Картотека "Игры на воде"
картотека по физкультуре

Макеев Артём Александрович

Картотека "Игры на воде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_v_vode.docx141.69 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие и большие ножки

Задача игры: помочь детям освоиться в воде.

Описание: Дети образуют круг и подражают движениям преподавателя. Он говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро-быстро притопывает, приговаривая: «Топ, топ, топ». Затем, замедляя движение, медленно произносит: «Большие ноги шли по дороге — топ, топ, топ», высоко поднимает колени и топает

так, чтобы появились брызги.

Правила: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Методические указания: Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения

все вместе, не боялись воды, подбадривает малышей.

Рыбки резвятся

Задача игры: приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться воды.

Описание: По сигналу преподавателя «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» — присаживаются на корточки. Можно

разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду.

Правила:  Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу.

Нельзя толкать друг друга.        

Методические указания: Детей можно поставить в круг или предложить стать

свободно около преподавателя. Помогать детям преодолеть страх перед водой, подбадривать несмелых.

Поймай воду

Задача  игры: научить детей сжимать пальцы рук, делать «ложечку».

Описание: Играющие стоят на месте в одной шеренге или в кругу. По команде

«Поймай воду!» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над

поверхностью. Преподаватель проверяет наличие воды в руках.

Методические указания: Если вода течет из рук, преподаватель говорит: «Ой, какие

 руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз». Дети самостоятельно

контролируют правильность положения пальцев рук.


Волны на море

Задача   игры: познакомить с сопротивлением воды.

Описание: Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по

направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят

 руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону — образуются

волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

Правила: Нельзя опускать руки глубоко в воду.

Методические указания. Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают: «У-ух, у-ух».

Поймай лодочку (рыбку)

Задача игры: приучать детей передвигаться в воде, преодолевать ее сопротивление.

Описание: Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Преподаватель пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки преподавателю. Игра повторяется.

Правила: Нельзя толкать друг друга, можно ловить только по одной лодочке.

Методические указания: На первых порах не надо торопить малышей. При

повторном проведении игры можно предложить детям задание: «Кто быстрее

поймает лодочку?», чтобы стимулировать более быстрое передвижение их в воде.

Догоните меня

Задача игры: научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.

Описание: Дети стоят вместе с педагогом у бортика. Преподаватель отходит и

 предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения,

Правила: Нельзя наталкиваться друг на друга.

Методические указания: Первое время преподаватель не должен быстро отходить от детей, пока они не освоились в воде. При многократном повторении игры

преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. При этом не следует торопиться, надо дать детям возможность спокойно добраться до своего места


Солнышко и дождик

Задача игры: приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за

 друга и не толкаясь.

Описание: Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу преподавателя

«Солнышко — можно гулять!» дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.

Правила: Начинать движения нужно по сигналу преподавателя, нельзя толкать друг друга.

Методические указания: Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их.

Переправа

Задача игры: дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.

Описание: Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна

на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде преподавателя они все

вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети

помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:

Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,

Вода помогает мне выбрать дорогу.

Правила: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Методические указания: Следить, чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить

различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.

Найди свой домик

Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.

Описание: Три разных по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становится у своего обруча. По сигналу

«Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях, по сигналу

«Найди свой домик» они идут или бегут к своим обручам.

Правила: Нельзя толкать друг друга, надо убегать от «домиков» подальше.

Методические указания: Сигналы подавать четко, громко, чтобы все дети их

слышали.

Кораблики

Задача игры: приучать выполнять в воде движения в разных направлениях, быстро и медленно.

Описание: Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя

«Полный ход!» дети бегут по воде, широко размахивая руками. «Тихий ход!» — продвигаются медленно. «Задний ход!» — двигаются спиной вперед.

Правила: Нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания: Следить за движениями детей, поощрять хорошо

выполнивших задание. Детей можно построить в шеренгу, в две небольшие колонны.

Найди себе пару

Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, упражнять

в ходьбе парами.

Описание: Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу «Найди себе пару!» они становятся в пары (с кем им хочется), берутся за руки и идут в парах.

Правила: Дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя тянуть друг друга, толкать.

Методические указания: Не торопиться подавать сигналы. Дать возможность детям самим стать в пары. При необходимости оказывать им помощь. При повторении игры детям можно раздать цветные пластмассовые шары. По сигналу «Найди себе пару!»

