Формы физического воспитания в дошкольной организации
учебно-методический материал по физкультуре

Богатенкова Татьяна Николаевна

Формы физического воспитания в дошкольной организации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы физического воспитания в дошкольной организации Подготовила: и нструктор по физической культуре Богатенкова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Вопросы для обсуждения 1. Основные понятия и термины: Физическая культура; Физическое воспитание; Физическое развитие; Физические упражнения; Физическая подготовка; Физическая подготовленность; Двигательная деятельность 2. Общая характеристика форм организации физического воспитания: - физкультурные занятия; - физкультурно-оздоровительная работа в течение дня; - активный отдых ; - самостоятельная двигательная деятельность; - индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии; - кружковые занятия; - профилактические и реабилитационные мероприятия.

Слайд 3

Основные понятия Физическая культура Физическое воспитание Физическое развитие Физические упражнения Физическая подготовка Физическая подготовленность Двигательная деятельность

Слайд 4

Физическая культура – это специфический вид культуры человека и общества Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; это с одной стороны специфический процесс, а с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей

Слайд 5

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, развитие физических качеств, овладение специальными знаниями физической культуры, формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Слайд 6

Физическое развитие - процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей: 1-показатели телосложения 2- показатели (критерии) здоровья, 3- показатели развития физических качеств

Слайд 7

Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. С одной стороны — это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой - это метод (способ) физического развития человека.

Слайд 8

Физическая подготовка - этот термин подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка – это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид спорта , профессия др.) предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Слайд 9

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности деятельности.

Слайд 10

Двигательная деятельность – это деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Слайд 11

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) педагога и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий

Слайд 12

Формы работы в дошкольной организации Физкультурные занятия Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, з арядка после дневного сна, физкультминутки, физкультпаузы , подвижные игры и физические упражнения в основных видах движений на прогулке, сортивные упражнения, закаливающие мероприятия) активный отдых (физкультурные досуги и праздники дня здоровья) самостоятельная двигательная деятельность индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии кружковые занятия профилактические и реабилитационные мероприятия

Слайд 13

Физкультурные занятия - являются основной формой физического воспитания дошкольников, обязательны для всех детей, проводятся круглый год.

Слайд 14

Самые распространенные методы закаливания детей : - воздушные ванны (пребывание ребенка с оголенными кожными покровами на открытом воздухе); - солнечные ванны (воздействие солнечных лучей на непокрытые кожные покровы ребенка); - водные процедуры (обливание, обтирание, купание)

Слайд 15

Задачи физического воспитания Оздоровительные задачи Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш ­ ней среды путем его закаливания Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов Воспитание физических способностей координационных, скоростных и выносливости Образовательные задачи 1.Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. 2.Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Воспитательные задачи 1.Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.). 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Слайд 16

Физкультурно - оздоровительная работа в течение дня утренняя гимнастика - комплекс музыкально-ритмических упражнений - утренняя гимнастика игрового характера - утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки - комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа - преодоление полосы препятствий утренняя гимнастика с родителями

Слайд 17

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей , которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей . Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Слайд 18

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Слайд 19

Активный отдых - физкультурные досуги и праздники дня здоровья

Слайд 20

Самостоятельная двигательная деятельность

Слайд 21

Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии

Слайд 22

Кружковые занятия Спортивные секции весьма полезны как для физического, так и для психического становления ребенка. - секций общей физической подготовки с игровой направленностью, секции художественной гимнастики, акробатики, - аэробики, - плавания и др.

Слайд 23

Профилактические и реабилитационные мероприятия: Миогимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика Фонопедические упражнения Пальчиковая гимнастика Массаж и самомассаж

Слайд 24

Миогимнастика Лошадки. Цоканье языком (30 сек) в удобном для ребёнка положения (сидя, стоя) Заводим машину. Длительное произнесение звука Д-Д-Д (до 30 сек) Почистим зубки. Кончиком языка водить («чистить», «гладить») по верхним и нижним зубам вправо-влево (4-5 раз) Поцелуй. Вытянуть вперёд губы и чмокнуть (4-5 раз) Улыбочка. Растянуть губы как можно шире, вернуться в исходное положение губ (4-5 раз) Надуем шарик. Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулачками (4-5 раз)

Слайд 26

Гимнастика для глаз Откинуться на спинку стула назад, сделать глубокий вдох, наклониться вперед , сделать выдох (повторить 5-6 раз ) Откинуться на спинку стула назад, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки (повторить 5-6 раз ) Поставить руки на пояс, повернуть голову направо , посмотреть на локоть правой руки, пернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки (повторить 5-6 раз ) Посмотреть вверх, сделать круговое движение по часовой стрелке , а затем против часовой стрелки (повторить 5-6 раз )

Слайд 27

Гимнастика для глаз Комплекс 1 Цель : Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и.п. - сидя). Не закрывая глаз, прикрыть их ладошками смотреть в темноту (20-30 сек) 1 . Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз). 2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза). 3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза). 4. Быстро моргать (1 мин.). 5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.).

