Использование фитболов на игровых занятиях по физической культуре
методическая разработка по физкультуре по теме

   Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Для того, чтобы физкультурно-оздоровительная работа с детьми с особым социально-психологическим запросом проходила эффективно, необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса активно используются различными специалистами в спорте, педагогике и медицине...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_fitbolah.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фитболов на игровых занятиях по физической культуре 

   Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Для того, чтобы физкультурно-оздоровительная работа с детьми с особым социально-психологическим запросом проходила эффективно, необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса активно используются различными специалистами в спорте, педагогике и медицине.

   Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и специфические тактильно-кинестетические ощущения , вызываемые у человека в процессе взаимодействия с данным предметом. Шарообразная форма мяча посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-сладковатый  запах, привлекающий детей и вызывающий у них особое удовольствие.    Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

   Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

  В нашем Детском саду, фитболы уже несколько лет активно используются на физкультурных занятиях, досугах и праздниках. Нами была разработана система комплексов упражнений с фитболами для индивидуально-подгрупповой работы с детьми , с целью совершенствования у них развития основных движений и профилактики нарушений осанки.В ходе регулярной диагностической работы, нами была отмечена высокая эффективность данной системы и улучшение развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста в среднем на 70%, по сравнению с 30% положительной динамики у контрольной группы.

Примерный комплекс игровых упражнений с фитболами для индивидуально – подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. «Пружинки»

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.

В такт музыки пружиним на мяче (ноги параллельно друг другу, не отрываются от пола). Повторяем 8 раз.

2. «Салют»

И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки на плечах.

1 – руки в стороны;

2 – вернуться в и.п.

Повторяем 8 раз.

1 – руки вперед;

2 – вернуться в и.п.

Повторяем 8 раз.

1 – руки вверх, голова вверх;

2 – вернуться в и.п.

Повторяем 8 раз.

  1. «Маятник»

И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки за голову, локти в стороны.

1 – наклон вправо;

2 – вернуться в и.п.;

3 – наклон влево;

4 – вернуться в и.п.

Повторить 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую сторону.

  1. «Вертолет»

И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки в стороны.

1 – повороты корпуса вправо;

2 - вернуться в и.п.;

3 – поворот корпуса влево;

4 – вернуться в и.п.

Повторить 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую сторону.

  1. «Помахали хвостиком»

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.

1 – движение тазом вправо;

2 – движение тазом влево.

Повторить 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую сторону.

Добавляем движения рук: руки вверх, двигаем прямыми руками из стороны в сторону вместе с движением тазобедренного сустава.

  1. «Коленочки»

И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки в стороны.

1 – правое колено подтянуть к груди, руками обхватить колено;

2 – вернуться в и.п.;

3 – левое колено подтянуть к груди, руками обхватить колено;

4 – вернуться в и.п.

Повторить 4 раза для одной ноги, 4 раза для другой ноги.

  1. «Топотушки руками»

И.п. – упор лежа, ноги на мяче.

Поочередно топаем правой и левой рукой. Повторяем по 4 раза  на каждую руку.

Примечание: следим, чтобы корпус ребенка был параллелен земле.

  1. «Отжимания»

И.п. – упор лежа, ноги на мяче.

Отжимания повторить 8 раз.

  1. Прыжки «Клоуны»

И.п. – мяч в согнутых руках перед собой, ноги вместе.

1 – подпрыгнуть, ноги врозь, руки с мячом выпрямить перед собой;

2 – подпрыгнуть и вернуться в и.п.

Дети получают удовлетворение не только от  того, что научились выполнять то или иное движение, но и  от самого процесса игры. На первых этапах работы с детьми в подгруппах  основное внимание уделялось работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы, затем главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации.

   Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

В ходе работы появились и были структурированы:

 «Правила работы с фитболами»

1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.

4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным. 

5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.

14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. 

Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности детей.

       

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по физической культуре

«Весёлая собачка»группа раннего возраста Программное содержание: Упражнять в ходьбе в прямом направлении,по ребристой доске, повторить в умении взойти на ящик и сойти с него, упражнять в по...

Игровое занятие по физической культуре

«В гости к кошечке Мурке»Подготовила: Никифорова С.В. – воспитатель МДОУ д/с №2 "Малыш"Программное содержание:1.Упражнять в ходьбе по ребристой доске, упражнять в подлезании.Развивать умение ори...

КОНСПЕКТ Открытого игрового занятия По физической культуре «Веселые медвежата» (старший возраст)

Закрепить предсталвение детей о повадках и образе жизни бурых и белых медведей...

Сюжетно – игровое занятие по физической культуре « Человечек непростой появляется зимой »

В данном конспекте рассказывается о путешествии в Лапландию, входе которого дети выполняли разнличные  физические упражнения....

Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"

12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2,  прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с  подгото...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

Конспект сюжетно - игрового занятия по физической культуре (с использованием цифровых технологий) для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные игры в зимнем лесу"

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса.Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной р...


 

Комментарии

Бирюкова Марина Викторовна

Молодцы, я тоже использую мячи "Хоп". Разработала методичесие рекомендации и провожу коррекционно-развивающие занятия один раз в неделю для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.
Березняк Людмила Николаевна

Ирина Александровн, спасибо, в копилочку, пригодится, использую в работе тоже