Методические особенности использования хатха-йоги на занятиях по физической культуре в ДОУ
методическая разработка по физкультуре

Андреева Оксана Алексеевна

Данный материал адресован педагогам, инструкторам по физической культуре,родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов детской хатха - йоги на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Определение термина йога

    Йога — это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Ряд ученых возводят происхождение йоги к III—II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги.

   Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.

    Слово “йога” произошло от слова “йодж” (“йудж”), что в переводе с древнего языка санскрита звучит как “соединение”, “связь”, “союз”. Это название говорит само за себя – суть философии йоги в достижении слияния, неразрывной связи человеческой Души и Мира.

   Другими словами,  практика йоги помогает человеку  осознать себя как частицу большого мира и прочувствовать свою тесную связь со всем живым.

   Занятия йогой – это тренировки не только тела, но и духа. Осваивая упражнения йоги, человек не только укрепляет свое физическое здоровье, но и обучается внутренней дисциплине, контролю над своими эмоциями, умению расслабляться и отдыхать не только телом, но и душой.

   Большинство упражнений в йоге – они называются асанами – получили свои названия по именам животных. В глубокой древности люди обратили внимание на то, что позы, которые принимают некоторые животные, могут принести пользу и человеческому организму. Например, потягиваясь, как кошка, или изгибаясь, как змея, человек выполняет самую настоящую зарядку для своего позвоночника. Именно поэтому эти позы и получили свои названия “Поза кошки” или “Поза змеи”.

  Сегодня насчитывается более 20 видов йоги, а самыми распространенными являются следующие: хатха-йога – это йога, целью  которой является достижение физического совершенства; тантра-йога – эта практика учит использовать основные инстинкты человека для достижения гармонии между телом и духом;  кундалини-йога - её целью является открытие всех основных чакр человека, для обеспечения свободного тока энергии по телу; аштанга-йога – это скорее аэробика с использованием поз классической йоги; айенгар-йога – система физических упражнений, созданная для применения людьми с разным уровнем физической подготовки.

     В странах Европы, в Америке и России йога появилась только в конце XX века. Красивые позы и  спокойствие, невозмутимость йогов вызвали большой интерес, и многие люди стали знакомиться с этим учением и выполнять упражнения.

Определение понятия детская йога и её актуальность использования с детьми с ОВЗ

  Детская йога - адаптированная практика хатха йоги, построенная в игровой форме  с учетом психологических, физиологических и анатомических особенностей детей 5-12 лет.  

   Многие  врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом считают воздействие йоги на организм ребёнка полезным. Актуальность использование элементов детской хатха - йоги на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ состоит в том, что  дети с ОВЗ сталкиваются с такими проблемами, как неспособность концентрировать внимание, неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия,  замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной, повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность,  заторможенность, апатичность, гипер- или гиподинамия, мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса, нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание), нарушение ручной моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений,  дискоординация движений,  несформированность функций равновесия,  недостаточное развитие чувства ритма; нарушение ориентировки в пространстве,  замедленность процесса освоения новых движений,  нарушение осанки, плоскостопие,  заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. В дальнейшем эти проблемы  могут  привести к серьезным заболеваниям. Для их избежание важно создать,  как можно раньше  здоровые привычки у детей. Одной из таких  полезных и интересных привычек является йога.  

   Детям, перенесшим повреждения позвоночника, головного мозга, суставов, страдающих хроническими заболеваниями, следует начинать занятия йогой после консультации с врачом.

Методические особенности использования хатха-йоги с детьми с ОВЗ старшего дошкольного  возраста

Цель:

оздоровление и укрепление физического и психического  здоровья детей.
                                                           
Задачи:
-способствовать формированию и сохранению правильной осанки;
- укреплять и развивать гибкость, равновесие,  мышцы рук, ног, туловища, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма;
- нормализовать и улучшать работу внутренних органов;
- обучать правильной последовательности выполнения упражнений и умению расслабляться;
- развивать память и воображение;
- учить преодолевать трудности физического характера
.

Для занятий требуется:

 - просторное  и проветренное помещение;

-  удобная спортивная одежда, желательно заниматься в носках, босиком;

-  коврики по количеству человек;

-  спортивный инвентарь;

- музыкальные инструменты (бубен, погремушка, барабан, колокольчик).