дети, у которых шары одинакового цвета, становятся в пары. Затем по сигнал у он и

 снова разбегаются. Во время бега шары надо держать поднятыми вверх.

Море волнуется

Задача игры: помочь детям освоиться в воде, ознакомиться с ее сопротивлением.

Описание: Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер»), производят любые движения руками, окунаются. Когда преподаватель произнесет:

«Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне.

Правила: Преподаватель говорит: «Раз, два, три — вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается преподавателем как невнимательный.

Методические указания: Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу.

Карусели(I вариант)

Задача   игры: приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды.

Описание: Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога они

начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят:

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом —

Все бегом, бегом, бегом!

Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит: «Тише, тише, не спешите,

карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра». Дети останавливаются.

Правила: Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.

Пузырь

Задача игры: приучать двигаться в воде вперед, назад, но бояться воды.

Описание: Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с преподавателем произносят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг. После слов преподавателя «Лопнул пузырь!» дети двигаются к центру, произнося звук «ш-ш-ш»

(«воздух выходит»). Затем дети снова «надувают пузырь»— отходят назад,

Правила: Двигаться назад, вперед, держась за руки. Нельзя толкать друг друга.

Методические указания: Преподаватель становится в круг вместе с детьми.

Произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому играющих.

При повторении игры на слова «Лопнул пузырь!» дети могут приседать в воду.

Принеси мяч

Задача игры: приучать детей двигаться в воде в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды.

Описание: Дети становятся вдоль одной из сторон бассейна. Преподаватель

показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает детям поймать. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят преподавателю.

Игра повторяется.

Правила: Начинать ловить мячи нужно по сигналу преподавателя. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания: Мячи не следует разбрасывать слишком далеко от детей. Можно использовать для игры другие надувные игрушки.

Мячики

Задача игры: приучать детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.

Описание: Преподаватель начинает играть с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает, а

преподаватель подбадривает малыша. Затем предлагает попрыгать, как мячики, детям.

Правила:  Нельзя толкаться, брызгаться.

Методические указания: Во время игры преподаватель может считать прыжки, по окончании прыжков сказать: «Укатились мячики», после чего дети убегают к бортику.

        

Лодочки плывут

Задача игры: приучать детей передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.

Описание: Дети входят в воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу «Поплыли лодочки!» дети двигаются друг за другом, разгребая воду руками, как

веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее.

Правила: Соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга.

Методические указания: Преподаватель следит, чтобы дети не отставали, двигались смелее. При повторном проведении игры можно предложить им двигаться в разных направлениях. По сигналу «Лодочки плывут к берегу» дети становятся у бортика.

Бегом за мячом!

Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.

Описание: Играющие встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии

шага друг от друга. На расстоянии 4—5 м от них в воде плавают предметы (мячи,

круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу дети бегут за мячами (кругами) и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое

место в шеренге.

Правила: Нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу, толкаться.

Методические указания: Преподаватель следит за детьми, поощряет ловких,

помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант игры, когда мячей

в воде меньше, чем детей. Дети должны бежать быстрее, чтобы не остаться без мяча.


Сердитая рыбка

Задача игры: приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление,

быстроту движения.

Описание: Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она

находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а

преподаватель в это время говорит:

Сердитая рыбка тихо лежит,

Сердитая рыбка, наверное, спит.

Подойдем мы к ней, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.

Правила: Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки,

не толкать друг друга.

Методические указания: Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель.

Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое

место. При многократном повторении можно догонять детей.

Медвежонок Умка и рыбки

Задача игры: приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.

Описание: Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные

дети — рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде (свободно гуляют по бассейну),

То завьются (круговые движения руками),

Разовьются (круговые движения в обратном направлении),

То заплавают в воде (дети разводят руками в разные стороны).

Умка — белый медвежонок —

Спрятал мордочку свою.

Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу),

Но покажем нос ему!

После этих слов ребята уплывают, кто как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись

 до 3—4 ребят, Умка возвращается на место. Инструктор или Умка выбирают нового водящего, и игра продолжается,

Правила: Выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами.

Методические   указания:  Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать.


Караси и щука(I вариант)

Задача игры: учить детей погружаться в воду, помочь осваивать погружения с

головой.

