Использование комплекса «Пять зверей» Ушу и Цигун в физическом развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре

Содержание

Введение

3

Пояснительная записка

4

Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

12

Программа занятий оздоровительной гимнастикой Ушу для детей дошкольного возраста

21

Список литературы

29

Приложение

30

 

 

 

Введение

 

Цигун – одно из драгоценных наследий в сокровищнице традиционной китайской медицины. Это оздоровительная и общеукрепляющая система с отличительными национальными чертами. Она является обобщением опыта, накопленного китайским народом. Гимнастика Цигун – совершенно уникальная система тренировки тела и психики.

Упрощенно Цигун можно определить как искусство тренировки Ци (жизненной энергии) и разума (психического сознания). Китайский иероглиф «Ци» означает дыхание, а «Гунн» - процесс непрерывного регулирования дыхания и положения тела, контроль за которым осуществляет сознание. Заниматься Цигуном – значит тренировать энергию (Ци) и сознание.

Цигун – это учение о том, как быть всегда здоровым и бодрым, достичь долголетия путем саморегулирования и самоуправления жизненным процессом.

Цигун на Востоке для детей активно использовался родителями, чтобы укрепить здоровье и дух ребенка, избавить его от избытка энергии и новых эмоциональных переживаний, которые зачастую отвлекают детей и тормозят их развитие.

Цигуном можно заниматься с самых малых лет, для детей дошкольного возраста это будет забавная семейная игра, которая поможет оздоровить организм. А для ребенка постарше цигун уже будет являться полноценной практикой, которую он сможет выполнять и самостоятельно.

Цигун для детей – это комплексная восточная практика, действие которой одновременно направлено на все сферы организма: на ум ребенка, на его дух и на физическую оболочку.

Укрепляя организм и оздоравливая его, цигун в то же время позитивно воздействует на эмоциональный фон и интеллект, придает спокойствия, способствует сбалансированному развитию малыша.

Цигун для детей повысит защитный барьер тела, активировав иммунные клетки организма. Практика поможет справиться с гиперактивностью и нервными состояниями, плохим сном. Упражнения определенным образом будут закалять малыша, делая его более выносливым и крепким.

Ребенок после занятия цигуна как будто успокаивается, его страхи и сомнения понемногу исчезают и растворяются, он становится более спокойным и уверенным.

 

 

Пояснительная записка

 

Комплекс упражнений «Десять зверей» Ушу и Цигун  адаптирован как к детям с высоким уровнем мотивации и потребности в достижениях, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Он учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка, имеет оздоровительную направленность, способствует комплексному физическому развитию и гармонизации личности ребенка. Для детей с нормой физического развития и высокой мотивацией программа позволяет совершенствовать и развивать физическую форму, укреплять психическое здоровье, позволяет реализовать основные потребности, в частности, потребность в достижении, самореализации. Соревновательные и игровые элементы позволяют поддерживать высокий уровень мотивации и активности. Цигун относится не только к оздоровительным, но и к развивающим практикам, позволяющим совершенствовать различные способности – от повышения работоспособности, до раскрытия творческих возможностей и реализации потенциала личности.

Детям с ОВЗ программа позволяет укрепить физическое и психическое здоровье, используя при этом тщательно отобранные щадящие и безопасные методы воздействия. В отличие от других методик и видов спорта, в том числе, адаптированных для детей с ОВЗ, оздоровительный цигун является нетравмоопасным видом спорта. Из методики полностью исключены травмоопасные элементы, упражнения, вызывающие стресс и повышенную психическую нагрузку. Кроме того, программа способствует успешной социализации ребенка, постепенному вхождению ребенка в общество, включению в различные сферы социальной деятельности.

Благодаря регулярной практике, реализуется оздоровительный эффект, а также способность к саморегуляции организма. Организм становится более чувствительным, благодаря чему ребенок может заранее ощущать симптомы-предвестники некоторых заболеваний, предпринимать соответствующие меры по повышению сопротивляемости и выносливости организма, что резко снижает риск развития заболевания.

Цигун представляет собой древнюю китайскую оздоровительную практику, включающую терапию, гимнастику, философию, психическую саморегуляцию, обретение гармонизации с миром. Цигун открывает широкие возможности для комплексного, всестороннего развития ребенка, для физического и психического совершенствования. Практически каждый ребенок, вне зависимости от того, здоров он, или болен, может ощутить на себе благотворное влияние оздоровительного цигун. Эффект можно ощутить уже через несколько недель регулярной практики. Желающий обрести физическое здоровье – окрепнет, желающий получить гармоничное развитие и психологический комфорт, получит новые знания, психическое развитие, спокойствие.

Цель: Удовлетворение биологической потребности растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, оздоровление организма на физическом и психическом уровне, гармонизация и социализация личности, развитие возможности ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.

Задачи работы с детьми дошкольного возраста

  • Научить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.
  • Изучить оздоровительные упражнения и комплексы цигун.
  • Научить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
  • Научить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями инструктора выполнять физические упражнения.
  • Принимать активное участие в подвижных играх, выполнении оздоровительных комплексов.
  • Направленно развивать основные физические качества и двигательные навыки детей.
  • Подготовить детей к показательным выступлениям, соревнованиям.

Программа опирается на научные принципы построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • выработка основных компетенций, самостоятельности, ответственности;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, общение со сверстниками, соревновательная деятельность. Также применяется метод сказкотерапии.

Формы организации «Оздоровительный цигун»

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных функциональных возможностей детей, восстановление и нормализацию функционального состояния организма, активацию жизненного потенциала организма. Тренировочные занятия включают многообразие движений (циклических, ритмических, акробатических и др.), специальные упражнения из системы оздоровительного цигун, хатха-йоги, оздоровительные комплексы цигун. В занятие данного типа входят оздоровительные комплексы.

Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или оздоровительный комплекс. Применяется при изучении комплексов оздоровительного цигун, специальных упражнений.

Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение или комплекс. Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.

Групповой способ. Дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах.

Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

Контрольно-проверочные занятия, целью которых является выявление правильности выполнения изученных комплексов оздоровительного цигун. Дополнительно может производиться оценка состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений (бег на скорость на I0 м, 30 м, прыжки в длину с места, метание мешочка вдаль, бросание мяча вверх и ловля его, бросание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками и т.д).

Методы и приемы обучения

Наглядные:

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям и поиск ответов;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

- слушание музыкальных произведений;

Практические:

- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- выполнение упражнений в игровой форме;

- выполнение упражнений в соревновательной форме;

- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

Упражнения цигун и ушу для детей в ДОО

Медицинские исследования последних лет свидетельствуют: большинство детей посещающих дошкольное учреждение  имеют проблемы со здоровьем. Среди причин этого можно назвать неблагоприятные социальные условия, не адекватные методы воспитания, острые хронические заболевания, а так же трудности материального обеспечения дошкольных учреждений. Вот почему, необходимо использовать все возможные средства для стабилизации здоровья детей. Одним из таких средств и является гимнастика Цигун. В нашем детском саду мы используем комплекс для часто болеющих детей, что позволило сократить число таких детей.

