Игровая технология обучения плаванию в детском саду.
методическая разработка

Казаченко Татьяна  Николаевна

Игровая технология обучения плаванию маленьких детей имеет огромное значение.Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие.

Игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДОО.

Согласно ФГОС ДОО важной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Образовательная область – физическое развитие по ФГОС включает в себя: «Приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности». Игровой метод обучения детей на воде

*Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам, предполагает целую систему игрового обучения маленьких детей.

К ним относятся подвижные игры и игровые задания, связанные с действием, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал, именно правильно научить плавательным действиям.

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации в воде;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих на воде, сказочных героев.

Приемы «Надень шляпу», «Вырос грибок» направлены на обучение нырянию под различные предметы в воде. Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети усваивают, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом, чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).

Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии силы выталкивания.

По методике Осокиной Т.И. ребенку предлагается лежать, опираясь на руки, вытянув ноги назад, я предлагаю детям другой вариант выполнения данного упражнения – ребенку предлагается вытянуть руки вперед, найти опору либо неподвижную - бортик бассейна, либо подвижную опору - «калабашку», либо дощечку. Во время выполнения данного упражнения добиваться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха, держать тело на поверхности воды «крокодилы лежат», далее «крокодилы плывут за добычей» продвигаться вперед плавно, работая руками, выполняя гребковые движения вперед, «калабашка» между ног, плыть равномерно и по прямой, выполняя дыхательные упражнения в воду.

Прием «Стрелочка» используется для того, чтобы научить ребенка лежать на глубине. Зацепившись руками за бортик, ребенок должен лечь в положении на грудь и в такой позе полежать, удерживая свое тело.

Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине, не прижимая подбородок к груди

Прием «Привет» используется для обучения скольжению по воде, чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, также я использую упражнения с буксировкой, ныряние в вертикально стоящие обручи, серия дуг на воде, ныряя в обруч, ребенок протягивает педагогу руку для рукопожатия («привет»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение, далее скольжение по воде выполняется самостоятельно до полной остановки.

Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз

Прием «В колодец» - предполагает прыжки в обручи, лежащие на поверхности воды.

Прием «В глубокий колодец- из колодца» - предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой

Прием «Оседлай коня» - используется для прыжков в воду на надувные круги.

Прием «Прыжок дельфина» - предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед

Прием «Моторная лодочка – предназначен для обучения детей анализировать и контролировать собственные плавательные движения, какая лодочка быстро поплывет и равномерно, у которой прямые весла (контролируем гребок прямой рукой и длину «шага, - шагаем, как папа, что нужно лодке, кроме весел – моторчик – (работаем носочками ног), еще и бензин – (набираем побольше воздуха). В дальнейшем, заметив ошибку, педагог возвращает детей к образу «лодочки», делает замечания кратко и лаконично – «весла сломались или «бензин» закончился, либо жесты понятны ре5бенку, их достаточно, чтобы ребенок скорректировал   свои плавательные действия в правильном русле.

Дети, особенно в дошкольном возрасте быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

 

Система использования игровых приемов при обучении плаванию:

Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка» 

Игровая технология

«Игровая методика в обучении детей плаванию»

Подготовила:

 Инструктор по плаванию высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №13 «Золотая рыбка»

Казаченко Татьяна Николаевна.

Г.о. Подольск

Цель:

Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

В игровой форме способствовать решению проблемных ситуаций, осознанному использованию различных видов движений на воде, овладению отдельными способами плавания, преодоления водобоязни.

Задачи:

  1. Формировать у детей основные навыки плавания, развивать физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила).
  2. Способствовать оздоровлению детского организма.
  3. Воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде, потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких гигиенических навыков.

Актуальность:

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста (3-7 лет) разработана в МАДАУ №13 «Золотая рыбка» в соответствии с введением в действие ФГОС. Методика обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению физическое развитие. Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Как научить детей плавать» - одна из базовых программ, в ней представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет и методика обучения плаванию в различных условиях.

