Дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков.
методическая разработка

Степанова Ольга Ивановна

Материал о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_malchikov_i_devochek.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочекPicture background

        

Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетикой, психофизиологов, педагогов, а также специалистов в области физической культуры и спорта.

Половая идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, результат сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Первичная половая идентичность, складывается приблизительно к 1,5-2 годам. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих его людей, но ассоциирует его с такими случайными признаками, как одежда, прическа. В 6-7 лет дети осознают необратимость половой принадлежности; мальчики и девочки по своей инициативе выбирают разные игры и партнеров; создаются однополые компании, что в свою очередь способствует кристаллизации и осознанию половых различий.

Как показывают исследования психологов (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева), морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении логических задач, в выполнении вербальных задании доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется.

Таким образом, уверенно можно говорить о том, что различия в подготовленности и темпе развития мальчиков и девочек к 11-12 годам определяются в основном их половыми особенностями. В отношении периода дошкольного детства однозначного ответа на этот вопрос нет, вместе с тем половые различия в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности у детей до семи лет есть; весь вопрос в их величине.

В 90-е годы понимание этой проблемы обогащается новыми данными, полученными в исследовании В. А. Мануйловой и В. М. Зуева (1991), посвященном возрастно-половым особенностям точного воспроизведения движений детьми 5-7 лет. Проведенный ими эксперимент показал: девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики - на седьмом. Точность воспроизведения временного параметра движения у мальчиков пятого и шестого годов выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы. Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков. Авторы исследования пришли к выводу: дошкольный возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений по основным параметрам у детей разного пола, однако практических рекомендаций по дифференцированному использованию средств и методов физического воспитания не предложили.Picture background

Особый интерес представляет другой аспект проблемы, а именно: изучение возрастно-половых особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста. Одни исследователи (Р. А. Абзалов, В. О. Овчинников, А. О. Фролов и др.) считают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему - более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков). Исследуя особенности двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке, М. А. Рунова (1988) подчеркивала наличие значимых половых различий в средних величинах всех трех показателей двигательной активности (объем, продолжительность и интенсивность) у детей 5 лет (в осенние и зимние сезоны) и отсутствие таковых в другие возрастные периоды.

Специфику имеет содержательная сторона двигательной деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола (С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский). В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Традиционная система физического воспитания, не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек, хотя для шестилеток, обучающихся в школе, это предусматривается.Picture background

К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для воспитателей детского сада не содержит рекомендаций по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого. В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с малышами и выпускниками детского сада? Ответов на эти вопросы нет.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о целесообразности дифференцированного воспитания мальчиков и девочек по следующим направлениям.

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Указанные направления могут быть реализованы на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.Picture background

Материал подготовила и оформила:

 Воспитатель ГДОУ № 142 Невского района г. Санкт – Петербурга

– Степанова Ольга Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте

Проблема воспитания и обучения детей, в соответствии с его полом является актуальной задачей в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Социальные изменения, происходящие в современно...

Консультация для педагогов "Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...

Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...

Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и...