Приступая к занятиям ушу и цигуном, обязательно проветрите помещение. Важно, чтобы комната для занятий была свежей, просторной и чистой. Вы также можете заниматься в саду или на участке детского сада.

Важно учесть некоторые принципы:

  • Структура занятий

Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из оздоровительных комплексов цигун, специальных упражнений.

Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения (пранаяма из системы хатха-йоги), направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания, нормализацию функционального состояния организма.

  • Время для занятий

Следует заниматься в утренние часы, либо же в вечерние.

Следует отметить, что если ваш ребенок беспокойно спит по ночам, часто просыпается и плохо засыпает, то в этом конкретном случае наиболее положительный эффект окажут вечерние занятия, незадолго перед отходом ко сну.

  • Регулярность

Это важный фактор для стойкого терапевтического эффекта и целительной силы цигуна. Важно упражняться систематически и часто, в одно и то же время.

  • Помещение для занятий

В помещении должно быть тихо, чтобы ничто не отвлекало вас, не слышались никакие посторонние шумы. Желательно, чтобы было достаточно дневного света, проникающего через окна.

Если на улице стоит хорошая солнечная погода, то их желательно оставить распахнутыми на время занятия.

  • Одежда

Подберите подходящую одежду. Это должна быть просторная, не тесная одежда из натурального хлопка. Обратите внимание, что и штанины, и рукава должны быть ровными, без сужающихся и плотно облегающих руки манжетов.

Если в комнате пол теплый или он застелен ковролином, то вы можете заниматься с ребенком босиком. Если же нет, то придется отыскать подходящую обувь – без каблука, на плоской и максимально тонкой подошве.

Мы проводим с детьми летом на улице, но здесь нужно учитывать :

Во время упражнений должна быть хорошая и теплая погода, но не жаркая;

Упражняться цигуном под палящими лучами солнца нельзя;

Если на улице стоит жара, то необходимо уйти в тень под навес;

Если на улице очень холодно и сыро, то перенесите занятия под крышу дома.

Свежий воздух очень важен при выполнении цигуна, ведь именно в нем сосредотачивается жизнетворная энергия Ци.

 

 

Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

 

  1. Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки;
  2. Упражнения этого комплекса отражают особенности каждого животного и имеют своё название:
  1. Игра тигра:

-тигр поднимает лапу

-тигр хватает добычу

  1. Игра оленя:

-столкновение рогами

-бегущий олень

  1. Игра птицы:

-журавль тянется вверх

-летящий журавль

  1. Игра медведя:

-медведь вращает туловищем

5.Игра обезьяны

-обезьяна собирает фрукты.

  1. Упражнения делятся на 2 типа: психические – для стимуляции умственной активности, и физические – для поднятия мышечного тонуса.

 

 

  1. Дыхание произвольное, упражнения выполняются в медленном темпе, количество повторов не превышает 4-6 раз (в зависимости от возраста ребёнка)

Игра тигра

 

 

 

 (Упражнения выполняются энергично, но плавно. Выполняйте руками широкие и  мощные движения)

«Тигр поднимает лапу»

Первая позиция. Руки расположены вдоль тела, ладони направлены в пол, пальцы растопырены и согнуты, имитируя лапу тигра. Взгляд направлен на тыльную поверхность кистей рук.

Вторая позиция. Поверните ладони наружу, и сожмите кулаки, начиная с мизинца. Затем поднимите кулаки на уровень плеч. Разжимая кулаки, поднимите руки как можно выше над головой.  Затем опять сформируйте лапы тигра. Взгляд направлен на тыльную поверхность ладоней.

Третья позиция. Вновь сожмите руки в  кулаки, повернув ладони друг к другу. Взгляд направлен на кулаки.

Четвёртая позиция. Опустите кулаки на уровень плеч и разожмите их. Опустите ладони вниз, пальцы вытянуты перед животом. Взгляд направлен на тыльную поверхность ладоней.

Возвращение в исходное положение. Повторите позиции 1-4 несколько раз. Затем опустите руки вдоль тела. Смотрите прямо.

 

«Тигр хватает добычу»

Первая позиция. Поднимите свободно сжатые кулаки на уровень плеч.

Вторая позиция. Сформируйте лапу тигра и вытяните обе руки вперёд по дуге. Одновременно наклонитесь вперёд. Взгляд направлен вперёд.

Третья позиция. Согните колени, чтобы присесть. Грудь и живот напряжены. Опустите руки вниз по дуге. Ладони расправлены вниз. Не забывайте о том, что они сложены в лапу тигра. Затем распрямите колени, бёдра и живот подаются вперёд, верхняя часть туловища – назад. Ладони сжимаются в кулак, но лишь на половину, таким образом, чтобы между пальцами и ладонью оставалось свободное пространство. Поднимите руки на уровень груди.

Четвёртая позиция. Поднимите левую ногу над полом, колено согнуто, руки подняты вверх. Затем сделайте шаг вперёд, стопа пяткой касается пола. Одновременно согните правое колено. Вы должны оказаться в пустой стойке.

Сформируйте из ладони лапу тигра, выполняя руками движение вперёд и вниз по бокам до колен, ладони, так же как и взгляд, направлены вниз – вы должны выглядеть как тигр, схвативший добычу. Затем сделайте шаг назад левой ногой и вернитесь в исходное положение.

Пятая - восьмая позиция. Повторите первую – четвёртую позиции, поменяв ногу.

 

Игра птицы

 

(Игра птицы улучшает циркуляцию кровообращения и увеличивает подвижность суставов.)

 «Журавль тянется вверх»

Первая позиция. Примите положение полуприседа. Ладони направлены вниз, пальцы – вперёд. Расположите одну руку на другую на уровне живота. Глаза смотрят на ладони.

Вторая позиция. Поднимите руки над головой. Тело слегка наклоните вперёд, плечи подняты, шея напряжена, живот выпячен, взгляд направлен прямо.

Третья позиция. Примите положение полуприседа, взгляд и расположение рук аналогичны первой позиции.

Четвёртая позиция. Перенесите вес тела на правую ногу. Затем выпрямите правую ногу, приподнимите левую ногу над полом и вытяните её назад. Одновременно расправьте руки в стороны и немного назад, словно крылья. Ладони направлены вверх. Грудь, шея, подбородок и живот выставлены вперёд. Взгляд направлен вперёд.

Пятая – восьмая позиция. Повторите первые четыре позиции, поменяв стороны.

«Летящий журавль»

Первая позиция. Примите положение полуприседа, руки вытяните перед животом, ладони направлены друг на друга. Взгляд направлен вперёд и вниз.