Описание: Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях,

помогая себе руками. Щука (ее роль первое время исполняет инструктор) стоит

в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и

погружаются в воду до подбородка, а кто может — и глубже.

Правила:   Дети    не   должны убегать к бортику  раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.

Методические   указания: Преподаватель,   исполняющий   роль щуки,   не  должен  слишком   быстро бежать за детьми и ловить их. Надо дать  возможность  всем  спрятаться.

Поезд в тоннель (I вариант)

Глубина воды - по грудь.

Задача     игры:    учить    детей погружаться в воду с головой.

Описание: Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс

друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом

друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как все вагоны проедут, изображавшие тоннель пристраиваются к концу колонны, а двое

первых ребят из поезда образуют новый тоннель. Игра продолжается.

Правила: Не толкать друг друга. Встречное движение запрещается — в тоннеле одна колея. Может произойти крушение.

Методические указания: Преподаватель должен следить, чтобы изображающие

тоннель не задерживали ребят под водой.

Поезд в тоннель (II вариант)

Глубина воды - по пояс.

Задача     игры:    учить    детей погружаться в воду с головой.

Описание: Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс

друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом друг

 к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение

 на груди. После того как все вагоны проедут, изображавшие тоннель пристраиваются

 к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый тоннель. Игра продолжается.

Методические указания: Возвращаться в конец колонны можно только шагом. Встречное движение запрещается - в тоннеле одна колея, может произойти крушение.

Преподаватель должен следить, чтобы изображающие тоннель не задерживали ребят

 под водой.


Спрячемся под воду

Задача   игры: упражнять в погружении в воду с головой.

Описание: Играющие, взявшись да руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук.

Правила: Дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды.

Оса

Задача игры: приучать погружаться в воду с головой, не бояться воды.

Описание: Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга.

У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролона. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой.

Правила: Тот, на кого села оса, обязательно должен погрузиться в воду, а поднявшись

 из воды, не разрывать круг, не вытирать лицо руками.

Методические указания: Преподаватель, зная особенности детей, сначала опускает

осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.

Жучок - паучок

Задача   игры: упражнять детей в погружении в воду с головой.

Описание: Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает

водящий — жучок-паучок. Играющие произносят такие слова:

Жучок-паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду.

С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду.

Правила: Двигаться ровно. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.

Методические указания: Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать.

 


Хоровод

Задача   игры: учить детей погружаться с головой в воду.

Описание: Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по

 кругу, они хором произносят:

Мы идем, идем.

Хоровод ведем.

Сосчитаем до пяти.

Ну, попробуй нас найти!

После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки.

При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону.

Правила: Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.

Методические указания: При повторении игры можно использовать речитатив:

 «Раз, два, три, четыре, пять — вот мы спрячемся опять».

Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам

игры выпрямляться будет разрешено только сосчитав под водой до пяти.

Утки-нырки

Задача игры: освоение безопорного положения в воде.

Описание: Дети произвольно располагаются в бассейне и по сигналу стараются «ухватиться за дно», приподняв при этом ноги, — показать «хвостик», как это делает

утка, ныряя за кормом. Побеждает тот, кто в установленное время покажет «хвостик» большее количество раз.

Смотри внимательно

Описание: Дети стоят на дне, разделившись по парам и стоят напротив друг друга.

Один из партнеров приседает под воду с открытыми глазами. Второй, находящийся

над водой, показывает ему определенное количество пальцев (под водой, от 1 до 5). Поднявшись из воды, первый игрок должен назвать партнеру увиденное количество пальцев. Затем играющие меняются ролями.

Правила: брать за руку показывающего пальцы не разрешается. Игру можно

проводить только в прозрачной воде. Пальцы надо показывать на расстоянии 30-40см

 от глаз партнера. Если ребенок еще не умеет считать, ему под водой можно

показывать игрушки, ему надо будет назвать цвет показанной игрушки или определить какая именно это игрушка (мячик, лодочка, птичка и т.д., но в таком случае игрушки должны очень сильно отличаться друг от друга по форме).


Достань игрушку

Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать

 опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой.

Описание: Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань игрушку!» дети идут, смотрят на

дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю.

Правила: Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя

отнимать их у товарищей, толкать друг друга.

Методические указания: Вначале опускать игрушки на мелком месте, при

повторении игры — на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.

