Проект «Знакомство с «3D Физкультурой»
проект по физкультуре

Соловникова Анастасия Александровна

Название проекта: «Знакомство с «3D Физкультурой»

Автор проекта: Соловникова А.А., инструктор по физической культуре.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-игровой.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Участники проекта: дети групп компенсирующей направленности с РАС и ТНР 3-6 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Актуальность. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. В течение этого времени, они приобретают основные физические умения и навыки, и учатся управлять своим телом, а также взаимодействовать с окружающим миром. Для того чтобы гармонично развиваться, ребенку необходимо иметь возможность для естественной двигательной активности. Это подразумевает положительное влияние на его физическое, психологическое и эмоциональное благополучие.

Особое внимание стоит уделить детям с РАС. Двигательная сфера детей с аутизмом различается повторяющимися стереотипными движениями, трудностями в формировании элементарных бытовых навыков и действий с предметами, недостаточностью крупной и мелкой моторики. Детям с РАС свойственны нарушения основных базовых действий: неловкость при передвижении, импульсивный бег с прерывающимся ритмом, размашистые движения конечностями, раскоординированность движении рук и ног и др. Также страдает ориентация в пространстве, возникают проблемы в осуществлении зрительно-моторных координаций.

Для детей с ТНР характерна общая моторная недостаточность разной степени выраженности, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Таким детям нужно специально организованные занятия, устремленные на коррекцию и формирование двигательной сферы или хотя бы включение эпизодов таких занятий в игру. Для этого можно применять различное игровое и спортивное оборудование. Одним из вариантов является физкультурный комплекс «3D Физкультура».

Основная идея проекта заключается  в ознакомлении детей с комплексом «3D Физкультура» для  обогащения свободного двигательного опыта детей, развития их физических,  личностных качеств, коммуникативных навыков и освоения педагогами, родителями нового подхода к организации  двигательной активности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomstvo_s_3d_fizkulturoy_wecompress.com_.docx399.8 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПИЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, мкр. Молодежный, д. 7, тел. 6-54-05, 6-32-58

ИНН 8911016680, КПП 891101001, ОКПО 48731581, ОКОНХ 92400

E-mail: brusnichka-tsale@yandex.ru

ПРОЕКТ

«ЗНАКОМСТВО С «3D ФИЗКУЛЬТУРОЙ»

Инструктор по физической культуре

Соловникова Анастасия Александровна

Название проекта: «Знакомство с «3D Физкультурой»

Автор проекта: Соловникова А.А., инструктор по физической культуре.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-игровой.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Участники проекта: дети групп компенсирующей направленности с РАС и ТНР 3-6 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели.

Актуальность. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. В течение этого времени, они приобретают основные физические умения и навыки, и учатся управлять своим телом, а также взаимодействовать с окружающим миром. Для того чтобы гармонично развиваться, ребенку необходимо иметь возможность для естественной двигательной активности. Это подразумевает положительное влияние на его физическое, психологическое и эмоциональное благополучие. 

Особое внимание стоит уделить детям с РАС. Двигательная сфера детей с аутизмом различается повторяющимися стереотипными движениями, трудностями в формировании элементарных бытовых навыков и действий с предметами, недостаточностью крупной и мелкой моторики. Детям с РАС свойственны нарушения основных базовых действий: неловкость при передвижении, импульсивный бег с прерывающимся ритмом, размашистые движения конечностями, раскоординированность движении рук и ног и др. Также страдает ориентация в пространстве, возникают проблемы в осуществлении зрительно-моторных координаций.

Для детей с ТНР характерна общая моторная недостаточность разной степени выраженности, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Таким детям нужно специально организованные занятия, устремленные на коррекцию и формирование двигательной сферы или хотя бы включение эпизодов таких занятий в игру. Для этого можно применять различное игровое и спортивное оборудование. Одним из вариантов является физкультурный комплекс «3D Физкультура».

Основная идея проекта заключается  в ознакомлении детей с комплексом «3D Физкультура» для  обогащения свободного двигательного опыта детей, развития их физических,  личностных качеств, коммуникативных навыков и освоения педагогами, родителями нового подхода к организации  двигательной активности детей.

Цель проекта – познакомить детей и родителей с «3D Физкультурой».

Задачи проекта:

  • познакомить детей с правилами поведения в физкультурном комплексе;
  • развивать умение адаптироваться к свойствам изменяющегося пространства;
  • обучать детей двигательным действиям в физкультурном комплексе «3D Физкультура»;
  • поддерживать интерес детей к занятиям в физкультурном комплексе «3D Физкультура».

Ожидаемые результаты проекта. В результате работы над проектом дети познакомятся с физкультурным комплексом «3D Физкультура», адаптируются к свойствам изменяющего пространства, научатся свободно двигаться в пространстве комплекса. У детей повысится интерес к занятиям в физкультурном комплексе «3D Физкультура».


План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Подготовительный этап

1

Определение целей и задач проекта.

06.10.2022-07.10.2022

Инструктор по физической культуре, воспитатели групп.

2

Составление перспективного плана проекта.

3

Подбор и оформление демонстрационного материала для детей, подбор методической литературы и оборудования.

  1. Основной этап

1

Беседы: «Правила поведения в комплексе «3D Физкультура», «Зачем заниматься «3D Физкультурой».

10.10.2022-19.10.2022

Инструктор по физической культуре.

2

Знакомство детей с физкультурным комплексом «3D Физкультура». Экскурсия и ознакомление с правилами поведения в комплексе.

Воспитатели, инструктор по физической культуре.

3

Освоение детьми комплекса «3D Физкультура». Свободное лазание.

Воспитатели, инструктор по физической культуре.

4

Рисование «Я в комплексе «3D Физкультура».

Воспитатели.

5

Подвижные игры в комплексе «3D Физкультура»: «Найди предмет», «Донеси предмет» и др.

Игровые команды «Дождик», «Ветер», «Баба Яга» и др.

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

6

Физкультурные занятия. Лазание по комплексу с выполнением заданий (для детей с РАС индивидуальные занятия).  

- лазание по канату;

- лазание по сетке;

- лазание по комплексу за инструктором;

- лазание по перекладинам вверх и вниз;

- лазание в поисках предметов и т.д.

  1. Заключительный этап

1

Организация выставки  рисунков «Я в комплексе «3D Физкультура».

20.10.2022

Воспитатели.

2

Мероприятие с родителями «3D Физкультура — это здорово!».

21.10.2022

Инструктор по физической культуре.

3

Подведение итогов проекта.

21.10.2022

Инструктор по физической культуре, воспитатели.


Правила поведения в физкультурном комплексе «3D Физкультура»

        Безопасность возможна при соблюдении трёх правил:

        Правило 1. Спокойствие и уравновешенность - самое главное правило безопасности.

