Конспект занятия по физической культуре с использованием нетрадиционной формы-хатха-йога для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Андреева Оксана Алексеевна

Конспект адресован педагогам, инструкторам по физической культуре, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по физической культуре  с использованием нетрадиционной формы-хатха-йога для детей подготовительной

к школе группы компенсирующей направленности

“Экскурсия в зоопарк”

   Цель:  оздоровление и укрепление физического и психического здоровья детей посредством хатха-йоге.

   Задачи:

   Оздоровительные:

1. способствовать формированию и сохранению правильной осанки;

2.развивать гибкость позвоночника и способствовать укреплению мышц рук, туловища и ног;

3. укреплять и развивать сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы организма;

4.   повышать общую работоспособность и выносливость организма;

5. нормализовать и улучшать работу внутренних органов и обменных процессов;

6. способствовать снятию мышечного и эмоционального  напряжения через использование релаксации,  дыхательных упражнений и поз йоги.

    Образовательные:

1.обучать правильной последовательности выполнения упражнений из хатха-йоге и умению расслабляться после упражнений;

2. расширять  представления о своем теле;

3. повторять полученные знания о животных.

Развивающие:

1.развивать двигательные умения и навыки ребенка в соответсвтвии с его индивидуальными способностями;

2.развивать  память и воображение ребенка через позы  йоги;

3.развивать внимательность, ловкость, быстроту, координацию движений через ОВД и игры.

    Воспитательные:

1.воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью другого человека;

2.воспитывать умение  быть в гармонии с собой, природой и окружающим миром;

3.учить преодолевать трудности физического характера, проявлять терпение и выносливость.

   Игровые:

1. через игру учить развивать умение владеть своим телом;

2.способствовать коллективной сплоченности и развитию общения между детьми.

  Материал к занятию: коврики по количеству детей, парашют, музыка “В мире животных”.

  Предварительная работа:  выполнение основных упражнений йоги.

  Место  и время проведения: спортивный зал, 30 минут.

Ход занятия

  1. Мотивационная часть

  Дети заходят в зал, строятся в шеренгу, здороваются,  направляющий делает шаг вперёд и представляет группу.

Направляющий: Наша группа:

Дети: Теремок.

Направляющий: Наш девиз:

Дети: Спорт любить - здоровым быть.

Инструктор: Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в удивительное и интересное место. А что это за место, вы мне  скажете сами, разгадав загадку.

Есть хороший добрый дом,

Поселились звери в нём.

Всем здесь весело живётся,

Как же этот дом зовётся? (зоопарк)

Инструктор: наша прогулка  по зоопарку будет познавательной. Вы узнаете много интересного о животных: как они выглядят, какие звуки издают, чем питаются и чем любят заниматься.  А чтобы нам не было скучно шагать в зоопарк, я предлагаю вам вспомнить повадки некоторых  животных.  Вы готовы со мной отправиться в зоопарк?

  1. Основная часть

Разминка: “Мы шагаем в зоопарк”

Мы шагаем в зоопарк

Побывать там каждый рад.

Там медведи и пингвины,

Попугаи и павлины

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.

Все мы весело шагаем

И движенья выполняем.

- марш одной колонной

- руки в стороны, вращение  кулаками

- руки к плечам, в стороны

Это – павлин. Он чудо-птица

И всегда собою гордится

Выступает ровно, прямо

Смотрит гордо, величаво.

- шаг, высоко поднимая согнутые ноги, махи руками, как крыльями

Мишка головой мотает

К себе в гости приглашает.

Он вразвалочку идёт,

Танцевать  с собой зовёт.

- руки  округлить перед собой,  

попеременно разворачивать стопу  и

ставить носок к внутренней части

другой стопы

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы

И пружинят вверх и вниз

И взлетают выше всех.

- опираясь на ладони, боком

 вприсядку выполнять прыжки в сторону

Лапку к лапке приставляя,

Друг за другом поспевая,

Шли  пингвины дружно в ряд

Словно маленький отряд.

- небольшие шаги,  носки в стороны,

пятки вместе, руки прижать к туловищу,

ладони  напряжены

Кенгуру так быстро скачет

Словно мой любимый мячик

Прыг-скок, прыг-скок

И еще прыжок вперед.

- прыжки вперед на двух ногах

В зоопарк мы поспешим

И немножко побежим

Правый бок, левый бок

А теперь замедлим шаг

Идём тихо, не спеша

Мы здоровы, мы сильны.

В зоопарк мы все пришли.

-легкий бег

-боковой галоп

- шаг

Дети перестраиваются в три колонны, встают у ковриков, снимают обувь и встают на коврики.

Дыхательная гимнастика “Шумный зоопарк”

   Инструктор: В зоопарке  живет  много животных из разных стран,  и каждый из них издает интересный звук.  Змея (тигр, корова) что делает? Пошипим, как змеи (вдох, на выдохе-ш-ш-ш). Порычим, как тиры (вдох, на выдохе-р-р-р). Помычим, как коровы (вдох, на выдохе-му-му-му).

