ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка по физкультуре

Двигательная активность всегда была функциональной потребностью всего живого и, в первую очередь, человека. По мнению авторов, это возможно достичь, если организовать обучение детей дошкольного возраста отдельным, адаптированным для них различным видам спорта. Очень важно последовательно формировать двигательный навык ребенка в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация: двигательная активность всегда была функциональной потребностью всего живого и, в первую очередь, человека. По мнению авторов, это возможно достичь, если организовать обучение детей дошкольного возраста отдельным, адаптированным для них различным видам спорта. Очень важно последовательно формировать двигательный навык ребенка в игровой форме.

Ключевые слова: спорт в детском саду, физическое развитие, игровые упражнения, формирование двигательного навыка.

Желание заниматься спортом и прикладывать усилия нужно прививать детям с раннего детства. Современный ритм жизни, с одной стороны, ведут к снижению двигательной активности, а с другой, к значительному, а иногда и чрезмерному увеличению психологических, умственных и физических нагрузок (как на взрослого, так, к сожалению, и на ребенка-дошкольника), что создает почву для возникновения различных заболеваний. Ежегодный анализ заболеваемости и осмотры врачей-специалистов детей в дошкольной образовательной организации показывают, что чаще всего это различные нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания дыхательных путей и различные неврозы.

Данная статья является эффективной в двух направлениях.

Во-первых, удовлетворяются интересы и потребности личности в сфере физической культуры с учетом индивидуальных особенностей и склонностей детей дошкольного возраста.

Во-вторых, высокий уровень мотивации к избранному виду спорта и желание добиться высоких результатов позволяет овладевать в совершенстве новыми техническими приемами, средствами и методами физкультурно-спортивной деятельности, техническими умениями и навыками организации самостоятельных занятий и дозирования физических нагрузок.

Все это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на специфическую и общефизическую подготовленность занимающихся, повышает уровень физического развития и сформированность ведущих физических качеств и способностей, обеспечивая тем самым высокий уровень технической и функциональной подготовки в избранном направлении.

Также следует учесть важную взаимосвязь переноса сформированного двигательного навыка на другие виды спортивной деятельности, что без труда позволит детям, специализирующимся в одном направлении, быстро овладевать техническими приемами других спортивных видов и выполнять успешно любые нормативы общефизической подготовленности любого раздела стандартной программы физического воспитания [3].

Во всех формах работы прослеживается ступенчатая последовательность формирования двигательного навыка, которую можно выразить схематично: освоение двигательного эталона; овладение способами его выполнения в различных двигательных ситуациях; комбинирование, экспериментирование, придумывание; эстетическое оформление своего двигательного опыта (рис. 1).

Рис. 1. Последовательность формирования двигательного навыка

С учетом данной последовательности можно выделить три цели овладения спортивными упражнениями:

  1. Вызвать желание научиться, овладеть, понять, осознать.
  2. Искать самостоятельные пути достижения цели (двигательной).
  3. Познать свои возможности, способности, ощутить радость от своей находчивости, победы над своим неумением.

В спорте для детей дошкольного возраста не стоит задача достижения высоких спортивных результатов, скорее напротив привитие интереса к различным видам спорта. Основная цель таких спортивных занятий развитие навыков и умений выполнять простейшие спортивные связки и упражнения, пробуждение спортивного азарта и интереса. Детям даются базовые навыки физической подготовки. Как пример, можно привести игру в бадминтон, ударом ракетки от груди мы направляем мяч на другую сторону игральной сетки, но получая мяч, мы не стремимся его отбить, а скорее лишь ловим его, и снова повторяем первый элемент подачи мяча.

Методики для работы с детьми дошкольного возраста должны иметь свои особенности. Необходимо учитывать особенности физического развития и физической подготовки детей.

При работе с детьми необходимо выбирать такие физические игры и упражнения в которых нагрузка на мышцы чередовалась, максимальная работа мышечного аппарата и расслабленность. К такой категории относится: спортивная ходьба, бег, прыжки в длину, метание мяча.