Вторая позиция. Выпрямите правую ногу, левую ногу согните под углом 90 градусов и поднимите, передняя часть стопы направлена вниз. Одновременно поднимите руки через стороны ладонями вниз, чуть выше уровня плеч. Взгляд направлен вперёд.

Третья позиция. В положении полуприседа опустите левую ногу на пол рядом с правой ногой, касаясь поверхности только кончиками пальцев. Одновременно опустите руки вниз в положение перед животом, ладони направлены друг на друга. Взгляд устремлён вперёд.

Четвёртая позиция. Выпрямите правую ногу, а левую поднимите до образования прямого угла.  Одновременно поднимите обе руки вверх над головой, задняя поверхность ладоней соприкасается. Пальцы направлены вверх. Взгляд направлен прямо.

Возвращение в исходное положение.  Выполнив упражнение, поднимите обе руки на уровень груди, ладони направлены вверх, взгляд направлен вперёд. Затем опустите ладони вниз в исходное положение. 

 

Игра оленя

 

(Игра оленя укрепляет поясничный отдел, питает почки и улучшает функционирование мышц и суставов)

«Столкновение рогами»

Первая позиция. Обе ноги слегка согнуты, вес тела перенесите на правую ногу. Сделайте шаг левой ногой вперёд и в сторону, пятка касается пола. Одновременно слегка разверните туловище вправо. Сожмите пустые кулаки и поднимите их на уровень правого плеча. Взгляд следует за правым кулаком, нижняя поверхность кулаков направлена вниз.

Вторая позиция. Согните левую ногу, перенесите вес тела вперёд, левую стопу плотно прижмите к полу и разверните внутрь. Одновременно    поверните туловище влево ,выполняя ладонями движение вверх , а затем налево и назад по дуге . сложив их в виде «рога оленя». Ладони направлены наружу , а пальцы в обратную сторону. Левая рука согнута, отведена и вытянута горизонтально, локоть касается левой части талии. Поднимите левую руку на уровень лба, а затем вытяните обратно в левую сторону, ладонь повёрнута наружу, пальцы направлены в обратную сторону. Взгляд зафиксирован на правой пятке. Затем поверните туловище вправо, вернув левую ногу в И.П. Одновременно поднимите руки вверх, а затем  вниз (вправо по дуге). Ладони формируют пустой кулак. Опустите их по бокам, взгляд направлен вперёд и вниз.

Третья позиция и четвёртая позиция. Повторите первые две позиции, поменяв стороны.

Пятая – восьмая позиция. Те же, что и первая - четвёртая позиции. Выполнив их, повторите восемь позиций ещё раз.

«Бегущий олень»

Первая позиция. Сделайте шаг левой ногой, согните её в колене. Одновременно поднимите ладони, сжатые в пустые кулаки, на уровень плеч. Кулаки расположены на ширине плеч, нижняя поверхность кулаков направлена вниз. Взгляд направлен прямо.

Вторая позиция. Перенесите вес тела на заднюю ногу (правую), согните правое колено: левое колено выпрямите, подошвы обеих стоп плотно прижаты к полу. Шея и спина выгнуты, голова опущена вниз. Одновременно разверните руки и вытяните их вперёд. Ладони формируют «рога оленя». 

Третья позиция. Выпрямите верхнюю часть туловища, перенесите вес тела на левую ногу, согните колено левой ноги, а колено правой ноги выпрямите. Надо принять положение стойки  «лук». Плечи расслаблены, локти направлены вниз. Разверните руки, сформируйте пустые кулаки. Взгляд направлен вперёд.

Четвёртая позиция. Возвратите левую ногу в исходное  положение, разожмите кулаки и опустите руки вдоль тела. Взгляд направлен вперёд.

Пятая – восьмая позиция. Повторите  1-4 позиции, поменяв сторону. Возвращение в исходное положение. Повторите все позиции несколько раз, поднимите руки вверх - стороны на уровень плеч, ладони направлены вверх, взгляд – вперёд. Локти согнуты, ладони возвращаются в исходное положение, опускаясь вниз по дуге. Взгляд направлен прямо.

 

Игра медведя

 

 

 

(Вращательные движения выполняются медленно, при этом живот расслаблен, а грудные мышцы напряжены)

 

«Медведь вращает туловищем»

Первая позиция. Сожмите руки в кулаки «лапы медведя», большие пальцы повёрнуты в стороны друг к другу на уровне живота. Взгляд направлен на кулаки.  

Вторая позиция. Поверните туловище по часовой стрелке , главная ось – талия. Двигайте руки вслед за туловищем по кругу – правая часть грудной клетки , верхний отдел живота ,левая часть грудной клетки ,нижний отдел живота. Взглядом следите за вращением туловища.

Третья и четвёртая позиции. Повторите первую и вторую позиции.

Пятая - восьмая позиция. Повторите первые  четыре позиции, поменяв сторону.

Возвращение в исходное положение. Выполнив последнюю позицию, разожмите ладони и вытяните руки вдоль тела. Взгляд направлен вперёд.

 

Игра обезьяны

 

 

 

( Выполняя упражнения, сочетающие в себе направленный взгляд и движение шеи идет улучшение кровотока в мозг. Упражнение способствует снятию нервозности и депрессии)

 

«Обезьяна поднимает лапки»

Первая позиция. Расположите ладони перед собой на уровне живота, пальцы растопырены. Затем согните кисти рук, формируя ладонями лапу обезьяны.

Вторая позиция. Поднимите руки на уровень груди, плечи подняты, живот подтянут, ягодичные мышцы напряжены. Одновременно приподнимитесь на носках, голову поверните влево. Взгляд направлен влево.

Третья позиция. Поверните голову в исходное положение, расслабьте мышцы, пятки опустите на пол. Руки расположите на уровне плеч, пальцы растопырены, ладони направлены вниз. Взгляд направлен вперёд.

Четвёртая позиция. Опустите ладони вниз. Руки свободно расположены вдоль туловища, взгляд направлен вперёд.

Пятая - восьмая позиция. Повторите первые четыре позиции, повернув голову вправо.

Возвращение в исходное положение. Повторив восемь позиций, вернитесь в исходное положение.

 

 

 

Программа занятий оздоровительной гимнастикой Ушу для детей дошкольного возраста

 

Месяц

Программные задачи

Перспективное планирование занятий

Сентябрь

Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определённых действий.

Развитие самоконтроля и произвольности действий.

Дать преставление о том, что возможности и желания не всегда совпадают. Коммуникативные игры. "День — ночь".

Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу "опасно — безопасно".

 

Игры: "День — ночь", "Моё имя".

Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту), умение оценивать ситуацию.

Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности

Октябрь

Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка.
Формировать правильную осанку.
Развивать внимание.
Кинестетический фактор: развитие координации движений, мелкой моторики.
Пространственный фактор: развитие осознанных движений с опорой на схему тела.
Развитие функции произвольной саморегуляции.
 