        Надо обязательно научить ребёнка приходить в уравновешенное состояние. Неуравновешенность видна через громкие звуки, резкие движения, быстрые перемещения...Чтобы успокоить ребёнка, можно попросить его выйти из зала и войти, когда он будет готов. Обычно этот способ помогает.

        Правило 2. Умение просить о помощи.

Пространство зала непривычное и человек может попасть в ситуацию, которую не сможет разрешить (например, висит на руках, сил не остаётся, а ногу некуда поставить). Поэтому ребёнок должен быть способным позвать на помощь. Оказывается, это сложное умение; как ни странно, мало кто из детей им владеет (да и взрослых тоже).

        Правило 3. Думать о других.

        Важна привычка думать о своей безопасности на фоне безопасности окружающих и сохра- нять по ходу дела доброжелательность ко всем. Как научить? Тут помогают упражнения на

встречное движение, «на дружбу»… Хотя, по большому счёту, достаточно полноценного соблюдения всеми первого правила — уравновешенности.

        

        Потому надо сосредоточиться, мобилизоваться и смотреть в оба:

- стараться предвидеть ситуации с большим неоправданным риском;

- уметь видеть всех и каждого в отдельности, чтобы в любой момент оказать поддержку тому, у кого не хватило ресурсов, сил на преодоление;

- педагог должен видеть траекторию развития ребёнка, динамику изменений, происходящих с ним, исходя из этого, помогать;

- помогать детям поддерживать рабочее состояние (помогать контролировать излишнюю весёлость, баловство, агрессию);

- любой ребёнок в трудной ситуации должен попросить о помощи (это возможно лишь при открытых, доверительных отношениях между взрослым и ребёнком).


Картотека игровых упражнений и подвижных игр в физкультурном комплексе

«3D Физкультура»

        Проверка связи.

        Место: на полу.

        Правила. Дети и педагог встают так, чтобы все видели друг друга, никто никого не загораживал, никто никому не мешал. Педагог делает медленные движения, а дети пытаются повторить за ним. Как только у детей начинает получаться, педагог объявляет, что связь установлена.

        Варианты. С более взрослыми или опытными ребятами можно играть в «Зеркало». Суть игры та же — все встают в круг и пытаются повторять действия за педагогом. Отличие от «Проверки связи» заключается в том, что педагог двигается быстрее и может не только делать движения, но и задавать ритм («хлопы-шлёпы-топы»).

        

        Эхо

        Место: на полу.

        Правила. Дети и педагог встают так, чтобы все видели друг друга. Педагог показывает детям последовательность движений или задает ритм и в конце подает команду (например, говорит «пожалуйста»). Дети, дождавшись этого сигнала, пробуют повторить увиденное. Главная цель игры — помочь детям сосредоточить внимание на педагоге. Если у детей не получается, можно попробовать давать более простое задание или снизить темп. Если детям слишком легко, задание усложняется.

        Варианты. Дети могут играть в «Эхо» в парах, пара на пару, в группах, а затем все вместе, но без педагога. В таком случае акцент в деятельности смещается в сторону развития социально-коммуникативных навыков.

        

        Гусеница

        Место: на ФК

        Правила. Участники выстраиваются друг за другом и отправляются в путешествие. Первый человек становится «головой» и ведет команду. Вся гусеница движется по той траектории, которую выбирает «голова».

        Гусеница считается целой, если участники держат дистанцию и при этом не касаются друг друга. Педагог может дать команду: «Стоп. Проверка!». В этом случае за определенное количество счетов каждый участник игры должен дотронуться рукой соседа.

        По команде «смена головы» гусеница останавливается и ребенок, который шел первым, уходит в хвост, а «головой» становится шедший за ним участник игры. Затем гусеница продолжает движение.

        Варианты. Вместо одной гусеницы можно сформировать несколько. Тогда игроки одной гусеницы, встречаясь с игроками другой гусеницы, могут здороваться, дотрагиваться друг до друга («давать пять»), обмениваться репликами. Еще один способ изменить игру — добавить особые правила передвижения. Например, можно путешествовать ползком, по определенным цветам, не касаясь чего-то (пола, определенного цвета, железного, деревянного и т. д.), держась за пятку игрока спереди, неся с собой какой-нибудь предмет (например, мягкий модуль).

        Подобные варианты игры решают задачи, которые мы обычно ставим в основной части занятия - связанные с работой на взаимодействия, развитие ловкости и силы (физических качеств). Предлагаемый гибкий подход к усложнению игрового задания удобен, когда педагогу нужно плавно перейти от решений задач подготовительного этапа работы к задачам основной части — действия или сменить одну задачу на другую.

        

Паровозик-машинист

        Место: на полу.

        Правила. Дети выбирают себе пару. В паре один из игроков надевает на глаза повязку и становится паровозиком. Машинист встает за спиной паровозика и кладет ему руки на плечи, чтобы управлять составом. Машинисты ведут «паровозики» по маршрутам, которые указывает педагог. Затем машинисты и паровозики в парах меняются ролями.

        Варианты. Если педагог убедился, что дети могут играть безопасно, он может разрешить машинисту управлять паровозиком только словами, например, отдавая команды «вперед», «стоп», «налево», «направо». Кроме того, ребята могут вместе договариваться о маршруте перед тем, как ведомый игрок надевает повязку на глаза. Также возможны варианты игры, в которых добавляется взаимодействие между ребятами (на-пример, составы должны встречаться на встречных курсах и здороваться).

        Домики

        Место: на ФК.

        Правила. Педагог предлагает детям найти себе домики - каждый ребенок должен найти свой собственный. Подселяться к друзьям нельзя. Можно поискать домики на несколько человек. В конце ребятам предлагается найти домик на всю группу.

        Варианты. Эта игра помогает детям освоиться на ФК. С более опытными детьми можно играть в «домики» с целью развития социально-коммуникативных навыков. В этом случае ребятам предлагается искать домик в парах. после «новоселья» парам надо поменяться домиками. Чтобы дойти до нового дома, в паре нужно договориться, каким путем идти. Еще один вариант - нужно поменяться домиками без слов, в режиме «подводного плавания». Кто заговорил — «утонул». Он выполняет штрафное действие, например, выходит из зала и говорит: «Раз, два, три — заживи!»

        Загадки

        Место: на ФК.

        Правила. Педагог загадывает детям загадки — предлагает найти место на комплексе по одному или нескольким признакам. Например, удобное и интересное, узкое, широкое, высокое. Можно описать место, используя разноцветные элементы ФК: «красное под желтым», «синее справа от зеленого». Можно в качестве признака использовать описание действия: «там, где можно лежать на спине», «там, где можно сидеть, свесив ножки вниз».

        Варианты. Если предлагать загадки, которые ребята должны решать вместе, то игра начинает решать задачу развития социально-коммуникативных навыков. Например, детям можно предложить найти место, где можно находиться вдвоем, сидя спина к спине, или впятером, сидя в кружок.

        Навигатор

        Место: на ФК.