Брод

Задача  игры: научить рассматривать предметы в воде,

Описание: Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по

дну вперед с одного берега на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на

дне (камни, тарелки и пр.). Для того чтобы проверить правильность передвижения,

 дети опускают голову в воду, отыскивай следующие предметы на своем пути.

Методические указания: Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4—5 предметов,

на расстоянии до 1 м.

Смелые ребята

Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.

Описание: Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:

Мы ребята смелые.

Если захотим — Смелые, умелые,

Через воду поглядим.

Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3—4 раза.

Методические указания: Для контроля выполнения можно предлагать детям

рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам

лицом друг к другу.


Нырни в обруч

Задача игры: учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением.

Описание: В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и

двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч.

Правила: Идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга.

Методические указания: Преподаватель следит за правильностью выполнения

задания, подбадривает робких детей.

Спрячься в воду

Задача игры: совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки

в воде.

Описание:  Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих.

Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой.

Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Правила: Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д.

Методические указания:  По ходу игры темп вращения мяча меняется— от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Один из вариантов этой игры — выполнять погружения с выдохом в воду.

Плыви, игрушка!

Задача игры: обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.

Описание: Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно

заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть

от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Правила: Брать и толкать игрушку нельзя.

Методические указания: Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то

игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее,

если дуть на нее сильно и правильно — в зависимости от ее формы.


Насос

Задача игры:  обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Описание:  Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет

выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.

Правила: Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.

Методические указания: При определении пар следует учитывать рост, вес и у

ровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и

 маленького. Темп приседаний строго индивидуален.

Буксир

Задача игры:  освоение безопорного горизонтального положения.

Описание:  Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету)

 принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».

Методические указания: «Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут

продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или

последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.

Карлики и великаны

Задача игры:  развитие сосредоточенности и внимания.

Описание:  Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!» Все ребята садятся в воду, когда говорит слово «Великаны!» – все игроки подпрыгивают вверх. На другие команды руководителя реагировать не надо. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

Методические указания: Ведущий специально запутывает ребят, выкрикивая неожиданно «Картошка!» или «Садись!».


Водолазы

Задача игры : освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.

Описание: Может быть командной и некомандной. В первом случае играющие

делятся на две команды с равным числом участников. Предварительно на дне разбрасывают разноцветные камешки или другие мелкие, но хорошо заметные

предметы. По сигналу дети ныряют и достают эти предметы со дна. Побеждает та команда, участники которой в установленное время достали больше камешков. Игру можно усложнить, разбрасывая на дне пластмассовые тарелочки, буквы, цифры,

плоские предметы, которые труднее ухватить.

Методические указания: Во время ныряний нельзя мешать друг другу, отнимать

предметы, приталкивать друг друга. Педагогу следует внимательно следить за

действиями играющих. Очень интересен вариант индивидуальной игры. В этом

случае играющие дети располагаются спиной к воде и по команде каждый должен

найти«свою» игрушку. Следует учитывать подготовленность детей: во-первых,

каждый, должен заранее знать «свою» игрушку, во-вторых, более подготовленные

дети достают со дна плоские предметы, менее подготовленные — кубики, камешки...

Рыбаки и рыбки

Задача игры : Освоение ориентировки в воде, командная игра.

Описание:  По сигналу тренера, водящий догоняет любого игрока и задевает

его рукой (осаливает). Водящий и осаленный игрок берутся за руки одной рукой (образуют "рыбацкую сеть") и начинают догонять остальных "рыбок", бегая парой,

не разъединяя рук. Догнав и осалив следующего игрока, они присоединяют его к "рыбацкой сети" и "рыбачат" уже втроем, перемещаясь по бассейну, держась

втроем за руки. Таким образом, с каждым осаленным игроком, "сеть" становится на одного человека длиннее, а "рыбок" на одну меньше. Игра продолжается до тех пор,

 пока все "рыбки" не будут пойманы.

Методические указания: Разрывать "сеть" (отпускать руки) во время игры

запрещается. Игрок, осаленный при разорванной "сети", пойманным не считается и остается "рыбкой".

У кого больше пузырей

Задача игры:  совершенствования навыка выдоха в воду.

Описание:  По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и

выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает тот участник, у кого

больше пузырей, то есть сделавший продолжительный и непрерывный выдох в воду.

Методические указания: Напомнить играющим, что перед погружением под воду,

нужно сделать вдох.

