ИКТ в физическом воспитании дошкольников
проект по физкультуре

Рылова Екатерина Сергеевна

ИКТ в физическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в физическом воспитании дошкольников

       Одной из основных задач дошкольных образовательных организаций (ДОО) в настоящее время является оптимизация и модернизация оздоровительной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, сети Интернет, телевизора, видео-, аудио-аппаратуры, мультимедиа, т. е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.

    Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

     Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных подходов к оздоровлению детей средствами физической культуры в новых интерпретациях.

       Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях:

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
  • Реализация программы «Электронная Россия»;
  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
  • Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
  • Формирование социальных сетей и др.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов.

  Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

      Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

     Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

         Основная цель введения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на физкультурных занятиях: оказание комплексного воздействия на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, повышение интереса к спортивным мероприятиям.

          На мой взгляд, наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа-подход, который основан на взаимном дополнении различных технологий. 

          Когда в первый раз слышишь фразу  «компьютер на физкультурных занятиях», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись в работе с детьми.

          Применение компьютерной техники позволяет внести новизну в физкультурное занятие, сделав его  привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные технологии решают ряд задач: 
- игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала и интерес к обучению;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание; 
- проблемные задачи и поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей;

 - помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи; 
- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным и привлекательным для детей; 
- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. 

    Мой опыт  использования ИКТ по физическому развитию.    

        Я заметила, что дошкольникам стали не интересны «традиционные» занятия физической культурой, поэтому в своей работе я начала применять ИКТ, что  позволило мне повысить к ним интерес.

    Чередование на экране  демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Электронные презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасным наглядным средством при проведении мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно.

    Для решения основных задач физического воспитания дошкольников я включаю информационно-коммуникационные технологии во все виды физического воспитания.

    Медиа-занятия проводятся в физкультурном зале с использованием ноутбука, мультимедийного проектора и экрана, как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.       

         Для формирования системы знаний в области физической культуры и спорта, формирования потребности в здоровом образе жизни мной используются  информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет или созданные самостоятельно с помощью программ: (PowerPoint, WindowsMedia, MicrosoftWord) .

       Чтобы разнообразить комплексы утренней гимнастики и ОРУ на занятии по физкультуре, мной разработана мультимедийная гимнастика:  «Капитан Краб», «Эй, лежебоки», « Барбарики», « Хорошее настроение», «А рыбы в море плавают вот так!», «Делайте зарядку!». Ритмичная музыка, помимо поднятия настроения, задает такт движениям, помогает не выбиваться из заданного темпа, улучшает настроение, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений.  Дети с огромным удовольствием выполняют движения вместе с героями мультфильмов.            

На занятиях  по физической культуре:            

      В водной части занятия  использую презентацию или мультфильм для создания мотивации  у детей («Помогите девочке Маше», «Путешествие в лес»), что позволяет создать определенный настрой.)

      Иногда герои сказок, мультфильмов с экрана обращаются к детям за помощью: как можно поиграть с мячом, для чего нужна гимнастическая скамья и т.п. И воспитанники групп составляют план решения проблемы, выполняют различные движения в соответствии с просьбой.                                      

     Во время общей подготовки организма (ходьбы и бега)   использую только  музыкальные произведения, без экрана, руководствуясь техникой безопасности: во время ходьбы и бега дети не должны отвлекаться.  

      В основной части  физкультурных занятий использую:

-презентации и слайды обучающего типа: «Спортивная азбука в картинках»; гимнастика для глаз «Стрекоза»; дыхательная гимнастика «Шар лопнул», «Дровосек»; массаж « Дождик», «Ладошки»; степ-аэробика;          

 - короткие фрагменты  мультфильмов: «Снежные дорожки», «Кто первый», «Шайбу! Шайбу!»,

-музыкальные диски спортивной тематики; 

-мульти-сказки для упражнений  игрового стретчинга,  что способствует повышению качества выполнения упражнений.                                                     

     При разучивании новых видов основных движений практикую показ слайдов с изображением алгоритма их выполнения.              

         В основной части НОД я использую часто музыкально-подвижные игры, игры на ускорение: «Самолёт», «Колёсики», «Ракета», «Мы пойдём налево», «Мы умеем танцевать», «А рыбы в море плавают вот так», «Три хлопка», «Снег руками нагребаем».  Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом игры и ритмом.

