельность (рисования, лепка, аппликация); м узыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); д вигательная (овладение основными движениями

Слайд 10

Ф ормы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста наблюдение; экскурсии; решение проблемных ситуаций; опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами; коллекционирование; м оделирование; реализация проекта;

Слайд 11

путешествие по карте; путешествие «по реке времени»; игры с правилами; викторины и КВН; просмотр презентаций и видео роликов; беседа; мини-музей; создание альбомов, панно; ведение календарей; дидактические игры

Слайд 12

Экспериментирование является одним из видов познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых В условиях ДОУ используем только элементарные эксперименты. Их элементарность заключается: во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; во-вторых , в процессе этих опытов не происходит научных открытий; в-третьих, они практически безопасны; в- четвертых, в процессе экспериментирования используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд 13

Алгоритм организации эксперимента: постановка проблемы, познавательной задачи (темы исследования); выдвижение детьми гипотез, предположений; проверка гипотез; фиксация результатов и подведение итогов; обсуждение работы.

Слайд 14

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты , объектом которых является человек. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке и т. п.

Слайд 15

По количеству детей (форма организации): индивидуальные (1—4 ребенка); групповые (5—10 детей); коллективные (вся группа). По причине их проведения: случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач. поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

Слайд 16

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические. По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные или циклические; фронтальные

Слайд 17

По месту в цикле: первичные ; повторные ; заключительные и итоговые. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Слайд 18

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач. По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

Консультация для родителей и педагогов "Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи...

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...

«Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста»

laquo;Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста»...

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...