Статья на тему: «Подвижные игры как средство развития основных движений у детей 3-4 лет».
статья по физкультуре (младшая группа)

Кочур Ирина Владимировна

Становление человека – это процесс физического, психического и социального формирования, обхватывающий все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, которые происходят под влиянием окружающей действительности. Физическое развитие имеет неразрывную связь с изменением роста, веса; наращиванием мышечной силы; развитием органов чувств и координации движений и др. В первые годы жизни малыша всестороннее развитие считается основой физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Подвижные игры как средство развития основных движений у детей 3-4 лет».

Выполнила: воспитатель Кочур Ирина Владимировна

Становление человека – это процесс физического, психического и социального формирования, обхватывающий все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, которые происходят под влиянием окружающей действительности. Физическое развитие имеет неразрывную связь с изменением роста, веса; наращиванием мышечной силы; развитием органов чувств и координации движений и др. В первые годы жизни малыша всестороннее развитие считается основой физического воспитания.

В возрасте с 3 до 7 лет формируются определенно необходимые черты личности и закладывается фундамент здоровья. Физическим состоянием ребенка во многом определяется результат в любой деятельности. Организм дошкольника чувствителен на минимальные отклонения от нормы в окружающей среде, которые связаны с формированием и функциональной незрелостью некоторых его органов и систем. У детей дошкольников связи меж соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослого человека. Как раз, в следствие чего, при решении многих педагогических задач нужно принимать во внимание физические способности и состояние малыша. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также и их эмоционального благополучия является самой важной задачей дошкольных образовательных организаций.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствование физиологических функций и процессов, закладывание фундамента здоровья и полноценного физического развития ребенка.

Физическое развитие дошкольника ‒ процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.

Программа комплексной оценки физических возможностей детей дошкольного возраста предполагает анализ показателей, которые позволяют определить состояние здоровья ребенка. К таким показателям относятся:

‒ телосложение;

‒ основные функциональные параметры;

‒ развитие двигательной сферы.

Так, изменения пространственных размеров и массы тела относят к внешним количественным показателям физического развития, а изменения, касающиеся функциональных возможностей организма дошкольника по периодам и этапам его возрастного развития, которые выражены в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности – к его качественным характеристикам.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны общая статическая неустойчивость тела и динамические возможности, которые ограничены.

Детям этого возрастного периода свойственно сравнительно большое развитие верхней части тела, а также мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Относительно двигательных способностей следует отметить, что младшие дошкольники обладают высокой двигательной активностью, однако у них наблюдается недостаточная согласованность движений, где участвуют крупные группы мышц.

Детям этого возраста характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы, а также выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани у детей младшего дошкольного возраста еще не достигла полного развития. Носовые ходы, трахея и бронхи остаются сравнительно узкими, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребра у младшего дошкольника незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко. Амплитуда дыхательных движений в связи с этим небольшая.

Дыхание ребенка носит поверхностный характер и значительно чаще, чем у взрослого. Так, у детей 3-4 лет частота дыхания составляет 30 в минуту, у взрослых -16-18.

Неглубокое дыхание у детей младшего дошкольного возраста обуславливает плохую вентиляцию легких и некоторый застой воздуха при том, что растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. В связи с этим особую важность приобретают физические упражнения на свежем воздухе, которые активизируют процессы газообмена.

Жизненная емкость легких у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см.

Относительно деятельности сердечно-сосудистой системы детей младшего дошкольного возраста следует сказать, что она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, в связи, с чем потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Это связано с тем, что сосуды у детей шире, чем у взрослых, поэтому кровь течет по ним свободнее.

Количество крови у младшего дошкольника относительно больше, чем у взрослого, однако путь, который она проходит по сосудам, короче, в то время как скорость кровообращения больше. Например, пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, а у дошкольников в среднем 90-100 ударам.

Нервная регуляция сердца ребенка дошкольного возраста несовершенна. В связи с этим, оно быстро возбуждается и ритмичность его сокращений при этом легко нарушается, что обуславливает быстрое утомление при физической нагрузке сердечной мышцы. Однако сердце ребенка дошкольного возраста при смене деятельности быстро успокаивается и восстанавливается. В связи с этим занятия физическими упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста следует разнообразить посредством чередования подвижных игр с играми малой двигательной активности, давая при этом ребенку частый кратковременный отдых.

Относительно нервной системы в младшем дошкольном возрасте следует отметить, что она развита лучше, чем у детей до 3 лет. Этот период характеризуется завершением созревания нервных клеток в головном мозге, который внешне и по весу приближается к мозгу взрослого. Однако при этом сама нервная система дошкольника еще слаба. В связи с этим необходимо учитывать легкую возбудимость младших дошкольников, и не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, поскольку процессы возбуждения в этот период преобладают над процессами торможения.