        Правила. Педагог просит ребят найти себе пару. Перед началом движения каждая пара намечает несколько точек, которые они должны пройти во время движения по маршруту. Сначала навигатор ведет напарника по маршруту за руку. Затем ребята намечают новый маршрут, и теперь навигатор направляет товарища по маршруту словами.

        Варианты. В команде из трех человек добавляется эксперт, который следит за тем, чтобы навигатор и ведомый выполнили все то, о чем они договорились перед началом движения: прошли все точки маршрута в оговоренной последовательности и в каждой точке «точно дошли».

        

        Почтальон

        Место: на ФК.

        Правила. Дети играют в парах. Каждая пара получает «посылку» — кубик. Один из ребят относит «посылку» на ФК, а второй, выполняя роль почтальона, приносит ее обратно. Затем дети в паре меняются ролями.

        Варианты. Посылки можно доставлять в определенное место, тогда почтальону нужно объяснить, как найти на ФК нужный адрес. Кроме того, в игре могут быть правила, усложняющие движение по маршруту. Например, почтальон не может наступать на какие-то цвета.

        Непослушные кубики

        Место: на ФК.

        Правила. Перед началом занятия педагог раскладывает кубики (мы обычно используем мягкие модули 20×20×20) по комплексу на нужный уровень с учетом возраста детей и того опыта игры на ФК, который они уже освоили. Затем педагог рассказывает детям, что у него сбежали непослушные кубики и их нужно вернуть в дом (показывает детям, где находится «дом»). Дети идут на комплекс и возвращают кубики домой. Так как кубики «не слушаются», их необходимо привести в норму (вернуть в «дом») как можно быстрее. Причем педагог специально подчеркивает срочность задачи с помощью слов и интонаций, чтобы добиться высокой интенсивности деятельности.

        Варианты. Чтобы дать всем детям возможность принять участие в игре, можно ограничить количество кубиков, которые может вернуть в «дом» один игрок, одним или двумя.

        Огород

        Место: на ФК.

        Правила. Педагог до начала игры размещает «овощи», «фрукты» и «ягоды» в разных местах на ФК. Это могут быть кубик, магнитики, распечатанные картинки, игрушечные фрукты, мячики в корзинах. Затем дети узнают, что их позвали на ферму собирать урожай. Собирать все предметы подряд нельзя, так как еще не все созрело. Например, сначала нужно искать только «ягоды».

        Другой вариант: дети собирают кубики только красного цвета, потому что кубики других цветов еще не «поспели».

        Можно играть в парах. Тогда один игрок в паре «сеет», а другой — «собирает урожай».

        Варианты. Если педагог размещает «урожай» в труднодоступных местах, акцент в игре смещается на развитие физических качеств и способности оправданно рисковать.

        Жуки-бабочки (разноцветные магниты)

        Место: на ФК.

        Правила. Дети играют по парам. Один игрок из пары выходит из комнаты или закрывает глаза, а второй в это время прячет «насекомое» на ФК. Затем первый игрок начинает искать «жука», а второй ему подсказывает с помощью «тепло-холодно».

        Варианты. Можно увеличить число подсказок за счет инструкций «правее-левее» и «выше-ниже» или предложить использовать для этой цели цвета различных элементов комплекса: «бабочка на красном», «около зелено-го», «между синим и желтым».

        Рыбаки

        Место: на ФК.

        Правила. «Рыбаки» магнитными удочками удят «рыбу», разложенную на комплексе и на полу. Чтобы поймать как можно больше, нужно постоянно передвигаться по ФК с удочкой в руке.

        Варианты. В правила можно добавить требование, что рыбаки могут рыбачить, только держась за страховочный трос. Если рыбак отпускает трос, то его «смывает волна». В результате передвижение по комплексу возможно только в связке из трех-четырех рыбаков.

        Строители

        Место: на полу, на ФК.

        Правила. Дети могут строить сооружения из мягких модулей как на полу, так и на ФК. В игру вводятся дополнительные правила, усложняющие доставку «стройматериалов». Например, «строительная площадка» находится от склада с материалами на некотором расстоянии, и переносить модули можно только по определенному пути, заданному педагогом или утвержденному в ходе обсуждения самими детьми.

        Варианты. Правила могут вообще запрещать передвижение с модулями. Тогда детям придется придумать, как им распределиться по комплексу, чтобы обеспечить доставку модулей на «стройку», передавая их из рук в руки.

        Белки-спасатели

        Место: на ФК.

        Правила. Это вариация «колдунчиков». Ведущий несколько счетов ждет в «доме», давая остальным игрокам возможность найти себе место на ФК подальше от него, и затем начинает их салить. Осаленного игрока можно «расколдовать». Для этого одна «белка» должна дотронуться до правой ноги или руки «заколдованного», а другая «белка» одновременно с первой - до любой левой конечности.

        Варианты. Игру можно дополнитель-но усложнить, введя правила, ограничивающие способы перемещения по ФК. Например, можно разрешить двигаться только по элементам какого-то одного цвета или запретить наступать на пол.

        Мины

        Место: на ФК.

        Правила. Перед началом игры педагог раскладывает на ФК «мины» (в роли мин могут выступать любые предметы). Затем педагог объясняет детям маршрут, по которому они должны путешествовать по ФК. На пути ребятам будут встречаться мины, до которых нельзя дотрагиваться. Те, кто случайно или специально коснулся «мины», должны вылечиться, то есть сделать некое штрафное действие (например, выйти из комнаты и сделать 10 приседаний).

        Варианты. Возможен групповой вариант этой игры. В этом случае ребята делятся на две равные команды. Одна команда «минирует» ФК и выходит. Затем заходит другая команда и ищет «мины». Когда поиск заканчивается, на комплекс снова заходит группа «мине-ров», чтобы проверить, все ли их «мины» были обнаружены. Затем команды меняются ролями.

        Прятки с места

        Место: на ФК.

        Правила. Это вариант пряток, в которых водящий ищет спрятавшихся, не сходя с места. Тот, кто будет замечен первым, становится водящим.

        Варианты. Эту игру легко усложнить, уделив больше внимания саморегуляции. Например, детям можно предложить прятаться бесшумно. Еще мы играем в «прятки исчезалки-появлялки». Они отличаются от «пряток с места» тем, что водящий сначала на несколько счетов закрывает глаза, чтобы игроки успели спрятаться, а потом на столько же счетов снова закрывает глаза, чтобы игроки могли снова перед ним появиться на исходных позициях, например, рассевшись в кружок. В этом случае педагог делает акцент на способности детей действовать с высокой интенсивностью.

        Космонавты (или Моряки)

        Место: на ФК.

        Правила. Вся группа отправляется в путешествие, межгалактическое или морское. Для этого нужно подготовить корабль (одна из верхних частей ФК) — загрузить в него еду, топливо, боеприпасы. Подготовка корабля — основное действие игры. Продукты, боеприпасы, топливо — это формы мягкого конструктора, и они специально подбираются таких размеров, чтобы загрузка была настоящей работой. Например, топливо — это два самых больших цилиндра, загрузить которые можно только действуя сообща.

