КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
статья по физкультуре

Удалова Евгения

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ Е. В. Удалова ГБДОУ детский сад №12 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом развитии. Общество стремительно развивается, а здоровье детей ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения, но при этом объем знаний, который ребенок должен усвоить - увеличивается. Дети стали менее активными, слабыми и раздражительными. Тревожность и заболеваемость повышаются. Развитие интеллекта детей напрямую зависит от взаимодействия полушарий головного мозга, от равного развития полушарий коры головного мозга. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность. Чем более уравновешенны полушария головного мозга, теми более способным и одаренным станет ребенок. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений. Пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Ребенок в таком состоянии воспринимает информацию на слух или глазами. Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологический состояний, укрепление физического здоровья необходимо проведение комплексной работы. Формой такой работы может стать кинезиологическая гимнастика. Что же такое кинезиология? Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий. Применение методики позволяет улучшить память у ребенка, внимание, речь, мыслительную деятельность, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активировать межполушарное взаимодействие, приводит к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом. Занятия должны проводиться в доброжелательной, эмоционально комфортной обстановке, если есть возможность под спокойную музыку. В своей работе по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи: разработать направления работы с детьми по использованию кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников, обогатить среду дидактическим иатериалом и оборудование для выполнения упражнений, определить пути взаимодействия с родителями по использованию кинезиологических упражне6ний в физическом и психическом развитии дошкольников. В работе с детьми я использовала: Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, массаж и самомассаж, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и кинезиологические сказки. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата. С ребятами проводились такие упражнения как «Тряпичная кукла и солдат», «Дерево», «Снеговик» т.д. Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма и развивают самоконтроль и произвольность. Например, «Ныряльщик», «Дышим носом», «Свеча», «Надуй шарик». Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие. Это такие упражнения, как «Горизонтальная восьмерка», «Глазки». Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. К примеру, упражнение «Ухо – нос», «Мельница» и «Перекрестное марширование». Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга. «Ладошки», «Пила», «Поглаживание». Упражнения для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга. Это и пальчиковые игры, при которых руки у детей двигаются не синхронно, по разному. Упражнения на релаксацию – способствует расслаблению, снятию напряжения. К примеру, упражнение «Путешествие на облаке», «Дирижер». Кинезиологические сказки развивают межполушарное взаимодействие, способствующего активизации мыслительной деятельности. Например, сказка «Обезьянки», «Два котенка» и т.д. Так же я использовала рисование двумя руками в воздухе. В ходе систематических занятий у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. У детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, к управлению своими эмоциями. Задействуются участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Для всестороннего использования кинезиологических упражнений благоприятным становится продуктивное взаимодействие специалистов и родителей. От такой совместной работы у детей наблюдается положительная динамика не только в развитии интеллекта, но и в усвоении методов выполнения упражнений, а так же применении их в различных играх, соревнованиях, различных праздниках. В заключении хочется сказать: «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya_dlya_detey_v_dou.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Е. В. Удалова

ГБДОУ детский сад №12

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом развитии. Общество стремительно развивается, а здоровье детей ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения, но при этом объем знаний, который ребенок должен усвоить - увеличивается. Дети стали менее активными, слабыми и раздражительными. Тревожность и заболеваемость повышаются. Развитие интеллекта детей напрямую зависит от взаимодействия полушарий головного мозга, от равного развития полушарий коры головного мозга. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность. Чем более уравновешенны полушария головного мозга, теми более способным и одаренным станет ребенок.  

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений. Пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Ребенок в таком состоянии воспринимает информацию  на слух или глазами.

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологический состояний, укрепление физического здоровья необходимо проведение комплексной работы. Формой такой работы может стать кинезиологическая гимнастика.

Что же такое кинезиология?

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.

Применение методики позволяет улучшить память у ребенка, внимание, речь, мыслительную деятельность, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активировать межполушарное взаимодействие, приводит к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом. Занятия должны проводиться в доброжелательной, эмоционально комфортной обстановке, если есть возможность под спокойную музыку.

В своей работе по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

разработать направления работы с детьми по использованию кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников, обогатить  среду дидактическим иатериалом и оборудование для выполнения упражнений, определить пути взаимодействия с родителями по использованию кинезиологических упражне6ний в физическом и психическом развитии дошкольников.

В работе с детьми я использовала:

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, массаж и самомассаж, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и кинезиологические сказки.

Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата. С ребятами проводились такие упражнения как «Тряпичная кукла и солдат», «Дерево», «Снеговик» т.д.

Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма и развивают самоконтроль и произвольность. Например, «Ныряльщик», «Дышим носом», «Свеча», «Надуй шарик».

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие. Это такие упражнения, как «Горизонтальная восьмерка», «Глазки».

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. К примеру, упражнение «Ухо – нос», «Мельница» и «Перекрестное марширование».

Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга. «Ладошки», «Пила», «Поглаживание».

Упражнения для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга. Это и пальчиковые игры, при которых руки у детей двигаются не синхронно, по разному.

Упражнения на релаксацию – способствует расслаблению, снятию напряжения. К примеру, упражнение «Путешествие на облаке», «Дирижер».

Кинезиологические сказки развивают межполушарное взаимодействие, способствующего активизации мыслительной деятельности. Например, сказка «Обезьянки», «Два котенка» и т.д. 

Так же я использовала рисование двумя руками в воздухе.

В ходе систематических занятий у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. У детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, к управлению своими эмоциями. Задействуются участки мозга, которые раньше не участвовали в учении.

Для всестороннего использования кинезиологических упражнений благоприятным становится продуктивное  взаимодействие специалистов и родителей. От такой совместной работы у детей наблюдается положительная динамика не только в развитии интеллекта, но и в усвоении методов  выполнения упражнений, а так же применении их в различных играх, соревнованиях, различных праздниках.

В заключении хочется сказать: «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения».

Интернет источники:

https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-kineziologicheskih-uprazhnenij-v-dou-5219414.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/elementi_kineziologicheskih_uprazhnenij_kak_zdorove_163723.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умные пальчики. (Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 5—7 лет)

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отве...

Сборник кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста)

Данный  материал будет интересен педагогам использующим здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе....

Кинезиологические упражнения для детей "Умные пальчики"

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) мо...

Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР

Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...

Комплекс кинезиологических упражнений для детей 6 - 7 лет

Комплекс кинезиологических упражнений для детей  подготовительной   группы.(Сентябрь – октябрь – ноябрь)№НазваниеупражненийЦель упражненияСодержание и выполнение упражненийПримечания1«У...

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста.

Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Данные упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, привод...

Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...