статья «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Олимпийским движением»
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Зарайченкова Наталья Борисовна

Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. Приобщение к миру спорта и Олимпийскому движению позволяет актуализировать знания и представления ребенка в его собственном реальном мире, открывает путь развития побуждений, что рождает новые возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaod.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОЛИМПИЙСКИМ ДВИЖЕНИЕМ»

Познавательное развитие – это, совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка, который приобретается в деятельности. Благодаря различным видам деятельности, которые осваивает ребенок в дошкольном возрасте, у ребенка формируется образ мира, уточняются и систематизируются представления, совершенствуются собственные умения и навыки. Особое место в жизни ребенка занимают игра и движение, те виды деятельности, без которых невозможно представить себе нормальный ход развития дошкольника. Дети старшего дошкольного возраста владеют всеми видами основных движений. У старших дошкольников активно проявляется интерес к различным формам деятельности в коллективе и в тоже времястремление в игре и в других видах деятельности быть первыми, лучшими; появляется возможность поступать так, как установлено правилами и этическими нормами и т.д. Именно поэтому подвижные, спортивные игры, простейшие соревнования так любимы детьми. А при правильном их использовании они могут способствовать не только физическому развитию, но и расширению кругозора, развитию познавательных интересов, формированию нравственных основ поведения и сознания. Данная тема является актуальной, т.к. в настоящее время, когда действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, поднимаются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, нацеленного на развитие ребенка как личности, чтоб он был готов к жизни в постоянно меняющемся мире. В этих условиях, главный интерес для педагогов может представлять олимпийское образование как возможность развития детей, охватывающее разные образовательные области.

 Познавательное развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте содержание области познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Отличительная черта современного физического воспитания детей дошкольного возраста – это органичная связь с познавательным развитием, это не только формирование различных двигательных умений и навыков у дошкольников, но и ознакомление со спортивными играми и упражнениями, приобщение к ценностям здорового образа жизни. Эффективным средством в этой работе может явиться ознакомление детей с олимпийским движением, его историей, традициями, ритуалами.

Олимпийские игры - крупнейшие спортивные соревнования прошлого и настоящего. Они обогащают игру детей разнообразными движениями и сюжетами, вызывают у ребёнка интерес к двигательной активности и к истории спортивных состязаний, развивают познавательные, творческие и двигательные способности. Особенностью олимпийского образования детей дошкольного возраста, является приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, а основные задачи состоят в том, чтобы сформировать знания детей о истории древнего и современного олимпийского движения, воспитать их в духе общечеловеческих ценностей  морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами и привить потребность в желании состязаться, которое является одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса. Опыт создания приоритета здоровья в обществе даёт нам Древняя Греция, где система воспитания, была основана на идее гармонично развития человека. Каждый равноправный гражданин в этой стране должен был заниматься спортом, если он рассчитывал играть какую-либо роль в своем государстве.

В Олимпийских играх участвуют сильнейшие атлеты всех континентов, это много встреч, деловых контактов, это праздник мира, здоровья и молодости. Они вошли в историю человечества как самое крупное международное спортивное мероприятие. Это единственные всемирные спортивные состязания, которые предоставляют прекрасную возможность для установления различных связей и дружбы между спортсменами многих стран. В связи с этим, детский сад как социокультурная среда, в которой дети находятся значительное время, способны с начальной ступени образования воспитывать в детях желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, изучать историю спорта, спортивных традиций и символики, знакомить обучающихся с Олимпийским и Параолимпийским движением в нашей стране и мире. Особую актуальность вопросу ознакомления дошкольников с олимпийским движением придают прошедшие недавно Зимние Олимпийские игры в нашей стране, в Сочи, где Россия побила не только свой собственный рекорд по общему количеству медалей, но и все рекорды, которые были установлены во времена Советского Союза. 

Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи образования детей дошкольного возраста не только в плане физкультурно-оздоровительной системы ДОУ, но и во всей совместной воспитательно-образовательной работе семьи и детского сада. Можно выделить несколько основных направлений олимпийского образования, как части системы спортивного воспитания. Первое направление – знакомство детей с историей древнего и современного олимпийского движения и видами спорта. Второе направление – проведение для них Малых олимпийских игр. Главная уникальность этих игр – использование олимпийской атрибутики (церемонии открытия и закрытия игр, зажжение олимпийского огня, подъем олимпийского флага и т.д.), а также поощрение соблюдения правил "честной игры". Одно из важнейших средств знакомства детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми является участие самих детей в соревнованиях. Это способствует воспитанию у них не только интереса, уважения к спорту и спортсменам-олимпийцам, но и вызывает желание стать членом этой замечательной команды сильных, быстрых, выносливых, красивых людей.

Система здоровьесбережения не может быть успешно реализована без помощи семьи. В соответствии с этим, нужно использовать различные формы работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Таким образом, благодаря различным видам деятельности, которые осваивает ребенок в дошкольном возрасте, у ребенка формируется образ мира, уточняются и систематизируются представления, совершенствуются собственные умения и навыки. Они обогащают игру детей разнообразными движениями и сюжетами, вызывают у ребёнка интерес к двигательной активности и к истории спортивных состязаний, развивают познавательные, творческие и двигательные способности. В работе дошкольных учреждений необходимо уделять серьезное внимание, разработке интересных авторских программ, позволяющих вести систематическую и целенаправленную работу, включающую в себя адекватное дошкольному возрасту содержание и формы организации детской деятельности. Олимпийское образование – одно из важнейших средств гармоничного развития детей, которое позволяет совмещать решение задач физического развития, укрепления здоровья и задач познавательного развития, а именно, ознакомления дошкольников с историей олимпийского движения как культурного наследия человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1.Варфоломеева, З.С. Олимпийское образование как фактор социализации школьников: теоретико-методический аспект // В мире научных открытий/ З.С. Варфоломеева, Д.О. Портнов. – Красноярск: НИЦ Гуманитарные и общественные науки, 2016. –  №4.  – С.545-550

2.Тупичкина, Е.А. Проект реализации здоровьесберегающих технологий в процессе олимпийского образования дошкольников // Детский сад: теория и практика. – Москва: Сфера, 2011. –  №11. – С.58-67

3.Усаков, В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников // Спорт, духовные ценности, культура. — Москва, 2015. — вып. 6. – С. 59-62.

4.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности/ С.О. Филиппова, Т.И. Рогачева, Т.Н. Панова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – Смоленск: Арест, 2011. – №12. – С.181-185.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...