        Когда корабль готов, моряки отправляются в путь. Путешествуя, они поют песни, отбивают нападения пиратов (битву с пиратами можно разыграть, например, метая мячики в расставленные по ФК корзины), чинят корабль (при этом необходимо держать за веревку, которая выполняет роль страховочного каната на море или кислородного шланга в космосе). Взрослый участвует в игре в роли жителя того места, куда прибывают путешественники. Он принимает гостей, рассказывает про правила поведения в том месте, куда прибыли путешественники, дарит подарки (например, дает им мягкие модули, которые непросто погрузить на корабль).

        Варианты. В путешествие может отправляться не один корабль, а несколько. Тогда возникает необходимость, во-первых, разделиться на команды (например, на двойки или четверки) и, во-вторых, распределить между командами еду, полезные инструменты, боеприпасы. В таком случае детям придется много договариваться, а в погрузке точно будут задействованы все члены команды (особенно, если работать придется вдвоем).

        Перенос предметов.

        Место: на ФК.

        Правила. Детей делят на пары. Каждой паре дают по какому-либо предмету (мешочки с песком). По сигналу педагога, один ребенок остается на полу и внимательно следит за своей парой, которая забирается в комплекс, кладет мешочек в определенное место и возвращается обратно. Второму ребенку из пары нужно забраться на комплекс, взять мешочек своего партнера и вернуться обратно. Пока одни дети находятся на комплексе, вторые, стоящие на полу приседают до тех пор, пока к ним не вернутся их пары. Потом дети меняются местами.

        Варианты. Это могут быть не предметы, а карточки. Можно усложнить задание: детям, которые стоят на полу — отвернуться от комплекса. Тогда им будет интереснее искать карточки, не видя куда их положил второй ребенок.

        

        Найди себе место.

        Место: на ФК.

        Правила. Детям раздают любые предметы (кубики, мешочки, ленточки и т. д.) определенных цветов (желтый, зеленый, синий, оранжевый). Затем им нужно забраться в комплекс, и по команде инструктора «Найди себе место», занять элемент комплекса, цветом которого у ребенка предмет. При этом инструктор считает до 10. Игра продолжается несколько раз.

        Варианты. Это могут быть не предметы, а карточки. Можно усложнить задание: предметы/карточки нужно найти на комплексе, и по команде инструктора «Найди себе место», занять элемент комплекса, цветом которого у ребенка предмет. Правила сохраняются те же.

        Свободная игра и свободное лазание

        Место: на ФК.

        Правила. Свободная игра и свободное лазание - это деятельность, в которую педагог не добавляет свои цели. Дети играют просто потому, что им хочется, и лазают, удовлетворяя потребность в движении. При этом взрослый может и должен вмешиваться в эти процессы, например, если он видит, что дети начинают вести себя опасно или деструктивно.

        Варианты. Один из способов нормализации ситуации на ФК во время свободной игры - короткие задания, нацеленные на включение саморегуляции и снижение интенсивности деятельности.

        Игровые команды (сигналы)

        Игровые команды (мы чаще всего говорим просто «команды») можно использовать как самостоятельные задания, а можно добавлять в другие игры. Педагог обычно дает команду и одновременно сообщает, сколько у детей есть времени на ее выполнение (кроме команд «Замри» и «Кошка»). Например, ведущий говорит: «Через 10 счетов придет Баба-яга, кто не спрячется, того она съест». Перед тем как командовать, важно оценить состояние детей, их положение на комплексе, а также их возможность и готовность выполнить команду. Если ребенок считает, что команда для него непосильна, он может воспользоваться правилом «домика» во всех командах, кроме «Замри».

        Счеты могут быть быстрыми, средними и мед-ленными, а также могут даваться по секундомеру. На начальном этапе и с детьми до старшего дошкольного возраста счеты не используют. Педагог образно передает постепенное начало команды. Например, он может сказать: «Баба-яга уже зашла в садик. Ой, она уже поднялась на наш этаж».

        Важным принципом использования команд является позиция педагога. Несмотря на «военное» название, игровые команды не имеют никакого отношения к установлению дисциплины. По сути, это такие микроигры, которые помогают добавить образовательной деятельности динамики (сохранить рабочую мобилизацию). Используя команды, педагог играет вместе с детьми, подыгрывает им с помощью интонаций и актерских действий (хватается за голову, пугается и т. д.). Чем эмоциональнее ведет себя взрослый, тем проще включиться в игру детям. Мы рекомендуем постепенно увеличивать эмоциональную составляющую актерского поведения педагога по мере готовности детей для постепенного развития саморегуляции от низкой интенсивности к повышенной. А затем, наоборот, уменьшать, делегируя задачу детям. Для ребят двух-трех лет некоторые команды могут быть страшными, например «Баба-яга». В таких случаях можно использовать более «безопасных» персонажей или ситуации.

        

        Замри

        Правила. Ведущий (педагог или ребенок) говорит: «Замри раз, замри два, замри три..», - продолжая считать до тех пор, пока каждый ребенок не замрет. Важно перед началом команды проговорить с детьми, что, если они находятся в неудобном и/или опасном положении, то перед началом выполнения команды положение нужно сменить на удобное. Дети снова начинают двигаться после команды «Отомри».

        Варианты. Дети могут замирать в определенной заранее оговоренной позе, держась за руку в парах, на одной ноге, удерживая предмет в состоянии неустойчивого равновесия.

        Акулы

        Правила. Ведущий объявляет, что на полу сейчас появятся акулы. После появления «акул» наступать на пол (гимнастические маты ФК) уже нельзя.

        Варианты. Пока у детей мало опыта, можно замедлять счет, так чтобы все успели уйти с матов.

        Баба-яга

        Правила. Ведущий объявляет, что на ФК идет Баба-яга: «Идет Баба-яга, через 10 счетов она будет уже здесь!» Задача детей - сгруппироваться лежа на животе, притворяясь, что они камни. У Бабы-яги очень хороший слух, но плохое зрение. Она легко путает детей с камнями. Но если кто-то из ребят будет шевелиться, смотреть на Бабу-ягу или издавать звуки, то она его съест.

        Варианты. Педагог, который играет роль Бабы-яги, может смешить детей. Правила могут разрешать детям тихо смеяться, а могут, наоборот, запрещать издавать любые звуки и совершать движения.

        Скорая помощь

        Правила. Скоро приедет скорая помощь. Пока ведущий считает, детям необходимо спуститься на пол, лечь, держаться за ту часть тела, которая болит, и «страдать».

        Варианты. Можно задавать гром-кость, с которой нужно «страдать», или регулировать правдоподобность актерской игры (например, просить не переигрывать).

        Птеродактили

        Правила. Сейчас над залом пролетят птеродактили. Детям нужно спрятаться так, чтобы их не было видно. Например, под доской, колодцем или в подземелье.

