Сценарий Квест - игры по станциям. «Традиции масленичной недели»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Чингина Александра Юрьевна

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям, истокам русской культуры.
Задачи:

- создать настроение торжества и веселья;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- доставлять детям радость от народных игр, песен;
- воспитывать любовь к народным играм, традициям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_po_stantsiyam.traditsii_maslenichnoy_nedeli.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Квест - игра по станциям.

«Традиции масленичной недели»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям, истокам русской культуры.
Задачи:

- создать настроение торжества и веселья;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- доставлять детям радость от народных игр, песен;
- воспитывать любовь к народным играм, традициям.
Оборудование: 2 детских валенка, 2 сковороды, «блины» по количеству детей, санки 2 шт, канат, обручи по количеству детей, метла 2 шт, бубен, шумовые инструменты по количеству детей, конусы.
Предварительная работа: чтение литературы, просмотр картин, иллюстраций, разучивание стихов, народных игр.

Ход.

Скоморох: Здравствуйте гости! Милости просим!

К нам сюда! собирайся народ!

Сегодня вас интересное ждет.

Игры, забавы, веселье и смех!

Праздника хватит у нас на всех!

А какой праздник отмечаете?

Дети: (кричат) Масленица!

Скоморох: Не слышу, кричите громче!!!

Дети: (кричат громче) Масленица!!! (Звучит музыка….)

Вот она масленица - дорогая.

Наша гостьюшка годовая.

Собрались мы с вами тут зиму проводить и весну встретить.

Песни попеть да в игры поиграть.

Давайте ребята все дружно весну позовем

Весна, весна-красна!

Приходи весна с благостью

С великой радостью. (Дети повторяют, кричат)

(Звучит музыка вьюги.) Выходит Зимушка.

Скоморох. Вот так Весна-красна !

Это же Зимушка шествует!

Зимушка. Здравствуйте, люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить.

Скоморох. Не надо нам такой радости, промерзли до косточек, ждем не дождемся теплых дней.

Может, ты уступишь место Весне?

Зимушка. Рановато вы весну кличите, не готова я своей сестрице просто так место уступить.

Скоморох. Что же делать будем, Зимушка-Зима?

Зимушка. Подумать надо (думает) Слышала я, что праздник у вас Масленица?

Дети. Да-да-да.

Зимушка. А сколько дней масленицу празднуют, вы знаете?

Дети. Нет.

Скоморох. Ребята, я вам подскажу. Живет масленица семь деньков!

Зимушка. Верно, говоришь! Так вот. Каждый день масленичной недели имеет свое название и особые традиции. Ваша задача - узнать название каждого масленичного дня.

Скоморох. Как же это сделать?

Зимушка. Есть у меня волшебные стрелы, которые вам помогут отыскать ответы на вопросы.

(Достает стрелы, на которых схема перехода от станции к станции).

Пойдете туда, куда покажет вам стрела волшебная, обойдете все поляны сказок и узнаете название дней масленицы. Выполните мое условие, уступлю место Весне - красне, так и быть.

А пока я остаюсь здесь, хочу побыть у вас, повеселиться да позабавиться как никак праздник!

( Все получают путевые стрелы, раздает Скоморох).

Скоморох. Ну, ребятушки, в добрый путь! (все расходятся по станциям, а одна группа остается с Зимушкой).

1. Сказочная поляна « Встреча». Зима.

Зима: Ну, что ребята готовы к моему испытанию?

Дети: Да!

Игра-забава «Валенок»
Две команды, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают в даль. На место падения валенка бежит второй участник, берет валенок и возвращается в команду и передает валенок следующему участнику.

Зима. Семь дней масленицу отмечают. Понедельник — первый день масленицы называется ВСТРЕЧА.

Первый день масленицы — это встреча масленицы — начало масленичной недели.

Ой, масленица кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом. Запомнили?

Воспитатель. Спасибо, Зима за веселые забавы и подсказку твою. А мы пошли на другую сказочную поляну.

2. Сказочная поляна «Заигрыш». Скоморох

Скоморох. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Воспитатель. Отмечаем мы славный праздник – Масленицу, с зимушкой прощаемся, весну дожидаемся. Отправила нас Зимушка узнать, сколько дней масленицу на Руси отмечают и как дни эти весёлые называются.