Разминка. Растяжки. Обучение приёмам точечного массажа.
Ползание.
Разминка. Растяжки. Обучение приёмам точечного массажа.
Ползание на животе "Тараканий бег".
Дыхательные упражнения.
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Произвольность, реакция. "Стоп — хлопок"
Знакомство с базовой техникой Ушу.
Закрепление навыков правильной осанки. Базовая техника Ушу.
Стойки — положения рук и ног.

 

Ноябрь

Формировать у детей правильную походку и осанку.
Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы.
Изучение базовой техники Ушу. Изучение базовых стоек (поз) Ушу.
Развитие пространственных представлений.
Изучение схемы тела.
Развитие коммуникативных навыков.
 

Разминка. Базовые упражнения для развития ног.
Упражнения для развития плечевого пояса.
Коммуникативные игры.
Разминка. Базовые упражнения для развития ног.
Упражнения для развития плечевого пояса.
Базовая техника Ушу: стойка Мабу.
Психогимнастика.
Диафрагмальный тип дыхания.
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Знакомство с базовой техникой Ушу.
Стойка Гунбу.

 

Декабрь

Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений. Изучение базовой техники УШУ. Развитие произвольной саморегуляции. Правильное удержание позы (стойки), контроль за исполнением и фиксация позы (стойки). Развитие подвижности суставов.
 

Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Знакомство с базовой техникой УШУ.
Стойка Сюйбу — пустой шаг.
Диафрагмальный тип дыхания.
Разминка. Моторика. Дыхание. Релаксация.
Стойка Пубу — низкий шаг.
Стойка Себу — скрученная позиция.
Разминка. Моторика. Дыхание. Релаксация.
Цзопань бу — низкая скрученная позиция.
Дин бу — Т-образный шаг.
Дули бу — на одной ноге.
Упражнения для отработки базовых позиций и перемещений.
Мабу- гунбу- пубу-хлопок-дули бу — мабу.

 

Январь

Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребёнка с использованием элементов психогимнастики.
Развитие устойчивости, умения держать равновесие.
Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности.
Развитие зрительного восприятия. Глазодвигательные упражнения.
Простаивание подкорковых и подкорко- корковых связей. Саморегуляция.
Повышение энергетического потенциала.
Отработка базовой техники Ушу.
 

Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Знакомство с базовой техникой Ушу.
Отработка стоек.
Упражнения на развитие устойчивости. Балансирование.
Отработка трёх основных положений рук.
Разминка.
Отработка трёх основных положений рук.
Кулак — ладонь — крюк.
Развитие координации глаз — рука.
Формирование двигательного стереотипа, праксиса.
Разминка. Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы. Координация плечевого пояса, рук и ног в динамике.

 

Февраль

Двигательные функции. Кинестетический праксис. Кинетический (динамический) праксис. Пространственный праксис.
Межполушарное взаимодействие. Сенсомоторное развитие. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; развивать сенсорные эталоны.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
 

Школа мяча. Овладеть техникой игры с мячом.
Праксис поз по зрительному образцу: "Делай, как я".
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы. "Живость поясницы"
Динамический праксис."Кулак –ребро — ладонь". Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Форма разворачивания и сжимания корпуса.
Межполушарное взаимодействие.
Реципрокная координация рук.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Качание поясницей и повороты влево и вправо.
Игра с мячом.
Релаксация.
Пространственный праксис. "Пробы Хэда".
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Живость шагов и бедер.
Размалывающий шаг-поворот. Непрерывный шаг.
Коммуникативные игры с мячом.

 

Март

Тактильные и соматогностические функции:
Повысить двигательную активность детей, используя тренажёры и нестандартное оборудование.
Совершенствовать связочно-суставный аппарат.
Отработка базовой техники Ушу. Развитие моторики, координации.
Развитие тактильных и соматогностических функций.
 

"Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась".
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Проба Тойбера.
Важнейшие связки.
"Непрерывный шаг-рука"
Проба Ферстера.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
"Вверх- вниз".
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Базовое Таолу.
Чанцюань.
Важнейшия связки и перемещения. "Вверх — вниз". "Вращение на ноге вокруг себя".

 

Апрель

Слуховой гнозис.
Развитие координации движений, ловкости и гибкости. Развитие мышечной памяти.
Отработка базовой техники Ушу. Изучение основного тренировочного комплекса упражнений Тао лу. Изучение шаолиньского комплекса упражнений "Танец пяти зверей".
Упражнения Цигун Тайцзи.
Развитие восприятия различных бытовых и природных шумов, музыки и т.д.
 

Дыхательные упражнения.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Базовое Таолу.
Чанцюань.
Восприятие ритмов."Сколько раз я стучу?" (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). "По сколько раз я стучу?" (по 2, по 3 удара). "Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?".
Воспроизведение ритмов: "Постучи, как я".
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Комплекс "Танец пяти зверей".

 

Май

Самостоятельная деятельность детей:
Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения.
Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь.
 

 

Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Базовое Таолу.
Чанцюань.
Комплекс "Танец пяти зверей".

 

 

                                     Список литературы

 

  1. Давыдов М.А. Багуа Син. Массаж восьми форм. – П.: Издательство «Золотое Сечение», 2012. – 328 с.
  2. Давыдов М.А. У Цинь Си. Массаж «Игры 5-ти зверей». – П.: Издательство «Золотое Сечение», 2011. – 312 с.
  3. Давыдов М.А. Собрание драгоценностей Чжень Цзю: 170 рецептов Чжень Цзю по необычным заболеваниям. – П.: Издательство «Золотое Сечение». 2009. – 348 с.
  4. Мастер Го Сингунь Энергетическая работа по гармонизации лнчности. Ци-Гун терапия. Статический цигун: иммунные комплексы. – М.: Школа «Академия Тайчи», 2005. – 40 с.
  5. Ма Цзижень, М.М. Богачихин Цигун: история, теория, практика. – М.: ИД «София», 2003. – 479 с.
  6. Поркерт М. Теоретические основания китайской медицины: системы соответствия. Пер. с англ. – М.: Саттва, 2006. – 336 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushu_i_tsigun_dlya_detey.docx235.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

652380 Кемеровская область - Кузбасс, Промышленновский муниципальный округ,  пгт. Промышленная,  ул. Лесная, 2 в

Использование комплекса

 «Пять зверей» Ушу и Цигун

 в физическом развитии детей дошкольного возраста

Авторы-составители:              

Торопова Светлана Николаевна,

Зарубина Лариса Валентиновна,

Шерина Наталья Анатольевна,

Черниченко Елена Сергеевна

Промышленновский муниципальный округ, 2020


Содержание

Введение

3

Пояснительная записка

4

Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

12

Программа занятий оздоровительной гимнастикой Ушу для детей дошкольного возраста

21

Список литературы

29

Приложение

30


Введение

Цигун – одно из драгоценных наследий в сокровищнице традиционной китайской медицины. Это оздоровительная и общеукрепляющая система с отличительными национальными чертами. Она является обобщением опыта, накопленного китайским народом. Гимнастика Цигун – совершенно уникальная система тренировки тела и психики.