        Варианты. Правила могут разрешать прячущимся издавать звуки и шевелиться, а могут запрещать. Также можно ввести ограничение на некоторые укрытия, «заминировав» их или положив туда «яд Кощея».

        Кошка

        Правила. По команде «Кош-ка» дети хором произносят: «Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез. Кто промолвит, тот и сьест». Ведущий показывает на пальцах, сколько счетов дети молчат. При этом двигаться разрешается.

        Варианты. Поначалу педагог может помогать детям говорить присказку (этап изучения). Затем дети произносят присказку самостоятельно. Можно установить правило, что если даже всего одни участник игры не прогова-ривает присказку вслух, команда не считается исполненной.

        Потоп

        Правила. После команды «Потоп» за несколько секунд ФК «наполняется водой». Кто скажет слово, тот захлебнулся.

        Варианты. Можно добавить правило, что на ФК есть специальное место — «берег» (таких мест может быть несколько), на котором молчать не обязательно, но там может находится только один человек. Еще одна переменная - поведение ведущего. Педагог может как помогать детям сохранять молчание (напоминать, что нельзя говорить), так и провоцировать их, задавать вопросы, смешить.

        Ветер

        Правила. После команды «Ветер» детям дается несколько счетов, чтобы они успели повиснуть на руках на ФК, не опираясь на пол. Одновременно ведущий говорит, сколько нужно провисеть. Например, команда может быть сформулирована таким образом: «Через 10 счетов будет ветер. Чтобы вас не сдуло, надо висеть от 3 до 5 счетов, кто сколько сможет». Начинающим игрокам нужно объяснить, что пока ветер «не подул», висеть не обязательно. Также стоит их предупредить, что во время виса не надо задерживать дыхание.

        Варианты. Когда дети окрепнут, можно давать им возможность выбирать способ виса: держась двумя руками, чередуя руки, на согнутых руках или, например, удерживая ноги уголком.

        Наводнение

        Правила. По команде «Наводнение» ФК начинает «наполняться водой». Ведущий может либо сказать, до какого уровня «поднимется вода», либо показать рукой. Задача детей — за оговоренное количество счетов подняться на комплексе до такой высоты, чтобы хотя бы голова возвышалась «над водой».

        Варианты. Дети могут не только сами спасаться от «наводнения», но и спасать других, например, сказочных персонажей, в качестве которых могут выступать игрушки или мягкие модули. Чем больше и тяжелее предмет, тем выше уровень сложности.

        Пожар

        Правила. По команде «Пожар» зал «загорается», и ребятам нужно за определенное количество счетов спуститься на пол и доползти вдоль стены или конструкций до входа. После выполнения команды можно обсудить с детьми, почему во время пожара нельзя прятаться, а нужно двигаться к двери, причем вдоль стены и желательно ползком.

        Варианты. Можно добавить правило, по которому, спустившись на пол, дети должны найти себе пару и после этого ползти к двери вместе, держась за руки.

        Задания

        Место: на ФК.

        Правила. Эта игра — хороший пример того, как обычная работа по развитию физических качеств превращается в приключение-испытание, позволяющее решать самые разные образовательные задачи. Например, детям предлагаются 5 вариантов действий, которые они могут выполнить в произвольном порядке и в любом месте комплекса. Нужно повисеть на прямых руках от 5 до 15 счетов, согнув ноги в коленях; повисеть на согнутых руках от 5 до 15 счетов; 3 раза спуститься, перехватываясь руками (по канату или шесту); забраться по наклонной плоскости по канату лежа на животе, без помощи ног; 4 раза прыгнуть с высоты 50 см с поворотом на 360 градусов. Благодаря тому, что ребенок может самостоятельно выбирать то, в какой последовательности ему выполнять упражнения, ему передается право самому выбирать цели — путь прохождения испытаний - исходя из его потребностей и возможностей.

        Варианты. Играть в «Задания» можно как на подготовительном этапе занятия, чтобы помочь детям настроиться на более сложную деятельность или выяснить уровень их возможностей, так и в рамках Действия, целенаправленно развивая физические качества. Среди традиционных упражнений из арсенала общей физической подготовки есть такие, в которые можно добавлять элементы, развивающие взаимодействие. Хороший пример — парные отжимания, в которых два ребенка встают в упор лицом друг к другу и после каждого отжимания играют в ладушки.

        Разведчики

        Место: на ФК.

        Правила. Ребята получают задание найти на комплексе спрятанные вещи. В самом простом варианте игры это просто коллекционирование артефактов — кубиков или магнитов с картинками. Но прятать можно не только вещи, но и записки с указанием дальнейшего пути по ФК к какой-то цели, например, к тайникам с фрагментами репродукции известной картины и фотографии. Тогда, собрав отдельные элементы, разведчики получат новое знание.

        Варианты. У этой игры может быть масса вариантов. Вместо разведчиков можно играть в пиратов, которые с помощью карты ищут спрятанное сокровище. На пути ребят могут встречаться всевозможные препятствия — мины, другие «пираты», с которыми нужно либо сражаться, либо договариваться, особые правила перемещения по комплексу. Чем сложнее путь к цели, тем большее удовлетворение получат путешественники, когда ее достигнут.


Игры-путешествия в физкультурном комплексе «3D Физкультура»

        Центральной идеей методики, собирающей в единое целое отдельные приемы работы на ФК, является путешествие. Эта идея задает набор ключевых элементов, которые в том или ином виде обязательно присутствуют в любой работе на ФК. Во-первых, речь идет про цель путешествия. Во-вторых, путешествие делится на этапы. В-третьих, поведение путешественника на том или ином этапе путешествия всегда подчиняется правилам. И, наконец, для завершения путешествия нужно вернуться в исходную точку, чтобы передохнуть, поделиться воспоминаниями, сделать выводы и снова отправиться навстречу приключениями.

        Для нас идея путешествия находится над любой классификацией игр, потому что любая игра может либо быть «одиссеей», либо ее этапом. Таким образом мы не только структурируем методику, но и обретаем метафору, описывающую жизненный путь человека, который невозможно представить без цели, препятствий и правил. На эту идею легко опереться в работе, потому что мы все ощущаем ее присутствие в нашей жизни.

        Помимо идейного наполнения методика предлагает базовый способ постепенного изменения сложности работы с заданиями на ФК. Мы называем его «линии усложнения». Для эффективной и безопасной работы на комплексе необходимо помочь детям научиться слышать педагога и друг друга. С этой целью дети сначала пробуют выполнять на ФК единичные конкретные задания.

        Затем педагог выстраивает из заданий некую последовательность. В этом случае ребенку предлагается не только достичь конечной цели путешествия, но и в процессе удерживать цели промежуточных этапов.

        Кроме заданий, представляющих собой четкие конкретные инструкции педагога, существуют открытые задания с вариативными решениями. При такой постановке задачи действовать сложнее, поэтому открытые задания необходимо добавлять в работу постепенно.