Содержание методики обучения плаванию составляют:

Физические игровые упражнения и игры, освоение которых помогают детям освоить элементы плавания стилями: кроль на груди, кроль на спине.

Игровая методика обучения детей плаванию ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, стремлению, чтобы и игры, игровые упражнения в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали детей к самостоятельности, стремлению научиться плавать.

Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде.

Реализуемая методика обучения плаванию детей строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная методика разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Конституция РФ, ст. 43, 72

- Конвенция о правах ребенка (1989 год)

- Федеральный закон «Об образовании в РФ»

-СанПиН 2.4.1.3049-13

- Устав ДОО №13 «Золотая рыбка»

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 №273-Ф

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.48,ч.1, п.1.

- ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.2013 год, действует с 01.01.2014 года).

Цель и задачи деятельности ДОО по реализации методики по плаванию определяются на основе анализа результатов предшествующей  педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС общего образования – их деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Педагогическую игровую технологию определяют как, совокупность приемов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса, совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, а именно, игровая, в работе с детьми.

Игра, наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Новый стандарт позволяет педагогам быть более гибкими в реализации программ дошкольного образования.

Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие.

Игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДОО.

Согласно ФГОС ДОО важной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Образовательная область – физическое развитие по ФГОС включает в себя: «Приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности».

Средства решения задач:

- Научно-методическая литература.

- Изучение передового опыта.

- Диагностика детей.

- Игры, упражнения, задания по формированию развитию физических качеств, как координация и гибкость.

- Формирование у детей начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение детьми подвижными играми с правилами.

- Подгрупповые и индивидуальные занятия.

- Работа с родителями.

Условия для развития двигательной активности детей при обучении плаванию:

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме.

На основе данной литературы разработала:

  • перспективный план по обучению и формированию двигательной активности в реализации программы дошкольного образования;
  • систематизировала игры;
  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;
  • оформила картотеку подвижных игр и заданий на воде.

Формирование у детей определенной системы знаний и умений по данной теме необходимо использование следующих принципов:

1. Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

2. Принципы последовательности и систематичности.

Важным фактором для развития двигательной активности на воде является последовательность и систематичность обучения детей. Наличие системы придает воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

3. Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр на воде является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания в раздевальных комнатах закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, пользоваться принадлежностями для душа, пользоваться моющими средствами, чтобы не попало мыло в глаза и т.д.

4. Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности обозначающими их словами.

Правильно подобранные игры на воде и игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал: круги, ласты, дощечки для плавания, дуги для плавания, лодка, находящиеся в помещении бассейна, имеют привлекательный внешний вид: яркие, красочные; плавающие игрушки, целесообразные для плавания приятная фактура, раскраска - все это доставляют детям радость движения в воде, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению опыта ознакомления с водой.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют формированию адаптации к водному пространству у дошкольников. 

Во время проведения занятий с детьми по обучению плаванию использую следующие методы.

Методика обучения плаванию базируется на общих педагогических требованиях

Словесные методы обучения детей плаванию включает в себя:

*Объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания педагога.

Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании стилей плавания, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого, что очень важно при выполнении заданий, поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ приемов действия и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает детей от зрительного восприятия, для детей старшего возраста словесные методы обучения также важны для понимания задачи выполнения.

Наглядно-действенный метод обучения:

*Показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части, анализ его с помощью наглядных пособий, жестов.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет для плавания, даю возможность потрогать его, рассмотреть предметы для плавания, для удержания тела на воде, детям это дает уверенность при выполнении игр и игровых заданий.

Практические методы обучения детей на воде:

*Предусматривают многократное повторение движений, сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных и усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Чтобы знания и умения на воде были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент игрового задания или игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

 Игровой метод обучения детей на воде

*Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам, предполагает целую систему игрового обучения маленьких детей.

