Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Приемы использования специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности»
презентация урока для интерактивной доски по физкультуре (подготовительная группа)

dovzhenko-svetlan@yandex.ru

Конспект мастер-класса с педагогами

на тему:

«Приемы использования специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ

в совместной деятельности»

Конспект мастер-класса с педагогами

 

Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности.

 

Требования к результатам

 

Реализация поставленной цели мастер-класса позволит его участникам получить:

   представления:

об использовании специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности

- «балансир» для развития координации движений ;

 «радужная лесенка», «лесенка - чудесенка» для  формирования  двигательной активности и физических качеств детей;

«массажные коврики»  для снятия мышечного напряжения, активизация работы всего организма;

 «нейроскакалка» -  для тренировки внимания, координации, ловкости;

 - о вариантах использования игровых упражнений с применением специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности с детьми.

•  практический опыт:

– использовать приемы сенсорной  интеграции  в совместной деятельности, используя игровые упражнения на специальном оборудовании с детьми с ОВЗ.

Материалы и оборудование:

• техническое обеспечение: медиа-оборудование (ноутбук, проектор) для показа слайдовой презентации;

• материалы для деятельности участников мастер-класса: информационные листы (буклет «Развиваемся играя!»)

 

Ход мастер-класса

 

Вводная часть  Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого мы принимаем, различаем и обрабатываем ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибуляторную.  Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

 

Информационная часть

 

Использование сенсорного оборудования в работе с  детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:  

- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

 -  многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;

 - каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

 

 

Практическая часть

 

Игровые упражнения с применением специального оборудования

для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности с детьми.

Игровые упражнения с нейроскакалкой - развивают ловкость и повышают физическую выносливость.

Описание: C:\Users\user\Desktop\Фото Фестиваль\Нейроскакалка №1.jpg

  1. «Покрути» - стараются удержать равновесие и покрутить скакалку вокруг ноги.
  2. «Раз шажок, два прыжок» - дети перешагивают через скакалку, далее перепрыгивают.
  3. «Веселые прыжки» - раскручивают скакалку на одной ноге и стараются перепрыгивать через нее другой.

Игровые упражнения на балансирах - предназначены для развития координации движений, совершенствования равновесия.

Описание: C:\Users\user\Desktop\Фото Фестиваль\Балансиры №1.jpg

 

 

  1. «Весы» для детей , которые только знакомятся с тренажером, будет познавательно ставить на концы балансира предметы и смотреть, какая сторона будет опускаться, а какая подниматься. Следующий этап сам ребенок встает на край.
  2. «Черепаха» ребенку следует сесть на балансир, ухватиться руками за края или держатели и начать его раскачивать. Затем вращательными движениями таза повернуться по окружности.
  3. «Кораблик» ребенку следует лечь на балансир животом и оторвать от пола руки и ноги. Необходимо стараться сохранять равновесие как можно дольше.
  4. «Самолет» ребенок ставит ноги на центр балансира и удерживает равновесие. Затем поднимает руки в сторону, а одну ногу назад, опуская при этом корпус вперед, то есть встает в позу ласточки. В таком положении нужно пробыть как можно дольше.
  5. «Лягушка» ребенок  встает  на балансир, расставив ноги на ширине плеч. Затем необходимо раскачиваться из стороны в сторону, следя за тем, чтобы края тренажера не касались пола.

Игровые упражнения «Радужная лесенка» – помогает формированию моторных маршрутов и саморегуляции ребенка, развитию пространственных представлений, двигательной активности и физических качеств детей. «Лесенка - Чудесенка» – это отличный тренажёр для развития ловкости, силы рук и ног, выносливости при выполнении движений на коротких дистанциях, и общего физического развития.

 

Описание: C:\Users\user\Desktop\Фото Фестиваль\Лесенка-чудесенка №1.jpg                                                 Описание: C:\Users\user\Desktop\Фото Фестиваль\Радужная лесенка №1.jpg

  1.  «Перейди через пропасть». Детям предлагается пройти по «радужной лесенке» с высоким подниманием колена , руки в стороны, удерживая равновесие.
  2. «Циркачи». Работа в паре, один ребенок держит другого за ноги, второй идет на руках.
  3. «Тянем-потянем» - дети друг перед другом по краям «радужной лесенке», тянут друг друга за обе руки на себя.
  4. «С кочки на кочку» прыжки на 2 ногах с продвижением вперед, боком..