Скоморох.Хорошо, подскажу вам, но за это вы со мной поиграете и повеселитесь.

Воспитатель. Договорились!

ИГРА «Гонки тройками». ( 2 шт санок, дети делятся тройками, один тянет, второй сидит, третий толкает)

Скоморох. Вторник — второй день масленицы, называется ЗАИГРЫШ. С этого дня на масленичной неделе устраивались народные гулянья, катание с ледяных горок, катание на санях. И мы с вами будем играть.

Воспитатель. Спасибо, Скоморох за весёлые забавы и подсказку твою, а мы пойдём на другую сказочную поляну.

3. Сказочная поляна «Лакомка». Варвара — краса, длинная коса.

Воспитатель. Здравствуй, Варвара – краса, длинная коса!

Варвара. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Воспитатель. Отмечаем мы славный праздник — масленицу, с зимушкой прощаемся, весну дожидаемся. Отправила нас Зимушка узнать сколько дней масленицу празднуют на Руси и как эти дни весёлые называются.

Варвара. Ну что ж, я вам подскажу, но за это вы со мной поиграете и повеселитесь.

Воспитатель. Договорились!

Варвара. Среда — третий день масленицы называется ЛАКОМКА. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, собираются родственники. Чтобы придти в гости на блины, запасались пословицами и поговорками.

А теперь – ИГРА «ДОНЕСИ БЛИНЫ НА СКОВОРОДКЕ».

Перед стартом. Варвара говорит:

«Всё, что есть в печи, всё на стол мечи!»

Воспитатель. Спасибо, Варвара, за весёлые забавы и подсказку твою, а мы пойдём на другую сказочную поляну.

4. Сказочная поляна «Разгуляй». Богатырь

Воспитатель. Здравствуй, богатырь!

Богатырь. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Воспитатель. Отмечаем мы славный праздник – масленицу, с зимушкой прощаемся, весну дожидаемся. Отправила нас Зимушка узнать, сколько дней масленицу на Руси празднуют и как эти дни весёлые называются.

Богатырь. Ну что ж, я вам подскажу, но с условием, что вы со мной поиграете за это.

Воспитатель. Договорились!

Игра- забава «Перетягивание каната» 

Богатырь. Четверг — четвёртый день масленицы называется РАЗГУЛЯЙ. С этого дня масленица разворачивалась во всю ширь. Устраивались всевозможные молодецкие забавы: взятие снежной крепости, кулачные бои. А ну, ребятишки, и мы потешимся, да покажем всем силушку нашу богатырскую!

Воспитатель. Спасибо, Богатырь, за весёлые забавы и подсказку твою, а мы пойдём на другую сказочную поляну.

5. Сказочная поляна «Тёщины вечеринки». Баба-Яга.

Воспитатель. Здравствуй, Баба-Яга!

Баба-Яга. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Воспитатель. Отмечаем мы славный праздник – масленицу, с зимушкой прощаемся, весну дожидаемся. Отправила нас Зимушка узнать, сколько дней на Руси масленицу празднуют и как эти дни весёлые называются.

Баба-Яга. Ну что ж, я вам подскажу, но вы за это повеселите меня, позабавите. Уж больно я люблю играть….

Воспитатель. Договорились!

Баба-Яга. Пятница — пятый день масленичной недели, называется – ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРИНКИ.

Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка, а мать мужа должна была прислать накануне всё необходимое для печения блинов.

Баба-Яга.У меня блинов-то нету, я к Лешему за ними пойду, зато у меня есть волшебные метёлки. Хотите покататься на них?

ИГРА «ПРОЛЕТИ НА МЕТЛЕ».

Воспитатель. Спасибо, Баба-Яга, за весёлые забавы и подсказку твою, а мы пойдём на другую сказочную поляну.

6. Сказочная поляна «Золовкины посиделки». Кикимора.

Воспитатель. Здравствуй, Кикимора!

Кикимора. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Воспитатель. Отмечаем мы славный праздник – масленицу, с зимушкой прощаемся. Весну дожидаемся. Отправила нас Зимушка узнать, сколь дней на Руси масленицу отмечают и как эти дни весёлые называются.

