Консультация для родителей "Физическая готовность к школе"
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

Шабуневич Татьяна Николаевна

Готовность ребенка к обучению в школе – самая важная тема в период дошкольного детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskaya_gotovnost_k_shkole_sobranie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Готовность ребенка к обучению в школе – самая важная тема в период дошкольного детства.

    И если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания. Для овладения письмом важно развитие мелкой моторики, поскольку ребенку предстоит учиться писать в тетрадях красиво и аккуратно. Слабое развитие мелких групп мышц повышает утомляемость, кроме того, у ребенка может появиться не желание научиться писать, потому что руки быстро устают, цифры и буквы написаны криво и грязно. Ребенку важно развитие и крупных групп мышц, так как основные двигательные навыки проявляются в беге, прыжках, лазании, метании и др. Все это помогает ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

   Физическая готовность определяется общим физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка.

Физическое развитие включает:

  • Антропометрические и биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.).
  • Физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).

   Народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». И это действительно так. Учеба в школе потребует от малыша колоссальных физических сил: рано вставать, проводить пять - шесть часов за партой (для ребенка это непривычно и крайне тяжело, так как требует сил не только на то, чтобы слушать учителя, но и на то, чтобы подавлять природную активность). Прибавьте к этому недостаток воздуха в переполненных школьных помещениях, двухчасовые домашние задания, отсутствие привычного с садика дневного сна, посещение престижных кружков и вы поймете, что здоровье у первоклассника должно быть не просто хорошее, а очень хорошее.

   Конечно, отлично, если у ребенка первая группа здоровья: ему по плечу нагрузки гимназических классов, с их максимально насыщенным учебным планом. При второй группе здоровья уже следует задуматься, отдавать ли ребенка в класс с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков. Третья и четвертая группа здоровья требуют тщательного продуманного выбора нагрузок для ребенка.

    Индивидуальные физические особенности. Вы должны четко знать и уметь поставить в известность преподавателей о группе здоровья ребенка, его хронических заболеваниях. Многие из них, даже не проявляющиеся внешне, могут влиять на успехи ребенка в школе, и классный руководитель, зная о проблемах, сможет правильно выбрать подход к ребенку.

   Сама внешность ребенка, его изменяющиеся с возрастом физические характеристики могут свидетельствовать о том, что один малыш справится со школьной нагрузкой уже в 6.5, а другому лучше подождать до 7 лет. Рассмотрим их на примере мальчиков, для девочек все показатели несколько ниже.

   Чтобы понять, готов ли Ваш ребенок физически к школе приведу краткий перечень данных, которым должен соответствовать ребенок семи лет.

Антропометрические и биометрические показатели:

  • Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см.
  • Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг.
  • Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индвидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе.
  • Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба.
  • Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.

  Оценка биологического возраста

Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно - в 5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении конечностей - рук и ног. Установить, произошел он уже или еще нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста» (впервые примененного антропологами при обследовании детей на Филиппинах): надо попросить ребенка достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой.  

Паспортный возраст, в котором проходит полуростовой скачок, может очень существенно варьировать. У некоторых детей он завершен уже к 5,5 годам, у других - только после 7 лет. В этом возрасте разница в два года весьма велика. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы оно было гармоничным.

Тестирование двигательного развития.

  • Гибкость. Ребенок, сидя ровно на полу с вытянутыми перед собой и разведенными на ширину плеч ногами, должен легко доставать кончиками пальцев отметки в 7-8 см, если за 0 считать линию пяток. (у девочек показатель выше, чем у мальчиков) Психологи считают физическую гибкость параметром, ответственным за гибкость ребенка в коллективе. То есть родителям ребят, с трудом вливающихся в коллектив, можно дать совет заняться с ребенком упражнениями на развитие гибкости.
  • Прыгучесть. В длину с места мальчик должен прыгать на 115-135 см.
  • Координация. Проверьте координацию ребенка, бросая ему мяч с расстояния 5-7 м. Из десяти попыток он должен девять раз поймать мяч, девять раз подбросить и поймать, 9 раз ударить об пол и поймать.

1. Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств.

Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств дети выполняют Прыжки на месте толчком двумя ногами с высотой 5-8 см. Исходное положение: основная стойка, ступни параллельно. Фиксировать количество прыжков, выполненных за 5 с. по команде «начали» и «стоп».

  1. Максимальная частота движений (тепинг-тест)

Тест применяется для оценки максимальной частоты движений кисти. Он важен для характеристики состояния двигательной сферы, а также демонстрирует силу нервной системы. На листе бумаги заранее вычерчивается квадрат размером 10х10 см. Задача ребенка заключается в том, чтобы за 10 секунд поставить карандашом наибольшее количество точек. По команде ребенок начинает стучать карандашом, ставя в квадрате точки с максимальной скоростью. Для оценки результатов подсчитывают общее количество точек в каждом квадрате, соединяя их между собой, чтобы избежать ошибок (рис.32). Тренировка положительно сказывается на скорости и устойчивости движений кисти.

  1. Статическая устойчивость

Для оценки статической устойчивости применяется тест “поза Ромберга”, при этом регистрируется время удержания позы в секундах. Руки должны быть подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты (рис.33). Тест выполняется без обуви. Ступни находятся одна за другой на одной линии, большой палец задней ноги касается пятки передней. Примерные результаты удержания позы у детей от 5 до 7 лет приведены в таблице.

Если вы не обращали серьезного внимания на эту сторону развития ребенка, немедленно приступайте к ликвидации данного пробела. Ежедневная утренняя зарядка, прогулки и игры на свежем воздухе, посещение бассейна и спортивных секций, подходящих малышу по силе и духу, - вот то немногое, что вы можете сделать для своего ребенка.

   Конечно, если малыш привык мало двигаться, большую часть времени проводит на диване у телевизора или у компьютера, то у вас будут определенные трудности в организации нового образа жизни. Но, во-первых, хороший пример всегда заразителен.    Начните с себя, тем более, что сейчас у вас есть очень веская причина осуществить то, что вы обещаете себе всю жизнь (не для себя же стараетесь, а для любимого чада).

   Во-вторых, помните, что ребенка привлекает все яркое, необычное и приятное. Пусть праздник начинается с утра! А чтобы ребенок видел, как вырастает из собственного несовершенства, используйте наглядные способы демонстрации достижений. Например, можно каждый день записывать, сколько подтягиваний (или отжиманий) сделал ребенок во время утренней зарядки и суммировать результат за неделю. Можно сравнивать результат первой недели месяца и последней. При регулярных занятиях прогресс будет обязательно, пусть маленький, но прогресс. За прогресс стоит поощрять ребенка (да и себя тоже, ведь и вы становитесь все совершеннее)! Пусть ваши листочки личных достижений висят рядом на стенке. Удивительно дисциплинирующее средство!

   Успехов и крепкого здоровья вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Консультация "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...