        В заключительной части занятий использую:

 -релаксационные упражнения под тихую и спокойную музыку;

 -игры малой подвижности под спокойную музыку: «Дни недели», «Дом», «Мы весёлые мартышки», «Тишина у пруда», «Котик к печке подошёл», «Жили-были зайчики», «Пропавшие ручки», «Три медведя»,

- игры-имитации под музыку: «Звездочки и роботы», «Бабочки и жуки», «Медведи и пчелы» (дети, слушая музыку, имитируют движения соответствующих персонажей);

-самомассаж  под музыкальное сопровождение;

-пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение, включая пропевание текста детьми.

         Информационно-коммуникационные технологии я использую не только на физкультурных занятиях с детьми, но и при организации спортивных досугов, праздников, дней здоровья; в работе с родителями и сотрудниками ДОУ.

     В предварительной работе демонстрирую виртуальные экскурсии «Зимние виды спорта», «Такие разные мячи», «День защитника Отечества», «Космос», «Военные профессии». (Подборка виртуальных экскурсий на персональном компьютере)

     Участники мероприятий   играют в электронные игры с использованием интерактивной доски «Четвёртый лишний», «Виды спорта», « Найди пару», «Отгадалки».

     В индивидуальной работе с детьми я также использую ИКТ. Для лучшего усвоения  техники выполнения упражнений я подготовила несколько слайдов, на примере выполнения упражнений детьми я показала, как правильно выполнять упражнения, например, бросок мяча в корзину. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как правильно взять мяч. Можно использовать слайды вместо традиционных схем.

      На сайте ДОУ и на канале ДОУ в Телеграме периодически  я размещаю фотоотчёты  о проведённых спортивных мероприятиях, спортивной жизни дошкольников в ДОУ и дома: « День защитника Отечества», « Школа космонавтов» «Зимняя Олимпиада», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Сильным, ловким вырастай!», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Мы с верёвочкой играем и здоровье укрепляем», «Путешествие в страну здоровья».                      

         В педагогической деятельности я также  активно использую информационные компьютерные технологии:

- планирование образовательного процесса по физической культуре;

- разработка физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;

-разработка комплексов утренней гимнастики:

 - разработка мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

     Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.          

     Использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс,  повысить профессиональный уровень педагога

        Начиная работу над данной технологией, я столкнулась с необходимостью подробного изучения инструментария программного обеспечения по созданию презентаций, видеороликов, графических, текстовых редакторов. Освоила приемы работы с мультимедийным оборудованием: мультимедиа-проектором, интерактивной доской.

В дальнейшем  планирую продолжить работу над данной технологией по следующим направлениям:

  • организация организованной образовательной деятельности;
  • организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
  • реализация проектов;
  • создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

        Сегодня  во многих детских садах необходимо и целесообразно использовать ИКТ на занятиях по физической культуре, что делает  занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации.
        Совместная организованная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. 

          ИКТ на физкультурных занятиях и других мероприятиях с детьми, направленных на формирование ЗОЖ, нужно использовать в меру.  ИКТ я использую  не на каждом занятии и не в большом количестве одновременно, а применяю в процессе организованной образовательной деятельности один прием, соблюдая принцип от простого к сложному (на одном занятии –упражнения игрового стретчинга с показом презентации; на другом – демонстрация на экране алгоритма выполнения основного движения; на последующих – музыкально-подвижная игра и т.п.).

     Таким образом, использование информационно-коммуникационных  технологий в дошкольном образовании дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

     Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Применение современных средств ИКТ позволяет сделать физкультурное занятие современным, интересным, дающим мотивацию для детей. Но, показ презентаций и применение интерактивных игр на занятиях стоит ограничивать, так как, на наш взгляд, постоянное их применение влечет потерю интереса к традиционной форме занятия: для детей занятия физической культурой будут тождественны игре, будет теряться смысл оздоровительного эффекта упражнений, отношение к здоровью, как к ценности, будет терять смысл, появится нехватка времени на важные составные части занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"

Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...

Физические упражнения - средство физического воспитания дошкольников

Определение, значение, характеристика физических упражнений, классификация, формы, факторы физических упражнений...

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОВОДИМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ИНСТРУКТОРОМПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников. Презентация.

Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников....

Статья. Формирование знаний о физической культуре как одна из задач физического воспитания дошкольников

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием знаний о физической культуре у детей дошкольного воз-раста....

Проект по физической культуре в старшей группе «Фитбол-гимнастика как инновационный инвентарь физического воспитания дошкольников»

Проект по физической культуре в старшей группе «Фитбол-гимнастика как инновационный инвентарь физического воспитания дошкольников» Цель: Укрепление здоровья детей через повышение...