Упражнения  из хатха-йоге “Повадки животных”

   В зоопарке  растут красивые большие деревья. Мы можем изобразить их. Ноги-  сильные корни, а руки -   длинные ветки, которые  тянутся в разные стороны. Здесь можно увидеть стройную пальму. Её крона похожа на хвост павлина. Когда дует ветер, то пальма раскачивается из стороны в сторону, а листики тихонько дрожат.      

    А вот мы встретили первых обитателей зоопарка, это попугаи. Попугаи не любят летать далеко, они любят  долго  сидеть на деревьях, балансируя  то на одной, то на другой лапке. А это страусы. У  этих птиц  быстрые ноги и длинная гибкая шея. Когда они щиплют травку, то наклоняют голову к земле. Эти пернатые часто лакомятся лягушками. Но их так тяжело поймать потому, что   они могут прыгать очень далеко и высоко. А важная жаба не любит много прыгать, она  покачивается на кувшинке  и протяжно квакает, после чего она прячется за камушек и там отдыхает.

   Самыми непоседливыми обитателями зоопарка являются тигрята. Когда тигрята сердятся, то выгибают спинку и шипят, когда они  добрые, то они прогибают спинку и мурлыкают. Тигрята - это самые настоящие акробаты, они могут стоять на двух лапках. За их игрой уже давно  наблюдает тигрица. Она плавно потянулась, показывая всем свою гибкую спину.  Так же как и тигрята, она умеет высоко поднимать свои лапы. Но вот тигрица устала, свернулась клубочком и уснула. С высока за игрой тигрят наблюдает верблюд. На его спине красуется большой горб. Прогнитесь и покажите, каких размеров этот горб.  Большой верблюд согнул ноги и улегся на землю.

   Неподалеку, греясь на солнышке, лежит кобра. Она очень медленно поднимает голову вверх и раздувает свой капюшон. Опуская голову, она шипит. Свернувшись кольцом, она может долго и неподвижно пролежать на теплом камушке.  А рядом порхает пестрая бабочка, она машет узорчатыми крыльями и взлетает очень высоко. Вот она присела на цветок, потянулась усиками вперед, чтобы попить сладкий нектар. На другом  цветке сидит паучок и медленно шевелит лапками.  Паутина – одно из самых красивых творений паука. Когда он её плетет, то он высоко поднимает свои лапки и медленно  кружится.

   А забавные зайчата, свернувшись калачиком, качаются на спинке, балуются и ловят свои лапки.

   Во время упражнений педагог оказывает индивидуальную помощь детям.

Релаксация “Тепло и холодно”

  Инструктор:  Но вот зайчата устали, они закрыли глазки и растянулись на травке. Вдруг  подул холодный ветерок, зайчата съежились в комочек. Выглянуло солнышко и зайчикам опять стало тепло и уютно. Зайки потянулись, повернулись на бочок и сели, чтобы поиграть.

Самомассаж “Скачет зайка на лужок”

Пять весёлых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут,
Что им кушать принесут.

- потирать указательными пальцами крылья носа

- массировать указательными пальцами точки под носом

- гладить указат. и средним пальцем над бровями

Зайка лапкой лапку трёт,

Зайка песенку  поёт.

Вот спасибо вам друзья

Мне без вас никак нельзя.

- гладить ладошки

- массировать точки между указательным и большим пальцем

ОВД с использованием гимнастической лестницы и скамейки
   Инструктор:  животные  подвижные существа, они постоянно передвигаются и делают они это по-разному. Например, обезьянки лазают   по лианам, у них цепкие лапки, змеи  ползают под корешками деревьев, у них гибкое тело, а зайцы высоко прыгают, у них сильные лапки.  А у вас получится? (дети перестраиваются  в одну шеренгу, выполняют расчет на первый-второй-третий и делятся на три  колонны).
1-ая колонна выполняет  лазанье по гимнастической стенке приставным шагом .2-ая колонная выполняет подлезание  под гимнастической скамейкой. 3- прыжки на двух ногах с продвижением вперед через питона.  Задания  выполняются со сменой колонн и по свистку. Инструктор по физкультуре контролирует  детей  у гимнастической  стенке и скамейки, а воспитатель контролирует детей, которые прыгают через питона.  После выполнения ОВД дети строятся в шеренгу и  выполняют дыхательную гимнастику “Шарик в животике”,  выполняют расчет на первый-второй и заводят круг, в центре – парашют.

Дыхательное упражнение “Шарик в животике

Инструктор: Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

    Дети  кладут руки на живот, делают вдох через нос, надувая живот,  на выдохе сдувают шар и произносят звук (с-с-с).

Игра средней подвижности   с парашютом “Внимательные животные ”

Инструктор: Ребята, вы знаете, что животные бывают  домашними и дикими. Напомните мне какая разница между ними?  (ответы детей). Сейчас мы разделимся на две группы: одна группа - домашние, а другая - дикие животные.

