Вспомнить о ходьбе
консультация по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пищугина Ольга Алексеевна

Хочется отметить, что для ребенка ходьба имеет огромное

значение: она удовлетворяет потребность организма в движении, содействует

поддержанию и развитию функций кровообращения, дыхания, пищеварения. Именно этот вид передвижения дает ребенку возможность знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свои представления о нем, расти и развиваться. И было бы несправедливым не уделять ей достаточного внимания в дошкольном учреждении. Но, стремясь сформировать правильную технику ходьбы, важно помнить, что любое движение, выполняемое человеком, все же остается строго индивидуальным и зависит от анатомических и психологических особенностей индивидууму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vspomnim_o_hodbe.docx107.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

                           «Вспомним о ходьбе»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Пищугина Ольга Алексеевна

В последнее время в дошкольных учреждениях происходит активное

обновление содержания занятий по физической культуре. Это связано с появлением

как нового оборудования (мягкие модули, батуты, тренажеры), так и новых для

дошкольной педагогики технологий, методик, программ (восточные единоборства,

йога, ритмопластика и др.). Одновременно, как показывает практика, увлекаясь

разного рода нововведениями, педагоги меньше времени стали уделять освоению

детьми тех движений, которые мы часто называем основными. И если на качественное выполнение прыжков, лазанья или метания еще обращается внимание, то к ходьбе это относится в меньшей степени. Возможно, вы меня спросите: «А зачем уделять внимание ходьбе? Это ведь самый естественный вид передвижения, им человек пользуется ежедневно. И ребенок, который посещает детский сад, уже умеет ходить». Но, если присмотреться, можно заметить: ходим мы все по-разному – иногда так и хочется воскликнуть: «Какая красивая походка!», а иногда приходится с сожалением отметить вялую походку с волочащимися по земле ногами или развинченную, с массой ненужных побочных движений.

Красивая походка – понятие не только эстетическое. От того, как мы ходим, во многом зависит положение и деятельность внутренних органов, состояние

позвоночника, а значит, здоровье, которое, как известно, закладывается в детстве.

Ставя знак равенства между правильной походкой и здоровьем, мы приходим к

выводу: формирование правильной ходьбы – одна из главных задач физического

воспитания в дошкольном учреждении. Это подтверждается учеными, внесшими

огромный вклад в разработку теории и методики физического воспитания детей

дошкольного возраста. Так, Д.В.Хухлаева рекомендовала начинать формировать

навыки правильной ходьбы с самого раннего возраста. Указывая на то, что в младшем дошкольном возрасте ходьба детей часто характеризуется рядом недостатков, А.И.Быкова и Т.И.Осокина подчеркивали: эти недостатки могут превратиться в стойкую привычку, если на них не обратить внимания с самого начала. Выработанный стереотип ходьбы очень прочен – походка с трудом поддается изменению, и взрослому трудно преодолеть укоренившиеся с годами ошибки в ходьбе. В предлагаемой консультации мне хочется еще раз напомнить о том, что такое правильная ходьба, каковы особенности ходьбы ребенка-дошкольника, какие упражнения способствуют освоению рационального способа ходьбы, какие виды ходьбы существуют и как их правильно выполнять.

Известно, что ходьба относится к основным циклическим движениям, умеренной

интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же двигательных действий

(шаги правой и левой ногой). Внешне выглядя простой и естественной, ходьба на

самом деле представляет собой сложное по координации движение.

Ходьба – одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения

ползать. В ходьбе участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка,

одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активно

происходит обмен веществ.

В истории человечества известен феномен так называемых детей-маугли, когда,

воспитанные животными, они передвигались на четвереньках, а попав к людям, с

трудом осваивали прямохождение (зачастую они возвращались к привычному им

способу передвижения). Это свидетельствует о том, что ребенок подражает тому, кто рядом. Поэтому так важно, чтобы взрослые, окружающие малыша, сами красиво и правильно ходили.

Исторически сложился эталонный, иначе говоря, правильный (рациональный)

вариант выполнения ходьбы.

Правильная ходьба строится от бедра, с активным отталкиванием

стопой перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперед.Недостаточное отталкивание является причиной застоя крови в венах голени,

излишних вертикальных колебаний тела, что может неблагоприятно сказаться на

состоянии позвоночника.

Правильная ходьба предполагает соблюдение определенной осанки:

1. голова должна быть направлена свободно вперед (это необходимо для

полноценного дыхания);

2. корпус располагается прямо, но туловище не напряженно, плечи

расправлены, немного отведены назад и вниз;

3. живот подтянут (сутулость и обычно встречающийся наклон вперед

ограничивают дыхательные возможности).

Неправильная поза при ходьбе (опущенная голова, согнутая спина, выдвинутые

вперед плечи) затрудняет кровообращение и дыхание, что рождает чувство

придавленности, неуверенности, стесняет свободу движений руками.

