«Укрепление здоровья детей в занятиях по физическому развитию»
статья по физкультуре (старшая группа)

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет 10% среди детей , поступиших в школу. Поэтому, в настоящее время один из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_palaginoy_s.n.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Палагина София Николаевна инструктор по физической культуре Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 363 «Камертон» Сормовского района.

Статья по теме : «Укрепление здоровья детей в занятиях по физическому развитию»

В словаре С.И. Ожегова «Здоровье – это Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что «здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Укрепление здоровья можно осуществлять двумя путями:

  • сокращать потери здоровья (устранив причины чрезмерного расходования здоровья);
  • путем накопления резервов за счет активизации механизмов адаптации.

Адаптация – это развитие новых биологических свойств организма, вида, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Факторы, влияющие на адаптацию:

  • внешние – экзогенные (быт, работа);
  • внутренние – эндогенные (возраст, пол).

По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов «…образ жизни формирует здоровье и занимает 50 – 55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения»[1].

Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает многообразие взаимосвязанных функциональных систем, формирующих организм человека и связей человека с природой.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Анализируя состояние здоровья и физического развития детей МАДОУ выявлено:

  • Основная масса детей имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеют какие – либо отклонения в здоровье;
  • Повысилась заболеваемость детей, особенно инфекционная;
  • Не достаточно развиты физически дети.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель:

Создать систему физкультурных оздоровительных занятий с точки зрения форм организации в соответствии с возрастом детей и изучить влияние данной системы на заболеваемость и развитие физических качеств (силы, быстроты).

задачи:

  1. Разработать систему мотивации детей к занятиям физической культурой. Для этого мы разработали специально ориентированную систему мер, методов и методических приемов, применяемых инструктором по ФИЗО; широкое использование естественных факторов природы; гигиенический уход, четко организованные занятия по физ. развитию, наличие благоприятных условий для разных движений;
  2. Способствовать формированию на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.
  3. Развивать у детей двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
  4. Укреплять мышечный корсет.
  5. Развивать все группы мышц.
  6. Формировать правильную осанку.

Созданная система оздоровительных занятий учитывает следующие принципы:

  1. Принцип целенаправленности.
  2. Принцип гуманизации в физическом развитии.
  3. Принцип связи видов детской деятельности и физического воспитания. Принцип системности.
  4. Принцип индивидуальности (адекватность возрасту и уровню его физического развития).
  5. Учет биоритмологических факторов, влияние сезона года.

Специфика системы занятий

  • Развитие физических качеств и способностей осуществляется на основе как основных дидактических (доступность и индивидуализация, систематичность и постоянность повышения требований), так и физиологических принципов:
  • физические упражнения для детей преимущественно динамического характера и направлены на развитие крупных групп мышц;
  • равномерно распределяется нагрузка на верхний плечевой пояс, туловище и ноги;
  • объем и интенсивность мышечной нагрузки увеличивается постепенно при строгом контроле за самочувствием детей.

Построенная система занятий учитывает:

  • способы проведения занятий;
  • возраст детей (в ср.гр. – преобладание сюжетных занятий, в ст.гр. – классических и тренировочных);
  • индивидуальные особенности воспитанников отражаются на характере двигательной активности и, соответственно, на состоянии соматического здоровья детей (пол, возраст, сезон года, физическое развитие, состояние плоскостопия и. т.д.).

Составленный перспективный план реализовывался постоянно, целенаправленно во всех возрастных группах. Сложностей в обучении детей ЗСТ, ОРУ, ОВД в процессе деятельности не возникало.

Для реализации цели и задач работы мы спланировали следующие направления работы:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей физическому развитию воспитанников;
  2. Организация оптимального двигательного режима;
  3. Работа с семьей по данной проблеме.

Задачи оздоровления детского организма решаются через систему мероприятий по оздоровлению детей, которая создана на основании системы Маханевой. Основным отличием нашей системы от системы Маханевой является то, что в основу физических упражнений, закаливания и режима жизнедеятельности детей заложены элементы здоровьесберегающих технологий: самомассаж, растяжки, элементы гимнастики мозга. Они рекомендованы Центром здоровьесберегающих педагогических технологий ННГАСУ. Авторы: И.К. Шилкова, Ф.И. Молостова, Н.А. Репина, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова.

Оздоровительные средства в занятиях по физ.развитию:

I. Самомассаж

II. Физические упражнения

III. Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств двигательных способностей

IV. Физические упражнения, способствующие психическому развития

V. Упражнения-растяжки.

VI. Упражнения на фитомячах – снятие нагрузки с позвоночника. Упражнения на полусферах – развитие вестибулярного аппарата. Сбалансированная работа правого и левого полушарий головного мозга, формируется и развивается зрительная, слуховая система.

VII. Дыхательные упражнения

VIII. Гимнастика мозга

IХ. Релаксация

На сегодняшний день эти элементы в системе введены в систему занятий по физ.развитию, в дыхательную, утреннюю гимнастику, а также в другие виды деятельности. Воспитатели, медсестра заметили, что применение этих технологий активизирует детей, снижает заболеваемость, формирует произвольность по отношению к собственному здоровью.

Системность применения этих технологий доказывает то, что дети самостоятельно стали применять их в затруднительных ситуациях (заложен нос – надо воздействовать на точки у крыльев носа, забыл что-то сделать – самомассаж ушей с развертыванием ушных раковин – из беседы с детьми и родителями).

Результатами проделанной работы, на наш взгляд, стали:

  • Повысился интерес детей к двигательной деятельности.
  • Развились физические качества детей, особенно быстрота и сила.
  • Укрепился мышечный корсет детей.
  • Снизилась простудная заболеваемость, повысилось число детей с нормой иммунитета.
  • Повысилась заинтересованность родителей процессом физического развития и оздоровления детей.

Разработанный перспективный план оздоровительных занятий соответствует возрастным особенностям, физическим возможностям детей. Содержание занятий и цели обучения соответствуют ООП, ФГОС ДО, образовательной области «Физическое развитие» и комплексно – тематическому плану МАДОУ, а также санитарно-гигиеническим требованиям к проведению организованной деятельности.

Эту систему можно использовать с пользой в детских садах.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что реализация данного перспективного плана не только развивает физические качества, но и улучшает здоровье детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Формирование двигательной активности и укрепления здоровья детей посредством нетрадиционных форм проведения занятий

В презентации представлены нетрадиционные подходы к организации физического воспитания детей дошкольного возраста....

Цикл занятий по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни и укреплению здоровья детей шестого года жизни

Этот цикл занятий поможет научить детей осознанно относиться к своему здоровью....

Консультация «Журнал для родителей по укреплению укрепления здоровья детей»

Для работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни мы используем журнал для родителей «Расти здоровым, малыш»...

Укрепление здоровья детей на занятиях и в жизни!

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитан...