Физкультурная терапия
методическая разработка по физкультуре

Горбачева Тамара Николаевна

Физкультурная терапия необходима детям с признаками неврастении, которая развивается у них, прежде всего, из-за неправильного ритма жизни. Положительное влияние физкультурной терапии на психоэмоциональное состояние детей наблюдается уже через месяц после начала регулярных занятий. Общий курс физкультурной терапии рассчитан на 2-3 месяца, в зависимости от индивидуально-психологического состояния ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturnaya_terapiya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Физкультурная терапия».

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №155 г. Иркутска Горбачева Тамара Николаевна.

Физкультурная терапия.

Физкультурная терапия необходима детям с признаками неврастении, которая развивается у них, прежде всего, из-за неправильного ритма жизни. Положительное влияние физкультурной терапии на психоэмоциональное состояние детей наблюдается уже через месяц после начала регулярных занятий. Общий курс физкультурной терапии рассчитан на 2-3 месяца, в зависимости от индивидуально-психологического состояния ребенка.

 Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными: утренняя терапевтическая гимнастика, оздоровительный бег, пешие прогулки, закаливающие процедуры. Ниже каждый из этих компонентов рассмотрен более подробно.

Оздоровительная утренняя гимнастика.

Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации.

Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения, поскольку не все дети успешно справляются с заданиями. Если они это осознают, то их астенические реакции могут усилиться.

Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня утренняя гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствии, в следующий день это будет интересная пешая прогулка с небольшим марш-броском и  т. п. Будет разумно, если взрослые согласуют комплекс гимнастики с детьми.

Во время гимнастики детям должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться.

Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются.

Терапевтическая утренняя гимнастика всегда (кроме случаев неблагоприятной погоды) проводится на свежем воздухе не менее 30 минут. По существу это насыщенная разнообразной двигательной деятельностью утренняя прогулка. Ее место в режиме дня определено достаточно точно для каждой возрастной группы, начиная с 3-летнего возраста.

Характер погоды и условия сезона должны быть обязательно учтены. Это обуславливает вариативность утренней гимнастики.

1 вариант - для нормальной по сезону погоды.

Классическая схема этого варианта такова:

- разминка, упражнения которой дети подбирают каждый для себя самостоятельно из разученных ранее на физкультурных занятиях;

- оздоровительный бег (бег в медленном темпе);

- релаксация, способствующая быстрому возвращению пульса к исходным величинам;

- упражнения общеразвивающего характера, хорошо знакомые и любимые детьми;

- самостоятельная двигательная деятельность детей в течение 8-10 минут;

- специальные оздоровительные игры;

- упражнения на восстановление дыхания, специальные упражнения на улучшение координации движений, элементы оздоровительной дыхательной гимнастики;

- водные закаливающие процедуры;- аутогенная тренировка.

2 вариант - при ветреной погоде.

В этом случае из содержания гимнастики исключаются общеразвивающие упражнения и самостоятельная двигательная деятельность. Вместо них целесообразно организовать упражнения на полосе препятствий по типу "крайстренинга" (круговой тренировки). При организации упражнений на полосе препятствий нужно позаботиться о том, чтобы нагрузка на различные группы мышц была последовательной, сбалансированной и соответствовала возможностям детей. Полосу препятствий каждый ребенок проходит в индивидуальном темпе, торопить детей не стоит. Количество повторений должно также зависеть от их желания.

3 вариант - очень легкий моросящий дождь или после дождя.

В этом варианте после оздоровительного бега проводится серия подвижных игр, упражнения на координацию движений и дыхательная гимнастика.

4 вариант - для нестабильной и неблагоприятной погоды.

Наши многолетние наблюдения показали, что, как говорят малыши, "негуляльных" дней в году не так уж много. Примерно 20-25 дней в году погода не позволяет организовать двигательную деятельность на воздухе. Это сильные морозы, проливные дожди, пурга, сильный порывистый ветер. В такие дни терапевтическая утренняя гимнастика может проходить как танцевальная разминка, работа на тренажерах, занятие на импровизированной полосе препятствий в физкультурном зале. Хороший эффект положительного психоэмоционального состояния детей дает включение в комплекс специальных оздоровительных игр, о которых мы расскажем дальше.

Как вы смогли убедиться, утренняя терапевтическая гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечно-сосудистой системы, развитию способности организма лучше усваивать кислород. Благодаря вариативности гимнастики, а также предоставлению детям возможности выбора деятельности, специфике субъектно-объектных отношений взрослых и детей, комплексное терапевтическое влияние на физическое и психическое состояние воспитанников весьма значительно.

Организация оздоровительного бега.

Традиционно бег рассматривается как средство профилактики и совершенствования функционирования сердечно-сосудистой системы. Но не меньшее значение имеет он в профилактике психоэмоционального напряжения детей. На то, что бег улучшает подвижность нервных процессов и повышает психический тонус, указывают многие специалисты: медики, психологи, тренеры.