Эстафета с бегущей игрушкой

Описание:  Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по лёгкой

резиновой игрушке. По команде дети начинают эстафету. Взяв игрушку и положив

перед собой, игрок должен дуть на неё, чтобы она передвигалась вперед, а сам

ребёнок осторожно плывет (или идет) за игрушкой. Пройдя заданную дистанцию,

игрок подгоняет игрушку к следующему участнику и уходит в конец строя.

Правила: нельзя дотрагиваться до игрушки. Побеждает команда, первой закончившей эстафету. При объяснении игры надо подчеркнуть, что выигрывает тот, кто не только приплыл первым, но и выполнил все обозначенные правила.

Общее дыхание

Описание:  Игроки располагаются двумя шеренгами около борта (две команды).

По команде, начиная с первых номеров, игроки в обеих командах, поочередно погружаются в воду, делают продолжительный выдох и возвращаются в исходное положение. Каждый последующий игрок погружается в воду сразу же после выхода

 из неё своего соседа по шеренге. Игроки стараются делать выдох как можно

медленнее.

Правила: на поверхности должен появляться непрерывный ряд пузырьков (т.е. сидеть под водой на задержанном вдохе нельзя). Победившей считается команда, которая позже закончила игру.

Резвый мячик

Описание:  Играющие становятся в шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от

 друга. У каждого в руках мяч или теннисный шарик (легкая игрушка). Приняв

положение упор лежа на животе, дети кладут мяч на поверхность воды ближе к себе и дуют на него, стараясь отогнать как можно дальше от себя. Затем идут за мячом по

дну на руках, делая неоднократный вдох и выдох. По сигналу взрослого все остаются

 на своих местах, переставая дуть на мяч. Чей мяч отплыл дальше, тот и становится «резвым мячиком».

Методические указания: Сначала игру можно проводить без продвижения на руках вперед за мячом. В таком случае всякий раз делается только один выдох. Игра может

быть проведена и в глубоком месте (вода по грудь). В этом случае дети продвигаются

за мячом на ногах. Взрослый следит за тем, чтобы дети выполняли постепенный

выдох.

Гонка катеров

Задача игры : освоение воды, работа ног с доской. Игра для эстафеты

Описание:  Для игры нужно 4 плавательных доски. Друг перед другом

выстраиваются две команды  по четное количество игроков. Одна команда на одной стороне дорожки, вторая команда на второй дорожке. По сигналу с каждой команды ребята, начинают заплыв доской вперед. Их задача встретиться где-то на полпути, и обменявшись досками, продолжать движение вперед, возле противоположного бортика(коснувшись его доской) игроки передаю доски вторым номерам, а сами

выходят из воды.. выигрывает та команда, которая закончила гонку первым.

За мячом в воду

Задача игры : ловкость, быстрота

Описание: Участвует две команды, которые устраиваются на бортике бассейна лицом

к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и бегут к мячам, но не к

своему, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним, к месту построения команд и передают мяч второму игроку. Приплывший первым

получает 1 очко. Побеждает команда, которая соберет больше очков.

Гонка мячей

Описание: Игроки делятся на команды, расставив ноги на ширине шага, становятся в колонну по одному на расстояний 3 м одна от другой. дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находиться впереди стоящих в колоннах . По сигналу руководителя, играющие наклоняясь (голова и

плечи под водой) передают между ногами мяч стоящимся сзади, которые таким

образом передаю его дальше. Когда мяч дойдет до конца колонны, его передают над головой. каждый игрок, прогнувшись принимает мяч от стоящих позади и передает игроку, стоящему впереди. Выигрывает та команда чей мяч первым окажется в

 руках у впереди стоящего игрока.

Методические указания: Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им, и продолжить передачу. Можно усложнить игру. Передавая мяч по кругу несколько раз,

установленному руководителем.


Дельфины

Описание: Обручи связываются друг с другом, чтобы образовалась дорожка. возле каждой дорожки выстраивается команды. По сигналу первые игроки проныривают

  под первый обруч, а второй обруч преодолеваю сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противпол-го бортика, игрок поднимает вверх лежащий флажок это сигнал второму игроку начать движение вперед.

Методические указания: Руководители следят за тем чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок не показался на поверхности, пронырнет между двумя

 обручами, команде начисляется штрафной бал.

