Статья"Народные подвижные игры в воспитании дошкольников"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Николенко Ольга Николаевна

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  на тему : «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»
         Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям она занимает самое важное место в жизни  ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления. Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал.

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств. 

С помощью народных подвижных игр дети легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции и радостное настроение.

   В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение , гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

. Именно народным подвижным играм старших дошкольников мы отводи ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляютс Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и незабываемы. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания дошкольника и дальнейшего проявления в общественно полезной и творческой деятельности. я навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве

    Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. 

Приобщение детей к русским народным играм ведет к реализации  широкого спектра  не только физических  задач , но и воспитательно – образовательных.

     Укрепляют  здоровье воспитанников, активизируют  и развивают двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры;

Обогащают двигательный опыт  детей;

    Развивают эмоционально-волевую сферу – формируют  умение подчинять поведение игровому  правилу;

    Развивают нравственные качеств личности;

    Создают условия для развития речи дошкольников через активацию и расширение словаря о природном и животном мире;

Развивают чувство ритма, такта и умение повторять;

Воспитание уверенности в собственных силах

Способствуют установлению взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Народные подвижные игры в структуре физкультурного занятия      и    утренней гимнастики

Т.к. физкультурное занятие по своей структуре неоднородно, возможно использование народных подвижных игр практически в любой части занятия.

Вводная часть занятия выполняет задачу:

организовать детей,

активизировать их внимание,

вызвать интерес к занятиям,

создать бодрое настроение, подготовить организм к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышению физической нагрузки.

Поэтому здесь применимы такие игры как  «Змейка», «Улитка», «Челночок» и др.

При этом уместно загадать загадку или показать иллюстрацию.

При выполнении общеразвивающих упражнений удобно использовать игры «У Маланьи», «У дядюшки Трифона».

      В эти игры для подражания можно включить любые упражнения: и игровые, и имитационные, и обычные развивающие Лодочка», «Дровосек», «Велосипед», «Качели»), и упражнения акробатического характера («Верблюд», «Мостик», «Кольцо», «Корзиночка»), и упражнения-асаны из хатха-йоги («Кобра», «Плуг», «Лев», «Орел») и др.

При переходе к основным видам движения нас выручают такие народные подвижные игры

«Петушиный бой» (русская), «Соколиный бой» (татарская) – отработка прыжков на одной ноге;

«Охотники и утки» (русская), «Мяч по кругу» (татарская) – попадание в цель, увертывание от мяча;

«Волк во ров» - прыжки в длину;

«Горелки», «Пятнашки» (варианты) – бег с увертыванием;

школа мяча (разнообразные игры с мячом).

После высокой нагрузки выполняем упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Русские народные игры-молчанки используются, как дыхательные упражнения.

Первенчики, бубенчики,Летали голубенчикиПо свежей росе,По чужой полосе. 

Там чашки, орешки,  Медок, сахарок. Молчок!

С этими словами мы задерживаем дыхание на определенное время.       Затем можно использовать практически любые народные игры, только следует внимательно следить за детьми, чтобы не допустить их перегрузки.

Заключительная часть занятия решает задачу

снижения нагрузки;

приведения организма ребенка в спокойное состояние, сохраняя при этом бодрое настроение.

Поэтому здесь уместны игры «Совушка-сова», «Море волнуется», «Цапки». 

Разнообразие видов утренней гимнастики   позволяет использовать народные подвижные игры и в своей структуре, причем   в утреннюю гимнастику с успехом можно включить игры большой, средней и малой подвижности .

Народные подвижные игры вне занятий .Народные подвижные игры благодаря своей универсальности и многофункциональности находят себе место и на прогулке, и в свободной деятельности.

Вместе с детьми мы играем в народные игры «Пустое место», «Третий лишний», во все разновидности «Горелок», «Ловишек», «Пятнашек», «Цепи», «Гуси-лебеди» и многие др.

Наградой нам становится самостоятельная организация детьми народных подвижных игр на прогулке и в свободной деятельности.

Дети с удовольствием играют сами в народные игры:

«Птицелов»,«Воевода» (русские);«Юрта» (башкирская);«Волк и ягнята» (бурятская);

«Мяч по кругу» (татарская);«Невод» (коми); «Колдун» (украинская) и др.

Влияние народных подвижных игр на речь и эмоциональное состояние дошкольников .

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние не только на развитие физических и нравственных качеств, но и на развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной, улучшают эмоциональный настрой игроков.

Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное
скандирование 
считалок, предшествующих игре.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки.

 Кто засмеется,Губа задерется.Раз, два, три, четыре, пять,С этих пор молчать!

Мышка, мышка,Продай уголокЗа шильце,За мыльце,За белое полотенце,За зеркальце!

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и незабываемы. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания дошкольника и дальнейшего проявления в общественно полезной и творческой деятельности.

Список   литературы

1.Анполова Н.  Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. //Дошкольное воспитание №5, 6, 1992.

2.Алямовская Н.  Как воспитать здорового ребенка. // Дошкольное воспитание № 11, 12, 1993.

3.Глазырина Л. Д.  Физкультура - дошкольникам.  М., 1999.

4.Детские подвижные игры народов СССР. /Под ред. Осокиной Т. И. М.,1989.

5.Здоровый малыш (Программа оздоровления детей в ДОУ). /Под ред.    Бересневой З. И.

6.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М.,1986.

7.Шебеко В. Н.  Методика физического воспитания в ДОУ.  Минск, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры в воспитании дошкольника.

Народняя игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Русские народные игры и их варианты....

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа....

Статья "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Народные  подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми....

Статья .Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции , физически укрепляют ребенка .

Сохранение здоровья и формирования здорового образа жизни сегодня не представляется возможным без использования накопленных столетиями и проверенных многими поколениями народных традиций....