Основными методами и приемами являются:

- метод наглядности: показ упражнений на собственном примере в разных плоскостях, показ на детях, у которых хорошо получаются асаны; прием подражание (животным);

- словесный метод: объяснение и название упражнений, указания, вопросы к детям, сюжетный или сказочный рассказ;

-практический метод: выполнение упражнений в игровой форме.

Принципы  обучения йоги:

- принцип доступности (учет возрастных особенностей  детей; материал должен быть не чрезмерно трудным и не слишком легким);

-  принцип систематичности (систематическое повторение знакомых  упражнений);

 - принцип последовательности обучения (от простого - к сложному, от известного к неизвестному, соблюдать определенный  порядок упражнений);

- принцип индивидуального подхода к учащимся (учитывать уровень умственного, физического и психического  развития детей);

-принцип гендерного подхода (для мальчиков - силовые упражнения и упражнения на выносливость, для девочек- упражнения, развивающие гибкость и пластичность).

Структура    занятия:

- построение, приветствие;

- разминка (различные виды шага и бега, стихотворная разминка, разминка с предметами, на коврика), дыхательная гимнастика (“жужжание пчелы”, “диафрагмальное дыхание”, “сдувание мухи с кончика носа, с плеча” и т.д.);

- асаны,   расположенные  в  следующем порядке: стоя, на корточках,  четвереньках, сидя, лежа на животе,  лежа на спине,  перевернутые;

-  релаксация (“спящие куклы”, “волшебный сон”, “слушаем тишину”, “холодно-горячо”);

- здоровьесберегающие технологии: самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая,  мимическая  гимнастика;

- подвижные и малоподвижные игры.

Время: 5/6 лет -25 минут, 6/7лет-30 минут.

Основные асаны (позы)  для детей старшего дошкольного возраста и их словесное сопровождение

                                                       Гора

Техника выполнения: встать прямо, ноги на ширине плеч, смотреть прямо перед собой, выпрямить позвоночник, расслабить плечи и руки.

Польза: улучшает осанку, учит спокойствию.

Словесное сопровождение: Ты - гора. Огромная старая и сильная гора, которая стоит на земле уже много-много лет. Тебя не могут поколебать ни ветер, ни гроза. С твоей вершины можно рассмотреть леса и реки.

Дерево

Техника выполнения: встать в позу горы, поднять пр. ногу пр. рукой и прижать её к внутренней части пр. бедра, поднять руки вверх, сомкнуть ладони над головой. Повторить то же для второй ноги.

Польза: балансирующая поза укрепляет ноги, учит удерживать равновесие и развивает концентрацию.

Словесное сопровождение: Ты - огромное дерево, в ветвях которого поют прекрасные птицы и бегают белки. Твои корни уходят вглубь земли, твои ветви (руки) тянутся к солнцу и ощущают его тепло.

Треугольник

Техника выполнения: широко расставить ноги, развести руки в стороны, согнуться влево, опустив левую руку вдоль левой ноги как можно ниже. Повторить все движения в другую сторону.

Польза: укрепляет мышцы ног  и живота.

Словесное сопровождение: Посчитать количество треугольников, которое образуется при выполнение позы.

Лягушка

Техника выполнения: сидя на корточках, стопы  и колени развести в стороны, ладошки положить между стоп, макушкой тянуться вверх.

Польза: развивает подвижность тазобедренных суставов, выравнивает осанку.

Словесное сопровождение: Ты - большая лягушка, которая живет в чистом водоемы. Ты проголодалась, уселась на кувшинку и притаилась в ожидании мухи.

Кошка

Техника выполнения: встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На выдохе выгнуть спинку колесом, опустить голову между рук. На вдохе прогнуться и посмотреть в  потолок.

Польза: делает спину  гибкой, укрепляет мышцы спины.

Словесное сопровождение: Ты - ласковая кошечка, у тебя гибкое и мягкое тельце. Ты движешься плавно и очень красиво. Тебя погладили, и ты благодарно выгибаешься, подставляя спинку.