Игровые упражнения на массажных ковриках воздействуют на биологически активные точки на стопе, улучшают кровоснабжение. Это профилактика плоскостопия, снятие мышечного напряжения, активизация работы всего организма и повышение иммунитета.

 

Описание: C:\Users\user\Desktop\Фото Фестиваль\IMG-5c9c1b428ddf2c62d3a58fdbcdfeb733-V.jpg

 

1.«Фламинго» Для упражнения потребуется 4 коврика «Трава», «Шипы» или «Шишки». Исходное положение стоя, руки на поясе. Попеременно стоим на одной ноге 3-5 секунд и на другой 3-5 секунд (4 подхода).

2. «Косолапый мишка» Для упражнения потребуется 4 коврика «Трава». Исходное положение стоя, стопы параллельно, руки на поясе. Становимся на внешний край стопы, затем в исходное положение (10 раз).

3. «Топтыжка» При выполнении занятий рекомендуется встать на середину коврика, для достижения максимального эффекта. Для разминки потребуется 8 ковриков по два каждого вида. 

Упражнение №1: обычный шаг вперёд-назад, спина прямая, руки на поясе (4 подхода).

Упражнение №2: шаг с высоким подъёмом колена вперёд-назад, руки на поясе (2 подхода).

Упражнение №3: ходьба приставным шагом боком, туда-обратно (2 подхода)

4. «Зайчик-попрыгайчик» Для упражнения потребуется 4 коврика «Трава», «Шипы» или «Шишки». Прыжки на месте.

 

Вывод: используемые нами приемы специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности  способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, физических, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция, происходит положительная динамика в развитии ребенка.

 

Задание педагогам.

Проанализируйте содержание развивающей предметно-пространственной среды ваших физкультурных залов. Какие пособия и оборудование есть у вас для развития сенсорной интеграции детей.

 

Заключительная часть

Литература:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3. Доронина, М.А. Роль нестандартного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. - 2012. - 285 с.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_master_-_klassu.pptx470.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Приемы использования специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности» Региональный онлайн Фестиваль педагогических идей – 2021 год ГБОУ СОШ с. Подстепки Ставропольского района Самарской области СПДС «Золотой ключик» Подготовили: Инструктор по физической культуре Довженко С.Н. Старший воспитатель Вечкунина И.В.

Слайд 2

Актуальность : В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений , затруднено сохранение занятой позы. Использование сенсорного оборудования в работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным: - педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным; - многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию; - каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

Слайд 3

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого мы принимаем, различаем и обрабатываем ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную , вестибулярную . Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности .

Слайд 4

Нейроскакалка популярный хит для детей от 4-х лет. Тренирует: межполушарное взаимодействие , координацию, концентрацию, внимание, развивает ловкость и повышает физическую выносливость как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ. Нейроскакалки используются на занятиях по физической культуре, а так же можно выполнять различные виды прыжков под зажигательную музыку в танцах различного направления .

Слайд 5

Игровые упражнения «Покрути» - стараются удержать равновесие и покрутить скакалку вокруг ноги. «Раз шажок, два прыжок» - дети перешагивают через скакалку, далее перепрыгивают . «Веселые прыжки» - раскручивают скакалку на одной ноге и стараются перепрыгивать через нее другой .

Слайд 6

Балансиры – предназначены для развития координации движений, совершенствования равновесия, укрепления мышечного корсета и голеностопной части. Развивает способность воспринимать и оценивать изменения в мышцах, относительное положение частей тела и их перемещение. Использование предметов на балансирах, с подключением речи, способствует регуляции мышечного тонуса рук, тренирует распределение внимания, развивает зрительно-моторную координацию, моторное планирование, темп и ритм речи.