Слайд 28

Дыхательная гимнастика Часики. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз) Дудочка. Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4 раза) Каша кипит. Сидя на стульчике, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза) Паровозик. Согнуть руки в локтях Ходить, делая попеременно круговые движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд) Весёлый мячик. Стоя ноги врозь. Поднять мяч (диаметром до 10 см) к груди- вдох и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз) Гуси. Ходить медленно, на вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с длительным произнесением звука ГА-ГА (1 мин)

Слайд 29

Фонопедические упражнения Охотники уехали из стойбища на оленях. Вернулись тихонько назад, чтобы медведь их не заметил. А мишка пришел, как всегда, за сушеной рыбой, стал детей пугать. Тут охотники выбежали ему навстречу. У каждого в руке – головешка от костра, шипит, сверкает. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура медведя стала в черных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников ударил головешкой его по носу. И нос стал черным. взвыл медведь от боли. Дети цокают языком. Произносят " ших … ших …", трут ладонями. Произносят " р-р-р …" , показывают когти. Произносят короткие, "острые" звуки [а] высоко и [ ш ] низко. "Гавкают" в разных регистрах. Произносят звук [у] сверху вниз.

Слайд 30

Пальчиковая гимнастика

Слайд 31

Массаж. Самомассаж . Точечный массаж. Профессор Алла Алексеевна Уманская из великого множества биоактивных точек на теле человека выделила 9 наиболее важных зон. Эти зоны – базисные, ключевые. Она назвала их «кнопками на пульте управления организмом».

Слайд 32

Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!» « Кран, откройся !» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран. « Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа. « Мойтесь сразу оба глаза » - нежно проводим руками над глазами. « Мойтесь, уши! » - растираем ладонями уши. « Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди. « Шейка, мойся хорошенько !» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди. « Мойся, мойся, обливайся ! – аккуратно поглаживаем щеки. « Грязь, смывайся! Грязь, смывайся !» - трем ладошки друг о друга .

Слайд 33

Вышел зайчик на лужок, На зелёный бережок. Плавные движения от переносицы к ушам Потирает зайка нос, Надавить пальцами на точку у крыльев носа Чтобы носик не замёрз. Серый зайчик вместе с нами, Потирает над бровями. массаж точек у внутренних концов бровей Говорила зайке мать, Надо ушки потирать! Надавить пальцами на точки у основания мочки уха

Слайд 35

Литература Бабина, К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособ . для воспитателей дет. Сада /К.С. Бабина.- М.: Просвещение, 1978.- 96 с. Богуславская З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет сада/ З.М. Богуславская.-М .: Просвещение , 1991.- 207 с. Глазырина, Л.Д., Овсянкин , В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк . Учреждений/ Л.Д. Глазырина,В.А . Овсянкина .- М.: Гуманитарн . Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с. Лайзе , С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для Воспитателя дет. Сада/ С.Я. Лайзе .- 2-е изд., испр .- М.- Просвещение, 1987.- 160 с. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена6 учебник для студ. Учреждений высш . Проф. Образования/ Е.н. Назарова, Ю.Д. Жилова .- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256с. Пензулаева , Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Л.И. Пензулаева .- М.: Просвещение, 1988.- 143с. Рунова , М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова .- М.: Мозаика – Синтез, 2002.- 256с. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина . - М.: Советский спорт, 2003.- 464 с. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учеб заведений/ Ж.К. Холодов В.С. Кузнецов .- М.: Академия, 2004.- 408 с. Шебеко , В.Н. Физическое воспитание дошкольников : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ В.Н. Шебеко .- 3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 192 с. Шишкина, В.А., Мащенко, М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Кн. Для вспитателей дет. Сада и родителей/ В.А. Шишкина, М.В. Мащенко.- М.: Просвещение, 1998.-80 с. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа/ А.Н. Лебедева.-М.:Школьная пресса, 2002.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы физического воспитания детей дошкольного возраста

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время в д...

Педагогический совет: «Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик»

Презентация  к Педагогическому совету "Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик"...

Педагогические ситуации по физическому воспитанию в дошкольных организациях

Педагогические ситуации по физическому воспитанию в дошкольных организацияхПедагогическая задача 13ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями о...

Реферат . Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях

Ускорение современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать разнообразные формы физической активности для развития дошкольников. Физических упражнений в настоящее время очен...