Упрощенно Цигун можно определить как искусство тренировки Ци (жизненной энергии) и разума (психического сознания). Китайский иероглиф «Ци» означает дыхание, а «Гунн» - процесс непрерывного регулирования дыхания и положения тела, контроль за которым осуществляет сознание. Заниматься Цигуном – значит тренировать энергию (Ци) и сознание.

Цигун – это учение о том, как быть всегда здоровым и бодрым, достичь долголетия путем саморегулирования и самоуправления жизненным процессом.

Цигун на Востоке для детей активно использовался родителями, чтобы укрепить здоровье и дух ребенка, избавить его от избытка энергии и новых эмоциональных переживаний, которые зачастую отвлекают детей и тормозят их развитие.

Цигуном можно заниматься с самых малых лет, для детей дошкольного возраста это будет забавная семейная игра, которая поможет оздоровить организм. А для ребенка постарше цигун уже будет являться полноценной практикой, которую он сможет выполнять и самостоятельно.

Цигун для детей – это комплексная восточная практика, действие которой одновременно направлено на все сферы организма: на ум ребенка, на его дух и на физическую оболочку.

Укрепляя организм и оздоравливая его, цигун в то же время позитивно воздействует на эмоциональный фон и интеллект, придает спокойствия, способствует сбалансированному развитию малыша.

Цигун для детей повысит защитный барьер тела, активировав иммунные клетки организма. Практика поможет справиться с гиперактивностью и нервными состояниями, плохим сном. Упражнения определенным образом будут закалять малыша, делая его более выносливым и крепким.

Ребенок после занятия цигуна как будто успокаивается, его страхи и сомнения понемногу исчезают и растворяются, он становится более спокойным и уверенным.


Пояснительная записка

Комплекс упражнений «Десять зверей» Ушу и Цигун  адаптирован как к детям с высоким уровнем мотивации и потребности в достижениях, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Он учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка, имеет оздоровительную направленность, способствует комплексному физическому развитию и гармонизации личности ребенка. Для детей с нормой физического развития и высокой мотивацией программа позволяет совершенствовать и развивать физическую форму, укреплять психическое здоровье, позволяет реализовать основные потребности, в частности, потребность в достижении, самореализации. Соревновательные и игровые элементы позволяют поддерживать высокий уровень мотивации и активности. Цигун относится не только к оздоровительным, но и к развивающим практикам, позволяющим совершенствовать различные способности – от повышения работоспособности, до раскрытия творческих возможностей и реализации потенциала личности.

Детям с ОВЗ программа позволяет укрепить физическое и психическое здоровье, используя при этом тщательно отобранные щадящие и безопасные методы воздействия. В отличие от других методик и видов спорта, в том числе, адаптированных для детей с ОВЗ, оздоровительный цигун является нетравмоопасным видом спорта. Из методики полностью исключены травмоопасные элементы, упражнения, вызывающие стресс и повышенную психическую нагрузку. Кроме того, программа способствует успешной социализации ребенка, постепенному вхождению ребенка в общество, включению в различные сферы социальной деятельности.

Благодаря регулярной практике, реализуется оздоровительный эффект, а также способность к саморегуляции организма. Организм становится более чувствительным, благодаря чему ребенок может заранее ощущать симптомы-предвестники некоторых заболеваний, предпринимать соответствующие меры по повышению сопротивляемости и выносливости организма, что резко снижает риск развития заболевания.

Цигун представляет собой древнюю китайскую оздоровительную практику, включающую терапию, гимнастику, философию, психическую саморегуляцию, обретение гармонизации с миром. Цигун открывает широкие возможности для комплексного, всестороннего развития ребенка, для физического и психического совершенствования. Практически каждый ребенок, вне зависимости от того, здоров он, или болен, может ощутить на себе благотворное влияние оздоровительного цигун. Эффект можно ощутить уже через несколько недель регулярной практики. Желающий обрести физическое здоровье – окрепнет, желающий получить гармоничное развитие и психологический комфорт, получит новые знания, психическое развитие, спокойствие.

Цель: Удовлетворение биологической потребности растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, оздоровление организма на физическом и психическом уровне, гармонизация и социализация личности, развитие возможности ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.

Задачи работы с детьми дошкольного возраста

  • Научить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.
  • Изучить оздоровительные упражнения и комплексы цигун.
  • Научить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
  • Научить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями инструктора выполнять физические упражнения.
  • Принимать активное участие в подвижных играх, выполнении оздоровительных комплексов.
  • Направленно развивать основные физические качества и двигательные навыки детей.
  • Подготовить детей к показательным выступлениям, соревнованиям.

Программа опирается на научные принципы построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • выработка основных компетенций, самостоятельности, ответственности;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, общение со сверстниками, соревновательная деятельность. Также применяется метод сказкотерапии.

Формы организации «Оздоровительный цигун»

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных функциональных возможностей детей, восстановление и нормализацию функционального состояния организма, активацию жизненного потенциала организма. Тренировочные занятия включают многообразие движений (циклических, ритмических, акробатических и др.), специальные упражнения из системы оздоровительного цигун, хатха-йоги, оздоровительные комплексы цигун. В занятие данного типа входят оздоровительные комплексы.

Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или оздоровительный комплекс. Применяется при изучении комплексов оздоровительного цигун, специальных упражнений.

Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение или комплекс. Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.

Групповой способ. Дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах.

Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

Контрольно-проверочные занятия, целью которых является выявление правильности выполнения изученных комплексов оздоровительного цигун. Дополнительно может производиться оценка состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений (бег на скорость на I0 м, 30 м, прыжки в длину с места, метание мешочка вдаль, бросание мяча вверх и ловля его, бросание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками и т.д).

Методы и приемы обучения

Наглядные:

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям и поиск ответов;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

- слушание музыкальных произведений;

Практические:

- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- выполнение упражнений в игровой форме;

- выполнение упражнений в соревновательной форме;

- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

Упражнения цигун и ушу для детей в ДОО

Медицинские исследования последних лет свидетельствуют: большинство детей посещающих дошкольное учреждение  имеют проблемы со здоровьем. Среди причин этого можно назвать неблагоприятные социальные условия, не адекватные методы воспитания, острые хронические заболевания, а так же трудности материального обеспечения дошкольных учреждений. Вот почему, необходимо использовать все возможные средства для стабилизации здоровья детей. Одним из таких средств и является гимнастика Цигун. В нашем детском саду мы используем комплекс для часто болеющих детей, что позволило сократить число таких детей.

