Особенности методики развития гибкости у дошкольников.
статья по физкультуре (старшая группа)

Особенности методики развития гибкости у дошкольников.

Развивая гибкость у детей, не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Гипертрофированное, выходящее за пределы анатомического строения суставов, увеличение подвижности не оправдано ничем.

Необходимо следовать методическим указаниям при выполнении упражнений на развитие гибкости: движения должны выполняться с постепенным увеличением амплитуды и не должны вызывать болезненных ощущений.

Следует соблюдать особую осторожность при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата детей при чрезмерной нагрузке, связанной с резкими движениями и максимальной амплитудой в суставах, могут быть легко травмированы.

Для оптимального развития гибкости упражнения должны выполняться систематически в основных формах физического воспитания (утренней гимнастике, гимнастике после сна, на физкультурных занятиях).

Перед выполнением упражнений на развитие гибкости необходимо предварительно выполнить движения, способствующие разогреванию основных мышечных групп туловища и конечностей.

При выполнении упражнений дошкольникам желательно давать определенную целевую установку: коснуться мячом, достать палку и т.п. Именно такие установки повышают активность и сознательность дошкольников, стимулируя к большему проявлению физических способностей.

Ведущим методом в развитии гибкости является повторный метод.

Средства развития гибкости.

В качестве средств для развития гибкости у детей дошкольного возраста используются упражнения, способствующие растягиванию мышц и связок опорно-двигательного аппарата (упражнения на растягивание).

Подобно тому как гибкость делят на активную и пассивную, упражнения делятся на активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем, которые можно выполнять с предметами и без предметов).

Пассивные движения выполняются с помощью партнера, с отягощениями, использованием собственной силы, на снарядах.

Помимо общеразвивающих упражнений гибкость успешно формируется в таких физических упражнениях, как прыжки, метания, лазания, танцевальные движения.

В настоящее время приобретает популярность система стрейчинга в развитии гибкости — это очень медленные и плавные движения (сгибания и разгибания), направленные на растягивание той или иной группы мышц.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gibkost_u_detey_5-6let.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается понятие гибкость, её значение и особенность развития у детей 5-6 лет. Так же рассматривается вопрос эффективности внедрения статических упражнений на развитие гибкости в занятия физической культурой старших дошкольников.

Ключевые слова: гибкость, здоровье, дошкольный возраст, оперативное статические упражнения, физические качества, физическая подготовленность.

Цель исследования: определить влияние статических упражнений на развитие гибкости детей 5-6 лет.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности развития гибкости у детей 5-6 лет.
  2. Подобрать статические упражнения и разработать методику обучения детей 5-6 лет.
  3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия развития гибкости у детей 5-6 лет в процессе выполнения статических упражнений.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки результатов.

Организация исследования: исследование проводилось в течении двух месяцев, занятия проходили 3 раза в неделю.

В возрасте 5-6 лет у детей растёт уровень физической подготовленности, создаются прочные психологические и физиологические основы для повышения их работоспособности путем целенаправленного воспитания психофизических качеств.

С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища и конечностей, у детей этого возраста слабо развиты связочные отделы, особенно мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи с этим форсированное воспитание гибкости без соразмеренного укрепления мышечно - связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение мышц, нарушение осанки.

Отсюда вытекает необходимость внедрения статических упражнений в физкультурные занятия старших дошкольников, которые позволят оптимально сочетать динамическую нагрузку на занятиях со статическими упражнениями на развитие гибкости.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость.

Проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время еще и потому, что большинство используемых на занятиях физических упражнений лишь косвенно влияют на это психофизическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.

Под гибкостью принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющие пределы амплитуды движений звеньев тела. [4]

«Оперативное» состояние гибкости зависит от общего функционального состояния организма в данный момент и от внешних условий, влияющих на него.

Гибкость - это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого детства и систематически. [5]

Различают активную и пассивную гибкость. Об активной гибкости говорят в тех случаях, когда она проявляется в движениях, совершаемых благодаря мышечным усилиям выполняющего их, а о пассивной – когда она проявляется под воздействием внешних растягивающих сил: внешнего отягощения, усилий партнёра и.т.д.

Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела. Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм при вынужденных резких движениях.

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Дети дошкольного возраста очень часто гибкие от природы. Тем не менее, это не значит, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия на развитие гибкости у дошкольников, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.

