Развитие социально-личностных качеств ребёнка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи
статья по теме

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_irina_nikolaevna.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социально-личностных  качеств ребенка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Социально-личностное развитие дошкольника – процесс довольно сложный, так как в наши  дни дети  учатся видеть мир глазами разных людей, а другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Поэтому для социального развития личности ребенка важно развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстникам.

Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Социально-личностное развитие ребёнка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления. Очень важно убедить в этом родителей воспитанников. Ведь некоторые из них считают, что личный опыт ребёнок должен приобретать в стенах детского сада и недооценивают тот факт, что личный опыт формируется естественным путём и в домашней обстановке, когда ребёнок в доступных ему видах деятельности осваивает способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к себе и окружающим.

Я как инструктор по физической культуре на организованных занятиях по физической культуре, при взаимодействии с воспитанниками в группах в качестве ассистента воспитателя, в режимных моментах прилагаю немало усилий к тому, чтобы наши дети были уверенными, счастливыми, умными, добрыми, успешными, способными строить взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Но работа в этом направлении не может быть успешной без поддержки родителей воспитанников.

Мне хотелось бы сегодня поделиться с вами небольшим опытом работы по развитию социально-личностных  качеств ребенка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи.

В этом мне помогают разнообразные формы взаимодействия с родителями.     Для того чтобы установить доверительные отношения с семьёй,  хорошо использовать такую форму взаимодействия с родителями, как  домашние визиты. В домашней обстановке приятно побеседовать с родителями,  убедить их  в том, что ребёнок - это личность и ему необходимо своё пространство, свою комнату или уголок для уединения, спортивный уголок, где бы он мог играть и развиваться. С удовольствием советую, как создать спортивный уголок, помочь подобрать развивающие игры и спортивное оборудование, или сделать вместе с ребёнком дорожку здоровья,  учитывая пожелания родителей, даю рекомендации по организации семейного  спортивного праздника.

     Во многих группах имеются семейные альбомы, где отведена страничка для любимых спортивных игр и видов спорта членов семьи с фотографиями семейных спортивных праздников (альбом).

     В особых случаях  можно использовать телефонные звонки, чтобы поддержать неформальное общение с родителями, формировать стремление общаться по вопросам и физического развития детей.

     Поддерживать контакт с родителями мне помогают и некоторые формы письменного сообщения, например, записки. В некоторых случаях бывает полезно записать информацию для родителей о достижениях ребёнка в развитии социально-личностных качеств, чтобы быть уверенным, что другая сторона получит эту информацию.

     В приёмной группы, как правило, находятся доски объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях. С помощью ящичка, где можно оставить свои записки с идеями и предложениями, родители имеют возможность поделиться своими мыслями с педагогическим коллективом детского сада.

          Информационные стенды – ещё одна возможность неофициальной передачи необходимой информации родителям и возможность увидеть мир глазами разных людей. Туда помещается информация о достижениях детей в музыкальном и физическом развитии, эссе на интересующие детей темы. На стенде «Звезда недели» каждому ребёнку предоставляю возможность побывать звездой, раскрыть дарования, в том числе и в физическом развитии. Это помогает ребёнку самоутвердиться, формирует способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, готовность радоваться за успехи сверстников, сопереживать неудачам, воспитывает привычку проявлять доброжелательность к окружающим, а у родителя появляется чувство гордости за ребёнка (газеты).

   В работе с родителями  широко  использую  родительские собрания, где родители получают общие знания основ физического  воспитания и развития ребенка, знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами физического воспитания детей конкретной возрастной группы, узнают о способах формирования у детей эмоционально - ценностного отношения к себе и сверстникам через подвижные игры.

Я всегда учитываю то, что одни родители интересуются вопросами физического воспитания, но испытывают трудности в его осуществлении, другие – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность воспитания отсутствует, есть семьи, в которых по разным причинам вообще не занимаются физическим воспитанием. Поэтому на родительских собраниях  для большей убедительности использую презентации,  раскрывая  значение физического развития детей; на семинарах – практикумах учу родителей играть в подвижные игры с высоким и низким уровнем двигательной активности;  на тренингах посредством игры подвожу  к пониманию необходимости формирования у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. И понимаю, что эта ежедневная кропотливая работа с детьми доставляет немало положительных эмоций, ведь я помимо реализации задач физического воспитания решаю и задачи  социально-нравственного и эмоционально-личностного развития дошкольников: помогаю детям ощутить единение с другими детьми, показываю, что значит уважение,
развиваю в детях открытость и мужество, способность выражать свое отношение к другим, помогаю развивать в них слабые стороны характера.