У детей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, отмечается устойчивое положительное настроение. К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожащих эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждения. Они в определенной степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное состояние.

Бег уравновешивающе действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если человек был в спокойном состоянии. Особое значение имеет оздоровительный бег для детей с функциональными заболеваниями нервной системы, которых нетрудно определить по чрезмерному возбуждению или стойкой апатии. Именно у них наблюдаются нарушения сна и аппетита, частая смена настроения, отмечаются трудности запоминания, резко снижается способность концентрации внимания.

Регулярные беговые тренировки способствуют развитию памяти и внимания, устранению речевых депрессий, часто наблюдаемых у таких детей. Они становятся более уравновешенными.

Дадим несколько советов практическому психологу о том, как организовать оздоровительный бег, чтобы он действительно послужил средством предупреждения психоэмоционального напряжения.

Основные правила, которые должны быть соблюдены при организации оздоровительных беговых тренировок, заключаются в следующем:

1. На начальном этапе беговых тренировок имеет смысл разделить детей на подгруппы по определенным психологическим признакам. Малоподвижных с превышением массы тела в одну подгруппу, моторных - в другую, детей с хронической патологией - в третью и т. п.

С одной подгруппой детей беговую тренировку проводит физорг, с другой - воспитатель, с третьей - психолог. Время тренировки общее, а вот беговые площадки разные. Специфика индивидуально-психологических и физических особенностей детей учитывается в методике тренинга и характере общения взрослых с детьми. При правильных подходах очень скоро дети смогут бегать все вместе.

2. Детей нужно научить контролировать свой пульс, определять свое физическое самочувствие и если это необходимо, своевременно прекращать тренировку. Основанием прекращения
тренировки может быть, например, тот факт, что ребенку становится трудно дышать через нос или он чувствует, что устал.

3. Психологу также необходимо уметь оценивать физическое состояние детей по внешним признакам. О нагрузке, неадекватной возможностям организма, говорят нарушение координации движений, частое прерывистое дыхание, дыхание ртом, сбивчивость речи (проглатывание отдельных слогов, звуков, заикание), резкое покраснение лица, обильный пот. Психологу следует также обратить внимание на то, как чувствуют себя дети в течение дня. Если их работоспособность на образовательных занятиях снижается, дети вялые, то это верный признак того, что беговую нагрузку нужно уменьшить.

4. Каждому ребенку необходимо помочь выбрать оптимальную для него скорость. При правильно подобранной скорости дети обычно слегка увеличивают ее на второй половине дистанции. Это нормально и соответствует одному из принципов оздоровительного бега - "Бежать как бежится!"

5. Важно, чтобы дети получали от беговых тренировок максимум удовольствия. Иначе оздоровительного эффекта не будет. Поэтому следует проследить за тем, чтобы взрослые как можно меньше делали детям замечаний и указаний, помня, что они не олимпийский резерв готовят, а занимаются физкультурной терапией.

6. С каждой подгруппой детей должен бегать взрослый. Под его темп и подстраиваются дети. Он перекидывается с детьми на бегу шутками, репликами и по характеру их речи, а также другим внешним признакам решает, стоит ли им продолжать бег.

7. На начальном этапе беговые тренировки проводятся не более 2-3 раз в неделю. Это необходимо для предупреждения мышечных болей. По мере развития выносливости беговые тренировки могут проводиться ежедневно. Тестирование детей на выносливость проводится 1 раз в две недели. Нормальное прохождение теста говорит о том, что можно увеличить дистанцию. Но вот делать этого, не посоветовавшись с детьми, не стоит.

Техника оздоровительного бега очень естественна, и ее освоение детьми не требует особых усилий. Основное внимание следует обратить на момент приземления. Приземляться лучше всего не на носок, а на пятку или всю ступню. Тогда вес тела равномерно распределяется на всю ступню. Но необходимо помнить, что индивидуальные особенности в строении ног у детей влияют на постановку стопы на землю.

Поэтому мы советуем не задумываться над тем, какая часть стопы коснется грунта раньше. Если движение будет привычным, то у детей не будет физического дискомфорта, вслед за которым неминуемо следует и психический. Но проследить за тем, как ребенок опускает стопу на землю нужно. Если он касается земли пяткой, то в задники его обуви следует положить дополнительную мягкую прокладку.

Иногда дети очень скованны, и тренеру не удается преодолеть это. Предложите ему несколько формул, вызывающих у детей веселые образы. Например: "Утята шлепают по воде", "Ножки приклеиваются к дорожке", "Наши пяточки как барабанные палочки" и т. п. Если у детей слишком напряжены мышцы плечевого пояса и рук, то нужно предложить им взять две палочки и перебирать их пальцами во время бега. Это снимет напряжение кисти и даст свободу предплечью.