Чья черепаха быстрее плывёт?

Описание: Дети делятся на две команды. Первые двое участников садятся на

 надувные круги и отталкиваясь ногами или руками, плывут до обозначенного места и возвращаются обратно. Передают эстафету следующему игроку своей команды. Побеждает команда, игроки которой быстрее выполнили это задание.

Методические указания: выпрыгивать и толкать круг нельзя.

Крабы

Описание:  Играющие встают парами друг к другу, сцепляются руками за локти и двигаются до обозначенного места и обратно. Побеждает пара, быстрее вернувшаяся

на исходную позицию.

Методические указания: Нельзя отцеплять руки, за это начисляется штрафной бал.

Попади в круг

Задача игры : игра на меткость и ориентир в воде.

Описание:  Тренер кидает в воду, надувной круг. Дети стоят около бортика.

В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга,

продолжая стоять около бортика. Каждый игрок имеет 2-3 попытки. Выигрывает тот,

 кто больше всех попадет в цель.

Методические указания:  Кто переступает за линию, тот выбывает из игры.

Подводные лодки

Задача игры : Правильное положения тела на поверхности воды.

Описание:  Дети изображают подводные лодки разной конструкции. Они становятся

по пояс в воде вдоль одной из сторон бассейна, слегка присев, отталкиваются от дна и скользят вперед, соединив ноги и приняв различные положения рук:

  • руки вверх, кисти вместе;
  • руки вдоль туловища;
  • одна рука вверх, другая вдоль туловища;
  • руки заложены за спину;
  • одна рука вверху, другая за спиной;
  • руки на затылке;
  • одна рука поднята вверх, другая на затылке;
  • одна рука заложена за спину, другая на затылке.

Поднырни

Описание: Играющие образуют круг, в середине которого плавает надутый

резиновый круг. Нужно поднырнуть под него так, чтобы он оказался на голове. Побеждает тот, кто сделает это с первой попытки.

Методические указания: Расстояние до кругу постепенно увеличивается

в зависимости от подготовленности детей и размеров бассейна. Если среди играющих окажутся такие, кто подныривает под круг с первой попытки.

Фонтан

Задача игры: научить детей не бояться водяных брызг, не отворачиваться от них.

Описание: Держась за руки, играющие образовывают круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все о

одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг.

Игра повторяется несколько раз.

Правила: Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.

Методические  указания: Вариант: игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят,  чтобы 

брызг   не  было,  а  на  поверхности  воды  показывалисьтолько пальцы ног.

Азбука. Счет

Задача игры: научить детей нырять под водой и открывать глаза.

Описание: Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или

число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает

 тот, кто сделает это первым.

Методические  указания:  Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и

числа вначале должны быть несложными — «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы достать их со

дна, нужно обязательно уметь нырять, — это непременное условие игры. По мере освоения этого материала время составления слова или числа ограничивается, что приучает ребят быстро читать и считать.

Капитаны

Описание: Дети (с плавательными досками в руках) изображают капитанов кораблей. Выбирают маршрут движения, озвучивают свое продвижение вперед, потом опускают лицо в воду, губами изображая "мотор".

Поймай рыбу

Описание: Дети стоят на дне. На поверхности воды плавают маленькие

пластмассовые предметы (шарики или любые фигурки не больше спичечного

коробка). По команде "поймай рыбку" надо сложить ладошки "лодочкой",

зачерпнуть воду вместе с игрушкой и поднять ладошки до уровня плеч.

Правила: не толкать соседей. Выигрывает тот, у кого вода дольше останется в

ладошках, когда вода вытечет из ладошек надо отпустить "рыбку" обратно в воду.

Рыбка в сетке

Описание:  Играющие 6-8 детей - становятся в круг лицом наружу, и взявшись за

руки, образуют "сеть". Внутри круга плавает рыбка - один из играющих. Рыбка

старается незаметно выскользнуть из сетки (поднырнуть по руками стоящих в кругу.

Если дети заметят или почувствуют движения плавников и хвоста рыбки, они сжимают круг. Рыбка должна найти другой выход из сетки.

Поймай воду

Глубина воды -  по пояс

Задача игры: освоение свойства воды.

Описание: Играющие стоят на месте, в одной шеренге или в кругу. По команде

взрослого "Поймай воду!" вытягивают руки вперед опускают в воду, соединяют под

водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Взрослый проверяет наличие воды в руках.

