СОПРОВОЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Тихонова Варвара Сергеевна

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст – это то время, когда начинает формироваться физическое и психологическое здоровье. Ведь для растущего организма огромное значение имеет двигательная активность, которая служит важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Для нормальной жизнедеятельности ребенка необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день. Важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности, которая все больше определяется следующими условиями: замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду; ограничением двигательной активности на прогулках; требованиями (запретами) взрослых – страхом, что дети могут получить травму; преобладанием статичного времяпрепровождения в домашних условиях (просмотр телевизора, компьютерные и настольные игры, занятия изобразительной деятельностью и т.д.).

Длительные наблюдения за свободной двигательной активностью воспитанников помогли осознать, что несмотря на интенсивную работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность, а начинают бесцельно бегать и прыгать (особенно это происходит на прогулке). Передо мной возникла цель – научить ребенка самостоятельно себя занять, чтобы это было еще и интересно.

Так как действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми, моя задача заключалась в создании таких условий, при которых дети будут заняты игрой и при этом будет реализована их инициатива. Возникла идея о том, чтобы предложить детям найти вокруг себя любые атрибуты для игры, возможно если даже эти предметы не используются по прямому назначению.

Эта идея возникла из ситуации, когда во время очередной летней прогулки несколько ребят начали бросаться листами бумаги друг в друга. Тогда я предложила детям переиграть это в какую-нибудь игру. Сразу был заметен интерес в глазах детей… А что же такое придумать? Как оказалось, вариантов очень много, бумагу можно сминать (полезно для развития мелкой моторики); можно бросать бумажный комок в цель (в обруч, в руки напарнику…), на дальность (для развития глазомера, ориентировки в пространстве). Можно играть в «снежки», в футбол, подбрасывать и ловить…

Можно поиграть в «воздушный футбол» на столе. Это игра учит детей делать вдох через нос, выдох через рот и способствует контролю силы выдоха. А если свернуть в трубочку, то можно перепрыгивать через нее, можно стоять на ней, удерживая равновесие. Можно встать на бумагу 2-мя ногами и скользить до обозначенного ориентира – так получается имитированная ходьба на лыжах. Ходьба эта может быть в нескольких вариантах, например, лицом вперед, спиной вперед, боком. Можно эту бумагу зажать между ног и прыгать на 2-х ногах. В общем, мы с детьми нашли очень много вариантов.

Однажды, придя в группу после прогулки, когда дети мыли ноги, одна девочка спросила: «А с полотенцем можно придумать игру?» И мы попробовали пофантазировать… Вариантов с полотенцем оказалось тоже очень много: это и перепрыгивание через него, и перекидывание полотенца друг другу, и конструирование дорожки из нескольких полотенец для того, чтоб ходить по ней босиком.

Можно взять обычный стул. А что с ним можно сделать? Дети придумали, что можно подлезать под стулом и перепрыгивать через стул. А самые активные придумали организовать «детсадовский паркур» – перепрыгивать, боком держась за стул.

Еще один нюанс летнего периода, когда группы объединяются и возникает проблема сплочения разновозрастных детей (старшие не хотят играть с маленькими), можно также использовать как хорошую возможность вместе поиграть. И тут мы придумали с детьми игры, в которых и большие и маленькие играют вместе. Так, ребенок помладше делает кольцо из рук, более старший – попадает в кольцо бумагой или старшие держат полотенце, а малыши пролезают под ним…

Ценность таких игр с импровизированными предметами представляется не только в том, что развиваются физические качества дошкольников (моторика, быстрота реакции, ловкость, гибкость, глазомер), но и активизируется познавательная и речевая активность. Ребенок начинает креативно мыслить: каждый старается предложить свой вариант. И каждый вариант мы пробуем, рассуждаем, что понравилось или не понравилось. Тут же задействована рефлексия.

Таким образом у нас появилось множество игровых упражнений и подвижных игр, в которые можно играть как в группе, так и дома самостоятельно – это совместное придумывание игр из окружающих нас вещей.

 И чтобы не забыть все эти придуманные двигательные упражнения, мы с детьми пришли к тому, что нужно разработать карточки, которые будут находиться в группе. Если ребенок в любой момент захотел поиграть сам или же с другом, он может выбрать понравившуюся карточку и поиграть в эту игру. Дети в подготовительной группе такие карточки рисуют сами или с родителями дома.

Подводя итог сказанному, мы понимаем, что в последнее время отмечается возросший интерес воспитанников к подвижным играм, что двигательная активность – это основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для оптимизации двигательной активности многое можно сделать своими руками или придумать, как можно использовать предметы из окружающего пространства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihonova.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, Тихонова В.С. (г. Воронеж, varvarenok06@yandex.ru)

Дошкольный возраст – это то время, когда начинает формироваться физическое и психологическое здоровье. Ведь для растущего организма огромное значение имеет двигательная активность, которая служит важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Для нормальной жизнедеятельности ребенка необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день. Важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности, которая все больше определяется следующими условиями: замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду; ограничением двигательной активности на прогулках; требованиями (запретами) взрослых – страхом, что дети могут получить травму; преобладанием статичного времяпрепровождения в домашних условиях (просмотр телевизора, компьютерные и настольные игры, занятия изобразительной деятельностью и т.д.).

Длительные наблюдения за свободной двигательной активностью воспитанников помогли осознать, что несмотря на интенсивную работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность, а начинают бесцельно бегать и прыгать (особенно это происходит на прогулке). Передо мной возникла цель – научить ребенка самостоятельно себя занять, чтобы это было еще и интересно.

Так как действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми, моя задача заключалась в создании таких условий, при которых дети будут заняты игрой и при этом будет реализована их инициатива. Возникла идея о том, чтобы предложить детям найти вокруг себя любые атрибуты для игры, возможно если даже эти предметы не используются по прямому назначению.

Эта идея возникла из ситуации, когда во время очередной летней прогулки несколько ребят начали бросаться листами бумаги друг в друга. Тогда я предложила детям переиграть это в какую-нибудь игру. Сразу был заметен интерес в глазах детей… А что же такое придумать? Как оказалось, вариантов очень много, бумагу можно сминать (полезно для развития мелкой моторики); можно бросать бумажный комок в цель (в обруч, в руки напарнику…), на дальность (для развития глазомера, ориентировки в пространстве). Можно играть в «снежки», в футбол, подбрасывать и ловить…

Можно поиграть в «воздушный футбол» на столе. Это игра учит детей делать вдох через нос, выдох через рот и способствует контролю силы выдоха. А если свернуть в трубочку, то можно перепрыгивать через нее, можно стоять на ней, удерживая равновесие. Можно встать на бумагу 2-мя ногами и скользить до обозначенного ориентира – так получается имитированная ходьба на лыжах. Ходьба эта может быть в нескольких вариантах, например, лицом вперед, спиной вперед, боком. Можно эту бумагу зажать между ног и прыгать на 2-х ногах. В общем, мы с детьми нашли очень много вариантов.

Однажды, придя в группу после прогулки, когда дети мыли ноги, одна девочка спросила: «А с полотенцем можно придумать игру?» И мы попробовали пофантазировать… Вариантов с полотенцем оказалось тоже очень много: это и перепрыгивание через него, и перекидывание полотенца друг другу, и конструирование дорожки из нескольких полотенец для того, чтоб ходить по ней босиком.

Можно взять обычный стул. А что с ним можно сделать? Дети придумали, что можно подлезать под стулом и перепрыгивать через стул. А самые активные придумали организовать «детсадовский паркур» – перепрыгивать, боком держась за стул.

Еще один нюанс летнего периода, когда группы объединяются и возникает проблема сплочения разновозрастных детей (старшие не хотят играть с маленькими), можно также использовать как хорошую возможность вместе поиграть. И тут мы придумали с детьми игры, в которых и большие и маленькие играют вместе. Так, ребенок помладше делает кольцо из рук, более старший – попадает в кольцо бумагой или старшие держат полотенце, а малыши пролезают под ним…

Ценность таких игр с импровизированными предметами представляется не только в том, что развиваются физические качества дошкольников (моторика, быстрота реакции, ловкость, гибкость, глазомер), но и активизируется познавательная и речевая активность. Ребенок начинает креативно мыслить: каждый старается предложить свой вариант. И каждый вариант мы пробуем, рассуждаем, что понравилось или не понравилось. Тут же задействована рефлексия.

Таким образом у нас появилось множество игровых упражнений и подвижных игр, в которые можно играть как в группе, так и дома самостоятельно – это совместное придумывание игр из окружающих нас вещей.

 И чтобы не забыть все эти придуманные двигательные упражнения, мы с детьми пришли к тому, что нужно разработать карточки, которые будут находиться в группе. Если ребенок в любой момент захотел поиграть сам или же с другом, он может выбрать понравившуюся карточку и поиграть в эту игру. Дети в подготовительной группе такие карточки рисуют сами или с родителями дома.

Подводя итог сказанному, мы понимаем, что в последнее время отмечается возросший интерес воспитанников к подвижным играм, что двигательная активность – это основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для оптимизации двигательной активности многое можно сделать своими руками или придумать, как можно использовать предметы из окружающего пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.

Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...

Двигательная активность дошкольников в режиме дня

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой...

Развитие двигательной активности дошкольников

Двигательная  активность является  важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети которые систематически занимаются физическими упражнениями  посещают секции и кружки...

Консультация: "Двигательная активность дошкольника - как показатель его двигательного развития".

Правильная организация двигательного режима - удовлетворение естественных биологических потребностей детей в движении....

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....