Сообщение «Формирование коммуникативных навыков в процессе обучения старших дошкольников плаванию»
материал по физкультуре

Трегуб Екатерина Валерьевна

 В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается коммуникативный подход.

Что же такое коммуникация?

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информации ведущей к взаимному пониманию. Возникает вопрос, а что подразумевается под словом информация?

Информация – это первоначальные сведения, передаваемые одними людьми другим, устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи и приёма этих сведений. Информация является основой педагогической коммуникации. Значимость информации для результативности воспитательно-образовательного процесса, в том, чтобы «создать такие условия, чтобы ученик захотел знать и уметь, пропустив через себя необходимую информацию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

(Дошкольное отделение «Ёлочка»)

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Формирование коммуникативных навыков в процессе обучения старших дошкольников плаванию»

        Подготовила:

инструктор по физической культуре

Трегуб Екатерина Валерьевна

г. о. Электрогорск, 2023 год

 В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается коммуникативный подход.

Что же такое коммуникация?

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информации ведущей к взаимному пониманию. Возникает вопрос, а что подразумевается под словом информация?

Информация – это первоначальные сведения, передаваемые одними людьми другим, устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи и приёма этих сведений. Информация является основой педагогической коммуникации. Значимость информации для результативности воспитательно-образовательного процесса, в том, чтобы «создать такие условия, чтобы ученик захотел знать и уметь, пропустив через себя необходимую информацию».

Наиболее значимыми функциями педагогической коммуникации являются :

Информационная

Эмоционально-экспрессивная

Управляющая

Реализация коммуникативного подхода в процессе обучения старших дошкольников плаванию проходит в 4 этапа :

1 этап: Планирование коммуникативно-ориентированных занятий и взаимодействия педагога с детьми в их организации и проведении.

На данном этапе необходимо прежде всего освоить способы и средства педагогической коммуникации. Особое внимание надо уделить невербальным средствам и способам, то есть овладению кинесикой, такесикой, проксемикой, паралингвистикой, экстралингвистикой, что позволит успешно варьировать информативное содержание занятий по плаванию, учитывая форму проведения занятия, этап обучения, психологические и морфофункциональные особенности детей. При планировании занятий по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста необходимо подробно прописывать содержание коммуникативного взаимодействия – со стороны педагога и предполагаемого – со стороны детей, так как коммуникация процесс двусторонний. Такое планирование требует тщательной подготовки, работы над собой, продумывания содержания взаимодействия на занятии.

В целом, алгоритм планирования будет выглядеть следующим образом:

Форма проведения функции педагогической коммуникации.

Содержание педагогической коммуникацииреализуемое педагогом

Занятие-тренировка

Информационная

2 этап: Взаимодействие с коллегами и родителями по реализации коммуникативных моделей на занятиях по плаванию.

Для решения задач педагогической коммуникации на занятиях по плаванию совместно с музыкальным руководителем мы стали подбирать музыкальное сопровождение для сюжетных занятий. Также были подобраны песенки, помогающие ребёнку понять и пережить эмоциональное состояние изображаемого объекта. На занятиях с музыкальным сопровождением у детей ярче проявляется эмоциональная отзывчивость. Если упражнение выполняется под музыку, то словесное сопровождение не используется. В таком случае используем схемы, звуковые сигналы (хлопок в ладоши). С воспитателями групп старшего дошкольного возраста, каждое занятие продумывается не только по содержанию, но и по созданию мотивации овладения плавательными навыками. Также совместно с воспитателями прописываются варианты реализации функций педагогической коммуникации. А для реализации образовательных задач инструктор совместно с воспитателем подбирает соответствующее оборудование, которое помогает детям выполнить каждое задание, упражнение качественно. Немаловажное значение имеет тесное сотрудничество с родителями. Владея педагогической коммуникацией, родители создают мотивацию ребёнку на физическую активность, на работу над своей моторикой и координацией.

3 этап: Подбор пособий и оборудования к обеспечению результативного взаимодействия с детьми на занятиях по плаванию.

Системный подход к организации предметной среды предполагает учет всех его составляющих. Всё оборудование и инвентарь должны отвечать современным требованиям эстетики, гигиены и безопасности детей при их использовании. Цветовой режим в помещении бассейна может меняться в соответствии с содержательной тематикой занятия. Предметы-ориентиры для выполнения тех или иных действий и перемещения в пространстве,могут быть различными по свойствам (геометрический вид, цвет, размер, текстура, тонущие и плавающие). Использование материала с различными фактурами способствуют развитию тактильных ощущений и обогащают палитру восприятий ребёнка. В свое работе по внедрению педагогической коммуникации я использую не только оборудование фабричного производства, но и пособия сделанные своими руками и руками родителей. Очень успешно используются схемы выполнения упражнений, так как дети самостоятельно могут выполнить то или иное движение.

4 этап: Результативность работы.

Благодаря сочетанию правильно подобранного двигательного содержания и продуманной модели педагогической коммуникации удаётся достичь хороших результатов в решении задач занятий по плаванию. Дети, находившиеся на низком и среднем уровне овладения плавательными навыками, стали активней воспринимать предполагаемую инструктором коммуникативную модель, обращаясь к моделям, схемам, цветовым указателям. Что способствует повышению результативности занятия, более успешного овладения ребенком двигательной и интеллектуально-познавательной деятельностью, и как следствие, повышения его физической подготовленности и обеспечения целостного развития его личности.

Выводы по результатам работы позволяют мне, как инструктору (по плаванию, проектировать содержание коммуникативно-ориентированной среды физкультурного образования дошкольников так, чтобы каждый ребёнок нашёл себе занятие по душе, сообразуясь со своими физическими возможностями, интересами и потребностями.

Список литературы

1. А. А. Чеменева. Коммуникативная технология физкультурного образования в подготовке к школе детей 5-7 лет. Методическое пособие, НИРО, г. Н. Новгород, 2009г.

2. А. А. Чеменева, О. А. Ушакова-Славолюбова. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"

Основной направленностью  дополнительной  программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным  видам плавания, безоп...

Педагогический проект "Формирование позитивных навыков межкультурного общения у старших дошкольников"

Данный проект посвящен организации работы по формированию навыков общения в поликультурной группе дошкольников. Развитие навыков межкультурного общения, как основы толерантности личности, позволяет ко...

Игровой тренинг для родителей с детьми на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников

laquo;Поиграй со мной!» - как часто нам приходится  слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаем...

Сообщение на районное методическое объединение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Сообщение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах."...

Презентация проекта "Формирование мягких навыков (soft skills) у старших дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и СОШ ("Soft skills" и "Точка роста")

Социальное партнерство приобретает огромное значение в процессе формирования мягких навыков у дошкольников или гибких компетенций у школьников. И если партнерство с центрами культуры, художественными ...