Методические  указания: Если вода течет из рук, взрослый говорит: "Ой, какие руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз!" Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев.

Караси и карпы

Задача игры: Ознакомить со свойствами воды, а так же обучить самостоятельному

передвижению в разных направлениях в опорном положений.

Описание: Играющие делятся на две команды и располагаются посередине бассейна спиной друг к другу на расстоянии 1 м. При выкрикивании названия одной команды

игроки другой убегают в "домики" к противоположным стенкам бассейна. Побеждает

 та команда, которая запятнает большее количество игроков другой команды.

Методические  указания: Игроки располагаются боком к инструктору и стоят

неподвижно до сигнала. Роли догоняющих и убегающих команды должны быть одинаковые количество раз.

Морской бой

Задача игры: научиться не боятся брызг, попадающих в лицо, и не закрывать глаза.

Описание: Играющие делятся на две команды и становятся в две шеренги лицом друг

 к другу (на расстоянии 1 м) и боком к ведущему. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой в лицо друг другу. Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются к брызгам спиной и не закрывают глаза.

Правила: Нельзя касаться игроков руками, поворачиваться спиной, убегать.

Методические указания: Шеренги не сближаются и не касаются друг другу руками.

.

Охотники и уточки

Задача игры: упражнять погружения в воду с головой.

Описание:  выбираются два охотника. Остальные дети – утки. Охотники становятся

 по обе стороны бассейна, у каждого из них по мячу. Утки плавают в разных

направлениях по бассейну. По сигналу “Охотники!” утки должны нырнуть в воду,

чтобы охотники не смогли попасть в них мячами. Если кто-то из детей не успел спрятаться и в него попадают мячом, он должен выйти на время из игры.

Правила:  охотники не должны бросать мяч детям в голову. Начинать бросать мяч

только по сигналу “Охотники!” и не сходить с места.

Методические указания: Охотники меняются после того, как каждый из них

попадает мячом в определенное число уток.

Охотники и уточки

Задача игры: упражнять погружения в воду с головой.

Описание:  выбираются два охотника. Остальные дети – утки. Охотники становятся

 по обе стороны бассейна, у каждого из них по мячу. Утки плавают в разных

направлениях по бассейну. По сигналу “Охотники!” утки должны нырнуть в воду,

чтобы охотники не смогли попасть в них мячами. Если кто-то из детей не успел спрятаться и в него попадают мячом, он должен выйти на время из игры.

Правила:  охотники не должны бросать мяч детям в голову. Начинать бросать мяч

только по сигналу “Охотники!” и не сходить с места.

Методические указания: Охотники меняются после того, как каждый из них

попадает мячом в определенное число уток.

Лягушата

Задача игры: освоение и погружение под воду.

Описание:  Играющие («лягушата») образуют круг и внимательно ждут сигнала ведущего. По сигналу «Щука!» все «лягушата» подпрыгивают вверх; по сигналу

«Утка!» прячутся под водой. Неправильно выполнивший команду становится в

середину круга и продолжает игру вместе со всеми.

Методические указания: Необходимо похвалить тех детей, которые ни разу не ошиблись.

Пятнашки с поплавком

Задача игры: совершенствование навыка лежания и всплывания на воде.

Описание:  Ведущий — «пятнашка» — старается догнать игроков и дотронуться до

кого-либо из них рукой. Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавка». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем тот принял это положение, игрок становится «пятнашкой».

Стрела

Задача игры: овладение умением напрягать мышцы тела и тянуться вперед

(принимать обтекаемое положение тела).

 Описание:  Играющие принимают исходное положение для скольжения, обязательно вытягивая руки вперед — как стрела. Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего одной рукой за ноги, другой — под живот и толкают

его к берегу по поверхности воды. Побеждает та «стрела», которая проскользит

дальше всех.

Методические указания: Скольжение выполняется на груди и на спине. Игра

проводится только с детьми младших возрастов.

Кораблики

Задача игры: приучать выполнять в воде движения в разных направлениях быстро и медленно.

 Описание:  Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя

«Полный ход!» дети бегут по воде, широко размахивая руками. «Тихий ход!» - продвигаются медленно. «Задний ход!» - двигаются спиной вперед.

Правила:  Нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания: Следить за движениями детей, поощрять хорошо

выполнивших задание. Детей можно построить в шеренгу, в две небольшие колонны.

