Самообразование Нейрокорекция детского возраста
методическая разработка по физкультуре

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение эластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование на тему: «Психологическая нейрокоррекция в детском возрасте»

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. 

Задачи:

- компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;

         -  развитие высших психических функций;

- развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук); 

- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений); 

          - развитие произвольной регуляции движений;

- стабилизация межполушарного взаимодействия (развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, в результате происходит синхронизация работы полушарий);

- обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации - тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой);

-  формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции (от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами);

          - умения адекватно выражать эмоциональные состояния; 

- развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.

Что это такое?

Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) — это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет.

Особенно эффективна в работе с детьми, которых

 можно назвать:

- гиперактивными, импульсивными;

- чрезмерно утомляемыми;

- неловкими, неаккуратными, рассеянными;

-имеющими трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти;

- плохо успевающими в школе из-за проблем с письмом, чтением, счетом.

Выделяется комплекс клинических проявлений дефицита внимания и гиперактивности у детей:

- беспокойные движения в кистях и стопах;

- неумение сидеть на одном месте;

- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- нетерпеливость;

- неумение доводить начатое до конца;

- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;

- болтливость;

- неумение играть разговаривать тихо и спокойно;

- отсутствие умения прогнозировать последствия своих  

поступков;

- спонтанность и необдуманность действий;

- суетливость;

- несформированность праксиса и мелкой моторики;

- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.

Как известно, детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, развитие психических функций мозга оказывается также нарушенным.

Некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще. В таких случаях ребенку и показана диагностика и нейрокоррекция психических функций и поведения.

Через специально составленный и подобранный комплекс двигательных и когнитивных упражнений возможно последовательно активировать каждую зону мозга ребенка. Эти упражнения — движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание — повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга наконец начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения. 

Для того, чтобы метод приносил результаты, все двигательные упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно в сочетании с когнитивными упражнениями, индивидуально и под контролем специалиста. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций - эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции и др.

Через управление своим телом и своими движениями, а через также овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.

Компоненты методики

Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:

Двигательная коррекция;

Когнитивная, или познавательная коррекция.

Первый компонент, уже описанный выше, служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей. 

Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка. 

Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме. В курс двигательной коррекции входят не менее 25 занятий. Одно занятие длится от 40 до 60 минут, в зависимости от возраста. 

 Формы реализации: индивидуальные и групповые коррекционные занятия в форме игровой терапии.

Программа коррекции СДВГ  включает как работу с основными его признаками (гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания), так и с вторичными (нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения). Сюда входят упражнения различной направленности:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.  

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)

Наличие гипертонуса – проявляется:

  • в двигательном беспокойстве;
  • эмоциональной лабильности;
  • нарушение сна.

 Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль.Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, сердцебиение, перистальтика кишечника) – приводит к нарушению психического развития ребенка.

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

 Коррекционные движения тела и пальцев -

- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.

- центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

Функциональные упражнения-

развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

элиминация гиперактивности и импульсивности;

элиминация гнева и агрессии.

 Коммуникативные упражнения.

парные и групповые упражнения и игры – учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.

 Релаксация.

- приемы саморасслабления;

- снятие психомышечного напряжения. Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, я учитываю следующие особенности детей:

- принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;

          - дефицит внимания;

          - импульсивность;

          - очень высокую активность;

- неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях);

          - быструю утомляемость;

 - в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

Включение таких детей в коллективную работу осуществляется поэтапно.

 1 этап - Начинать с индивидуальной работы.

 2 этап - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах.

 3 этап - Переходить к коллективным играм.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.

Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Структура занятия:

- растяжка - 4-5 минут;

- дыхательное упражнение - 3-4 минут;

 - глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;

 - упражнения для развития мелкой моторики рук – 5 - 8 минут;

- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 10 - 15 минут;

 - релаксация - 4-5 минут.

Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы, а также изучения процесса достижения детьми следующих задач:

- привитие аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела;

- развитие чувства ответственности за собственные поступки;

- контролирование собственных эмоции и поступков;

- уважение прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков;

- добиться у ребенка адекватной самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;

- развитие внимания (концентрация, переключаемость, распределение);

- тренировка психомоторных функций.

Цикл занятий по выбранному направлению будет способствовать:

  1. - развитию навыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы общения с окружающими людьми);
  2. -  умению следовать инструкции взрослого человека, с одной стороны, и  определенную независимость, с другой стороны  (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);
    -  усилению способности к концентрации и устойчивости произвольного внимания;
    - совершенствованию тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук);
  3. -усилению волевых качеств (организованности, аккуратности, самостоятельности, ответственности за порученное дело),  формирование понятий «надо» и «нельзя»;
  4. -  поддержанию интереса к обучению;
  5. - развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя детского сада "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"

Материал по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"....

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Консультация "Самообразование педагога детского сада".

Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность дл...

Отчет по теме самообразования «Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала».

В материале содержится информация о проделанной работе по самообразованию за текущий год....

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг.

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг....

Рубрика «Самообразование». «Читаем и обсуждаем» Выготский Лев Семенович «Воображение и творчество в детском возрасте»

В презентации рассказывается о вкладе Льва Семеновича Выготского в развитие образования. Его взгляды и теории направлены на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материал направлен на использование ...

План по самообразованию в детском саду "Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

План по самообразованию в детском саду "Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...