Место проведения беговых тренировок в принципе большого значения не имеет. Бегать можно где угодно: в сквере, парке, по улице. В плохую погоду можно побегать в спортивном зале, если он, конечно, достаточно просторный. Но на первых этапах лучше бегать по ровной местности, а затем неплохо подобрать трассу с небольшими подъемами и спусками. Вообще беговые трассы следует менять чаще, чтобы обогатить детей зрительными впечатлениями.

Требования к одежде зависят от температуры окружающего воздуха. Нужно помнить о том, что при беге интенсивно выделяется тепло. Основные зоны потери тепла организмом - это стопы, руки, голова. Именно их следует защищать в первую очередь, обратив особое внимание на обувь. Она должна быть на толстой, нескользящей подошве.

Вся одежда для беговых тренировок должна быть из натуральных волокон, за исключением специальной куртки-ветровки для прохладной погоды, ткань которой, защищая от ветра, все же дает через микроотверстия дышать телу. Неправильно подобранная одежда приводит к излишней потливости, раздражению кожи, детям неприятно, они нервничают, и тогда оздоровительный эффект тренировки практически сводится к нулю.

Подготовка к беговым тренировкам состоит из нескольких этапов.

Первый этап - самый важный. Нужно обеспечить должный психологический настрой детей, научить контролировать свое самочувствие, освоить приемы саморегуляции состояния. Этим и должен заниматься практический психолог.

На втором этапе дети учатся самостоятельно разминаться перед бегом, самостоятельно проводить закаливающие водные процедуры. Психолог продолжает учить детей описывать и контролировать свое физическое и психическое состояние. Помогает педагогам сделать так, чтобы эти процедуры доставляли детям максимум удовольствия.

Третий этап - это уже собственно беговая тренировка. С отдельными детьми, нуждающимися в психологической коррекции, психолог может бегать сам. У остальных детей он прослеживает влияние беговых оздоровительных тренировок на психологическое самочувствие и личностное развитие.

Водные процедуры как компонент физкультурной терапии.

Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляционного аппарата организма человека являются водные закаливающие процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбужденному человеку предлагают выпить воды, уставшему - умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.

Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребенка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо.

Приучать к закаливающим водным процедурам ребенка следует буквально с самого рождения, но, к сожалению, культура нашего российского образа жизни такова, что большинство родителей этого не делают. И дети к моменту поступления в дошкольное учреждение в большинстве изнеженны, капризны и плаксивы.

Классическими принципами закаливания являются постепенность и последовательность. В современном понимании - это постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени воздействия на определенные участки тела ребенка. Такой подход называют щадящим. Ребенка как бы проводят по ступенькам закаливания, поднимаясь от щадящих, простых процедур к более сложным и жестким.

Чтобы закаливающие процедуры являлись тренингом не только для сосудистой, но и нервной системы, такое движение по восходящей просто необходимо. Иначе организм быстро приспосабливается, и его реакция становится индифферентной (безразличной). И соответственно, ожидаемого положительного эффекта не наступает. Не случайно в 70-80 годы прошлого столетия, когда в дошкольных учреждениях культивировалось закаливание детей, многие родители просили воспитателей не делать этого с их детьми. Даже справки от педиатров приносили с отводами от закаливающих процедур. Причем большинство из них напрямую связывали заболеваемость ребенка с закаливанием в детском саду.

Мы не думаем, что проведение закаливающих процедур непосредственно влияло на повышение заболеваемости детей в детском саду. Скорее закаливание в силу непродуманности подходов не ставило защитного барьера болезням из-за индифферентной реакции организма.

"Ступеньки" закаливания образовательное учреждение должно определять самостоятельно, учитывая имеющиеся возможности и специфику своего детского контингента. Важно, чтобы детям процедуры нравились, и они могли бы их выполнять самостоятельно.

Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры - это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко осваивают самые маленькие воспитанники.

В среднем дошкольном возрасте дети легко осваивают приемы обливания стоп, голени, обширного умывания.

Старшие дошкольники и шестилетки способны самостоятельно обливаться прохладной водой или принимать прохладный душ.

В принципе не имеет особого значения, какую "лесенку" закаливания выстроит образовательное учреждение. Нужно, чтобы организм не привыкал к процедурам и постоянно тренировался. Следует, научив детей разнообразным приемам закаливания, предоставить им возможность выбора. Тогда проблем с воспитанием привычек здорового образа жизни будет меньше. "От удовольствия - к привычке, от привычки - к потребности" - вот несложный алгоритм деятельности, которым должен руководствоваться персонал учреждения, организуя закаливающие процедуры.