К ним относятся подвижные игры и игровые задания, связанные с действием, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал, именно правильно научить плавательным действиям.

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации в воде;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих на воде, сказочных героев.

Приемы «Надень шляпу», «Вырос грибок» направлены на обучение нырянию под различные предметы в воде. Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети усваивают, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом, чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).

Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии силы выталкивания.

По методике Осокиной Т.И. ребенку предлагается лежать, опираясь на руки, вытянув ноги назад, я предлагаю детям другой вариант выполнения данного упражнения – ребенку предлагается вытянуть руки вперед, найти опору либо неподвижную - бортик бассейна, либо подвижную опору - «калабашку», либо дощечку. Во время выполнения данного упражнения добиваться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха, держать тело на поверхности воды «крокодилы лежат», далее «крокодилы плывут за добычей» продвигаться вперед плавно, работая руками, выполняя гребковые движения вперед, «калабашка» между ног, плыть равномерно и по прямой, выполняя дыхательные упражнения в воду.

Прием «Стрелочка» используется для того, чтобы научить ребенка лежать на глубине. Зацепившись руками за бортик, ребенок должен лечь в положении на грудь и в такой позе полежать, удерживая свое тело.

Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине, не прижимая подбородок к груди

Прием «Привет» используется для обучения скольжению по воде, чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, также я использую упражнения с буксировкой, ныряние в вертикально стоящие обручи, серия дуг на воде, ныряя в обруч, ребенок протягивает педагогу руку для рукопожатия («привет»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение, далее скольжение по воде выполняется самостоятельно до полной остановки.

Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз

Прием «В колодец» - предполагает прыжки в обручи, лежащие на поверхности воды.

Прием «В глубокий колодец- из колодца» - предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой

Прием «Оседлай коня» - используется для прыжков в воду на надувные круги.

Прием «Прыжок дельфина» - предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед

Прием «Моторная лодочка – предназначен для обучения детей анализировать и контролировать собственные плавательные движения, какая лодочка быстро поплывет и равномерно, у которой прямые весла (контролируем гребок прямой рукой и длину «шага, - шагаем, как папа, что нужно лодке, кроме весел – моторчик – (работаем носочками ног), еще и бензин – (набираем побольше воздуха). В дальнейшем, заметив ошибку, педагог возвращает детей к образу «лодочки», делает замечания кратко и лаконично – «весла сломались или «бензин» закончился, либо жесты понятны ре5бенку, их достаточно, чтобы ребенок скорректировал   свои плавательные действия в правильном русле.

Дети, особенно в дошкольном возрасте быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Система использования игровых приемов при обучении плаванию:

Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

Организация дидактического пространства:

  1. Принцип «открытого обучения».

Открытое обучение не ограничивается строго регламентируемыми рамками и допускает модификацию как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучение плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора по плаванию, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать обучение. Если ребенок боится брызг – необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытается сделать вдох – научить дышать во время плавания.

  1. Принцип учета ведущей деятельности.

Ребенку хочется купаться и плескаться в воде, взрослому – научить ребенка плавать, значит надо превратить все задания и упражнения в игру (особенно в младшей дошкольном возрасте).

  1. Принцип свободного выбора или принцип субъективности.

Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности (купаться или плавать), объем нагрузки (сколько бассейнов я намерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.

  1. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача педагога – вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям в воде или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий. Здесь – то и проявляется творчество ребенка, что не мало важное для развития ребенка и формирования новых умений и навыков.
  2. Принцип «от простого к сложному» - превращение игровой         ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип – основное условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельному выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
  3. Принцип «от целого к частному».  – техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.
  4. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей, их индивидуальных особенностей и различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации от конкретной ситуации и конкретного случая.

Игровая технология процесса обучения плаванию:

Организация проведения процесса обучения плаванию в разных возрастных группах в ДОО определяется задачами каждого занятия, возрастом занимающихся детей, подготовленностью, стажем занятий плаванием, условиями проведения.

