«Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек»
консультация на тему

Кукушкина Марина Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек»

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\мальчики и дев.jpg

Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетиков, психофизиологов, педагогов, а также специалистов в области физической культуры и спорта.

Проблемы психологии половых отличий и половой дифференциации, с нашей точки зрения, не нашли достаточного отражения в отечественной науке, за исключением работ Б. Г. Ананьева, И. С. Кона и некоторых их учеников.

        Половая идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу,— результат сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Первичная половая идентичность, по данным вышеупомянутых ученых, складывается приблизительно к 1,5—2 годам. К 3—4 годам ребенок различает пол окружающих его людей, но ассоциирует его с такими случайными признаками, как одежда, прическа. В б—7 лет дети осознают необратимость половой принадлежности; мальчики и девочки по своей инициативе выбирают разные игры и партнеров; создаются однополые компании, что в свою очередь способствует кристаллизации и осознанию половых различий.

            Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов ( Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева), морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении логических задач, в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется.

           По данным физиологов, различия в физиологических функциях между мальчиками и девочками отчетливо проявляются с началом полового созревания (к 11—12 годам). Усиленная выработка мужских гормонов у мальчиков приводит к быстрому нарастанию мышечной массы, увеличению выносливости к силовым нагрузкам. Девочки же имеют более благоприятные возможности для успешного овладения сложными скоростно-силовыми упражнениями до начала пубертатного периода, что и используется, например, в работе с юными гимнастками. Выработка гормонов-стимуляторов роста мышечной массы к моменту полового созревания у девочек снижается, и они начинают отставать от мальчиков.

       Таким    образом,    уверенно    можно  говорить    о    том,    что    различия    в подготовленности   и   темпе   развития мальчиков и девочек  к  11—12 годам определяются в основном их половыми     особенностями.      В     отношении, периода   дошкольного   детства   однозначного ответа на этот вопрос пока нет,   вместе  с  тем  половые различия  в  динамике   формирования  основных движений,     физических     качеств     и двигательной   активности   у детей  до семи    лет   есть;   весь   вопрос   в   их  величине.

                 Одной из первых особенности развития основных движений у детей дошкольного возраста, связанные с половыми различиями, исследовала Е. Г. Леви-Гориневская (30—50-е годы), которой были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков в беге, прыжках и метании. Однако Е. Г. Леви-Гориневская утверждала, что основной причиной этого является плохо поставленная работа по физическому воспитанию и что при создании соответствующих педагогических условий различия в достижениях мальчиков и девочек будут сглажены.

          Группа ученых (О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниа-швили, И. Попов) в 60—70-е годы пришла к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

       Заслуживает внимания исследование Г. В. Шалыгиной (1977), в котором выявлено значительно меньшее расхождение в уровне развития движений сельских школьников (по сравнению с городскими), что, по мнению автора, зависит от условий жизни и воспитания.

        Не менее интересные данные были получены в 80-е годы Э. С. Вильчков-ским. Ценность его исследования в том, что в нем прослеживалась динамика в изменении уровней физического развития одних и тех же детей. Э. С. Вильчковский утверждает: различия между мальчиками и девочками определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм. Он приходит к выводу о том, что эти различия до 7 лет не столь существенны, чтобы учитывать их при выборе средств физического воспитания.

           Аналогичной позиции придерживается М. Н. Королева (1985). По ее данным, разница в уровне развития физических качеств у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте только намечается, что дает право говорить о нецелесообразности разного подхода к физическому воспитанию детей с учетом пола.

             В 90-е годы понимание этой проблемы обогащается новыми данными, полученными в исследовании В. А- Мануйловой и В. М. Зуева (1991), посвященном возрастно-половым особенностям точного воспроизведения движений детьми 5—7 лет. Проведенный ими эксперимент показал: девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики — на седьмом. Точность воспроизведения временного параметра движения у мальчиков пятого и шестого годов выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы.            Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков. Авторы исследования пришли к выводу: дошкольный возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений по основным параметрам у детей разного пола, однако практических рекомендаций по дифференцированному использованию средств и методов физического воспитания не предложили.

               Особый   интерес    представляет   другой аспект проблемы, а именно: изучение возрастно-половых особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста. Одни исследователи (Р. А. Абзалов, В. О. Овчинников, А. О. Фролов и др.) считают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков). Исследуя особенности двигательной активности детей 5—7 лет на прогулке, М. А. Рунова (1988) подчеркивала наличие значимых половых различий в средних величинах всех трех показателей двигательной активности (объем, продолжительность и интенсивность) у детей 5 лет (в осенние и зимние сезоны) и отсутствие таковых в другие возрастные периоды.

            Специфику имеет содержательная сторона двигательной деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола ( С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский). В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

             Традиционная система физического воспитания, определяемая «Программой воспитания и обучения в детском саду», не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек, хотя для шестилеток, обучающихся в школе, это предусматривается.

К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для воспитателей детского сада не содержит рекомендаций по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого. В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с малышами и выпускниками детского сада? Ответов на эти вопросы нет.

В то же время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Так, экспериментальные уроки по системе Э. Ю. Пээбо включали следующие виды движений:

        *для   мальчиков:   бег   с   преодолением препятствий,    акробатические элементы (кувырки, стойка на лопатках,  переворот в   бок   и  т.   д.),   разные   виды   прыжков, упражнения на перекладине, скамейке  и гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры, соревнования;

        *для  девочек:   упражнения  с  лентами, шарфами, игры на местности, катание на
санках и др.

Содержание некоторых авторских программ, опыт работы инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений и данные собственных экспериментов подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек по следующим направлениям.

       1.  Учет    сензитивных     (критических) этапов  для  формирования   и   совершен-
ствования    двигательных    способностей, физических   качеств,   двигательных  

навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных

результатов   при   минимальных   физических   и психических затратах.

      2.   Осуществление   общей   физической подготовки без разделения по половому
признаку.    Разница    может    проявляться лишь  в  дозировке   нагрузки   в  

упражнениях   на   выносливость,    в   характере    и величине    мышечных    усилий    и    т.    п. Более глубокая специальная подготовка может   осуществляться   через    раздельную     программу     для     мальчиков      и  девочек.   Она   может   быть   основана   на  использовании  разных  видов  спортивных  игр и упражнений,  игр соревновательной направленности      (с      преимущественным развитием     определенных    качеств),    элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3.         Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений:
четкости, ритмичности,  затраты дополнительных усилий (для мальчиков);

пластичности,      выразительности,      грациозности (для девочек).

          Указанные направления могут быть реализованы на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение     основным     видам     движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

Раздельное проведение занятий, как это рекомендуют Э. Пээбо и др., лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

          Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.

           В последнее время распространение получила секционная и кружковая работа. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно  девочки,   а  мальчики   занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой. А вот кружки и секции по туризму, плаванию, теннису, народным играм, общефизической подготовке доступны и девочкам, и мальчикам. Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\де и мал.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте

Проблема воспитания и обучения детей, в соответствии с его полом является актуальной задачей в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Социальные изменения, происходящие в современно...

Консультация для педагогов "Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...

Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...

Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и...

Консультация для воспитателей «Дифференцированный подход в физическом развитии мальчиков и девочек»

Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физической культуре...