В режиме дня ребенка должны присутствовать спортивные нагрузки, состоящие из игр и комплексных упражнений. Необходимо задействовать все группы мышц. Упражнения должны чередоваться по сложности и временному промежутку между ними. Основная задача такого подхода максимально за интересовать ребенка в процессе, улучшить физическую подготовку.

Обучение детей в большей степени проходит в часы физкультурных занятий, некоторые из которых проходят на улице – на свежем воздухе. В работе с детьми необходимо помнить, что необходимо неоднократное повторение пройденных физических упражнений и игр. Регулярное повторение – это залог высокой результативности проведенных занятий. Для достижения такого результата необходимо учитывать сезонные особенности и климатические условия региона. Очевидно, что летом основными играми будут догонялки, настольный теннис, волейбол. Зимой же предпочтение будет отдаваться зимним видам спорта, катание на санках, лыжи, коньки.

В первую очередь участие должны принять те дети, которые не до конца освоили физические упражнения на занятиях в физкультурном зале. Недостаточно владеть умением применять основные комбинации, нужно также обязательно знать и уметь применять основные правила игры. Правильное использование спортивного инвентаря, умение ухаживать за ним и содержать в надлежащем виде.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те основные качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

Игровые упражнения с мячом (с элементами футбола).

Правила игры известны всем и каждому, основная цель игры забить как можно больше мячей в ворота команды-противника.

Основные требования к игре в футбол можно выделить исходя из ее задач, скорость действий, умение быстрой ориентироваться в пространстве, координированные движения, взаимосвязь между участниками команды, своевременные действия направление на достижение желаемого результата.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными элементами игры в футбол, играя в большей степени самостоятельно, в парах, небольшими группами.

«Мяч в стенку». Игроки делают расстановку перед сеткой, проще говоря

«заборчиком», расстояние должно быть 3 м от сетки. Каждый мяч, он в хаотичном порядке отбывает о стенку, чередуя правую и левую ногу.

«Ловкие ребята». Игроки делятся на пары и распространяются по всей территории площадки. Каждая пара имеет в своем распоряжении один мяч. Расстояние между детьми 2 м. Основная цель: посылать партнеру мяч правой и левой ногой поочередно.

«Обведи точно». По всей площадке расставлены разные предметы (кегли, набивные мячи). Игрок обводит мяч вокруг предметов поочередно правой и левой ногой, не допуская того что бы мяч уходил от него на далёкое расстояние.

«Гол в ворота». При помощи нескольких кегль создаются ворота. На исходную линию, расстояние от ворот 5 м, по очереди выходя игроки и стараются точ ным движением ноги (правой или левой) забить мяч в ворота.

«Сбей предмет». На расстоянии 4 м от исходной черты на одной линии ставят кегли. Перед участниками стоит задача при помощи небольшого разбега сбить кегли.

«Быстрый пас». Участники создают полукруг, небольшая группа, расстояние между игроками 2 м, перед ними водящий с мячом. Он быстрым и целенаправленным движением отбивает мяч ногой первому игроку, а тот таким же движением возвращает мяч и т. д. Затем водящий меняется местами с первым игро ком команды. Упражнение повторяется с другим водящим.

«Ловко и быстро». Игроки шеренгой ведут мяч в беге на противоположную сторону площадки, слегка подбивая его правой и левой ногой чередуя их, но что бы мяч далеко не откатывался [2].

«Пас по кругу». Игроки стоят в виде круга, небольшая группа детей, и, прокатывая, отбивают мяч, отправляя его друг другу несильным ударом, но точным движением правой или левой ноги.

«Пас в кругу». Игроки стоят по кругу, в центре капитан команды или пре- подаватель с мячом. Он посылает мяч детям поочередно. Получив мяч, ребенок останавливает его и таким же движением посылает обратно ведущему игры.

«Пас в тройке». Игроки становятся по три человека на расстоянии 2 м друг от друга. У одного игрока мяч. Играющие передают мяч вправо по кругу одной ногой, затем влево, и так повторяют этот элемент несколько раз.

