Самообразование Нейрокорекция детского возраста
методическая разработка по физкультуре
Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение эластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование на тему: «Психологическая нейрокоррекция в детском возрасте»
Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Задачи:
- компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;
- развитие высших психических функций;
- развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);
- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);
- развитие произвольной регуляции движений;
- стабилизация межполушарного взаимодействия (развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, в результате происходит синхронизация работы полушарий);
- обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации - тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой);
- формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции (от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами);
- умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
- развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.
Что это такое?
Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) — это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет.
Особенно эффективна в работе с детьми, которых
можно назвать:
- гиперактивными, импульсивными;
- чрезмерно утомляемыми;
- неловкими, неаккуратными, рассеянными;
-имеющими трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти;
- плохо успевающими в школе из-за проблем с письмом, чтением, счетом.
Выделяется комплекс клинических проявлений дефицита внимания и гиперактивности у детей:
- беспокойные движения в кистях и стопах;
- неумение сидеть на одном месте;
- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- нетерпеливость;
- неумение доводить начатое до конца;
- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
- болтливость;
- неумение играть разговаривать тихо и спокойно;
- отсутствие умения прогнозировать последствия своих
поступков;
- спонтанность и необдуманность действий;
- суетливость;
- несформированность праксиса и мелкой моторики;
- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.
Как известно, детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, развитие психических функций мозга оказывается также нарушенным.
Некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще. В таких случаях ребенку и показана диагностика и нейрокоррекция психических функций и поведения.
Через специально составленный и подобранный комплекс двигательных и когнитивных упражнений возможно последовательно активировать каждую зону мозга ребенка. Эти упражнения — движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание — повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга наконец начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения.
Для того, чтобы метод приносил результаты, все двигательные упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно в сочетании с когнитивными упражнениями, индивидуально и под контролем специалиста. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций - эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции и др.
Через управление своим телом и своими движениями, а через также овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.
Компоненты методики
Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:
Двигательная коррекция;
Когнитивная, или познавательная коррекция.
Первый компонент, уже описанный выше, служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей.
Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.
Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме. В курс двигательной коррекции входят не менее 25 занятий. Одно занятие длится от 40 до 60 минут, в зависимости от возраста.
Формы реализации: индивидуальные и групповые коррекционные занятия в форме игровой терапии.
Программа коррекции СДВГ включает как работу с основными его признаками (гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания), так и с вторичными (нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения). Сюда входят упражнения различной направленности:
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.
Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)
Наличие гипертонуса – проявляется:
- в двигательном беспокойстве;
- эмоциональной лабильности;
- нарушение сна.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль.Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, сердцебиение, перистальтика кишечника) – приводит к нарушению психического развития ребенка.
Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Коррекционные движения тела и пальцев -
- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.
- центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
Функциональные упражнения-
развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
элиминация гиперактивности и импульсивности;
элиминация гнева и агрессии.
Коммуникативные упражнения.
парные и групповые упражнения и игры – учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.
Релаксация.
- приемы саморасслабления;
- снятие психомышечного напряжения. Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, я учитываю следующие особенности детей:
- принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;
- дефицит внимания;
- импульсивность;
- очень высокую активность;
- неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях);
- быструю утомляемость;
- в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
Включение таких детей в коллективную работу осуществляется поэтапно.
1 этап - Начинать с индивидуальной работы.
2 этап - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах.
3 этап - Переходить к коллективным играм.
Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента.
Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.
Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Структура занятия:
- растяжка - 4-5 минут;
- дыхательное упражнение - 3-4 минут;
- глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;
- упражнения для развития мелкой моторики рук – 5 - 8 минут;
- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 10 - 15 минут;
- релаксация - 4-5 минут.
Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы, а также изучения процесса достижения детьми следующих задач:
- привитие аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела;
- развитие чувства ответственности за собственные поступки;
- контролирование собственных эмоции и поступков;
- уважение прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков;
- добиться у ребенка адекватной самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;
- развитие внимания (концентрация, переключаемость, распределение);
- тренировка психомоторных функций.
Цикл занятий по выбранному направлению будет способствовать:
- - развитию навыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы общения с окружающими людьми);
- - умению следовать инструкции взрослого человека, с одной стороны, и определенную независимость, с другой стороны (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);
- усилению способности к концентрации и устойчивости произвольного внимания;
- совершенствованию тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук); - -усилению волевых качеств (организованности, аккуратности, самостоятельности, ответственности за порученное дело), формирование понятий «надо» и «нельзя»;
- - поддержанию интереса к обучению;
- - развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-87946-1602590785.jpg)
Самообразование воспитателя детского сада "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"
Материал по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/14/picture-92048.jpg)
Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»
Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-74445-1519418509.jpg)
Консультация "Самообразование педагога детского сада".
Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность дл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-578169-1422792929.jpg)
Отчет по теме самообразования «Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала».
В материале содержится информация о проделанной работе по самообразованию за текущий год....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822903-1475178038.jpg)
Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг.
Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/29/picture-1223435-1582924893.jpg)
Рубрика «Самообразование». «Читаем и обсуждаем» Выготский Лев Семенович «Воображение и творчество в детском возрасте»
В презентации рассказывается о вкладе Льва Семеновича Выготского в развитие образования. Его взгляды и теории направлены на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материал направлен на использование ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-611551-1644759003.jpg)
План по самообразованию в детском саду "Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
План по самообразованию в детском саду "Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...