        Но в то же время важно помнить, что именно с такими задачами мы сталкиваемся в повседневной жизни, поэтому их доля в работе на комплексе должна постоянно расти. По сути, конечной целью образовательного процесса на ФК должно стать самостоятельное путешествие детей по комплексу, в ходе которого они сами ставят перед собой задачи, учитывая возможности всех участников группы, и сами решают их, исходя из собственных потребностей и возможностей.

        Задания, которые необходимо выполнять вдвоем, втроем, с другом, с тем, кто безразличен, всем вместе, занимают в методике особое место, так как учат детей устройству гармоничной жизни в коллективе. В таких заданиях на первое место выходят умение понимать друг друга, договариваться, помогать, настаивать на своем и решать возни-кающие конфликты в культурном поле.

Благодаря такой работе путешествие приобретает человеческую ценность для детского сообщества.

Игры-путешествия

Таблица 1

Игры-путешествия

1. Путешествие любым способом из точки А в точку Б.

Детям предлагается точка А, из которой они должны любым способом добраться до точки Б.

2. Путешествие по маршруту определенным способом из точки А в точку Б.

Детям предлагается точка А, из которой они должны любым способом добраться до точки Б. При этом проходить маршрут можно только определенным способом.

Маршрут 1. Способ — спиной вперед спиной.

Маршрут 2. Способ — правым боком.

Маршрут 3. Способ — без одной руки (вторая за спиной).

3. Путешествие из точки А в точку Б с выполнением заданий.

Детям предлагается точка А, из которой они должны любым способом добраться до точки Б. При этом по ходу маршрута детям нужно выполнить задания. Например, остановиться и не двигаться 5 сек., остановиться и выполнить приседание и т.д.

4. Путешествие по маршруту парами.

«Донеси до бабушки». Педагог делит детей на пары, предлагает взять овощи в руки каждому ребенку, и дает задание «Донести овощи для бабушки». Дети парами проходят маршрут из точки А в точку Б с овощами в руках.

«Командир — солдат». Педагог делит детей на пары и дает задание - отправиться в путешествие парами «командир - солдат». Командир идёт по своему маршруту, солдат всё повторяет за командиром. По сигналу дети меняются ролями.

«Слепой и поводырь». Педагог делит детей на пары, одному из пары завязывает глаза и дает задание -  отправиться в путешествие парами «слепой и поводырь». Поводырь ведет «слепого» по своему маршруту до определенной точки.

«Помоги больному». Педагог делит детей на пары, дает им в руки «больного» (игрушку, у которой что-то болит) и дает задание — отправиться в путешествие парами. Детям нужно по обозначенному маршруту добраться до «Аптеки», а затем до «Скорой помощи», при этом держать больного нужно обоим участникам.

5. Путешествие по «ядовитому» маршруту с преодолением препятствий.

Педагог раскладывает «ядовитые» препятствия, которые детям нужно преодолеть. Затем предлагает пройти маршрут, не задев препятствия. Кто задевает — начинается маршрут заново.

Маршрут 1.

Маршрут 2.

Маршрут 3.

6. Путешествие по маршруту с помощью указателей

Перед посещением физкультурного пространства педагог раскладывает указатели — стрелочки по всему комплексу, так, чтобы указатели вели из точки А в точку Б. Детям необходимо пройти маршрут по указателям поточным способом.

Маршрут 1.

Путешествие по указателям: подняться по горке с помощью каната и вернуться обратно по ориентирам (стрелочкам).

Маршрут 2.

Путешествие по указателям: подняться по перекладинам в комплекс и вернуться обратно по ориентирам (стрелочкам).

Маршрут 3.

Путешествие по указателям: подняться по горке «Лошадаками» с помощью каната и  вернуться обратно по ориентирам (стрелочкам).

7. Встречные маршруты.

Перед посещением физкультурного пространства педагог раскладывает указатели — стрелочки двух цветов так, чтобы маршруты начинались из точки А в точку Б, и из точки Б в точку А и были разными. Детям необходимо поделиться на две подгруппы и пройти маршрут по указателям поточным способом.

Маршрут 1.

Маршрут 2.

Маршрут 3.

8. Путешествия с помехами «Палочка-выручалочка».

Путешествие к Бабе-Яге.

Педагог предлагает детям пойти в «Путешествие к Бабе-Яге». Сначала каждый должен запастись палочкой-выручалочкой (гимнастической палкой). Поэтому на первом этапе путешествия надо добраться до палочек. А на втором этапе - передвижение по маршруту с палочками-выручалочками. Палочки больше некоторых ребят, а с ними надо пробираться через все преграды спортивного комплекса.

Вроде бы физически эти «палочки» только создают трудности, но психологически, пока держишь «выручалочки» в руках, они становятся помощниками.

Путешествие на необитаемый остров. Сначала каждый должен запастись мечом (гимнастической палкой). Поэтому на первом этапе путешествия надо добраться до палочек. А на втором этапе - передвижение по маршруту с мечами.

9. Общее путешествие — всей группой.

В начале «путешествие» напоминает эстафету: первый ребёнок начинает движение, выбирая свой путь. С того места, где остановился первый, по хлопку начинает движение второй участник - уже по своему пути. Так по очереди проходят все дети. А потом надо всей группе пройти по маршруту, сложенному из отрезков каждого участника, придуманных ими самими.

Игры-путешествия на развитие памяти

10. С запоминанием последовательности действий.

Нужно понять текст, запомнить последовательность, а иногда и способ прохождения этапов.

Комплекс 1.

1. Доползти до горки «как червячки».

2. Подняться по ней с помощью каната любым способом.

3. Спуститься через «окошки».

4. Добраться до перекладин.

5. Спуститься по перекладинам вниз (здесь становится востребованным важное правило: если трудно и страшно - проси помощи у взрослых или у ребят. Это - работа со страхами высоты).

6. Пробежать 3 круга вокруг спортивного комплекса (тоже только с виду простая задачка: малышам трудно бегать и считать одновременно, а ещё попробуй пойми, где начало и конец круга).

7. И окончание путешествия - выйти из зала с закрытыми глазами и, не открывая их, найти свою обувь и обуться. А потом открыть глаза.

Комплекс 2. С уменьшением площади опоры (без одной руки).

1. Допрыгать до перекладин «как зайчики».

2. Подняться по перекладинам вверх.

3. Найти один магнитик в комплексе.

4. Пройти по сетке.

5. У горки присесть 5 раз.

6. Съехать с горки

7. Отдать магнитик педагогу.

Комплекс 3. Парами, держась за руки весь маршрут.

1. Доползти на четвереньках до перекладин, держась за руки с партнером.

2. Вместе подняться по перекладинам и забраться в комплекс.

3. Найти спрятанный предмет (любой).

4. Добраться до горки и стоя спиной друг к другу, присесть 7 раз.