Игра может быть лишь в том случае интересна, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений, изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми – непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных ситуациях, но одно и то же движение или элемент техники.

Продолжительность игры определяется:

  1. типом занятия
  2. задачами занятия в целом и каждой его части в отдельности,
  3. уровнем подготовленности занимающихся детей,
  4. условиями проведения игры.

Игры распределяются на следующие виды:

  1. Командные – участники делятся на команды, действия каждого играющего, его умения направлены на победу команды, коллектива детей.
  2. Некомандные – участники не делятся на команды, каждый играющий ребенок самостоятельно решает поставленные задачи;
  3. Сюжетные игры – основаны на определенной тематике «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и другие;
  4. Бессюжетные – основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме «Кто дальше?», «Кто первый?», «Кто дольше?» и другие.

По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие группы:

  • Для ознакомления со свойствами воды;
  • Для совершенствования отдельных упражнений и элементов плавания:
  • Для ознакомления с элементами прикладного плавания;
  •   Для развития физических качеств;
  • Для эмоционального воздействия;

Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде:

  1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны и доступны детям, интересны детям любой возрастной группы.
  2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
  3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
  4. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
  5. В игре должны участвовать все занимающиеся дети.
  6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
  8. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
  9. Участникам игры должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, инвентарь.
  10. При проведении игры педагог должен обеспечивать постоянный контроль за детьми.
  11. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам игры.

Все эти требования говорят о том, что эффективность обучения в процессе игровой деятельности имеет черты, как учения, так и труда, и детей, и педагога.

Структура проведения игровой деятельности с детьми:

  • Сбор детей на игру;
  • Создание интереса к игре;
  • Организация играющих детей;
  • Определение ведущего в игре;
  • Проведение игры;
  • Окончание игры и подведение итогов игры;

Игровая деятельность является основной и наиболее интересной для ребенка формой работы по физическому воспитанию, а именно, обучение плаванию. Игровая деятельность всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик, ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании физического воспитания и развития двигательной активности. В игровой деятельности комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Игры в бассейне, применяемые в бассейне, используются, не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются культурно-гигиенические навыки, навыки культуры поведения и культуры общения. Подбирая игры для детей, используются основные критерии выбора:

1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям выбранной возрастной группы.

2.В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.

3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.

4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

5. Игры должны служить средством эмоционального воздействия.

6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.

7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.

8. В каждой игре участники должны получать достаточную физическую нагрузку.

9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль руководителя, учет индивидуальных особенностей ребят и, в зависимости от этого, осуществлять деление на команды, назначений водящих, судей и т. д.

10. Коррекция игр во время их проведения.

11. Игры необходимо проводить систематически, постепенно усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.

Игра выгодно отличается от других средств, применяемых при начальном обучении, тем, что одно движение, подчас представляющее трудность при освоении, легче дается в самых различных игровых ситуациях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективизма, так как команду объединяет общая цель, общие переживания, эмоциональность, активность, потребность в общении. В процессе начального обучения плаванию делаю акцент на игры, предупреждающие появление нежелательных ощущений, чувства страха перед необычной средой.

При помощи игр на воде решаются самые различные задачи:

1. повторение и закрепление ранее полученных умений и навыков;

2. повышение эмоциональности на занятиях плаванием;

3. укрепление контактов в коллективе, воспитание товарищества, чувство «локтя»;

4. воспитание самостоятельности, инициативы, решительности;

5. комплексное совершенствование физических и морально - волевых качеств.

Любая игра должна быть интересна, эмоциональна и понятна каждому ребенку. Для поддержания устойчивого интереса к занятию по плаванию, улучшению эмоционального состояния детей проводятся сюжетно-игровые занятия. Благодаря таким занятиям, дети становятся более самостоятельными, у них развивается речь, мелкая моторика рук, познавательные процессы, формируются плавательные умения и навыки, а также они приобретают в воде двигательный опыт.

