Современные требования к безопасности занятий физическими упражнениями в ДОО
статья по физкультуре

Клавкина Лидия Анатольевна

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), так же сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные требования к безопасности занятий

физическими упражнениями в ДОО»

Почему же так важно в современном мире сформировать у ребенка навыки безопасного поведения?

Со всех сторон жизнь человека напрямую связана с его безопасностью. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), так же сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения, т. е проблеме создания условий для безопасной физической культуры в дошкольной организации.

Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опытa в следующих видaх деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленной нa развитие тaких физических качеств, кaк координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организмa, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, a также с правильным, не нaносящем ущербa организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видaх спортa, овладение подвижными игрaми с правилaми; становление ценностей здорового образa жизни, овладение его элементарными нормами и правилaми (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

При недостаточном внимании к данным видaм деятельности может привести к травмaм и нaвредить здоровью дошкольников. Организуя занятия по физической культуре для дошкольников, необходимо соблюдать правила техники безопасности (в каждом учреждении разрабатывают правилa техники безопасности с учетом особенностей дошкольного учреждения).

Требования к условиям организации занятий дошкольников

Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

в) Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Влажная уборка спортивного зала проводится один раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь протирается ежедневно влажной ветошью, маты – с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

 Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Соблюдение правил техники безопасности недостаточно, нужно тaк же соблюдать требования (к оборудованию, к методике руководствa физкультурной деятельностью, требования безопасности вo время занятий и перед нaчалoм занятий).

Требования к оборудованию и материалам

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.

2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.

3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.

4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью

 в детском саду

1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.

2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.

3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.

5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

На занятиях по физической культуре в каждой возрастной группе присутствуют двое взрослых: инструктор по физкультуре и воспитатель.

 Конечно, организует и проводит занятие инструктор.

 Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

При проведении физических упражнений инструктор по физической культуре должен:

а) правильно и четко показывать движения, подавать команды и распоряжения;

б) предупреждать и исправлять ошибки;

в) оказывать помощь, детям и обеспечивать страховку;

г) осуществлять наблюдение за самочувствием детей, их вниманием, интересом к занятиям, активностью, дисциплинированностью, а также за качеством выполнения физических упражнений.

Существуют общие требования соблюдения правил безопасности:

 1.  К занятиям по физической культуре допускаются дети, прошедшие медицинский осмотр.

 2.  Участники физкультурных занятий обязаны соблюдать правила их проведения.

 3. Во время выполнения основных видов движения с элементами соревнования у дошкольников возможны различные травмы:

  • на неисправных спортивных снарядах и оборудовании;
  • при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
  • во время прыжков в длину или в высоту при неподготовленной прыжковой яме;
  • при нахождении в зоне броска во время метания;
  • при столкновениях во время бега или спортивной игры.

 4. На занятиях по физической культуре дошкольники должны присутствовать в спортивной одежде и спортивной обуви. Спортивная форма должна быть удобной, комфортной, чистой, не стесняющей движения ребенка. Футболка одевается на голый торс. Обувь для занятий физической культурой должна быть не скользкой (на резиновой подошве). Спортивная форма хранится в специальном мешке. На мешке нашиты карманы для обуви. Футболка, шорты и носочки должны быть из х/б ткани. Одежда и обувь, для занятий физическими упражнениями, должна быть сменной и не использоваться ребенком в качестве повседневной. В конце недели родители забирают спортивную форму домой, и возвращают в понедельник чистый комплект.

5. При проведении занятий по физической культуре в спортивном зале должна быть медицинская аптечка с необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи.

6. При неисправности спортивного оборудования занятия прекратить.

Таким образом, чтобы предотвратить детский травматизм на занятиях по физической культуре необходимо соблюдать правила техники безопасности, требования к методике физического воспитания в ДОУ, соблюдать санитарно-гигиенические условия. Проводить врачебный контроль физического состояния дошкольников, осознанно оценить необходимость страховки и помощи, место занятия по физической культуре, инвентарь и оборудование должно быть в исправном состоянии. Оборудование и спортивный инвентарь, который используют дошкольники, устанавливается и размещается с учетом их полной безопасности и соответствует их возрастным показателям. Физкультурный зал должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Все дети находятся в поле зрения инструктора по физической культуре, который осуществляет контроль за всеми действиями дошкольников.

Занимаясь профилактикой детского травматизма на занятиях по физической культуре организую с дошкольниками систематическую работу, через беседы: «Правила поведения на занятиях физкультурой», «Зачем нужно соблюдать требования безопасности?», игры-ситуации: «Правильно-неправильно», «Окажи помощь», «Пирамида здоровья», «Внимание! Опасный момент».

В календарно-тематический план по реализации образовательной области «Физическое развитие» включила комплексные занятия «Безопасная физкультура», где вместе с детьми рассматриваем темы: «Физическая безопасность на физкультурных занятиях», «О правильном режиме дня», «Правила поведения на воде», «Небезопасные зимние забавы», «Правила доктора Неболейко».

Для родителей провожу консультации и мастер-классы: «Польза физкультурных упражнений для малышей», «Как правильно выполнять утреннюю гимнастику», «Главные правила занятия спортом».

Мониторинг создания условий безопасного пребывания детей в дошкольном учреждении, показал, что за последние три года случаи травматизма воспитанников на занятиях по физической культуре не зафиксированы.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что только применение компетентностного и системно-деятельностного подходов в формировании безопасного поведения дошкольников позволяют успешно решать вопросы организации безопасной физической культуры в дошкольном образовательном учреждении.

Библиографический список

1. Маренго А.К.Охрана труда в дошкольных образовательных организациях. Экспресс-курс для педагогов: учебное пособие. - АСОУ, 2014.-64с.

2.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб., для учащихся по спец.№ 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 « Дошкольное воспитание». -3-е изд., перераб., и дополнено – М.: Просвещение, 1984. – 208с

3.Л. В. Яковлева, Р.А.Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» ПРОГРАММА «СТАРТ». 3 части.М. ВЛАДОС,2004г

4.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.«Развивающая педагогика оздоровления».–М:ЛИНКА–ПРЕСС, 2000.          

5.Вопросы физического развития и физического воспитания дошкольников: рекомендуемая лит. / Респ. врачебно-физкультур. диспансер, Респ. дом санитар., просвещения; [сост. Е. М. Кузьмин]. - Петрозаводск: [б. и.], 1971.180 с.

6.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164

7. https://nsportal.ru

8. https://du47grodno.schools.by


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Рекомендации инструктора по физической культуре "Занятия физическими упражнениями и ваш ребенок"

Многочисленные исследования свидетельствуют: без регулярных занятий физической культурой деятельность функциональных систем организма начинает ухудшаться уже с 7 (!) лет.  А наши дети ...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Занятия физическими упражнениями и ваш ребенок"

Многочисленные исследования свидетельствуют: без регулярных занятий физической культурой деятельность функциональных систем организма начинает ухудшаться уже с 7 (!) лет.  А наши дети стали ...

«Как обеспечить безопасность занятий физическими упражнениями»

laquo;Как обеспечить безопасность занятий физическими упражнениями»...

Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО

Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО.В данной презентации даются ответы на вопросы:1. Основные понятия, относящиеся к современному занятию2. Формы образовательного ...

Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дош...