Поэтапное обучение плаванию в детском саду с помощью соревновательных и игровых методов тренировки
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В свей методической разработке  выделила четыре  этапа необходимых для обучения плавания детей в детском саду  . Которые прекрасно сочитаются с соревновательным и игровым методом тренировки.Представлены все интересные игры  и упражнения соревновательного характера.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПОЭТАПНОЕ  ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ и СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ .

  [ Методическая разработка]           

          Напреенко Л.В.                  

                                                                                  Инструктор по физической культуре ГБДУ Д\С№94              

Красносельского  района г. Санкт Петербурга..                                                                                              

Формирование здоровья ребенка, полноценное развитие его организма – одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии –  такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности, а также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби. Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде – это дети. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь. От того, насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка,     Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.  Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения   Каждый элемент техники изучается в следующем порядке$ ознакомление с движением на суше; изучение движений с неподвижной опорой; изучение движений с подвижной опорой; изучение движений в воде без опоры.  Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным.. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.                                                                                           Подготовительные упражнения по освоению с водой , знакомящие детей с водой и ее свойствами: передвижение по дну и простейшие действия в воде ;-первый этап обучения . Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.  Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения.   Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.  Каждый элемент техники изучается в следующем порядке: ознакомление с движением на суше; изучение движений с неподвижной опорой; изучение движений с подвижной опорой; изучение движений в воде без опоры.  Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным (мячи, гимнастические палки, координационные лестницы, гимнастические коврики и т.д.). Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать (нудлы, мячи, доски и д.р.). При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.  Ходьба по бассейну, наклонившись вперёд и работая руками в стиле «Кроль». Игровое упражнение «Дельфины» - погружение под воду головой вниз, продвигаясь вперёд после отталкивания ногами, одновременно делая выдох. Игра «Медузы». Игра «Плавучие стрелы». Игра «Водолазы». Игра «Покажи пятки». «Посмотри друг на друга». Свободные игры и упражнения.: Прыжки вдоль борта с продвижением вперёд приставными шагами. Свободное купание сбор игрушек и соревновательные моменты- Кто быстрее принесет мячик.  Кто больше соберет игрушек Все это ускорит процесс обучения и добавит интерес в к данному занятию. .         Погружение под воду, в том числе с головой упражнение на дыхание; открывание глаз под водой;  всплывание и лежание на поверхности воды;- второй этап обучения плаванию . Погружаться в воду, открывать глаза в воде.  Поднимать со дна предметы с открыванием глаз умение творчески использовать приобретенные навыки.  Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост. Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.  Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой. Погружаться в воду, открывать глаза в воде.   Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.  под водой.   ‘’Поплавок’ Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»: движение рук и ног; дыхание пловца; согласование движений рук, ног, дыхания; плавание в координации движений.   Прыжки в воде прыжки на месте и с продвижением;  Игры и игровые упражнения способствующие: развитию умения передвигаться в воде; овладению навыком погружения и открывания глаз;   овладению выдохам в воду  развитию физического качества.  «Торпеда» на месте – держась прямыми руками за поручень, вытянуться на поверхности воды, опустить лицо в воду и работать прямыми ногами, как при плавании способом лицом к бортику, отойти на 3-4 шага назад оттолкнуться ногами от дна вытянув вперёд руки, с минимальным   «Стрела» - сделать глубокий вдох, одной ногой упереться в бортик, и, оттолкнувшись,  , «Караси и карпы». «Кто выше».  «Зайки на лужайке» - прыжки до противоположного борта на двух ногах, руки над головой (изображаем ушки зайца). Игра «Покажи пятки».                                                                                                      Третий этап обучения- всплывание скольжение по воде «Медуза Звездочка»  на груди и на спине. «Насос». «Стрела». Игра «Плавучие стрелы» - дети, вытянув прямые руки и ноги (то же, но лёжа на спине);  «Медуза» - ноги и руки на ширине плеч, плавно лечь на воду, опустить лицо в воду, спокойно лежать, расслабив тело; «Звезда» - то же, что и «Медуза», только руки и ноги не «висят» в расслабленном виде, а натянуты, как лучики звезды;  «Звезда» на спине – то же, только лёжа на спине «Торпеда» - сначала выполнять упражнение на месте: взяться руками за поручень, лечь на воду, опустив лицо, и работать ногами, как при плавании способом «Кроль» на груди, затем выполнять то же, не держась руками за поручень, а вытянув прямые руки в сторону противоположного борта; «Торпеда» на спине – сначала отработать движения ногами: выполнять упражнение, лёжа на спине с прижатой к груди доской, затем без доски;   «Винт» - выполняя упражнение «Стрела» перевернуться с груди на спину и снова на грудь. Игры: «Футбол» («Вратарь»), «Буксир», «Плавающие стрелы», «Дружные ребята», «Вода кипит» («Общее дыхание»), «Медузы», «Рекорд» («Кто выше?», «Кто быстрее?»), «Торпеды», «Поезд в туннель», «Передай предмет под водой», «Водолазы», «Насос», «Спасатели», «Винт». Работать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте, и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду.. Плавать произвольным способом. Игры на воде: «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море». Гидроаэробика: Двигаться в воде, выполняя повороты, прыжки  «Поиск затонувших кораблей  «Кроль». «Торпеда» на месте с выдохом в воду. Скольжение на груди с доской или без неё, «Стрела» на груди и на спине. Игра «Плавучие стрелы» - дети скользят по воде, начиная движение по сигналу педагога в заданном направлении. «Торпеда» - прижав руки к туловищу, активно работать ногами. Игра «Морской бой    При выполнении упражнения «Стрела» медленно выполнять гребковые движения в стиле «Кроль». Игра с погружением по желанию детей. «Дружные ребята». «Покажи пятки». Свободные игры с игрушками, плавание в произвольном стиле . «Лошадки», «Водолазы», «Морская звезда».  . Имитация движения рук способом «брасс», при этом стоять спиной к бортику. Работать: руки «брасс», ноги «кроль». Ноги «кроль» с доской в руках. «Кроль» на груди в полной координации. Игра «Оса», «Нырни в обруч». Игра «Прыгающие дельфины»: прыгнуть в обруч, поднятый над водой. Свободное купание  Скольжение, отталкиваясь ногами от стенки бассейна. В скольжении из и.п. руки вперед развести руки в стороны и прижать их к туловищу, ноги остаются в положении прямо или слегка работают кролем. Выполнить 2-3 гребка руками брассом в одно скольжение. Выполнить скольжение с доской. Упражнение: руки брассом, ноги кролем. Упражнение: ноги кролем на груди с доской. Упражнение: ноги кролем без доски, руки вытянуты вперед. Упражнение: ноги кролем без доски, руки прижаты к туловищу. «Стрела», «Торпеда».  Игра «Искатели клада: доставать игрушки со дна бассейна.                                                                                                                                Изучение техники работы ног рук дыхания и полной координации техники спортивных способов плавания – четвертый этап обучения юных пловцов .Занятия дошкольников проходят в интересных игровых и соревновательных аспектах . Работа ног кролем. Работа рук кролем. Кроль на груди в полной координации. Проплыть кролем на груди весь бассейн в полной координации. Игра «Пятнашки с поплавком», «Водолазы», «Я плыву», свободное купание.  Упражнения на дыхание, внимание на выдохе. Упражнение «стрелочка» на месте, на спине, руки вверху или вдоль туловища. Можно использовать плавательную доску под головой. Работа ног кролем на спине, плавательная доска под головой. Работа ног кролем на спине, руки вверху. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед. Руки работают кролем, с плавательной доской. Кроль на груди в полной координации. Игра «Поезд в тоннель». Использовать 2 обруча, расположенных вертикально в воде. Следить, чтобы дети правильно выполняли скольжение.  Работать: руки кроль с плавательной доской. Кроль на груди в полной координации. Диагностика: плавание способом кроль на груди в полной координации Упражнение: ноги кролем на груди с доской. Упражнение: руки кролем на груди с доской. Кроль на груди в полной координации. Скольжение на спине с доской, ноги кролем. Скольжение на спине, руки находятся вверху, ноги работают кролем. Провести игры и эстафеты с изученными движениями- Руки работают кролем, с плавательной доской. Кроль на груди в полной координации. Игра «Поезд в тоннель». Использовать 2 обруча, расположенных вертикально в воде. Следить, чтобы дети правильно выполняли скольжение. : Работать: руки кроль с плавательной доской. Кроль на груди в полной координации.  Упражнение на скольжение с различным положением рук: -руки впереди, руки прижаты к туловищу, одна рука впереди – другая прижата к туловищу, со сменой рук. Упражнение: ноги кролем на груди с доской. Упражнение: руки кролем на груди с доской. Проплыть кролем на груди в полной координации. . На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, Погружаться  под воду, «Тюльпан», «Неваляшка», «С письмом вплавь», «Торпеды», «Водолазы», «Ручеёк», «Лабиринты» (большая часть игр проводится с элементами соревнования). Выполнять вдох, затем выдох в воду (3—10 раз подряд).  Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде.   Скользить на груди и спине, двигать ногами (вверх-вниз). Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках.  Разучивать движения руками.  Плавать без опоры. Проплывать произвольным стилем 10–15 м.  Выполнять разнообразные упражнения в воде. Игры на воде: «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Лягушки», «Смелые ребята» и др. Гидроаэробика: Выполнять различные комплексы  гидроаэробики в воде у бортика и без опоры Учить плавать на спине в полной координации. Выполнять 10-12 погружений подряд, дышать при этом ритмично, плавно выдыхать в воду. Воспитывать организованность. Игры: Смелые ребята, Вода кипит, Торпеда, Море волнуется, Водное поло. 2 неделя: Закреплять умение лежать на груди. Учить скользить на спине. Упражнять в задержке дыхания. Воспитывать ловкость. Игры: Водное поло, Дельфины, Стрелка, Кто больше пузырей, «Жучок-паучок». Закреплять умение лежать на груди. Скользить на спине. Делать полный выдох в воду. Закреплять правила поведения в воде. Воспитывать дисциплинированность. Необходимо проводить диагностику при оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.  Высокий уровень - означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.   Средний уровень - говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно   Подготовительная к школе группа В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное –  необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и соревновательных методов обучения воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, Это необходимо для формирование здоровья ребенка, полноценное развитие его организма и это  одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии –  такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания.                                                                                                                                                                                                                                

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение плаванию в детском саду детей младшего дошкольного возраста

Краткое содержание занятий в бассейне с детьми от 1,6 лет....

Упражнения коррекционной направленности на занятиях по обучению плаванию в детском саду

Здоровьесберегающие технологии: консультационно-информационная поддержка...

Программа обучения плаванию в детском саду

Программа обучения плаванию в детском саду...

Буклет "Обучение плаванию в детском саду"

Буклет может использоваться и как раздаточный материал, и как своеобразное справочное издание. Изготовление его весьма легкое благодаря отсутствию сшивания листов, а форма в виде книжечки или гармошки...

Игровая технология обучения плаванию в детском саду.

Игровая технология обучения плаванию маленьких детей имеет огромное значение.Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, проду...