Образования костей у младших дошкольников еще не завершено. В скелете присутствует много хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего его роста. Однако это же обусловливает мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани в этом возрастном периоде происходит преимущественно за счет утолщения мышечных волокон.

Длительное мышечное напряжение младшим дошкольникам не свойственно, что обусловлено относительной слабостью костно-мышечного аппарата, а также и быстрой утомляемостью.

Таким образом, особенности развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста обусловлены спецификой развития и функционирования основных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной.

К.Д. Ушинский, придавая большое значение игре как средству воспитания, рассматривал ее как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Педагог подчеркивал, что эта действительность является более интересной ребенку, чем окружающая его жизнь, поскольку она ему более понятна. В игре происходит знакомство ребенка со всем окружающим, проба им своих сил самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. Согласно К.Д. Ушинского, игры содействуют формированию личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте.

Основатель российской системы физического воспитания П.С. Лесгафт рассматривал игру как одно из действенных средств физического воспитания.

Большое место в развитии физических качеств детей П.С. Лесгафт отводил подвижной игре.

Согласно позиции ученого, подвижные игры имеют большое воспитательное значение, они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения, посредством которого ребенок готовится к жизни.

В.Г. Марц подвижную игру органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он рассматривал в качестве первой ступени лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться до спортивной игры.

В данном исследовании подвижная игра трактуется как осмысленная деятельность, которая направлена на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.

Подвижная игра занимает важнейшее место в жизни ребенка младшего дошкольного возраста и является главным средством развития его двигательных способностей.

Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях.

Движение как составляющий элемент подвижных игр играет чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего, который находится в периоде роста.

В дошкольном детстве происходит формирование и совершенствование разных по структуре и характеру основных движений, среди которых: ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание.

Эти движения широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, и являются неотъемлемой составляющей организованных подвижных игр, в которых они и усваиваются.

Воспитательные задачи подвижных игр заключаются в том, что в большой степени они способствуют воспитанию таких структурных элементов двигательных способностей, среди которых: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.

Следует отметить, что развитие выше названных физических качеств происходит в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты.

К таким играм относятся такие, которые построены на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, а также игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы используются игры, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Развитию выносливости содействуют игры, связанные с многократными повторениями напряженных движений, а также с постоянной двигательной активностью, что в целом вызывает значительные затраты сил и энергии.

Совершенствование гибкости происходит в подвижных играх, которые связаны с частым изменением направления движений.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

В подвижной игре проявляется творческая инициатива того, кто играет, которая согласована с коллективными действиями и выражается в разнообразии действий.

В игровой деятельности происходит объективное сочетание двух важных факторов. Во-первых, дети, включаясь в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать. Во-вторых, получая моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, дошкольники углубляют познания среды, которая их окружает.

В процессе игры ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми движениями, которые являются более сложными.

Быстрая смена обстановки в процессе игры способствует приучению младшего дошкольника использовать известные ему движения в соответствии с той или иной сложившейся ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных способностей.

Следует отметить, что в младшем дошкольном возрасте целенаправленное воспитание двигательных способностей еще не выдвигается как обязательное требование. Однако, несмотря на это, игровые ситуации и правила игры, которые постоянно меняются, заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, для того, чтобы догнать кого-то, или же быстрее спрятаться в домик или гнездышко, чтобы не быть пойманным, либо преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, не задевая ее, пробежать между кеглями, не свалив ни одну из них и др.).

Преодоление препятствий, ориентировка в пространстве — всё это является первоначальной ступенью развития двигательных способностей.

Многократное повторение выше перечисленных действий требует от детей внимания, проявления волевых и физических усилий, координации движений.

Подвижные игры преимущественно носят коллективный характер, поэтому у младших дошкольников вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу при этом не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и др. Особенно ценными в развитии двигательных способностей, являются игры с элементами соревнования ‒ игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение как индивидуального, так и коллективного (командного) результата.

Подражая действиям своих товарищей в игре, ребенок естественно и непринужденно выполняет различные движения.

Подчинение детей правилам игры способствует развитию умения управлять своими движениями. Кроме того, занятия играми способствуют выработке координированных, экономных и согласованных движений. В процессе игры дети приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи.

Развитие двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от того, сколько времени длится игра. Чем дольше и активнее функционирует ребенок в игре, тем больше он упражняет то или иное физическое качество.

Таким образом, роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она содействует формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Значение подвижных игр при формировании основных видов движений с детьми младшего дошкольного возраста...

Подвижные игры как средство закрепления основных движений у детей старшего дошкольного возраста

Глава 1.  Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….51.1. Значение подвижных игр в воспитании дошкольников………………...51.2.Значение подвижны...

Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которы...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Подвижные игры как средство совершенствования основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре»

В представленном опыте раскрыта система работы по совершенствованию основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре....