Методические особенности использования хатха-йоги на занятиях по физической культуре в ДОУ
методическая разработка по физкультуре
Данный материал адресован педагогам, инструкторам по физической культуре,родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование элементов детской хатха - йоги на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Определение термина йога
Йога — это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Ряд ученых возводят происхождение йоги к III—II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги.
Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.
Слово “йога” произошло от слова “йодж” (“йудж”), что в переводе с древнего языка санскрита звучит как “соединение”, “связь”, “союз”. Это название говорит само за себя – суть философии йоги в достижении слияния, неразрывной связи человеческой Души и Мира.
Другими словами, практика йоги помогает человеку осознать себя как частицу большого мира и прочувствовать свою тесную связь со всем живым.
Занятия йогой – это тренировки не только тела, но и духа. Осваивая упражнения йоги, человек не только укрепляет свое физическое здоровье, но и обучается внутренней дисциплине, контролю над своими эмоциями, умению расслабляться и отдыхать не только телом, но и душой.
Большинство упражнений в йоге – они называются асанами – получили свои названия по именам животных. В глубокой древности люди обратили внимание на то, что позы, которые принимают некоторые животные, могут принести пользу и человеческому организму. Например, потягиваясь, как кошка, или изгибаясь, как змея, человек выполняет самую настоящую зарядку для своего позвоночника. Именно поэтому эти позы и получили свои названия “Поза кошки” или “Поза змеи”.
Сегодня насчитывается более 20 видов йоги, а самыми распространенными являются следующие: хатха-йога – это йога, целью которой является достижение физического совершенства; тантра-йога – эта практика учит использовать основные инстинкты человека для достижения гармонии между телом и духом; кундалини-йога - её целью является открытие всех основных чакр человека, для обеспечения свободного тока энергии по телу; аштанга-йога – это скорее аэробика с использованием поз классической йоги; айенгар-йога – система физических упражнений, созданная для применения людьми с разным уровнем физической подготовки.
В странах Европы, в Америке и России йога появилась только в конце XX века. Красивые позы и спокойствие, невозмутимость йогов вызвали большой интерес, и многие люди стали знакомиться с этим учением и выполнять упражнения.
Определение понятия детская йога и её актуальность использования с детьми с ОВЗ
Детская йога - адаптированная практика хатха йоги, построенная в игровой форме с учетом психологических, физиологических и анатомических особенностей детей 5-12 лет.
Многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом считают воздействие йоги на организм ребёнка полезным. Актуальность использование элементов детской хатха - йоги на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ состоит в том, что дети с ОВЗ сталкиваются с такими проблемами, как неспособность концентрировать внимание, неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия, замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной, повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, заторможенность, апатичность, гипер- или гиподинамия, мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса, нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание), нарушение ручной моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация движений, несформированность функций равновесия, недостаточное развитие чувства ритма; нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, нарушение осанки, плоскостопие, заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. В дальнейшем эти проблемы могут привести к серьезным заболеваниям. Для их избежание важно создать, как можно раньше здоровые привычки у детей. Одной из таких полезных и интересных привычек является йога.
Детям, перенесшим повреждения позвоночника, головного мозга, суставов, страдающих хроническими заболеваниями, следует начинать занятия йогой после консультации с врачом.
Методические особенности использования хатха-йоги с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Цель:
оздоровление и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
-способствовать формированию и сохранению правильной осанки;
- укреплять и развивать гибкость, равновесие, мышцы рук, ног, туловища, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма;
- нормализовать и улучшать работу внутренних органов;
- обучать правильной последовательности выполнения упражнений и умению расслабляться;
- развивать память и воображение;
- учить преодолевать трудности физического характера.
Для занятий требуется:
- просторное и проветренное помещение;
- удобная спортивная одежда, желательно заниматься в носках, босиком;
- коврики по количеству человек;
- спортивный инвентарь;
- музыкальные инструменты (бубен, погремушка, барабан, колокольчик).