     В процессе индивидуальных бесед выясняется, что многие родители интересуются – что такое физические способности? Есть ли они у ребенка? Как он занимается в детском саду? С какого возраста отдавать ребёнка в спортивные секции? Как отразится на характере ребёнка  посещение таких «жёстких» видов спорта как таэквондо, хоккей, …Способность к высоким достижениям в спорте – это наследуемое, врожденное или свойство, которое можно развить, воспитать? С каким интересом и гордостью  мамы и бабушки рассказывают  о том, как их ребенок дома повторял элементы гимнастики, основные виды движений, подвижные игры, придумывал свои условия игры при проведении подвижной игры,  требовал от родных участия в какой-либо игре, разученной в детском саду. В результате таких бесед осознаю, насколько мало мы владеем информацией о развитии наших детей  и как важно знать интересы, увлечения, любимые игры наших воспитанников, чтобы в дальнейшем использовать …

    Эффективной формой общения детей со своими родителями являются праздники в детском саду, так как они являются прекрасным средством формирования физической культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада и другими детьми,  формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к себе и сверстникам.

        Но одной из самых эффективных форм взаимодействия с родителями в данном направлении, по моему мнению, является совместное создание проектов. Проектная деятельность - это целевая деятельность, обязательным условием которой является достижение логического завершения, получения конкретного результата деятельности.

    Хочу привести   пример совместной работы с детьми и родителями по разработке проекта «Мы – будущие олимпийцы».

На первом этапе определили актуальность проекта, цель,задачи

         Актуальность этого проекта  в том, что проблема ухудшения здоровья детей вызывает все большую озабоченность.   Настолько у нас  низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении.

Цель проекта: (на экране)

Задачи проекта: (на экране)

1. Формировать у детей представление об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.

2. Развивать у детей стремление к  укреплению и сохранению своего собственного   здоровья посредством занятий физической культурой.

 3. Развивать у детей творческий потенциал, стремление к  взаимодействию друг с другом и со взрослыми, формированию положительной самооценки.
4. Воспитывать у детей  целеустремленность, организованность, инициативность, самостоятельность.

           

1. Далее объявили конкурс «Мы-будущие олимпийцы»

2. Подбирали материал об Олимпиаде из различных источников (журналы, интернет, книги…) .

3. На сборах совместно с воспитателями и детьми  обсуждали,  Что такое Олимпиада? Где она возникла?
Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?

Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем?

4. В центре  литературы  дети вместе с  родителями рассматривали  фотографии с изображением разных видов спорта и оформляли их в альбом,

составляли сборники рассказов детей о любимом спортсмене, составляли

фотосессию «Мы занимаемся спортом» , проводили беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности».

В центре «Игралочка»  играли с дидактическими играми, посвященными  разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».

В центре строительства  дети построили Дворец единоборств и изготовили флаги отдельных стран-участниц Олимпиады в г.Сочи.

В центре изодеятельности совместно с родителями дети с увлечением создавали рисунки  о разных видах спорта, оформляли фотосессию «Мы занимаемся спортом»

5. Итогом -   презентацией  данного проекта  станет совместное с родителями спортивное развлечение «Мы – будущие олимпийцы»

     Подводя итог, можно сказать, что в результате такого взаимодействия родители пытаются стать активными помощниками педагогов и знают,  как проходит работа с дошкольниками в детском саду не понаслышке, а из совместной работы. Работа в этом направлении очень сложная, но результаты меня радуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»

         Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего по...

Роль взаимодействия детского сада и семьи в укреплении здоровья и развития физических качеств у детей дошкольного возраста и их родителей.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманю условия успешного работы по взаимодействию детского сада и семьи, основываясь на собственном опыте инструктора по физической культуре....

Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании. Зарубежный опыт...

Использование ИКТ-технологий в процессе взаимодействия детского сада и семьи

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в различные ступени образования. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современн...

Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г

Тематическая  программа по приоритетному направлению«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная за...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...