Кикимора. Ну что, я вам подскажу, если вы со мной поиграете.

Воспитатель. Договорились!. Суббота – шестой день масленицы, называется ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

Кикимора. Золовка – это сестра мужа. Вот если у вашего папы есть родная сестра. То она будет золовкой для вашей мамы. Итак, в субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с молодыми парнями.

Ну что ж, время для игры!

Подходи народ честной:

И парни, и девицы, и молодцы, и молодицы!

ИГРА «ЗАЙМИ МЕСТО».

Сначала считаются и выбирают водящего. Для этого можно использовать любую детскую считалку. Затем, все дети встают в круг и берутся за руки, как в хороводе. Хоровод движется почасовой стрелки. Водящий находится с внешней стороны круга. Он идет в направлении противоположном тому, в каком движется хоровод и говорит такие слова:

Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!

Как только прозвучало последнее слово, хоровод останавливается и водящий хлопает по плечу того из игроков, который оказался напротив него. После этого, водящий и ударенный им игрок бегут по внешней стороне круга в противоположных направлениях. Их задача – как можно скорее пробежать и занять свободное место. Кто не успел – водит. Игра продолжается сколь угодно долго, пока не надоест.

Воспитатель. Спасибо, Кикимора, за весёлые забавы и подсказку твою. А мы пойдём на другую сказочную поляну.

7. Сказочная поляна «Прощённый день». Емеля .

Воспитатель. Здравствуй, Емеля!

Емеля. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Воспитатель. Отмечаем мы славный праздник – масленицу, с зимушкой прощаемся, весну дожидаемся. Отправила нас зимушка узнать, сколько дней на Руси масленицу празднуют и как эти дни называются.

Емеля. Хорошо, я вам подскажу, но вы за это потешите да позабавите меня: поиграете на музыкальных инструментах. Страсть как музыку люблю! Сейчас слушайте внимательно!

Воскресенье – последний день масленичной недели, называется ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ.

В этот день родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за обиды и огорчения, которые когда-либо наносили. И все друг другу кланялись до земли.

Емеля.А мы с вами поиграем на инструментах, да и поклонимся потом низко до земли друг другу.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР. (Детей поделить на 2 или 4 команды, выстроить их шеренгами друг напротив друга, каждая шеренга играет на шумовых инструментах и в конце кланяется шеренге, стоящей напротив. Задача: Кто лучше и громче сыграет и ниже поклонится….)

Воспитатель. Спасибо, Емеля за весёлые забавы и подсказку твою, а мы пойдём дальше.

Финал. Общий сбор.

Скоморох. Собирайся, народ!

Веселися, народ! Всё ли узнали о масленичной недели?

Дети. Дааааааа!

Зимушка. Сейчас я проверю! Первый день.

Дети и воспитатели. ВСТРЕЧА.

Зимушка. Второй день.

Дети и воспитатели. ЗАИГРЫШ.

Зимушка. Третий день.

Дети и воспитатели. ЛАКОМКА.

Зимушка. Четвёртый день.

Дети и воспитатели. РАЗГУЛЯЙ.

Зимушка. Пятый день.

Дети и воспитатели. ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРИНКИ.

Зимушка. Шестой день.

Дети и воспитатели. ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

Зимушка. Седьмой, последний день.

Дети и воспитатели. ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ.

Зимушка. Ну что ж, всё верно! Видать, моё время к концу подошло, а Весна-то вот-вот появится. Зовите её скорей!

Скоморох и все дети. ВЕСНА-КРАСНА! (Кричат хором).

Выходит Весна - красна.

Весна. Здравствуйте, гости дорогие!

Я - Весна-красна! Вам тепло принесла! Наконец-то пришла моя пора!

Скоморох. С масленицей прощаемся и блинами угощаемся! В группе вас ждут аппетитные блинчики, с пылу да жару!

А чтоб было веселей, споём песню поскорей!

ПЕСНЯ «БЛИНЫ».

Весна. Дружно праздник завершаем,

Быть здоровыми желаем!

Скоморох. С праздником всех! С масленицей! До свидания, друзья! ( Звучит весёлая музыка).