Движения рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Они

согласуются с движениями ног по принципу перекрестной координации: правая нога выносится вперед одновременно с левой рукой и, наоборот, левая нога – с правой рукой. Длина шага при ходьбе зависит от скорости и темпа ходьбы, роста и длины ног, морфологических особенностей тела в целом. Параметры ходьбы детей дошкольного возраста находятся в большой зависимости от особенностей опорно-двигательного аппарата.

У малышей 2-3 лет сравнительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре

и значительном весе головы и туловища. Слабость мышц мешает ребенку держать

корпус прямо, поэтому он часто сутулится, что приводит к нарушению осанки. Дети

плохо поднимают ноги от пола («шаркают»). Недостаточная гибкость стоп приводит к тому, ставят ногу всей подошвой («шлепают»). Темп движения неравномерный: дети идут то быстро, почти бегут, то замедляют шаги. Многие во время ходьбы

раскачиваются из стороны в сторону, отклоняются от первоначально принятого

направления. При ходьбе малыши часто прижимают руки к туловищу или слегка помахивают только одной рукой.

На четвертом году жизни походка детей остается тяжелой, у многих отмечается

ходьба на полусогнутых ногах, плохая координация рук и ног, мах в основном

выполняется прямыми руками. Вместе с тем наблюдаются некоторые изменения –

уменьшаются боковые раскачивания и повороты плеч в сторону шага, стопы

располагаются ближе к линии направления движения.

Ходьба детей пятого года жизни становится более уверенной и четкой. Однако у

многих еще наблюдаются нарушения ритма ходьбы, а так же слабое отталкивание

носком от поверхности в конце шага. Туловище недостаточно выпрямлено, движения рук неэнергичны и выполняются с маленькой амплитудой. К пяти годам появляется постановка ноги с пятки.

А в 6-7 лет большинство детей могут выполнять перекат на носок, что

способствует более энергичному отталкиванию. Слабый мах руками и нарушение

осанки у некоторых детей фиксируются в 5,6 и даже в 7 лет. В то же время структура ходьбы большинства детей 6-7 лет идентична структуре движения взрослых.Темп ребенка-дошкольника (3-7лет) колеблется в пределах 148-172 шагов в минуту, длина шага равна 42-68см.

Предельная нагрузка на стопы человека равна его двойному весу. Это значит,

например, что при весе ребенка 10кг его стопы выдерживают нагрузку до 20кг.

При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть

правильными навыками. Поэтому следует создавать необходимые условия и

проводить соответствующую воспитательную работу с детьми.

На занятиях физкультуры мною используются основные виды ходьбы, через

игровые упражнения согласно данной возрастной группе:

https://sun9-44.userapi.com/impf/c847019/v847019001/13d591/ocJ2zr2dCOQ.jpg?size=380x358&quality=96&sign=f3fc5ebecdea17946e77fbb3110d55ea&type=albumобычная ходьба в умеренном темпе; 

ходьба на носках;

ходьба на пятках;

ходьба высоко поднимая колени;

ходьба широким шагом;

ходьба перекатом с пятки на носок;

ходьба приставным шагом;

ходьба в полуприседе и приседе;

ходьба скрестным шагом;

ходьба выпадами;

ходьба с закрытыми глазами;

ходьба спиной вперед;

гимнастическая ходьба.

В заключение хочется отметить, что для ребенка ходьба имеет огромное

значение: она удовлетворяет потребность организма в движении, содействует

поддержанию и развитию функций кровообращения, дыхания, пищеварения. Именно этот вид передвижения дает ребенку возможность знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свои представления о нем, расти и развиваться. И было бы несправедливым не уделять ей достаточного внимания в дошкольном учреждении. Но, стремясь сформировать правильную технику ходьбы, важно помнить, что любое движение, выполняемое человеком, все же остается строго индивидуальным и зависит от анатомических и психологических особенностей индивидууму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Вспомним о ходьбе"

В данной статье поднимается вопрос о том, как сохранить красивую ходьбу  ребенку , перечислены упражнения, при выполнении которых можно улучшить осанку и походку. ...

Консультация для родителей "Вспомним о ходьбе"

Автором представлены некоторые упраждения для формирования правильной походки детей....

Вспомним о ходьбе

Материал, который можно использовать на выступлениях МО инструкторов по ФИЗО, МО воспитателей, на родительских собраниях....

Вечер - развлечений «Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину».

Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа.Закрепить знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре; обогатить словарь детей стихами, частушками, колядками.Развивать связную ...

Конспект занятия «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»

Конспект интегрированного занятия по фольклору в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет...

« Вспомним прошлое России, вспомним нашу старину. Маршрутная игра « Святая древняя Русь». Интеллект карта « Лента времени»

Цель:  формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях, о предметах быта в русской избе.Задачи:Познавательное развитие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской с...

Методическая разработка "Ходьба. Техника различных видов ходьбы. Методика обучения различным видам ходьбы детей разных возрастных групп"

Ходьба — это двигательный навык, который представляет собой цепь последовательно закреплённых условно рефлекторных двигательных действий, которые выполняются автоматически без участия сознания....