Физическое воспитание мальчиков и девочек.
материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Коротченко Алена Викторовна

Гендерное воспитание девочек и мальчиков на занятиях по физическому воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovozrastnoe_vospitanie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Коротченко Алена Викторовна

Физическое воспитание мальчиков и девочек.

Мальчики предпочитают упражнения скоростно-силового характера. Девочки предпочитают танцевальные упражнения.

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей.

Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях педагог акцентирует внимание детей на принадлежности их к определенному полу. Например: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы девочки, опустили руки.  Девочки берут ленточки и подходят ко мне».

С четырех лет формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов.

Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических половых различий.

На физкультурных занятиях важно обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

С этого возраста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов.

Например, руководитель не только дает задание по уборке оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте мальчики встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».

В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках.

Например, игра «Я знаю пять имен девочек». Известная игра малой подвижности «Съедобное – несъедобное» может быть преобразована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков».

В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая дифференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу.  В процессе игры педагог может создавать различные ситуации, которые будут способствовать более яркому проявлению тех или иных черт.

В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей.

Целесообразно разрабатывать «мальчиковые» и «девчачьи» большие тематические игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам, соответственно с мальчиками или девочками.

Особо следует сказать о подборе упражнений для комплексов ритмической гимнастики. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.    

При использовании на физкультурном занятии схем построения детей или карточек для самостоятельного выполнения упражнений, следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.

В формировании знаний дошкольников о видах спорта, необходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар.

Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физкультурных занятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить гимнастические купальники, лосины, для мальчиков – майки и спортивные трусы.

Для нормального развития мальчикам необходимо общение с педагогами – мужчинами.

Нормирование физической нагрузки.

Руководитель физического воспитания должен так сконструировать занятия, чтобы, постоянно акцентируя внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, тем не менее, не нанести вред здоровью детей.

Методика обучения сложным двигательным действиям:

Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метания на дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения легкие для овладения для девочек, и требующие много времени и усилий у мальчиков (например,  прыжки на скакалке).

Это требует от руководителя физического воспитания изменения методических подходов, что приводит к необходимости построения различных «технологических схем» овладения данными видами движений мальчиками и девочками (разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.).

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей.

Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности.

Для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства.

Девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

Для феминных мальчиков очень важно, чтобы взрослый показывал веру в их силы и возможности.

Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации, а девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым.

Участие детей в играх и эстафетах.

У маскулинных детей самые высокие показатели уровня притязаний. Маскулинными детьми отвергается ситуация неудачи, они стремяться к самоутверждению, часто через самовосхваление.  

У феминных детей отсутствует такие качества как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Они часто снижают притязания, боясь неудачи. В поражении обвиняют себя.

У андрогинных детей результат выполнения задания связывается с наличием или отсутствием у себя необходимых усилий и терпения.

Недифференцированные дети с появлением опыта выполняемой деятельности неадекватно повышаются притязания. Они склонны к самообвинению.

Двигательные предпочтения детей.

Мальчики любят спортивные игры. Например, при предоставлении детям свободы выбора двигательной деятельности они берут мяч, пытаясь играть в футбол, но как правило это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически никогда так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Двигательные предпочтения детей.

Ленты, скакалки, обручи – предметы девочек. Центр тяжести у девочек находится ниже, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если в зале есть бревно, можно наблюдать, как по разному относятся к этому снаряду девочки и мальчики. Мальчики быстро пробегают и соскакивают с него, в то время как девочки идут по бревну медленно, с приседаниями и поворотами, получая от этого явное удовольствие, любуясь собой. Мальчикам же лучше в это время полазать по гимнастической стенке.

Взаимодействие детей.

В игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнера, его умения («С Сережкой мы обязательно победим, знаете, как он быстро бегает?»). Девочек же в выборе больше интересуют отношения с партнерами («Я выбираю Алену, потому что она моя подруга, а ее мама подруга моей мамы»).

У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд, они чаще всего бывают однополыми. Однако бывают исключения. Девочкам маскулинного типа больше нравиться общество мальчишек. Фиминные мальчики избегают контактов со сверстниками своего пола, а также маскулинными  девочками.

Система поощрений и наказаний.

Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчика важно знать хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее понравилась ли она.

Однако и для мальчиков и для девочек важно, чтобы с начала педагог похвалил за старание, тогда ребенок готов обсуждать свой даже неудачный результат.

Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», А у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например «умница» и т.п.

Требования к качеству выполнения заданий.

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Не одинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными.

Расстановка и уборка снарядов.

Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей (даже если занимается смешанная  группа детей разных возрастов), девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.п.), а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т.п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек.

Диагностика физической подготовленности.

Значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей дошкольников подтверждает необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей.

В каждой группе дошкольников 4-6 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дегестивному) результаты мальчиков как правило, лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не прослеживается когда речь идет о результатах детей разных типов конституции.

Поэтому при оценке физической подготовленности дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не на его пол.

Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.

Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая, живот прямой, форма ног нормальная.

Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спиной, округлой или квадратной формой лица.

Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы,  выпуклым животом, Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.

В беге 30 м результаты девочек мышечной группы (6,8 с), лучше результатов мальчиков всех других групп: астеноидной – 7,8 с; торакальной – 7,2 с; дигестивной – 8,2 с.

В тесте прыжок в длину с места результаты мальчиков дигестивного типа (111,2 см) значительно хуже результатов девочек мышечного (126 см) и торакального (123 см) типов.

Гибкость. Во все годы (с 3 до 6 лет) у девочек отмечаются лучшие результаты, чем у мальчиков того же типа конституции. В то же время, в 3 года мальчики мышечного типа показывают лучше результат      (5,2 см), чем девочки дигестивного типа (4,8 см),      в 4 года (5,8 см) – лучше, чем девочки астеноидного типа (5,7 см), в 5 лет (7,5 см) – лучше, чем девочки дигестивного типа (7,4 см) и в 6 лет (9,4 см) – так же как девочки дигестивного типа (9,4 см).

Прирост результатов с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост у представителей астеноидного типа (соответственно – 1,2 см и 4,5 см), а самый большой – у представителей мышечного типа (соответственно – 4,2 см и 12 см).

Сила. В упражнении «подъем туловища» с 3 до 6 лет в каждой конституциональной группе результаты мальчиков лучше результатов девочек. Однако во все годы (с 3 до 6 лет) девочки мышечного типа выигрывают у мальчиков дигестивного типа.

Выносливость. В 4 года девочки всех типов конституции, кроме астеноидного показывают в беге на 300 м результат лучше, чем мальчики соответствующих типов.

В 5 лет в группе детей астеноидного и дигестивного типов более высокие результаты зафиксированы у мальчиков, а в группе детей торакального и мышечного типа – у девочек. В 6 лет снова девочки всех типов конституции, кроме астеноидного, показывают результат лучше, чем мальчики соответствующих типов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте

Проблема воспитания и обучения детей, в соответствии с его полом является актуальной задачей в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Социальные изменения, происходящие в современно...

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...