Слайд 7

Игровые упражнения на балансирах . «Весы» для детей , которые только знакомятся с тренажером, будет познавательно ставить на концы балансира предметы и смотреть, какая сторона будет опускаться, а какая подниматься. Следующий этап сам ребенок встает на край. «Черепаха» ребенку следует сесть на балансир, ухватиться руками за края или держатели и начать его раскачивать. Затем вращательными движениями таза повернуться по окружности. «Кораблик» ребенку следует лечь на балансир животом и оторвать от пола руки и ноги. Необходимо стараться сохранять равновесие как можно дольше. «Самолет» ребенок ставит ноги на центр балансира и удерживает равновесие. Затем поднимает руки в сторону, а одну ногу назад, опуская при этом корпус вперед, то есть встает в позу ласточки. В таком положении нужно пробыть как можно дольше. «Лягушка» ребенок встает на балансир, расставив ноги на ширине плеч. Затем необходимо раскачиваться из стороны в сторону, следя за тем, чтобы края тренажера не касались пола.

Слайд 8

«Радужная лесенка» – помогает формированию моторных маршрутов и саморегуляции ребенка, развитию пространственных представлений, двигательной активности и физических качеств детей.

Слайд 9

«Лесенка - Чудесенка» – это отличный тренажёр для развития ловкости, силы рук и ног, выносливости при выполнении движений на коротких дистанциях, и общего физического развития.

Слайд 10

Игровые упражнения «Перейди через пропасть». Детям предлагается пройти по «радужной лесенке» с высоким подниманием колена , руки в стороны, удерживая равновесие. «Циркачи». Работа в паре, один ребенок держит другого за ноги, второй идет на руках. «Тянем-потянем» - дети друг перед другом по краям «радужной лесенке», тянут друг друга за обе руки на себя. «С кочки на кочку» прыжки на 2 ногах с продвижением вперед, боком

Слайд 11

Массажные коврики воздействуют на биологически активные точки на стопе, улучшают кровоснабжение. Это профилактика плоскостопия, снятие мышечного напряжения, активизация работы всего организма и повышение иммунитета .

Слайд 12

Игровые упражнения 1 . « Фламинго» Для упражнения потребуется 4 коврика «Трава», «Шипы» или «Шишки». Исходное положение стоя, руки на поясе. Попеременно стоим на одной ноге 3-5 секунд и на другой 3-5 секунд (4 подхода). 2. «Косолапый мишка» Для упражнения потребуется 4 коврика «Трава». Исходное положение стоя, стопы параллельно, руки на поясе. Становимся на внешний край стопы, затем в исходное положение (10 раз). 3. « Топтыжка » При выполнении занятий рекомендуется встать на середину коврика, для достижения максимального эффекта. Для разминки потребуется 8 ковриков по два каждого вида. Упражнение №1: обычный шаг вперёд-назад, спина прямая, руки на поясе (4 подхода). Упражнение №2: шаг с высоким подъёмом колена вперёд-назад, руки на поясе (2 подхода). Упражнение №3: ходьба приставным шагом боком, туда-обратно (2 подхода) 4. «Зайчик- попрыгайчик » Для упражнения потребуется 4 коврика «Трава», «Шипы» или «Шишки». Прыжки на месте .

Слайд 13

Результативность: используемые нами приемы специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, физических, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Слайд 14

Спасибо за внимание! Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области. Структурное подразделение «детский сад «Золотой ключик» Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, село Подстепки, ул. Юбилейная , д.9; ул. 40 лет Победы , д.14 А тел. / факс 8 (8482) 23 – 11 – 95 , e-mail : zolotoikluchikpodstepki@samara.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

Консультация для педагогов на тему: «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в...

Развитие сенсорной интеграции у детей с ОВЗ.

Многие родители слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом, так и для детей с ОВЗ. Известно, что все дети страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Эффективность использования нестандартного оборудования для развития координации движений у детей раннего развития»

Проект «Эффективность использования нестандартного оборудования для развития координации движений у детей раннего развития»...

Авторские специальные пособия для развития сенсорных систем у детей с тяжелыми множественными нарушениями.

1.«Балансировочные стопы», с целью вестибулярно-моторного развития, ощущения своего тела в пространстве. 2.«Сенсорный коврик», с целью обучения в движении, развитие сенсор...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...