5. Парами съехать с горки.

6. Дождаться остальных ребят и собрать загадку.

7. Найти ответ на нее в комплексе парами.

11. Строго определённым путём из точки А в точку Б.

Маршрут 1.

Детям предлагается маршрут по схеме, нарисованной на листе. Нужно запомнить путь и добраться из точки А в точку Б, строго его соблюдая.

Маршрут 2.

Детям предлагается маршрут по схеме, нарисованной на листе. Нужно запомнить путь и добраться из точки А в точку Б, строго его соблюдая.

Маршрут 3.

Детям предлагается маршрут по схеме, нарисованной на листе. Нужно запомнить путь и добраться из точки А в точку Б, строго его соблюдая.

Игры — поиск спрятанных предметов

«Найди овощи», «Фрукты», «Домашних животных», «Диких животных» и т.д.

В данном разделе можно использовать различное оборудование и пособия: карточки с изображениями, объемные игрушки и т. д. Пособия можно связать с темой недели: овощи, фрукты, грибы, ягоды, домашние животные, дикие животные, птицы, одежда и т.д.

        Педагог перед упражнением раскладывает / развешивает пособия по теме недели по комплексу и придумывает историю. Например, бабушка с дедушкой завели домашних животных, но они все куда-то разбежались. Поможем бабушке с дедушкой их найти? В данном случае детям нужно найти всех домашних животных и принести в определенную точку педагогу. После того, как дети принесли всех животных, нужно их рассмотреть и повторить. Можно усложнить задание, и добавить к домашним животным — диких.


План-конспект занятия для детей компенсирующей группы (ТНР) в пространстве

«3D Физкультура»

Задачи:

  1. Осваивать и совершенствовать основные виды движений при выполнении двигательных задач в пространстве комплекса «3D Физкультура»;
  2. Осваивать и совершенствовать неожиданные способы передвижения посредством «Зверобатики»;
  3. Развивать физические качества с помощью подвижных игр, игровых задач, и преодоления препятствий комплекса «3D Физкультура»;
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности и активности на занятиях.

Часть занятия

Содержание

Параметры нагрузки

Методические указания

Подготовительная часть (4 мин)

Построение, сообщение задач занятия.

30 с

В одну шеренгу.

Ходьба, зверобатика:

15 с

В одну колонну.

Обычная

15 с

Хорошая отмашка рук.

На носках

15 с

Руки прямые вверх.

На пятках

15 с

Руки за спину.

Лошадки

15 с

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Большие лягушки

15 с

Прыжки на двух широко расставленных ногах с продвижением спиной вперед, руки согнуты в локтях, пальцы расставлены и направлены вверх.

Муравьишки

15 с

Ходьба в упоре на коленях.

Медвежата

15 с

Ходьба на высоких четвереньках.

Стретчинг «Треугольник»

И.п.: широкая стойка ноги врозь, ноги параллельно, руки опущены.

1 – вытянуть руки над головой ладонями друг к другу, ноги крепко упираются в пол, вдох;

2 – руки опустить, выход.

2 раза

Остановка по сигналу инструктора.

Бег

 1 мин

Медленный темп, не обгонять друг друга, правильное дыхание.

Ходьба, восстановление дыхания

30 с

По кругу.

Основная часть (17 мин)

Упражнения в пространстве «3D Физкультура»

17 мин

Упражнения выполняются поточным способом.

  1. Заход на горку с помощью каната обычным шагом. Обратно – сесть и съехать с горки.

1 раз

Смотреть вперед, стараться добрать до вершины горки.

  1. Лазание по периметру комплексу «3D Физкультура».

1 раз

Детям необходимо пролезть по периметру комплекса «3D Физкультура» не касаясь ногами пола.

  1. Подвижная игра «Салочки-касалочки» в комплексе «3D Физкультура».

Выбирается водящий. Дети передвигаются по комплексу 3D Физкультура, а водящий должен задеть кого-либо рукой, ногой и т.д. Кого он задевает, тот становится следующим водящим.

Построение в круг.

30 с

Дети спускаются с комплекса и садятся в круг или полукруг так, чтобы все видели друг друга.

Заключительная часть (4 мин).

Рефлексия. Обсуждение занятия.

3 мин

Дети делятся своими впечатлениями и отвечают на различные вопросы: что получилось? Что не получилось? Помог ли кто-то при выполнении упражнений и т.д.

Организованный выход из зала.

1 мин

Дети обуваются и выходят в колонну по одному.


План-конспект занятия для детей компенсирующей группы (ТНР) в пространстве

«3D Физкультура»

Задачи:

  1. Осваивать и совершенствовать основные виды движений при выполнении двигательных задач в пространстве комплекса «3D Физкультура»;
  2. Развивать умение приспосабливаться к некомфортным условиям, встраиваться в ситуацию, давать быстрый, интуитивный ответ на вызов с последующим осмыслением произошедшего;
  3. Развивать физические качества с помощью подвижных игр, игровых задач, и преодоления препятствий комплекса «3D Физкультура»;
  4. Развивать умение выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.

Часть занятия

Содержание

Параметры нагрузки

Методические указания

Подготовительная часть (4 мин)

Построение, сообщение задач занятия.

30 с

В одну шеренгу.

Ходьба, зверобатика:

15 с

В одну колонну.

Обычная

15 с

Хорошая отмашка рук.

На носках

15 с

Руки прямые вверх.

На пятках

15 с

Руки за спину.

Цапли

15 с

Ходьба с высоким подниманием бедра и перешагиванием через «препятствие».

Зайчики

15 с

Прыжки на двух ногах

Паучки

15 с

Ходьба в упоре на руки и ноги животом вверх.

Медвежата

15 с

Ходьба на высоких четвереньках.

Обезьянки

15 с

Прыжки в приседе с опорой на руки.

Бег

1 мин

Медленный темп, не обгонять друг друга, правильное дыхание.

Ходьба, восстановление дыхания

30 с

По кругу.

Основная часть (17 мин)

Упражнения в пространстве «3D Физкультура»

17 мин

Упражнения выполняются поточным способом.

  1. Заход на горку с помощью каната в полном приседе. Обратно – сесть и съехать с горки.

1 раз

Смотреть вперед, стараться добрать до вершины горки.

  1. Подвижная игра «Космонавты».

Вся группа отправляется в путешествие, межгалактическое или морское. Для этого нужно подготовить корабль (одна из верхних частей ФК) — загрузить в него еду, топливо, боеприпасы. Подготовка корабля — основное действие игры. Продукты, боеприпасы, топливо — это формы мягкого конструктора, и они специально подбираются таких размеров, чтобы загрузка была настоящей работой. Например, топливо — это два самых больших цилиндра, загрузить которые можно только действуя сообща.