Если холодные водные процедуры повышают тонус и возбуждают организм, то теплые ванны расслабляют и успокаивают. Хороший успокаивающий эффект дают теплые ножные ванны (особенно с отваром трав) перед дневным сном. Для проведения этой процедуры достаточны небольшие пластмассовые тазики. Вода в них наливается чуть выше щиколотки.

Малышам лучше принять теплые ванны для рук. В ванночки наливается теплая вода, и детям предлагается купать игрушки из мягкого поролона. Неплохо в воду добавить отвары трав: валерианы, пустырника. Хороший эффект дает добавление в воду специальных ароматических масел, обладающих успокаивающим действием: ромашкового, лавандового, мятного. Но об этом лучше посоветоваться с врачом образовательного учреждения. Длительность такой процедуры 8-10 минут, после чего детей укладывают спать. Сон после нее очень крепкий.

В последние годы во многих дошкольных учреждениях оборудуются сауны. Для укрепления физического и психического здоровья систематическое посещение сауны очень полезно. Жар бани - сильный раздражитель, и он дает толчок многим физиологическим реакциям. Прежде всего, повышается активность кровообращения. Благодаря этому кровь обильно орошает разные органы, в том числе и спинной, и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом.

Баня снимает утомление, так как вместе с потом удаляются излишки молочной кислоты, которые накапливаются в мышцах и усугубляют чувство утомления Утомлению же, как правило, сопутствует нарушение обмена веществ. Банный жар, прогрев кожу и мышцы, ткани и органы, вызывает у детей приятную расслабленность, раскованность. А такое безмятежное, неотягощенное, легкое настроение психологически очень комфортно и сохраняется более суток. К тому же в таком состоянии у человека улучшается течение обменных процессов.

Практический опыт показывает, что дети, особенно маленькие, иногда волнуются перед заходом в сауну, а иногда проявляют выраженный страх. Поэтому всякое принуждение ребенка категорически запрещается. Ребенку надо сразу же показать, что у него в любую минуту есть путь к отступлению в привычную температурную среду. Как правило, после третьего посещения сауны все страхи детей исчезают.

Уже с малых лет нужно приучать детей париться веником. Особое достоинство березового веника состоит в том, что пар от него способствует сильному расширению конечных мельчайших разветвлений бронхов, улучшая вентиляцию легких. Выбор веника имеет большое значение.

Для положительного воздействия на нервную систему ребенка специалисты советует воспользоваться дубовым или липовым веником. А для снятия усталости подойдет лучше всего пихтовый веник. Эти веники следует использовать в вечернее время. А вот веники из листьев рябины и травы с соцветиями пижмы обыкновенной усиливают процессы возбуждения нервной системы. Они устраняют расслабляющее влияние банной процедуры, хорошо подготавливают ребенка к интенсивным интеллектуальным нагрузкам первой половины дня.

Веник используется только с согласия ребенка. Нужно объяснить ему, чем полезны веники, и рассказать, что париться вениками любили и знаменитые богатыри, и красавицы.

Список литературы:
1. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: ИЛ, 2016. - 610 c.


2. Бережнова, О. В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лен "Малыши-крепыши" / О.В. Бережнова, В.В. Бойко. - М.: Цветной мир, 2016. - 136 c.


3. Болсунова, Е. Б. Сказочная гимнастика с элементами йоги. 3-4 года. Учебно-методический комплект / Е.Б. Болсунова. - М.: ВАКО, 2016. - 977 c.

4. Алябьева, Е. А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2015. - 144 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия физкультурно-оздоровительного кружка с использованием Су-джок терапии.

Занятие направлено на укрепление мышечного корсета, корректирование осанки и опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста; на укрепление и активизацию защитных сил организма при помощи С...

Воздействие музыкально-танцевальной терапии на организм и психику человека в физкультурно-оздоровительной практике.

Физическая культура, будучи неотъемлемой частью жизни общества, современной науки, под воздействием общих тенденций трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук....

физкультурное занятие с использованием нетрадиционного оборудования и арт-терапии

использование нетрадиционных иетодов и приемов проведения физкультурных занятий таких как игротерапия , арттерапия и релаксация...

физкультурное занятие с использованием нетрадиционного оборудования и арт-терапии

использование нетрадиционных иетодов и приемов проведения физкультурных занятий таких как игротерапия , арттерапия и релаксация...

Внедрение Су-Джок-терапии в физкультурно-оздоровительную работу детского сада

Доклад по опыту внедрения здоровьесберегающей технологии Су-Джок-терапия (аккупунктуры) в физкульурно-оздоровительную работу в ДОУ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ

Возможности Су-джок терапии в сохранении и укреплении здоровья воспитанников...

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ.

Статья посвящена актуальной проблеме укрепления растущего организма, формирования у маленького человека внимательного отношения к своему здоровью. Состояние здоровья детей – важнейший показатель...