Примером могут служить сюжетно-игровые занятия:

- младший возраст: «Найди маму малышу», «Купание куклы Маши», «Веселые лягушата», «Собери жемчужины».

- старший возраст: «Солнышко и дождик», «Разноцветные корзинки», «Прогулка по озеру», «Собери жемчужины» и др.

Многие игры были придуманы во время наблюдения за купанием детей: «Рыбачок», «Удержись на плоту».

На занятиях по плаванию развиваются не только физические качества ребенка, но и умственные способности. Поэтому к занятиям подбираю игры с различными считалками, стихами, решаем задачи сенсорного воспитания и т. д. (уточнение формы, цвета, свойства предметов, ориентировка в пространстве). Например, «Собери по цвету»«Достань жемчужины»«Найди свой домик»«Сколько всего?» Большую роль в повышении интереса к выполнению двигательных заданий в воде играет художественное слово.

Образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Например, во время выполнения прыжков на 2-х ногах около бортика можно включить такое художественное слово: “Мой веселый звонкий мяч.

При погружении головы в воду: “Ныряют наши носики, как храбрые «матросики», «Водичка, водичка, умой мое личико».

На творческих занятиях по плаванию используется музыкальное сопровождение. Сначала дети становятся скованными, стеснительными, но при систематическом использовании музыки, их движения становятся раскрепощенными мягкими, плавными.

Примером могут служить игры: «Циркачи»«Мы веселые ребята»«Солнышко и дождик» и т. д.

В заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули используется свободное плавание. Это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов, а для педагога поиск новых игр и идей. Главное - завоевать доверие детей, установить с ними контакт, а это легко достигается лишь в том случае, если относится к игре серьёзно, с искренним интересом. С уважением и интересом необходимо относиться к находкам детей, специально создаются особое праздничное настроение и восхищение изобретательностью детей. Уделить особое внимание каждому проявлению творчества ребенка, ведь это для них очень важно. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят необходимо говорить, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обидеть других детей, стараться похвалить каждого ребенка.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

Оздоровление детей плаванием возможно лишь при тесном сотрудничестве педагогов детского сада и семей воспитанников, педагоги в ДОО строим работу по трехуровневой системе: инструктор по физкультуре - родители - дети, в которой все равноправные партнеры.

Необходимое условие успешного обучения плаванию детей – положительное отношение их родителей к занятиям в бассейне. Правильно организованная работа с взрослыми будет способствовать повышению их грамотности в области плавания. Только при тесной взаимосвязи педагогов детского сада и семей можно добиться позитивных результатов в оздоровлении детей. Для этого разработан цикл консультаций для родителей, а также используются различные формы работы с родителями: индивидуальное консультирование, дни открытых дверей. мастер-классы и т. д.

Самое главное, необходимо всегда быть готовыми к импровизации, к тому, что по ходу работы могут возникнуть какие-то неожиданные обстоятельства, и придется вносить изменения в ведении занятий.

Трудности в организации игр на воде, прежде всего, связаны с особенностью их проведения в необычной среде. Поэтому мне приходится тщательно продумать выбор игр и игровых моментов особенно на начальном периоде обучения, чтобы не было долгих простоев, а из-за них — переохлаждения и снижения внимания детей на занятиях. Основная задача, которая стоит передо мною - не только научить плавать, а сделать так, чтобы каждый ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, мог использовать водное пространство для эмоционального и физического развития, а также психологической разгрузки после занятия.

Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют грамотно подобранные игры, помогут сориентировать ребенка и его родителей на регулярные занятия плаванием в дальнейшем, а это — путь к здоровью!

Ожидаемые результаты:

Перспективный план по игровой технологии в разных возрастных группах:

Младший дошкольный возраст 3-4 года.