Когда корабль готов, моряки отправляются в путь. Путешествуя, они поют песни, отбивают нападения пиратов (битву с пиратами можно разыграть, например, метая мячики в расставленные по ФК корзины), чинят корабль (при этом необходимо держать за веревку, которая выполняет роль страховочного каната на море или кислородного шланга в космосе). Взрослый участвует в игре в роли жителя того места, куда прибывают путешественники. Он принимает гостей, рассказывает про правила поведения в том месте, куда прибыли путешественники, дарит подарки (например, дает им мягкие модули, которые непросто погрузить на корабль).

1 раз

Выбирается водящий. Дети передвигаются по комплексу 3D Физкультура, а водящий должен задеть кого-либо рукой, ногой и т.д. Кого он задевает, тот становится следующим водящим.

Построение в круг.

30 с

Дети спускаются с комплекса и садятся в круг или полукруг так, чтобы все видели друг друга.

Заключительная часть (4 мин).

Рефлексия. Обсуждение занятия.

3 мин

Дети делятся своими впечатлениями и отвечают на различные вопросы: что получилось? Что не получилось? Помог ли кто-то при выполнении упражнений и т.д.

Организованный выход из зала.

1 мин

Дети обуваются и выходят в колонну по одному.


План-конспект занятия для детей компенсирующей группы (ТНР) в пространстве

«3D Физкультура»

Задачи:

  1. Осваивать и совершенствовать основные виды движений при выполнении двигательных задач в пространстве комплекса «3D Физкультура»;
  2. Развивать умение оценивать свои возможности для получения необходимой уверенности в собственных силах и изобретения индивидуальных способов различных решений;
  3. Развивать физические качества с помощью подвижных игр, игровых задач, и преодоления препятствий комплекса «3D Физкультура»;
  4. Развивать способность вступать в диалог с возникающими вызовами неопределенности.

Часть занятия

Содержание

Параметры нагрузки

Методические указания

Подготовительная часть (4 мин)

Построение, сообщение задач занятия.

30 с

В одну шеренгу.

Ходьба, зверобатика:

15 с

В одну колонну.

Обычная

15 с

Хорошая отмашка рук.

На носках

15 с

Руки прямые вверх.

Лошадки

15 с

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Бревнышки

15 с

Лежа на спине, руки вытянуты вверх, перекаты вперед

Муравьишки

15 с

Ходьба в упоре на коленях.

Червячки

15 с

Ходьба на высоких четвереньках.

Гусята

15 с

Ходьба в приседе.

Бег

1 мин

Медленный темп, не обгонять друг друга, правильное дыхание.

Ходьба, восстановление дыхания

30 с

По кругу.

Основная часть (17 мин)

Упражнения в пространстве «3D Физкультура» и вне комплекса

17 мин

Упражнения выполняются поточным способом.

  1. Жонглирование. Каждый ребенок берет мягкий модуль и выполняет задания:

- подбрасывание модуля;

- подбрасывание модуля и хлопок перед ловлей;

- подбрасывание модуля и хлопок за спиной перед ловлей;

- подбрасывание модуля и приседание перед ловлей.

По 5 раз каждое задание

  1. Подвижная игра «Мины».

 Перед началом игры педагог раскладывает на ФК «мины» (в роли мин могут выступать любые предметы). Затем педагог объясняет детям маршрут, по которому они должны путешествовать по ФК. На пути ребятам будут встречаться мины, до которых нельзя дотрагиваться. Те, кто случайно или специально коснулся «мины», должны вылечиться, то есть сделать некое штрафное действие (например, выйти из комплекса и сделать 10 приседаний).

1 раз

Построение в круг.

30 с

Дети спускаются с комплекса и садятся в круг или полукруг так, чтобы все видели друг друга.

Заключительная часть (4 мин).

Рефлексия. Обсуждение занятия.

3 мин

Дети делятся своими впечатлениями и отвечают на различные вопросы: что получилось? Что не получилось? Помог ли кто-то при выполнении упражнений и т.д.

Организованный выход из зала.

1 мин

Дети обуваются и выходят в колонну по одному.


Мероприятие с родителями «3D Физкультура — это здорово!».

Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Как ваше настроение?

Я очень рада вас приветствовать на нашем мероприятии на тему «3D Физкультура — это здорово!». Целью его является знакомство с многофункциональным пространством «3D Физкультура».  

В настоящее время существует множество нетрадиционных средств и направлений, с помощью которых можно физически развивать детей: степ-аэробика, фитбол гимнастика, йога, аквааэробика и другие. Однако Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простое, но хитроумно организованное пространство, в котором дети могут осваивать физические упражнения по нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.

Комплекс называется «3D Физкультура», потому что в нем можно передвигаться в разных направлениях: вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз, забираться по канату, перекладинам и т.д.

Какие качества могут развивать спортивный комплекс? Во-первых, физические качества: сила, координация, ловкость, выносливость, гибкость и подвижность суставов. Во-вторых, психические процессы, такие, как память, внимание, мышление, воображение.

        Конечно же, самое главное – правила безопасности:

1) не мешать другим, не сталкиваться;

2) бережно относиться к другим;

3) играть только с желающими;

4) брать можно любой инвентарь, но с разрешения педагога;

5) новый предмет берётся, когда предыдущий возвращён на место.

Я думаю, что теоретические аспекты мы с вами обсудили, и теперь можем переходить к практике. Для начала выполним разминку.

Основная часть.

Разминка

  1. Ходьба (зверобатика): на носках, на пятках, лошадки (с высоким подниманием бедра), собачки (ползание на четвереньках), лягушки (прыжки из приседа).

2. Бег – в медленном темпе.

3. Восстановление дыхания.

        ОРУ

  1. И.п. – о.с., руки на пояс. Круговые движения головой влево и вправо.
  2. И.п. – о.с., руки перед грудью в замок. Волна вправо и влево.
  3. И.п. – о.с. Рывки руками со сменой положения рук.
  4. И.п. – о.с. Круговые движения туловищем право и влево.
  5. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. Приседания.
  6. И.п. – о.с. Подъемы на носки и перекаты на пятки.

Отлично. Мы с вами размялись и приступаем непосредственно к выполнению упражнений в комплексе.

Игровые упражнения:

1) Забраться на горку по перекладинам (ребенок и взрослый).

2) «Путешествие» по маршруту (по стрелочкам) вместе с ребенком и поиск предметов.

3) Свободное лазание с ребенком.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Хочу выразить огромную благодарность за то, что пришли на наше мероприятие и выполнили предложенные упражнения. Мне было очень приятно с вами позаниматься!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мы здоровью улыбаемся – физкультурой занимаемся».

Актуальность и преимущества:      Учитывая потребность современных родителей в информации о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, была избрана такая форма донесени...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Недели здоровья «С физкультурой дружить- здоровым быть» 13 — 17 января 2020 г. (подготовительные, старшие группы)

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объедине...

презентация проекта "Первые шаги к физкультуре"

Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэ...

Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

Проект "Будем дружить с физкультурой "

Осознанное выполнение основных движений положительно влияет на физическое здоровье детей....