«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
методическая разработка (подготовительная группа)

Лазарева Ирина Николаевна

Описание опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

И.Н.Кириченко

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

«Детский сад №99 «Топ-топ»

Воспитатель 1 квалификационной категории

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.

В концепции дошкольного воспитания ставится задача- приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

  • развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности.
  • формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
  • привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
  • воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.
  • воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов и различных видов детской деятельности. 

 Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

  • В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому начинали работу с приобщения к русской культуре.
  • Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.          Немало таких игр, где успех играющих зависит, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации.

 Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновение в детской среде соревнования и, как результат, признается достоинства или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

  Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда можно говорить, как о достойном участнике игры.

В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор.

Все педагоги нашего ДОУ через различные формы работы знакомят детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Для этого в детском саду и группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

  В каждой группе созданы уголки краеведения (альбомы и дидактические папки: «Моя семья», «Я люблю Норильск», «Государственная символика России», «Москва – столица России»,  «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской»,   флаг,  герб, гимн России,  мини-музей «Русская изба» и др. ); сделаны подборки  дидактических,  сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и   детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.

Наряду с непосредственно-организованной деятельностью мы все вместе организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.

 В нашем детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха, Зимние святки и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Эта работа планируется совместно с   музыкальными руководителями, воспитателями. При разработке сценария народного праздника, особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений, обрядово-календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр.

   Особое внимание уделяем укреплению взаимоотношений с родителями воспитанников. В настоящее время эта работа особенно актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.  Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Стараемся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: они принимают участие    в проведение русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

При организации и проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:

  • Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.
  • Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.
  • Каждый ребенок – активный участник игры.
  • При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.
  • Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.
  • При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.
  • Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их).
  • Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.
  • С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.
  • Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.
  • Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.
  • Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.
  • Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.
  • Игры должны способствовать развитию детей.
  • Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.
  • В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.        

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Сбор детей на игру

В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

  •  В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
  • Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр

  • Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.
  • Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю

  • Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.
  • Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.
  •  Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.
  •  Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.
  • Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).

Организация играющих, проведение игры и руководство ею

  • Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Воспитатель должен

стоять так, чтобы его видели все участники игры.

  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры.
  • В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:
  • название игры;
  • роли играющих и их расположение на площадке;
  • содержание игры;
  • цель игры;
  • правила игры.
  • Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным;
  • Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей;
  • В играх с детьми младшего возраста воспитатель берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети.
  • Игру в основном проводит воспитатель, который руководствуется в своей деятельности на аудиалов, визуалов и кинестетиков, давая им задания, опираясь на ведущий канал восприятия, например, подает команды или звуковые (для аудиалов) и зрительные сигналы (для визуалов) к началу игры.
  • Воспитатель, по возможности, также учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий.
  • Воспитатель обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей.
  • Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
  • Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз.
  • Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
  • Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.

Окончание игры и подведение итогов

  • В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
  •  В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры): дети сами отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.
  • Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
  • Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
  • К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Список литературы:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.составитель Л.С.Куприна,  Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.Методические рекомендации к программе социально личностного развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М.: Баласс, 2007.

8.Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностейне передаются по наследству, в каждом поколении их надовоспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большу...

Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста...

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...