  Все дети стоят в кругу и  держат парашют. 1-ая  группа детей – домашние животные, 2-ая  - дикие животные. Инструктор называет   животных. Если это животные домашние, то под парашют забегают и выбегают дети 1-ой группы, если дикие, то выполняют тоже задание дети 2-ой группы. Дети, которые ошиблись,  выходят из игры.

Дети идут по кругу и проговаривают слова:

 Мы по кругу пойдем и животных назовём.

 Раз-два-три……беги.

Раз-два вот и кончилась игра (дети кладут парашют на пол). Игра проводится 4,5 раз.

Малоподвижная игра “Парад йога - животных”

    Инструктор:  Нам пора возвращаться в детский сад, шагая обратно, мы вспомним, каких животных мы видели.

 Дети идут в колонне по одному в обход по залу.   Инструктор   называет животных. Дети  изображают названное животное, выполняя позу из йоги.

  1. Заключительная часть, рефлексия

   Дети выстраиваются в  шеренгу.

   Инструктор:  Наша экскурсия закончилась. Где мы с вами были? Какими животными вам понравилось быть?  Что интересного вы узнали? (Ответы детей). Дети выполняют поворот направо и выходят из зала.

Техника выполнений  асан (поз, упражнений)

Дерево. Стоя, согнуть  левую ногу  в колене и поместить левую стопу на внутреннюю поверхность правого бедра, левое колено смотрит  влево, руки развести в сторону. Выполнить упражнение с правой ногой.

Пальма.  Встать на носки,  руки поднять вверх, перекрестить ладони, пальцы расслабить. Наклониться вправо, влево.

Попугай. Стоя на одной ноге, наклониться вперед и развести руки в стороны. То же самое упражнение выполнить на другой ноге.

Страус.  Стоя, расставить ноги на ширине плеч, выполнить наклон, коснуться руками пола.

Лягушка.  Сидя на корточках, ноги на ширине плеч, ладошки опустить   на пол между колен. Из этого положения  выполнить прыжки вверх.

Жаба. Сидя на корточках, ладони положить на колени, слегка пружинить ногами.

Тигрята. Встать на четвереньки, на вдохе прогнуть спину, на выдохе  округлить спину.

Тигрята  акробаты. Стоя на четвереньках, поднять вверх разноименную руку и ногу.

Тигрица. Встать на высокие четвереньки и поднимать попеременно ноги вверх.

Верблюд. Стоя на коленях, прогнуться и достать ладонями пятки.

Кобра. Лежа на животе, опираться ладонями об пол, на вдохе выпрямлять руки и прогибаться в грудном отделе. На выдохе опуститься на живот.    

Колечко. Лежа на животе, прогнуться, опираясь на ладони, носками дотянуться до макушки.

Бабочка. Сидя, соединить стопы, колени в стороны, поднимать и опускать колени вниз. В этом положении наклониться, вытянуть руки вперед.

Паучок.  Сидя,  наклониться вперед, руки просунуть под ноги.

Паутина. Опираясь на ладони и стопы,  поднять таз вверх, попеременно поднимать ноги вверх, покружиться.

Зайчата. Лежа на спине, свернуться калачиком, покачаться вправо-влево, опустить ноги на пол, попеременно ловить ноги руками и подтягивать к себе.

Камушек, клубочек. Сидя на пятках, наклониться и опустить лоб на ладони.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Два жадны медвежонка. Конспект занятия по физкультуре с использованием нетрадиционной формы - хатха-йога (для детей 4-5 лет)

Два жадных медвежонка.Конспект занятия по физкультуре с использованиемнетрадиционной формы – хатха-йога (для детей 4-5  лет)  Цель: Повышение защитных функций организма и общей работоспособн...

План-конспект НОД по физической культуре с элементами обучения игре в баскетбол, для детей подготовительной к школе группы.

Данный конспект рассчитан на детей подготовительной к школе группы и рекомендован для использования в конце учебного года. Данный материал будет интересен инструкторам по физической культуре в ДОУ и у...

Сказка-йога «Муха-цокотуха» Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 4-5 лет

Цель: развитие физических качеств детей 4-5 лет через нетрадиционную гимнастику хатха-йогу.Задачи:- закреплять и обобщать представление детей о насекомых, их основных признаков;- формировать дальнейше...

Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 5-6 лет Микробы. Как защитить себя от микробов.

Цели:- сохранение и укрепление здоровья;- улучшение физического развития;- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредс...

Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 5-6 лет Путешествие в деревню.

Цели:-приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных форм работы, включающих здоровьесберегающие технологии.Задачи- сохранять и развивать гибкость и ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием Мультстудии по теме «Одежда» для детей подготовительной к школе группы

Конспект занятия раскрывает современные техники, инновационный подход к развитию речи у дошкольников подготовительной к школе группы.Цель занятия: Расширение и обогащение словаря по теме «Одежда...