Использование кинезиологических упражнений в физкультурно-оздоровительной работе со старшими дошкольниками
методическая разработка по физкультуре

Ажгибкова Наталья Александровна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

      Н.А. Ажгибкова,

инструктор по физической культуре

МОУ «Павловская СШ»,

структурное подразделение детский сад «Ромашка»,

г. Каргополь

Использование кинезиологических упражнений в физкультурно-оздоровительной работе со старшими дошкольниками

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.

Не секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями, в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качества психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательной организации. На сегодня одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения. Что такое кинезиология? (2 слайд)

Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение.

Родоначальником кинезиологии является Дж. Гудхард, который в 1960 г. высказал идею о возможности воздействия на мышцы в лечебных целях. Описал эту систему как практику работы с клиентом Дж. Тай. Связь интеллектуального развития и движения тела была подтверждена и отечественными учеными, такими как Кольцова, Есенина, Жукова, Мастюкова, Сиротюк и др.

(3слайд)Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они позволяют улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.

(4слайд)Основной целью кинезиологии является развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

(5слайд)Кинезиология относится к «здоровьесберегающим технологиям». Кинезиологические упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Особенно эффективной кинезиологическая гимнастика является для детей дошкольного возраста, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. При помощи этих упражнений улучшается развитие нервной системы и речи ребёнка, а так же развитие  мышления.

Представьте себе с какими трудностями столкнётся будущий школьник с «тусклыми мозгами», так как учёба в школе требует в первую очередь концентрации внимания, хорошей краткосрочной памяти и правильной речи.

Перед нами встал такой вопрос, а может ли физическая культура помочь ребенку развить психические процессы.

Поэтому, мы решили применить комплексы кинезиологических упражнений в физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации. Необходимо помочь ребенку научиться выполнять и применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта.

(6слайд)В практической деятельности нами были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- определить основные приемы и формы использования кинезологических упражнений на занятиях по физической культуре;

- научить ребенка непосредственно выполнять эти кинезиологические упражнения;

- показать ребенку, как можно самостоятельно применять этих упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.

Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью и большим интересом их выполняют. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

(7 слайд)К ним относятся следующие виды развивающих действий:

1. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, применяются в основном в вводной и заключительной части занятия.

3. Глазодвигательные действия - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

4. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

5. Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.

6. Массаж - воздействует на биологически активные точки.

7. Релаксация - способствует расслаблению, снятию напряжения.

Комплексы кинезиологической гимнастики мы используем на утренней гимнастике, а так же различные виды кинезиологических упражнений мы используем на разных этапах занятий по физической культуре: в разминке (телесные упражнения), в ОРУ (дыхательные, телесные, пальчиковые, глазодвигательные упражнения, растяжки), ОВД (пальчиковые и телесные упражнения), в заключительной части (пальчиковые, телесные, глазодвигательные упражнения, растяжки).

Комплексы упражнений предлагаем детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов не только вызывает интерес у дошкольников, но и способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

8-9 слайд- Растяжки- нормализуют гипертонус   (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая    мышечная вялость).  

 

10 слайд- Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.

11 слайд- Упражнения на  дыхание  улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность

12 слайд- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

13-14 слайд - При выполнении  телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

15 слайд - Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

16 слайд - Самомассаж - воздействует на биологически активные точки.

(17слайд)Польза, которую приносят кинезиологические упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Ребенок овладевает  умениями,  которые ранее были недоступны ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Использование кинезиологических упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА» в работе с детьми дошкольного возраста»

Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. Успешное её решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений и семьи. Сохранение и укрепле...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Перед педагогами стои...

Использование кинезиологических упражнений «Гимнастика мозга» в работе с дошкольниками с ОВЗ

Программа просвещенна естественному развитию человека и методике активизации созданных природой механизмов работы мозга посредствам физических движений тела....

Использование кинезиологических упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА» в работе с детьми

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...