Приступая к занятиям ушу и цигуном, обязательно проветрите помещение. Важно, чтобы комната для занятий была свежей, просторной и чистой. Вы также можете заниматься в саду или на участке детского сада.

Важно учесть некоторые принципы:

  • Структура занятий

Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из оздоровительных комплексов цигун, специальных упражнений.

Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения (пранаяма из системы хатха-йоги), направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания, нормализацию функционального состояния организма.

  • Время для занятий

Следует заниматься в утренние часы, либо же в вечерние.

Следует отметить, что если ваш ребенок беспокойно спит по ночам, часто просыпается и плохо засыпает, то в этом конкретном случае наиболее положительный эффект окажут вечерние занятия, незадолго перед отходом ко сну.

  • Регулярность

Это важный фактор для стойкого терапевтического эффекта и целительной силы цигуна. Важно упражняться систематически и часто, в одно и то же время.

  • Помещение для занятий

В помещении должно быть тихо, чтобы ничто не отвлекало вас, не слышались никакие посторонние шумы. Желательно, чтобы было достаточно дневного света, проникающего через окна.

Если на улице стоит хорошая солнечная погода, то их желательно оставить распахнутыми на время занятия.

  • Одежда

Подберите подходящую одежду. Это должна быть просторная, не тесная одежда из натурального хлопка. Обратите внимание, что и штанины, и рукава должны быть ровными, без сужающихся и плотно облегающих руки манжетов.

Если в комнате пол теплый или он застелен ковролином, то вы можете заниматься с ребенком босиком. Если же нет, то придется отыскать подходящую обувь – без каблука, на плоской и максимально тонкой подошве.

Мы проводим с детьми летом на улице, но здесь нужно учитывать :

Во время упражнений должна быть хорошая и теплая погода, но не жаркая;

Упражняться цигуном под палящими лучами солнца нельзя;

Если на улице стоит жара, то необходимо уйти в тень под навес;

Если на улице очень холодно и сыро, то перенесите занятия под крышу дома.

Свежий воздух очень важен при выполнении цигуна, ведь именно в нем сосредотачивается жизнетворная энергия Ци.


Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

  • Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки;
  • Упражнения этого комплекса отражают особенности каждого животного и имеют своё название:
  1. Игра тигра:

-тигр поднимает лапу

-тигр хватает добычу

  1. Игра оленя:

-столкновение рогами

-бегущий олень

  1. Игра птицы:

-журавль тянется вверх

-летящий журавль

  1. Игра медведя:

-медведь вращает туловищем

5.Игра обезьяны

-обезьяна собирает фрукты.

  • Упражнения делятся на 2 типа: психические – для стимуляции умственной активности, и физические – для поднятия мышечного тонуса.

 

  • Дыхание произвольное, упражнения выполняются в медленном темпе, количество повторов не превышает 4-6 раз (в зависимости от возраста ребёнка)

Игра тигра

http://taichi48.ru/images/tiger.jpg

 (Упражнения выполняются энергично, но плавно. Выполняйте руками широкие и  мощные движения)

«Тигр поднимает лапу»

Первая позиция. Руки расположены вдоль тела, ладони направлены в пол, пальцы растопырены и согнуты, имитируя лапу тигра. Взгляд направлен на тыльную поверхность кистей рук.

Вторая позиция. Поверните ладони наружу, и сожмите кулаки, начиная с мизинца. Затем поднимите кулаки на уровень плеч. Разжимая кулаки, поднимите руки как можно выше над головой.  Затем опять сформируйте лапы тигра. Взгляд направлен на тыльную поверхность ладоней.

Третья позиция. Вновь сожмите руки в  кулаки, повернув ладони друг к другу. Взгляд направлен на кулаки.

Четвёртая позиция. Опустите кулаки на уровень плеч и разожмите их. Опустите ладони вниз, пальцы вытянуты перед животом. Взгляд направлен на тыльную поверхность ладоней.

Возвращение в исходное положение. Повторите позиции 1-4 несколько раз. Затем опустите руки вдоль тела. Смотрите прямо.

«Тигр хватает добычу»

Первая позиция. Поднимите свободно сжатые кулаки на уровень плеч.

Вторая позиция. Сформируйте лапу тигра и вытяните обе руки вперёд по дуге. Одновременно наклонитесь вперёд. Взгляд направлен вперёд.

Третья позиция. Согните колени, чтобы присесть. Грудь и живот напряжены. Опустите руки вниз по дуге. Ладони расправлены вниз. Не забывайте о том, что они сложены в лапу тигра. Затем распрямите колени, бёдра и живот подаются вперёд, верхняя часть туловища – назад. Ладони сжимаются в кулак, но лишь на половину, таким образом, чтобы между пальцами и ладонью оставалось свободное пространство. Поднимите руки на уровень груди.

Четвёртая позиция. Поднимите левую ногу над полом, колено согнуто, руки подняты вверх. Затем сделайте шаг вперёд, стопа пяткой касается пола. Одновременно согните правое колено. Вы должны оказаться в пустой стойке.

Сформируйте из ладони лапу тигра, выполняя руками движение вперёд и вниз по бокам до колен, ладони, так же как и взгляд, направлены вниз – вы должны выглядеть как тигр, схвативший добычу. Затем сделайте шаг назад левой ногой и вернитесь в исходное положение.

Пятая - восьмая позиция. Повторите первую – четвёртую позиции, поменяв ногу.

Игра птицы

http://taichi48.ru/images/bird.jpg

(Игра птицы улучшает циркуляцию кровообращения и увеличивает подвижность суставов.)

 «Журавль тянется вверх»

Первая позиция. Примите положение полуприседа. Ладони направлены вниз, пальцы – вперёд. Расположите одну руку на другую на уровне живота. Глаза смотрят на ладони.

Вторая позиция. Поднимите руки над головой. Тело слегка наклоните вперёд, плечи подняты, шея напряжена, живот выпячен, взгляд направлен прямо.

Третья позиция. Примите положение полуприседа, взгляд и расположение рук аналогичны первой позиции.

Четвёртая позиция. Перенесите вес тела на правую ногу. Затем выпрямите правую ногу, приподнимите левую ногу над полом и вытяните её назад. Одновременно расправьте руки в стороны и немного назад, словно крылья. Ладони направлены вверх. Грудь, шея, подбородок и живот выставлены вперёд. Взгляд направлен вперёд.

Пятая – восьмая позиция. Повторите первые четыре позиции, поменяв стороны.

«Летящий журавль»

Первая позиция. Примите положение полуприседа, руки вытяните перед животом, ладони направлены друг на друга. Взгляд направлен вперёд и вниз.

Вторая позиция. Выпрямите правую ногу, левую ногу согните под углом 90 градусов и поднимите, передняя часть стопы направлена вниз. Одновременно поднимите руки через стороны ладонями вниз, чуть выше уровня плеч. Взгляд направлен вперёд.