«Попади в ворота». Игроки ведут мяч с одной стороны площадки на другую до обозначенной линии, дистанция 10 м, и, не доходя 2 м до ворот, желая забить мяч в ворота.

Игровые упражнения с воланом и ракеткой (бадминтон).

Детям дошкольного возраста разрешены игры с воланом и ракеткой, которые развивают двигательные качества, такие как: ловкость, быстроту, координацию движений, ориентацию в пространстве.

Для разнообразных упражнений и игр с воланом используются детские ракетки. Следует довести до детей, как нужно держать ракетку, основными правилами являются, не напрягая пальцы рук, не изменяя способ хвата ракетки во время удара по волану.

Прием волана на ракетку даться детям легче, чем подача. Положение для подачи должно выглядит следующим образа, ноги слегка расставлены, левая нога ставится примерно на шаг вперед, волан держать за оперение левой рукой, а правую руку с ракеткой отвести немного назад и вниз. Следующие действия

должны выглядеть так, замах и удар по волану. Следует рассказать детям, что для меткости удара волан надо отбивать не серединой ракетки, ее верхним краем, тогда промахов будет меньше.

«Не урони». Дети становятся в круг, возможен полукруг или шеренга. Ноги слегка расставлены, в руках у каждого игрока волан. Цель упражнения – подбросить волан вверх одной рукой и поймать его пока он в воздухе.

«Перебрось-поймай». Подбрасывание волана одной рукой и ловля его другой, стоя на месте и в движении, на небольшое расстояние.

«Волан навстречу». Игроки становятся в 2 шеренги, расстояние между ними 2 м на расстоянии вытянутых в сторону рук друг от друга. У каждого игрока во- лан. По сигналу педагога или же капитана команды, каждый ребенок перебрасывает волан стоящему напротив ребенку. Главная задача – не допустить падение волана и не столкновение при переброске.

«Забрось в кольцо». Дети, становятся в колонну по одному, приблизительно в группы по 4–6 человек, перед баскетбольным кольцом, высота его должна быть от пола 2 м. У каждого игрока иметься волан. По знаку педагога первый в колонне игрок подходит к кольцу и бросает волан снизу вверх правой или левой рукой, желая попасть в кольцо.

«Отрази волан». Игроки встают в 3 полукруга на расстоянии 1 шага друг от друга. У каждого игрока иметься ракетка. Водящий становится перед играющими и поочередно бросает им волан, те, напротив, отбивают его. Через некоторое количество повторений время выбирается другой водящий.

«Подбей волан». Игроки становятся в круг или же полукруг. У каждого ребенка ракетка и волан. Дети подбрасывают волан ракеткой, прикладывая максимум усилий ударить как можно большее количество раз и не дать волану упасть на землю.

«Пройди – не урони». Игроки становятся в шеренгу. У каждого игрока волан и ракетка. По команде капитана участники подбрасывают волан ракеткой, передвигаясь вперед шагом. Темп игры произвольный.

Плавание, игровые упражнения на воде.

Преимущество, игр на воде заключается в том, что они закаливают и укрепляют здоровье детей, укрепляют иммунитет и способствуют высокому противостоянию болезней. При обучении детей плаванью главное, что необходимо соблюдать, это технику безопасности и не в коем случаи не оставлять детей одних!

Первое что нужно сделать – научить детей держаться на воде!

Следующим определяющим фактом будет умение ребенка уверенно входить в воду. Если ребенок смотри на воду с некой опаской или страхом, не желает заходить в воду по собственному желанию, необходимо предложить ему входить в воду держа его за руку медленными движения заходя по пояс. Далее будет следовать погружение в воду с головой с кратковременным задержанием дыхания. Необходимо понимать, что для ребёнка необходимо погрузиться в воду именно самостоятельно без принуждения, но это не значит, что взрослые не должны страховать ученика, нахождение взрослого, преподаватель или же тренера обязательно на протяжении всего времени обучения. Запрещено, принуждать или заставлять ребенка выполнять обязательно упреждения, это может вызвать у него страх к воде и нежелание выполнять какого рода упражнения. Последовательность к приобщению ребенка к воде играет главную роль, необходимо поэтапно совершать все действия.