На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать достаточно сложные двигательные действия, соблюдая определённую последовательность. Для детей этого возраста характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнения.
Дети второй младшей группы очень подвижны, они стремятся к самостоятельности.
Непосредственная образовательная деятельность в воде для них начинается с повторением знакомых упражнений и игр.
Задачей на данный возрастной период становится: закрепить безбоязненное отношение к попаданию воды на лицо, научить опускать лицо в воду.

Номер занятия

Название игры

Описание игры

Задачи

Метод

1

«Брызги».

Ударять ладонями по воде, делая брызги.

Не бояться брызг. Не вытирать лицо руками.

Наглядный метод
словесный, практический

2

«Цапли».

Ходьба по бассейну, высоко поднимая ноги.

Освоить передвижения по дну бассейна шагом

3

«Догоните меня».

Дети догоняют педагога.

Освоить передвижения по дну бассейна бегом.

4

«Солнышко и дождик».

Дети (зайчики) прыгают на лужайке под солнышком. Выглянула тучка и пошел дождь. Дети (зайчики) прячутся в домик.

Не бояться попадания воды на лицо. Не вытирать лицо.
Освоение передвижения прыжком.

5

«Жучок-паучок».

Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центр становится водящий «жучок-паучок». Дети произносят на распев: «Жучок-паучок вышел на охоту, не зевай, поспевай, прячьтесь все под воду!». Все приседают. Кто не успел, меняется ролью с «жучком-паучком».

Погружение в воду (по пояс, до подбородка, до уровня глаз)

6

«Мы крокодилы».

Дети принимают горизонтальное положение в воде, опираясь на руки, изображают крокодилов.

Освоить передвижение на руках в горизонтальном положении по дну бассейна (глубина по колено).

7

«Мы дельфины».

Дети изображают дельфинов в горизонтальном прыжке, вытянув руки вперед, приземляясь на воду с погружением лица в воду.

Освоить опускание лица в воду

8

«Паровоз».

Опуститься в воду до губ (губы вытянуты трубочкой) и активно выдохнуть воздух, вдох через нос.

Освоить выдох в воду

9

«Кто быстрее спрячется под воду».

По сигналу ведущего, играющие приседают под воду.

Освоить опускание лица в воду

10

«Спрячься».

Играющие образуют круг, в центре ведущий. Он проводит над головами резин. игрушкой, дети опускают голову в воду.

Освоить опускание лица в воду.

 

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движения, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образом. Всё это позволяет педагогу приступить к обучению техники основных движений, отработке их качества.

Большинство детей, которые начали заниматься в младшем дошкольном возрасте, умеют самостоятельно выполнять входить в воду, играть, передвигаться в воденей, погружаться по шею и опускать лицо в воду. Обучение плаванию в среднем возрасте нацелено на закрепление и совершенствование этих навыков, на формирование у детей умения находиться в воде в безопорном положении – лежать, скользить, а так - же, правильно дышать и открывать глаза. Разучивать движения ног, рук.

Номер занятия

Название игры

Описание игры

Задачи

1

«Мы веселые ребята»

В центе круга водящий- «ловишка».

Дети, стоя вокруг, говорят слова: «Мы - веселые ребята, любим, бегать и играть! Ну, попробуй нас догнать!» водящий догоняет ребят, игра повторяется.

Не бояться падения, погружения под воду.

2

«Насос»

Дети стоят парами лицом друг к другу. Приседают поочередно под воду до подбородка, с головой.

Освоение опускания лица, головы под воду.
Не бояться погружений.

3

«Медвежонок», «Умка и рыбки»

Дети стоят вокруг обруча, держась за него руками. На дне, в центре обруча, лежит игрушка – рыбка. Поочередно опускают лицо в воду и открывают глаза, стараясь разглядеть рыбку.

Освоение опускания лица, головы под воду.
Не бояться погружений. Открыть глаза.

4

«Мотор»

Дети стоят у бортика, держась за него руками. Наклонить лицо к воде и произвести выдох в воду (мотор работает)

Освоение выдоха в воду.