Основными методами и приемами являются:
- метод наглядности: показ упражнений на собственном примере в разных плоскостях, показ на детях, у которых хорошо получаются асаны; прием подражание (животным);
- словесный метод: объяснение и название упражнений, указания, вопросы к детям, сюжетный или сказочный рассказ;
-практический метод: выполнение упражнений в игровой форме.
Принципы обучения йоги:
- принцип доступности (учет возрастных особенностей детей; материал должен быть не чрезмерно трудным и не слишком легким);
- принцип систематичности (систематическое повторение знакомых упражнений);
- принцип последовательности обучения (от простого - к сложному, от известного к неизвестному, соблюдать определенный порядок упражнений);
- принцип индивидуального подхода к учащимся (учитывать уровень умственного, физического и психического развития детей);
-принцип гендерного подхода (для мальчиков - силовые упражнения и упражнения на выносливость, для девочек- упражнения, развивающие гибкость и пластичность).
Структура занятия:
- построение, приветствие;
- разминка (различные виды шага и бега, стихотворная разминка, разминка с предметами, на коврика), дыхательная гимнастика (“жужжание пчелы”, “диафрагмальное дыхание”, “сдувание мухи с кончика носа, с плеча” и т.д.);
- асаны, расположенные в следующем порядке: стоя, на корточках, четвереньках, сидя, лежа на животе, лежа на спине, перевернутые;
- релаксация (“спящие куклы”, “волшебный сон”, “слушаем тишину”, “холодно-горячо”);
- здоровьесберегающие технологии: самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая, мимическая гимнастика;
- подвижные и малоподвижные игры.
Время: 5/6 лет -25 минут, 6/7лет-30 минут.
Основные асаны (позы) для детей старшего дошкольного возраста и их словесное сопровождение
Гора
Техника выполнения: встать прямо, ноги на ширине плеч, смотреть прямо перед собой, выпрямить позвоночник, расслабить плечи и руки.
Польза: улучшает осанку, учит спокойствию.
Словесное сопровождение: Ты - гора. Огромная старая и сильная гора, которая стоит на земле уже много-много лет. Тебя не могут поколебать ни ветер, ни гроза. С твоей вершины можно рассмотреть леса и реки.
Дерево
Техника выполнения: встать в позу горы, поднять пр. ногу пр. рукой и прижать её к внутренней части пр. бедра, поднять руки вверх, сомкнуть ладони над головой. Повторить то же для второй ноги.
Польза: балансирующая поза укрепляет ноги, учит удерживать равновесие и развивает концентрацию.
Словесное сопровождение: Ты - огромное дерево, в ветвях которого поют прекрасные птицы и бегают белки. Твои корни уходят вглубь земли, твои ветви (руки) тянутся к солнцу и ощущают его тепло.
Треугольник
Техника выполнения: широко расставить ноги, развести руки в стороны, согнуться влево, опустив левую руку вдоль левой ноги как можно ниже. Повторить все движения в другую сторону.
Польза: укрепляет мышцы ног и живота.
Словесное сопровождение: Посчитать количество треугольников, которое образуется при выполнение позы.
Лягушка
Техника выполнения: сидя на корточках, стопы и колени развести в стороны, ладошки положить между стоп, макушкой тянуться вверх.
Польза: развивает подвижность тазобедренных суставов, выравнивает осанку.
Словесное сопровождение: Ты - большая лягушка, которая живет в чистом водоемы. Ты проголодалась, уселась на кувшинку и притаилась в ожидании мухи.
Кошка
Техника выполнения: встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На выдохе выгнуть спинку колесом, опустить голову между рук. На вдохе прогнуться и посмотреть в потолок.
Польза: делает спину гибкой, укрепляет мышцы спины.
Словесное сопровождение: Ты - ласковая кошечка, у тебя гибкое и мягкое тельце. Ты движешься плавно и очень красиво. Тебя погладили, и ты благодарно выгибаешься, подставляя спинку.
Собака
Техника выполнения: принять позу кошку, затем поднять колени, опираясь только на ладони и стопы.
Польза: вытягивает всю заднюю часть тела, укрепляет плечи и руки, дает бодрость и спокойствие.