«Фонтан». Играющие создают круг, держась при этом за руки, на не глубоком месте. По сигналу педагога дети садятся на дно и, опираясь руками сзади, упор на предплечья, выпрямляют ноги. На следующий сигнал все одновременно двигают ногами вперед-вверх, образуя фонтан брызг дыхание должно быть равномерное. Количество участников игры не должно превышать 5–6 человек.

«Поплавок». После глубокого вдоха игроки приседают, энергично отталкиваясь от дна, одновременно прижимают голову и колени к груди, при этом обхватывая голени, и всплывают на поверхность.

«Море волнуется». Игроки становятся в круг, находясь по пояс в воде. Когда педагог произносит фразу: «Море волнуется!» дети передвигают руками в воде

вверх-вниз, колени чуть согнуты. На фразу педагога «Море спокойное!» пауза. И так с несколькими повторениями.

«Качели». Игроки делаться на пары, и, стоя лицом друг к другу, берутся за руки. По сигналу преподавателя, по очереди выполняют приседания в воде, но при этом без погружения в воду с головой.

«Уточки». Участники образуют колонну друг за другом и передвигаются вдоль берега, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде руками изображая уточек.

«Буксир». Участники делятся на пары. Один ребенок идет по дну, повернувшись спиной и держа за руки другого ребенка, лежащего на воде, тянет буксир [1].

«Катание на кругах». Ребенок садится (ложится) на надувной круг, и катается на нем как на лодочке, подгребая руками. Заплывать за условную линию не разрешается. Обязательно что бы за детьми наблюдал преподаватель.

Любые упражнения должны вызывать интерес у детей, но при этом иметь обучающий характер.

Езда на самокате.

Езда на самокате – упражнение, интересное для детей дошкольного возраста. Ребенок так же должен находится под контролем преподавателя. Основным правилом выступает необходимость отталкиваться попеременно как правой, так и левой ногой. Катиться, поставив обе ноги на платформу. Самокат был по росту ребенка – это обязательно, чтобы не создавались неблагоприятные условия для нарушения осанки, и как следствие искривления позвоночника [3].

Катание на велосипеде.

Катанию на двухколесном велосипеде разрешено обучать детей с трех-четырех лет, сначала необходимо научиться кататься на трёхколёсном велосипеде. Эта работа проводится на асфальтовом покрытии в теплое, летнее время года. Катание на велосипеде оказывает значительное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног стопы. У детей развивается такие качества как: быстрота, ловкость, равновесие,

глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

Для ребенка 4–5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали должно быть примерно 25 см, расстояние от руля до сиденья по вертикали не должно быть больше 18 см, конечно, здесь речь идет о ребенке, физическое развитие которого соответствует возрасту [2].

Подготовительные упражнения:

  1. Учить детей водить трехколесный велосипед, держа его за руль двумя руками.
  2. Научить садиться на велосипед. Ребенок встает с левой стороны от велосипеда, переносит правую ногу через седло. Обязательно, научить ребенка плавно нажимать на педали и ездить по прямой дорожке.
  3. Катание на трехколесном велосипеде с поворотами вправо и влево, объездами вокруг предметов, не задевая их.
  4. Катание на комбинированном или четырехколесном, велосипеде – это подготовка к обучению езде на двухколесном велосипеде. Основная задача, научить детей сохранять равновесие.
  5. Научить управлять двухколесный велосипед, держа его правой и левой руками за руль, выполнять разные повороты.
  6. Езда с помощью взрослого, который держит велосипед за руль и седло, а потом только за седло.
  7. Катание на велосипеде с отталкиванием от земли ногами. Основная цель данного упражнения научиться держать равновесие.
  8. Учить детей садиться на велосипед и сходить с него. Основные правила: ребенок стоит слева от велосипеда, наклонив его к себе, переносит через седло правую ногу и ставит её на правую педаль. Затем, отталкиваясь левой ногой от земли, ребенок нажимает на педаль правой ногой и садится на велосипед. Сходить с велосипеда следует в обратном порядке, а именно, велосипед останавливают, наклоняют влево, ставят левую ногу на землю.
  9. Езда на велосипеде «восьмеркой» вокруг предметов [3].