Воспитание гибкости у детей 5-6 лет жизни в статических упражнениях возможно при следующих педагогических условиях:

  • подборе статических упражнений, направленных на воспитание гибкости у детей шестого года жизни, с учетом дидактических принципов доступности, возрастной адекватности, оздоровительной направленности и др.;
  • применении поэтапной методики разучивания статических упражнений;
  • комплексном использовании методов и приёмов обучения статическим упражнениям, обеспечивающим воспитание гибкости;
  • включении в физкультурные занятия наряду с динамическими статических упражнений;
  • обеспечении переноса детьми статических упражнений в разные виды

двигательной деятельности.

На первом этапе исследования перед нами была поставлена задача: выявить уровень развития гибкости у детей 5-6 лет. Для этого с детьми были проведены следующие тесты.

#1058;ест «Мостик».

Ребёнок встаёт на мостик из положения лёжа.

Мы изменяем расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

#1058;ест «Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке».

Ребёнок, стоя на гимнастической скамейке выполняет два предварительных наклона. На третьем наклоне ребёнок максимально наклоняется и удерживает положение в течении 2 с. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже знаком «+».

На втором этапе в занятия физической культурой были включены следующие статические упражнения:

Упражнение «Самолёт».

И. п. — лежа на животе, прямые ноги соединены вместе, носки вытянуты, прямые руки вытянуты вперед. Одновременно приподнять от пола голову, грудь, прямые ноги и руки.

Упражнение «Колечко».

И. п. — лежа на животе, упор руками в пол около груди. Выпрямляя руки в локтях, поднять вверх голову и грудь. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя кольцо.

Упражнение «Корзинка».

И. п. — лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях. Руками захватить носки с внешней стороны и тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и всего туловища.

Упражнение «Лебедь».

И.п. – сидя на пятках. Сесть на пятки, руки за спиной сомкнуть в «замок». Медленно наклоняемся вперёд, поднимаем руки вверх. Лбом стараемся коснуться пола.

Упражнение «Чемодан».

И.п. сидя, ноги вытянуты вперёд. Сесть, ноги вытянуть вперёд, спину держим прямо. Поднимаем прямые руки вверх, наклоняем их вперёд и стараемся достать пальцы ног, потянуть их на себя.

На третьем этапе была поставлена задача, выявить влияние статических упражнений на развитие гибкости детей 5-6 лет.

Для этого повторно были проведены тесты на развития гибкости. Результаты теста «Мостик» представлены в таблице и диаграмме. Средний показатель по группе изменился, после первого исследования он был равен 46, а после внедрения статических упражнений в занятия физической культурой этот показатель уже составляет 40,2, что подтверждает положительную динамику развития гибкости.

Расстояние между пальцами рук и пятками уменьшилось у всех детей, что говорит о том, что мышцы стали более гибкими.

Повторное проведения теста «Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке» так же показывает улучшенный результат. Увеличилось количество детей, которые прошли тест со знаком плюс, т.е. сделали наклон ниже уровня гимнастической скамейки. Если на первом этапе эксперимента по данному тесту только четверо детей показали положительный результат, то после внедрения статических упражнений положительный результат показали 9 детей из 10. Результаты представлены в таблице.

Количество детей с положительным результатом увеличилось, что говорит о том, уровень развития гибкости стал выше, увеличился диапазон движений детей.

Рисунок 1. Результаты теста «Мостик». Показатели расстояния от пяток до кончиков пальцев.

Таблица 1. Результаты теста «Мостик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Польза развития гибкости у дошкольников

С каждым годом показатель здоровых детей ухудшается,и все больше детей еще до того,как поступают в школу,начинают испытывать проблемы,с опорно двигательным аппаратом....

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Буклет "Развитие гибкости у дошкольников"

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения...

Упражнения на развитие гибкости для дошкольников 5-6-7 лет

Упражнения на развитие гибкости для дошкольников 5-6-7 летКартотека «Упражнения для развития гибкости у дошкольников»«Наклоны»Для этого упражнения вам потребуется игрушка. Ребе...

Особенности методики развития гибкости у дошкольников.

Особенности методики развития гибкости у дошкольников. Развивая гибкость у детей, не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Гипертрофированное, выходящее за пределы ана...