Использование технологии детского проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии детского проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию.

В рамках ФГОС проектный метод активно внедряется в ДОУ и играет важную роль при организации занятий по физической культуре. В последнее время интерес к методу проектов как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей на занятиях по физической культуре.

Навыки и умения, приобретенные детьми при использовании метода проектов на занятиях по физической культуре, становятся достоянием их личного опыта. Необходимость этих навыков и умений продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

На занятиях по физической культуре с использованием методов проектов дети является первооткрывателями, исследователями, для них всё впервые. Давно  известно, что дети любознательны и активны. Самостоятельно они не могут найти решения на поставленные перед ними задачи, используя метод проектов на занятиях по физической культуре, педагог помогает им.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в ФГОС и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

         обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

         обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

         реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

         помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

         привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

         обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса на занятиях по физической культуре, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги по физической культуре стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса на занятиях по физической культуре, основанный на взаимодействии с окружающей средой физкультурного зала, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога по физической культуре, детей над определенными практическими умениями и навыками. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые умения и навыки в области физическая культура и получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы система занятий по физической культуре как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога по физической культуре важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. На занятиях по физической культуре использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности на занятиях по физической культуре является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в процессе организации занятий по физической культуре проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагог по физической культуре, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОУ на занятиях по физической культуре планируются и реализуются ролево-игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.

Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

         исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

         ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

         информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

         творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например “Театральная неделя”.

Другими признаками классификации являются:

         состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

         продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).

Цели и задачи проектного метода

Основной целью проектного метода в на занятиях по физической культуре является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

         обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

         развитие познавательных способностей;

         развитие творческого воображения;

         развитие творческого мышления;

         развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

         вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

         активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

         формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

         формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

         развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

         формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

         развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.

Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами....

Диагностика и коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полно...

Игры на развитие речи с использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В работе представлена подборка игр с использованием технологий интерактивного обучения по всем компонентам речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, направленных на:- овладение ...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

Использование технологии "клубный час" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В данной стье описывается технология "клубного часа" и то, как можно применять ее в работе с дошкольниками....

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...