Собака

Техника выполнения: принять позу кошку,  затем поднять колени, опираясь только на ладони и стопы.

Польза: вытягивает всю заднюю часть тела, укрепляет плечи и руки, дает бодрость и спокойствие.

Словесное сопровождение: Ты – большая, верная и смелая собака. Ты лучший друг человека. Просыпаясь, ты вытягиваешь лапки вперед, а хвостик поднимаешь вверх.

Верблюд

Техника выполнения: встать на колени, на вдохе плавно изогнуться назад, достав руками до пяток.

Польза: делает спину  гибкой, укрепляет мышцы спины.

Словесное сопровождение: Ты - верблюд- “король пустыни”. Ты всегда носишь запас пищи и воды с собой – в своих горбах, а ноги позволяют тебе  преодолевать огромные расстояния и легко перемещаться по глубокому песку.

Бабочка

Техника выполнения: сидя сложить ступни подошвами друг к другу, обхватить руками пальцы ног и постараться пододвинуть пятки как можно ближе к себе, затем свести колени и развести, ступни не отрывать от пола (поза выполняется в динамике.) Выходя из позы, выпрямить ноги и потрясти ими.

Польза: развивает подвижность тазобедренных суставов.

Словесное сопровождение: Ты – яркая и пестрая бабочка, которая летает по лугу и усаживается на цветок, чтобы попить сладкий нектар, а твои расписанные сложным узором крылья складываются и раскладываются от удовольствия.

Лодка

Техника выполнения: Лечь на живот, вытянуть руки вперед. Прогибаясь, поднять руки и ноги вверх, стараясь удерживать вес тела только на животе.

Польза: Улучшает  работу органов пищеварения и укрепляет мышцы живота.

Словесное сопровождение: Ты – быстрая лодочка, которая покачиваясь, плывет по прозрачной голубой реке. На её берегах растут прекрасные цветы и величественные деревья, и ты, проплывая мимо них, можешь ими любоваться.

Корзиночка

Техника выполнения: лежа на животе, поднять одну ногу и захватить ступню рукой, сделать то же самое со второй ногой, оторвать голову, грудную клетку и колени от пола, продолжая держать лодыжки руками.

Польза: делает спину гибкой, укрепляет мышцы спины.

Словесное сопровождение: Ты -  большая корзиночка. А теперь  закрой глаза и представь, какие фрукты в ней лежат.

Ежик

Техника выполнения: лежа на спине, прижать колени к животу, округлить спину и перекатывать на спине.

Польза: массаж спины

Словесное сопровождение: Ты маленький, добрый ежик, которому нравится перекатываться на спинке  вправо-влево.

 

Литература и интернет-ресурсы

1.Занкина В. Йога в кармане. Детская практика.: М., 2012 г.

2. Ильинская О. Детская йога.: М., 2011 г.

3.Липень А. Детская оздоровительная йога.: СПБ, 2009г.

4.Левшинов А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья.: М., 2011 г.

5.Пегрум Д. Детская йога. Радость движения.: СПб, 2006 г.

6.Правдина Н. Йога для детей.: М., 2009 г.

      7.Чизбру М.,Вудхаус С., Гриффитс Р. Иога для ваших детей.: Минск, 2009    

       г.

       8. Интернет-ресурсы:  http://www.jv.ru/ (Канал “Живи”, видео по  

        дисциплине  “Детская йога”)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитболов на игровых занятиях по физической культуре

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых прогр...

Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физической культуре и обучению детей плаванию с нарушением ОДА

Я, как воспитатель по физической культуре, стала задумываться над тем, как нужно организовать физкультурные занятия, чтобы снизить заболеваемость, повысить уровень их физической подготовки. Не секрет,...

Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"

12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2,  прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с  подгото...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

Народные игры, особенности их проведения. Использование народных игр на занятиях по физической культуре.

В материале раскрываются особенности проведения народных игр, классификация игр. Приведены примеры игр с правилами, которые педагог может использовать на занятиях и свободной деятельности дошкольников...

Методическая разработка для педагогов ДОУ тема: «Рациональное использование гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях»

Методическая разработка в помощь педагогам детского сада для обучения и проведения гимнастических упражнений, ОРУ, строевых упражнений....