Третья позиция. В положении полуприседа опустите левую ногу на пол рядом с правой ногой, касаясь поверхности только кончиками пальцев. Одновременно опустите руки вниз в положение перед животом, ладони направлены друг на друга. Взгляд устремлён вперёд.

Четвёртая позиция. Выпрямите правую ногу, а левую поднимите до образования прямого угла.  Одновременно поднимите обе руки вверх над головой, задняя поверхность ладоней соприкасается. Пальцы направлены вверх. Взгляд направлен прямо.

Возвращение в исходное положение.  Выполнив упражнение, поднимите обе руки на уровень груди, ладони направлены вверх, взгляд направлен вперёд. Затем опустите ладони вниз в исходное положение.  

Игра оленя

http://taichi48.ru/images/oleni.jpg

(Игра оленя укрепляет поясничный отдел, питает почки и улучшает функционирование мышц и суставов)

«Столкновение рогами»

Первая позиция. Обе ноги слегка согнуты, вес тела перенесите на правую ногу. Сделайте шаг левой ногой вперёд и в сторону, пятка касается пола. Одновременно слегка разверните туловище вправо. Сожмите пустые кулаки и поднимите их на уровень правого плеча. Взгляд следует за правым кулаком, нижняя поверхность кулаков направлена вниз.

Вторая позиция. Согните левую ногу, перенесите вес тела вперёд, левую стопу плотно прижмите к полу и разверните внутрь. Одновременно    поверните туловище влево ,выполняя ладонями движение вверх , а затем налево и назад по дуге . сложив их в виде «рога оленя». Ладони направлены наружу , а пальцы в обратную сторону. Левая рука согнута, отведена и вытянута горизонтально, локоть касается левой части талии. Поднимите левую руку на уровень лба, а затем вытяните обратно в левую сторону, ладонь повёрнута наружу, пальцы направлены в обратную сторону. Взгляд зафиксирован на правой пятке. Затем поверните туловище вправо, вернув левую ногу в И.П. Одновременно поднимите руки вверх, а затем  вниз (вправо по дуге). Ладони формируют пустой кулак. Опустите их по бокам, взгляд направлен вперёд и вниз.

Третья позиция и четвёртая позиция. Повторите первые две позиции, поменяв стороны.

Пятая – восьмая позиция. Те же, что и первая - четвёртая позиции. Выполнив их, повторите восемь позиций ещё раз.

«Бегущий олень»

Первая позиция. Сделайте шаг левой ногой, согните её в колене. Одновременно поднимите ладони, сжатые в пустые кулаки, на уровень плеч. Кулаки расположены на ширине плеч, нижняя поверхность кулаков направлена вниз. Взгляд направлен прямо.

Вторая позиция. Перенесите вес тела на заднюю ногу (правую), согните правое колено: левое колено выпрямите, подошвы обеих стоп плотно прижаты к полу. Шея и спина выгнуты, голова опущена вниз. Одновременно разверните руки и вытяните их вперёд. Ладони формируют «рога оленя».  

Третья позиция. Выпрямите верхнюю часть туловища, перенесите вес тела на левую ногу, согните колено левой ноги, а колено правой ноги выпрямите. Надо принять положение стойки  «лук». Плечи расслаблены, локти направлены вниз. Разверните руки, сформируйте пустые кулаки. Взгляд направлен вперёд.

Четвёртая позиция. Возвратите левую ногу в исходное  положение, разожмите кулаки и опустите руки вдоль тела. Взгляд направлен вперёд.

Пятая – восьмая позиция. Повторите  1-4 позиции, поменяв сторону. Возвращение в исходное положение. Повторите все позиции несколько раз, поднимите руки вверх - стороны на уровень плеч, ладони направлены вверх, взгляд – вперёд. Локти согнуты, ладони возвращаются в исходное положение, опускаясь вниз по дуге. Взгляд направлен прямо.

Игра медведя

http://taichi48.ru/images/bear.jpg

(Вращательные движения выполняются медленно, при этом живот расслаблен, а грудные мышцы напряжены)

«Медведь вращает туловищем»

Первая позиция. Сожмите руки в кулаки «лапы медведя», большие пальцы повёрнуты в стороны друг к другу на уровне живота. Взгляд направлен на кулаки.  

Вторая позиция. Поверните туловище по часовой стрелке , главная ось – талия. Двигайте руки вслед за туловищем по кругу – правая часть грудной клетки , верхний отдел живота ,левая часть грудной клетки ,нижний отдел живота. Взглядом следите за вращением туловища.

Третья и четвёртая позиции. Повторите первую и вторую позиции.

Пятая - восьмая позиция. Повторите первые  четыре позиции, поменяв сторону.

Возвращение в исходное положение. Выполнив последнюю позицию, разожмите ладони и вытяните руки вдоль тела. Взгляд направлен вперёд.

Игра обезьяны

http://taichi48.ru/images/monkey.jpg

( Выполняя упражнения, сочетающие в себе направленный взгляд и движение шеи идет улучшение кровотока в мозг. Упражнение способствует снятию нервозности и депрессии)

«Обезьяна поднимает лапки»

Первая позиция. Расположите ладони перед собой на уровне живота, пальцы растопырены. Затем согните кисти рук, формируя ладонями лапу обезьяны.

Вторая позиция. Поднимите руки на уровень груди, плечи подняты, живот подтянут, ягодичные мышцы напряжены. Одновременно приподнимитесь на носках, голову поверните влево. Взгляд направлен влево.

Третья позиция. Поверните голову в исходное положение, расслабьте мышцы, пятки опустите на пол. Руки расположите на уровне плеч, пальцы растопырены, ладони направлены вниз. Взгляд направлен вперёд.

Четвёртая позиция. Опустите ладони вниз. Руки свободно расположены вдоль туловища, взгляд направлен вперёд.

Пятая - восьмая позиция. Повторите первые четыре позиции, повернув голову вправо.

Возвращение в исходное положение. Повторив восемь позиций, вернитесь в исходное положение. 


Программа занятий оздоровительной гимнастикой Ушу для детей дошкольного возраста

Месяц

Программные задачи

Перспективное планирование занятий

Сентябрь

Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определённых действий.

Развитие самоконтроля и произвольности действий.

Дать преставление о том, что возможности и желания не всегда совпадают. Коммуникативные игры. "День — ночь".

Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу "опасно — безопасно".

Игры: "День — ночь", "Моё имя".

Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту), умение оценивать ситуацию.

Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности

Октябрь

Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка.
Формировать правильную осанку.
Развивать внимание.
Кинестетический фактор: развитие координации движений, мелкой моторики.
Пространственный фактор: развитие осознанных движений с опорой на схему тела.
Развитие функции произвольной саморегуляции.