Игровые упражнения

«Ледокол». Ходить, заложив руки за спину и наклонившись вперед

«Лодочки с веслами». Ходить, помогая себе гребковыми движениями рук.

«Островки». Стоя в кругу, присесть до шеи, до подбородка, чтобы на поверхности воды осталась только голова.

«Крокодилы». Принять упор присев, ноги вытянуть, чтобы они всплыли. Передвигаться по дну на руках.

«Цапли». Глубина воды по колено. Ходьба по дну с перешагиванием поверхности воды.

«Дровосек в воде». Стоя в одну шеренгу (круг), ноги врозь пошире, руки вверх, наклонять туловище вперед с маховыми движениями рук вниз –

 назад. Руками ударять о воду, поднимая брызги. Глубина воды выше

колен. То же можно выполнять, стоя спиной внутрь круга, в парах спиной друг к другу.

«Катание на кругах». Глубина воды по пояс. Произвольно сесть, лечь на надутый резиновый круг и покататься на нем, как на лодочке, подгребая руками, как веслами.

«Покажи пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться

и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.

«Сорока».  Пальцами одной руки водить по ладони другой. Менять положения рук.

«Цапли».  Передвигаются на носках, высоко поднимая колени.

«Оттолкнись пятками».Прыжки вверх, отталкиваясь пятками - "Кто выше?"

«Кузнечики».  Дети встают в одну шеренгу возле бортика, по команде передвигаются вперед до следующего бортика прыжками вперед.

«Гудок». Дети образуют круг, по сигналу дети погружаются с головой

под воду и делают выдох, сопровождая его звуком "у-у-у-у"  - "гудок паровоза".

«Звездочка».  дети располагаются произвольно не мешая друг друга.

По сигналу принимают безопорное горизонтально положение на груди.

руки и ноги разведены. Так же выполняется звездочка на спине.

«Винт». Во время скольжения сделать поворот на бок, на спину и на

живот, перевороты на 360о .

«Торпеды».  По сигналу принимается исходное положение лежа на груди

и нужно проскользнуть вперед

 «Поплавок». Стоя в дне бассейна, ребенок делает глубокий вдох.

Обращаем ваше внимание на то, что легкие должны максимально наполниться воздухом для правильного выполнения упражнения. Поджимаем подбородок к груди, теперь лицо находится в воде.

Поднимаем одну ногу и прижимаем ее к груди, обхватив при этом ногу руками. Затем также поднимаем вторую ногу. Прижав обе ноги и голову

 к груди (положение группировки), ребенок всплывает на поверхность

воды округлой спиной вверх. Если легкие не достаточно заполнены воздухом, то ребенок не сможет всплыть. Может случиться так, что после поднятия обеих ног тело ребенка сначала опустится вниз, но максимум

через 1-2 секунды всплывет. Находимся в положении «поплавок»

 от 5 до 10 секунд, затем опускаем ноги и встаем на дно бассейна.

Выдыхать в воду нельзя, если ребенок выдыхает в воду, тело пойдет ко

дну.

 «Медуза». Ноги и руки расслаблены. Голова находиться в воде и опущена вниз. Ноги и руки на щюпальцы медузы расслаблены. Ребенок задерживает дыхание.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Упражнение «Пингвины».

Передвигаться по бассейну, раскачиваясь из стороны в сторону, прижав

руки к туловищу.

Упражнение «Дельфин».

Выпрыгивать из воды как можно выше из положения присев.

Упражнение «Лягушка».

Из положения присев выпрыгивать из воды и снова приседать.

Упражнение «Катание на лодочках».

Дети делятся парами, каждой паре по одному  плавательному кругу, один игрок из команды надевает на пояс, второй игрок берет его за руки, либо за голеностоп и  его старается катать по воде, после нескольких кругов, дети меняются местами. Можно кататься паровозиком, так чтобы ноги детей лежали на кругах.

Упражнение «Парад кораблей».

Дети спасательных кругах, встают друг за другом, держась за круги впереди соседа, первый направляющий ведет детей по бассейну.

Упражнение «Дельфинчики».

Дети делятся парами, для каждой пары по одному обручу. Первый держит обруч над водой, второй перепрыгивает внутри обруча в воду, при этом ныряя вниз. После этого меняются местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...