Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности
статья

Мукаева Мария Валерьевна

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kineziologicheskih_uprazhneniy.docx430.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мукаева М.В., воспитатель МБДОУ «Д/с «Жаворонок»

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

              В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: «Приоритетная роль образования – это здоровье нации». В качестве одного из эффективных методов, на наш взгляд, является комплекс упражнений «Гимнастика мозга» (автор Пол Деннисон). В своей работе с детьми группы комбинированной направленности мы используем систему кинезиологических упражнений «Гимнастика мозга», направленную на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, на профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

            Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению"

           Упражнения делятся на 4 группы: 1 группа - упражнения на пересечение средней линии, 2 группа - упражнения на повышение энергии, 3 группа - упражнения на растяжение, 4 группа - упражнения на позитивное восприятие

1. Упражнения, пересекающие среднюю линию тела.

Они стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Упражнение «Перекрестные шаги» способствует развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

 Перекрестные шагиРис. 1. Упр. «Перекрестные шаги»

Упражнение «Ленивая восьмерка». Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются людям носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз», стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Ленивая восьмеркаРис. 2. Упр. «Ленивая восьмерка»

 Упражнение «Двойные рисунки» интегрирует работу обоих полушарий, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте, способствует творческому самовыражению.

Двойной рисунокРис. 3. Упражнение «Двойные рисунки»

Упражнение «Слон»,  «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо-нос» стимулируют внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память

C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\слон.jpg                  C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\кулак ребро ладонь.jpg                            C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\ухо-нос.jpg           

Рис. 4. Упражнение «Слон»  Рис. 5. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»  Рис.6. Упражнение «Ухо-нос»

2.Упражнения, повышающие энергию тела. Обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

Упражнение «Энергетическая зевота»

Энергетическая зевотаРис.5. Упр. «Энергетическая зевота».

Упражнение «Думающий колпак» полезно детям перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение «Позитивные точки» С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями.

C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\колпак.jpg Рис.6. Упр. «Думающий колпак»

Упражнение «Кнопки мозга» (обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение

Кнопки мозга  Рис. 7. Упр. «Кнопки мозга»

Упражнения «Сам себе качели», «Энергетизатор», «Заземлитель» снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание, способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память.

    C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\рокер.jpg                               C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\энергетизатор.jpg                                   Заземлитель

Рис. 8. Упр. «Сам себе качели»       Рис.9. Упр. «Энергетизатор»             Рис.10. Упр. «Заземлитель»

3 группа - упражнения на растяжение мышц тела Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ребенку успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи.

Упражнения «Активизация рук» нормализует дыхание, снимает напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается контроль над работой крупной и мелкой моторики.

C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\активизация рук.jpg Рис.11. Упр. «Активизация рук»

Упражнение «Сова» снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.

C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\сова.jpg Рис. 12. Упр. «Сова»

Упражнение «Помпа» Растягивающие движения способствуют развитию слушания, творчества, речи, позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\14 помпа.jpg  Рис.13. Упр. «Помпа»

4 группа - упражнения на позитивное восприятиеУпражнения влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

Упражнение «Крюки Деннисона» Данное упражнение стоит выполнять перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

C:\Users\123\Desktop\Доклад гимнастика мозга\крюки.jpg Рис.14. Упр. «Крюки Деннисона»

Комплекс упражнений «Гимнастики мозга» может включаться в любой режимный момент (утренняя зарядка, физкультминутка, ООД, прогулка, гимнастика пробуждения, самостоятельная деятельность) в зависимости от коррекционной и/или развивающей задачи.

В результате использования комплекса упражнений в течение 2 лет значительно снизилась заболеваемость. Положительные изменения наблюдаются в упражнениях на равновесие, на скорость и на согласованность работы мышц.

Таким образом, использование в образовательном процессе упражнений «Гимнастики мозга» способствует психомоторному развитию, синхронизации работы полушарий, что приводит к положительным изменениям в познавательной активности детей, развитию когнитивных способностей, эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции и улучшению состояния здоровья.

Положительные результаты очевидны, будем продолжать работу по данному направлению!

Литература:

1. Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: СоДействие центр практической психологии – Режим доступа: http://kinhelp.ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/

2. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.рф – Режим доступа: http://tao-online.net/gimnastika-mozga/.

3. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / Brain Gym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа: http://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.

4. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети Будущего – Режим доступа: http://www.deti-budushego.com/node/217.

5. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология – Режим доступа: http://creativekinesiology.ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Перед педагогами стои...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Мастер-класс для педагогов «Использование биоэнергопластики в работе с детьми группы комбинированной направленности»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно- образовательного процесса в группах комбинированной направленности...

Мастер класс "Продуктивное использование современной образовательной технологии сторителлинг в работе с детьми группы комбинированной направленности"

Как известно, 21 век – это век новых технологий. Сейчас стремительно идет рост информации, развиваются новые инновационные технологии  и их возможности. В связи с этим, внедрение новых инфо...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...

Консультация для родителей на тему «Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Посколь...