Разминка. Растяжки. Обучение приёмам точечного массажа.
Ползание.
Разминка. Растяжки. Обучение приёмам точечного массажа.
Ползание на животе "Тараканий бег".
Дыхательные упражнения.
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Произвольность, реакция. "Стоп — хлопок"
Знакомство с базовой техникой Ушу.
Закрепление навыков правильной осанки. Базовая техника Ушу.
Стойки — положения рук и ног.

Ноябрь

Формировать у детей правильную походку и осанку.
Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы.
Изучение базовой техники Ушу. Изучение базовых стоек (поз) Ушу.
Развитие пространственных представлений.
Изучение схемы тела.
Развитие коммуникативных навыков.

Разминка. Базовые упражнения для развития ног.
Упражнения для развития плечевого пояса.
Коммуникативные игры.
Разминка. Базовые упражнения для развития ног.
Упражнения для развития плечевого пояса.
Базовая техника Ушу: стойка Мабу.
Психогимнастика.
Диафрагмальный тип дыхания.
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Знакомство с базовой техникой Ушу.
Стойка Гунбу.

Декабрь

Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений. Изучение базовой техники УШУ. Развитие произвольной саморегуляции. Правильное удержание позы (стойки), контроль за исполнением и фиксация позы (стойки). Развитие подвижности суставов.

Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Знакомство с базовой техникой УШУ.
Стойка Сюйбу — пустой шаг.
Диафрагмальный тип дыхания.
Разминка. Моторика. Дыхание. Релаксация.
Стойка Пубу — низкий шаг.
Стойка Себу — скрученная позиция.
Разминка. Моторика. Дыхание. Релаксация.
Цзопань бу — низкая скрученная позиция.
Дин бу — Т-образный шаг.
Дули бу — на одной ноге.
Упражнения для отработки базовых позиций и перемещений.
Мабу- гунбу- пубу-хлопок-дули бу — мабу.

Январь

Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребёнка с использованием элементов психогимнастики.
Развитие устойчивости, умения держать равновесие.
Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности.
Развитие зрительного восприятия. Глазодвигательные упражнения.
Простаивание подкорковых и подкорко- корковых связей. Саморегуляция.
Повышение энергетического потенциала.
Отработка базовой техники Ушу.

Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Знакомство с базовой техникой Ушу.
Отработка стоек.
Упражнения на развитие устойчивости. Балансирование.
Отработка трёх основных положений рук.
Разминка.
Отработка трёх основных положений рук.
Кулак — ладонь — крюк.
Развитие координации глаз — рука.
Формирование двигательного стереотипа, праксиса.
Разминка. Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы. Координация плечевого пояса, рук и ног в динамике.

Февраль

Двигательные функции. Кинестетический праксис. Кинетический (динамический) праксис. Пространственный праксис.
Межполушарное взаимодействие. Сенсомоторное развитие. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; развивать сенсорные эталоны.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Школа мяча. Овладеть техникой игры с мячом.
Праксис поз по зрительному образцу: "Делай, как я".
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы. "Живость поясницы"
Динамический праксис."Кулак –ребро — ладонь". Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Форма разворачивания и сжимания корпуса.
Межполушарное взаимодействие.
Реципрокная координация рук.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Качание поясницей и повороты влево и вправо.
Игра с мячом.
Релаксация.
Пространственный праксис. "Пробы Хэда".
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Живость шагов и бедер.
Размалывающий шаг-поворот. Непрерывный шаг.
Коммуникативные игры с мячом.

Март

Тактильные и соматогностические функции:
Повысить двигательную активность детей, используя тренажёры и нестандартное оборудование.
Совершенствовать связочно-суставный аппарат.
Отработка базовой техники Ушу. Развитие моторики, координации.
Развитие тактильных и соматогностических функций.

"Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась".
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Проба Тойбера.
Важнейшие связки.
"Непрерывный шаг-рука"
Проба Ферстера.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
"Вверх- вниз".
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Базовое Таолу.
Чанцюань.
Важнейшия связки и перемещения. "Вверх — вниз". "Вращение на ноге вокруг себя".

Апрель

Слуховой гнозис.
Развитие координации движений, ловкости и гибкости. Развитие мышечной памяти.
Отработка базовой техники Ушу. Изучение основного тренировочного комплекса упражнений Тао лу. Изучение шаолиньского комплекса упражнений "Танец пяти зверей".
Упражнения Цигун Тайцзи.
Развитие восприятия различных бытовых и природных шумов, музыки и т.д.

Дыхательные упражнения.
Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Базовое Таолу.
Чанцюань.
Восприятие ритмов."Сколько раз я стучу?" (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). "По сколько раз я стучу?" (по 2, по 3 удара). "Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?".
Воспроизведение ритмов: "Постучи, как я".
Разминка. Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Комплекс "Танец пяти зверей".

Май

Самостоятельная деятельность детей:
Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения.
Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь.

Отработка базовой техники Ушу. Динамические тренировочные методы.
Базовое Таолу.
Чанцюань.
Комплекс "Танец пяти зверей".


Список литературы

  1. Давыдов М.А. Багуа Син. Массаж восьми форм. – П.: Издательство «Золотое Сечение», 2012. – 328 с.
  2. Давыдов М.А. У Цинь Си. Массаж «Игры 5-ти зверей». – П.: Издательство «Золотое Сечение», 2011. – 312 с.
  3. Давыдов М.А. Собрание драгоценностей Чжень Цзю: 170 рецептов Чжень Цзю по необычным заболеваниям. – П.: Издательство «Золотое Сечение». 2009. – 348 с.
  4. Мастер Го Сингунь Энергетическая работа по гармонизации лнчности. Ци-Гун терапия. Статический цигун: иммунные комплексы. – М.: Школа «Академия Тайчи», 2005. – 40 с.
  5. Ма Цзижень, М.М. Богачихин Цигун: история, теория, практика. – М.: ИД «София», 2003. – 479 с.
  6. Поркерт М. Теоретические основания китайской медицины: системы соответствия. Пер. с англ. – М.: Саттва, 2006. – 336 с.


Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование бодрящей гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Цель использования бодрящей зарядки: Создание условий для  поднятия настроения и  мышечного тонуса детей дошкольного возраста, активизации двигательной деятельности. Решаемые задачи:1. ...

Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабаты­в...

Педагогическая поддержка физического развития детей дошкольного возраста с использованием элементов фитбол - гимнастики

Внимание к детскому физическому развитию - это забота о будущем. С рождения у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности, гармоничного физического развития и здо...

«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...

Авторская программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с использованием технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка»

В программе описана организация образовательного процесса по развитию физических качеств детей посредством использования технологий: фитбол-аэробики и степ-аэробики «Детская аэробика»...

Использование нетрадиционного оборудования при организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста.

Внедрение нового нестандартного оборудования для использования его на занятиях, с целью повышения интереса к занятиям по физическому развитию для укрепления здоровья детей....