5

«Карусели»

Ходить и бегать по кругу, держась за руки, вправо и лево. По сигналу педагога, опустить руки, присесть 2-3 раза, сделать выдох в воду.

Освоение выдоха в воду.

6

«Звездочка».

Дети принимают горизонтальное положение, стоя на руках, руки отпускают и разводят в стороны, лицо опускают в воду.

Освоение умения лежать на воде вниз лицом.

7

«Поезд и туннель»

(первый вариант)

Ходить друг за другом, подныривая в обруч, расположенный вертикально.

Освоение умения ныряния под воду.

8

«Поезд и туннель» (второй вариант)

В вертикально расположенный обруч, дети, приняв горизонтальное положение с плавательной доской, проплывают в обруч.

Освоение умения работать ногами, с подвижной опорой

9

«Буксир».

Дети разбиваются по парам. Делятся на команды. Один из детей тянет «Буксир», (надувной круг), второй держится за надувной круг и работает ногами. Проплыв длину бассейна, дети меняются местами. Проплыв дистанцию передают эстафету.

Освоение умения работать ногами, с опорой.
Освоение умения работать в команде.

10

«Торпеда»

Дети становятся в шеренгу у бортика. Плывут с мячом, работая ногами (как торпеда), до противоположного бортика.

Учить детей плавать на груди с предметом в руках (мяч, доска плавательная).

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

В группах детей старшего дошкольного возраста начинается новый этап в обучении: осваиваются умения и навыки определенных способов плавания, разучивается их техника. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность, умение творчески использовать приобретенные навыки.
Игры на воде - лучшее средство для развития всех физических качеств ребенка. Выполняя различные игровые упражнения и играя в воде, дети совершенствуют координацию движений и ловкость, у них развиваются мышцы рук, ног и туловища, быстрота, выносливость, разрабатываются суставы, укрепляются связки и сухожилия, существенно улучшается гибкость, работа дыхательной, кровеносной, нервной систем, снимается нагрузка с позвоночника.
Игры в воде играют подводящую роль в освоении основных движений.

Номер занятия

Название игры

Описание игры

Задачи

1

«Поплавок».

Дети делают глубокий вдох и с головой погружаются в воду, захватив при этом ноги за колени. Ноги необходимо отрывать от пола, только так можно всплыть

Учить детей всплывать на поверхность воды.

2

«Водолазы».

На дне бассейна расположены тонущие предметы – игрушки. Задача водолазов собрать за одно погружение как можно больше предметов.

Закрепить навык погружения, открывания глаз в воде, умения ориентироваться под водой.

3

«Стрелочка» (на груди)

Вытягиваем руки над головой, опускаем голову в воду и отталкиваемся от дна, (бортика), выполняя скольжение до противоположного бортика.

Учить выполнять скольжение по поверхности воды на груди.

4

«Стрелочка» (на спине)

Вытягиваем руки над головой, слегка приседаем, и отталкиваемся от дна, (бортика), выполняя скольжение на спине до противоположного бортика.

Учить выполнять скольжение по поверхности воды на спине.

5

Игровое упражнение на ловкость в воде

Кто, лежа на спине, перевернется в положение на грудь

Уметь сохранять горизонтальное положение тела на воде меняя технику.

6

Игровое упражнение

Кто дольше пролежит на спине без опоры?

Уметь сохранять горизонтальное положение тела на спине в воде.

7

«Караси и карпы».

Педагог разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5 – 1 м. для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга – караси, другая – карпы. Педагог в произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении. Дети, другой команды, поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала

Уметь передвигаться по воде любым доступным образом (вплавь, бегом, ныряние).

8

«Кто быстрее» (Игровое упражнение)

Плавание (стиль «Кроль») на груди и спине с доской и без доски на определенное расстояние.

Уметь соревноваться, выигрывать и проигрывать

9

Эстафета

Дети распределяются на две команды и соревнуются в плавании, выполняя движения или с полной координацией (в зависимости от подготовленности).

Закрепление техники плавания «Кроль на груди»

10

Игровое упражнение.

Дети делятся на команды. Одна команда плывет справа налево по воде способом «Кроль на груди», другая одновременно плывет под водой слева направо способом «Брасс».

Проплыть, не задев друг друга.

 

Используемая литература:

  1. Баранова В.Г.,  Маханева М.Д. методическое пособие Фигурное плавание в детском саду М., Сфера. 2009.
  2. Белиц-Гейман С.В. «Мы учимся плавать». М. ,Просвещение.1987
  3. Большакова И.А. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста М., Маленький дельфин 2002.
  4. Булгакова Н.Ж. – Плавание – пособие для инструктора общественника. М..,физкультура и спорт. 1984
  5. Воронова Е.К. Программа обучения детей в детском саду СПб., Детство – пресс. 2010
  6. Карпенко Е.Н. ,  Коротнова Т.П. , Кошкодан Е.Н. Плавание: - игровой метод обучения, М.., Олимпия – пресс. 2006.
  7. Козлов А.В. Плавание доступно всем. Линиздат.1986
  8. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей д/с и родителей. – М.: Просвещение, 1990
  9. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М.,Скрипторий 2003.

Примерные комплексы игровых упражнений

Октябрь

Игры и игровые упражнения: «Торпеды», «Ныряльщики», «Волейбол», игры соревновательного характера.

Ноябрь

Игры и игровые упражнения:

«Водолазы», «Крокодилы», «Море волнуется», «Невод с рыбками», игровые задания: «Бомбочка», «Поплавок», «Морская звезда», «Тяни-толкай» 

Декабрь

Игры и игровые задания:

«Винт», «Поднырни» - освоение без опорного положения тела, «Водолазы»;

Подвижные игры: «Утки и охотник», эстафеты

Январь

Игры и игровые упражнения:

«Торпеды», «Винт», «Плывут лягушата», «Крокодилы на охоте»

Подвижная игры: «Море волнуется», «Волейбол», «Пиратский бой», эстафеты.

Февраль

Игры и игровые упражнения:

«Удержись», эстафеты, «Мостик», «Пятнашки», «Зеркало», «Надуваем и сдуваем пузыри», «Стрела»

Подвижные игры: «Щука», «Акула»

Март

Игры и игровые упражнения: эстафеты, игры соревновательного характера, подвижная игра на выбор детей.

Подвижные игры:

«Мяч на воде», «Утки - нырки». «Дельфины». «Лягушата», «Водолазы-искатели», «Поднырни», «Спасатели» - прикладное плавание при спасании товарища инструкция для детей по спасению утопающего и безопасность на воде.

Апрель:

Игры и игровые упражнения:

«Удержись», «Мостик», «Пятнашки», «Зеркало», «Надуваем и сдуваем пузыри», «Стрела»

Подвижная игра: «Щука», «Акула», «Водолазы», «Спасатели» - прикладное плавание при спасании товарища инструкция для детей по спасению утопающего и безопасность на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение плаванию в детском саду детей младшего дошкольного возраста

Краткое содержание занятий в бассейне с детьми от 1,6 лет....

Упражнения коррекционной направленности на занятиях по обучению плаванию в детском саду

Здоровьесберегающие технологии: консультационно-информационная поддержка...

Программа обучения плаванию в детском саду

Программа обучения плаванию в детском саду...

Буклет "Обучение плаванию в детском саду"

Буклет может использоваться и как раздаточный материал, и как своеобразное справочное издание. Изготовление его весьма легкое благодаря отсутствию сшивания листов, а форма в виде книжечки или гармошки...

Поэтапное обучение плаванию в детском саду с помощью соревновательных и игровых методов тренировки

В свей методической разработке  выделила четыре  этапа необходимых для обучения плавания детей в детском саду  . Которые прекрасно сочитаются с соревновательным и игровым методом тренир...