Волейбол.

При проведении игры волейбол с детьми дошкольного возраста, подойдет площадка размерами 10 на 10 м, волейбольная сетка, как альтернатива может быть шнур натягивается на уровне вытянутых рук ребенка.

Мяч перебрасывается через сетку сразу или через пас, главное, мяч не дол- жен касаться сетки во время подачи, но это допустимо в процессе игры. Основная задача детей – это не дать мячу коснуться земли на своей половине, а пере- давать его так, чтобы он упал на половине соперника. При подаче и передаче мяч не должен улетать за границы площадки, в этом случае не засчитывается очко, и подача переходит к другой команде. Очко засчитывается том случаи, если мяч, перелетев сетку, коснулся земли на половине противника. Игра идет до 5 или 10 очков, длительность игры составляет 15–25 минут – это 2–3 партии.

Подготовительные упражнения состоят из следующих этапов:

  1. Отбивание мяча пальцами или ладонями о стену на расстоянии оного метра от неё.
  2. То же упражнение, но с продвижением вдоль стены приставным шагом вправо и влево.
  3. Отбивание мяча о пол ладонями рук стоя на месте.
  4. Аналогичное упражнение, но с продвижением вперед.
  5. Отработка техники прямой подачи мяча – это удар правой, левой – для леворуких детей, рукой основанием ладони или сжатым кулаком.
  6. Передача мяча в парах, на месте и в движении вперед приставным шагом.
  7. Передача мяча друг другу верхней подачей, расстояние 2 м.
  8. Перебрасывание мяча друг другу через сетку [1].

Ходьба на лыжах.

Лыжный спорт, пожалуй, самый распространённый вид спорта, отличающейся свой массовостью и общедоступностью. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с 3-го возраста. Свежий воздух способствует общему оздоровлению и закаляет организм. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, так же усиливается дыхание и кровообращение.

Частая и постоянная динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах помогает развить координацию, пространственную ориентацию. Во время лыжных прогулок и занятий детьми приходится выполнять разнообразные действия, о именно спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом [3].

Катание на санках.

Катание на санках, пожалуй, самое доступное и веселое здание в сфере физического развития. Поднимая санки, мышцы ребенка работают равномерно и целенаправленно, а само катание доставляет удовольствие.

Кататься ребенок должен в положении на животе, чтобы во время спуска внизу не было сильных толчков в позвоночный столб.

Итак, актуальной необходимостью является закладывание в дошкольном возрасте основ здорового образа жизни (ЗОЖ). Для этого необходимо дать детям основы понятий, что полезно, а что вредно для их здоровья. Необходимо довести до навыка, привычки, желания организма, необходимость выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, самомассаж, закаляться, заниматься доступным видом спорта, то есть вести активный, здоровый образ жизни. А это значит, что надо, не откладывая на потом, делать сейчас все, чтобы всегда чувствовать себя здоровым, бодрым, уверенным, способным, жизнерадостным.

Список литературы

  1. Курчма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник / В.Р. Курчма. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2012. – 480 с.
  2. Усов Н.С. Здоровый ребёнок: справочник педиатра / Н.С. Усов. – 2-е изд-е. – Минск: Беларусь, 1994. – 207 с.
  3. Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. – СПб., 2007. – 464 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нетрадиционное оборудование на занятиях физической культурой в дошкольных группах детского сада».

Проект «Нетрадиционное оборудование на занятиях физической культурой в дошкольных группах детского сада» по приобщению детей  дошкольного возраста к здоровому образу жизни через применени...

Методика организации и проведения занятий физической культуры на воздухе в детском саду.

Физкультурные занятия  являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большо...

План работы инструктора физической культуры и спорта в детском саду

Цель плана:Организация спортивных мероприятий, направленных на формирование интереса детей дошкольного возраста к спорту, здоровому образу жизни и развитие лидерских качеств....