Словесное сопровождение: Ты – большая, верная и смелая собака. Ты лучший друг человека. Просыпаясь, ты вытягиваешь лапки вперед, а хвостик поднимаешь вверх.
Верблюд
Техника выполнения: встать на колени, на вдохе плавно изогнуться назад, достав руками до пяток.
Польза: делает спину гибкой, укрепляет мышцы спины.
Словесное сопровождение: Ты - верблюд- “король пустыни”. Ты всегда носишь запас пищи и воды с собой – в своих горбах, а ноги позволяют тебе преодолевать огромные расстояния и легко перемещаться по глубокому песку.
Бабочка
Техника выполнения: сидя сложить ступни подошвами друг к другу, обхватить руками пальцы ног и постараться пододвинуть пятки как можно ближе к себе, затем свести колени и развести, ступни не отрывать от пола (поза выполняется в динамике.) Выходя из позы, выпрямить ноги и потрясти ими.
Польза: развивает подвижность тазобедренных суставов.
Словесное сопровождение: Ты – яркая и пестрая бабочка, которая летает по лугу и усаживается на цветок, чтобы попить сладкий нектар, а твои расписанные сложным узором крылья складываются и раскладываются от удовольствия.
Лодка
Техника выполнения: Лечь на живот, вытянуть руки вперед. Прогибаясь, поднять руки и ноги вверх, стараясь удерживать вес тела только на животе.
Польза: Улучшает работу органов пищеварения и укрепляет мышцы живота.
Словесное сопровождение: Ты – быстрая лодочка, которая покачиваясь, плывет по прозрачной голубой реке. На её берегах растут прекрасные цветы и величественные деревья, и ты, проплывая мимо них, можешь ими любоваться.
Корзиночка
Техника выполнения: лежа на животе, поднять одну ногу и захватить ступню рукой, сделать то же самое со второй ногой, оторвать голову, грудную клетку и колени от пола, продолжая держать лодыжки руками.
Польза: делает спину гибкой, укрепляет мышцы спины.
Словесное сопровождение: Ты - большая корзиночка. А теперь закрой глаза и представь, какие фрукты в ней лежат.
Ежик
Техника выполнения: лежа на спине, прижать колени к животу, округлить спину и перекатывать на спине.
Польза: массаж спины
Словесное сопровождение: Ты маленький, добрый ежик, которому нравится перекатываться на спинке вправо-влево.
Литература и интернет-ресурсы
1.Занкина В. Йога в кармане. Детская практика.: М., 2012 г.
2. Ильинская О. Детская йога.: М., 2011 г.
3.Липень А. Детская оздоровительная йога.: СПБ, 2009г.
4.Левшинов А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья.: М., 2011 г.
5.Пегрум Д. Детская йога. Радость движения.: СПб, 2006 г.
6.Правдина Н. Йога для детей.: М., 2009 г.
7.Чизбру М.,Вудхаус С., Гриффитс Р. Иога для ваших детей.: Минск, 2009
г.
8. Интернет-ресурсы: http://www.jv.ru/ (Канал “Живи”, видео по
дисциплине “Детская йога”)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фитболов на игровых занятиях по физической культуре
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых прогр...
Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физической культуре и обучению детей плаванию с нарушением ОДА
Я, как воспитатель по физической культуре, стала задумываться над тем, как нужно организовать физкультурные занятия, чтобы снизить заболеваемость, повысить уровень их физической подготовки. Не секрет,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-1072969-1540215111.jpg)
Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"
12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2, прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с подгото...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1284985-1604295726.jpg)
Народные игры, особенности их проведения. Использование народных игр на занятиях по физической культуре.
В материале раскрываются особенности проведения народных игр, классификация игр. Приведены примеры игр с правилами, которые педагог может использовать на занятиях и свободной деятельности дошкольников...
Методическая разработка для педагогов ДОУ тема: «Рациональное использование гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях»
Методическая разработка в помощь педагогам детского сада для обучения и проведения гимнастических упражнений, ОРУ, строевых упражнений....