ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В СТАРШИХ ГРУППАХ
проект по физкультуре (старшая группа)

Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ.

    Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной.  При педагогической диагностике, мы отмечаем:

  1. Однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность  движений.
  2. Нарушение координации движений обеих рук.
  3. Нарушение зрительно-двигательной координации, темпа, ритма.
  4. Снижение « двигательной» памяти.
  5. Трудности в овладении интонационной и двигательной выразительности.
  6. Соматически ослаблены, быстро утомляются.
  7. Отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации.
  8. Точность выполнения артикуляционных упражнений.
  9. Снижение усидчивости и работоспособности.
  10. Неполноценная речевая деятельность.

    Речевые нарушения накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики.

Для преодоления всех вышеперечисленных трудностей у воспитанников с ОВЗ, нами был составлен план по взаимодействию.

   Нами было решено включить следующие методы и приёмы работы на физкультурных занятиях:

  1. Логоритмику. Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
  2. Нейропсихологическая коррекция, представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую « мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга. ( А.В. Семенович).

В совместные занятия будут включены 3 основных блока упражнений:

  1. Дыхательные упражнения, направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, снижению возбудимости, оптимизации мышц. Дыхание оказывает релаксирующее воздействие.
  2. Глазодвигательные упражнения, помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические
  3. Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела.

Занятия рассчитаны на 1 учебный год, 1 раз в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с « Светлячок» Смоленского района Смоленской области

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В  СТАРШИХ ГРУППАХ  

2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

                              Составили: учитель-логопед: Свистунова М.И.

                                      инструктор по физической культуре: Пронина Г.А.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ.

    Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной.  При педагогической диагностике, мы отмечаем:

  1. Однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность  движений.
  2. Нарушение координации движений обеих рук.
  3. Нарушение зрительно-двигательной координации, темпа, ритма.
  4. Снижение « двигательной» памяти.
  5. Трудности в овладении интонационной и двигательной выразительности.
  6. Соматически ослаблены, быстро утомляются.
  7. Отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации.
  8. Точность выполнения артикуляционных упражнений.
  9. Снижение усидчивости и работоспособности.
  10. Неполноценная речевая деятельность.

    Речевые нарушения накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики.

Для преодоления всех вышеперечисленных трудностей у воспитанников с ОВЗ, нами был составлен план по взаимодействию.

   Нами было решено включить следующие методы и приёмы работы на физкультурных занятиях:

  1. Логоритмику. Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
  2. Нейропсихологическая коррекция, представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую « мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга. ( А.В. Семенович).

В совместные занятия будут включены 3 основных блока упражнений:

  1. Дыхательные упражнения, направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, снижению возбудимости, оптимизации мышц. Дыхание оказывает релаксирующее воздействие.
  2. Глазодвигательные упражнения, помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические
  3. Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела.

Занятия рассчитаны на 1 учебный год, 1 раз в неделю.

 

Календарно-тематическое планирование физкультурных занятий

Месяц

№ занятия

Тема

занятия

Цель занятия и упражнения.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 1

Охотники

И зайцы

1.Закреплять умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве; развивать координацию движений во взаимосвязи с речью ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.10-11)

2.Дыхательное упражнение « Вдох-выдох» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.21

3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.21-25

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Лодочка» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.26-27

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

2

Круг

1.формировать умения быстро передавать мяч, ориентироваться в пространстве и следить за направлением летящего мяча( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.11 - 12).

2. Дыхательное упражнение « Вдох – надуть живот, выдох- втянуть живот» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.28-29

3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.30-32

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Короткое брёвнышко» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.34-35

О

Т

Я

Б

Р

Ь

3

Мышеловка

1.формировать выразительность и грациозность движений; развивать координацию движений во взаимосвязи с речью ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.12-14).

2. Дыхательное упражнение « На вдохе подъём руки » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.35-36

3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.38-40

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.43-44

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

4

Ловля рыбы

1.Формировать умения правильно держать осанку, осознанно выполнять движения; совершенствовать умения прыгать( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.14- 15).

2. Дыхательное упражнение « На вдохе подъём руки и ноги  » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.45-47

3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.47-49

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами попеременно» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.51-52

Н

О

Я

Б

Р

Ь

5

Переселение лягушек

1.Формировать умение проявлять инициативу; развивать гибкость, ловкость, быстроту и внимательность.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.14- 15).

2. Дыхательное упражнение « На вдохе подъём руки   » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.54

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.56-57

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Ползание  по-пластунски» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.59-60

Н

О

Я

Б

Р

Ь

6

Ёжик и мыши

1.развивать силу, выносливость, ловкость; развивать координацию движений во взаимосвязи с речью..

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.16-18).

2. Дыхательное упражнение « На выдохе подъём руки и ноги    » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.61

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.63-65

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « локти -колени. Одноимённые рука и нога» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.68-69

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

7

Чёрное и белое

1.Формировать выразительность и грациозность движений; развивать умения распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.18-19).

2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три   » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.69-71

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.71-73

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.76-78

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

8

Заплетись, плетень

1.Формировать умения правильно держать осанку, осознанно выполнять движения, ориентироваться  в пространстве.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.19-21).

2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой. Счёт « раз-два-три - четыре ». поднятие руки на вдохе.   ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.78-80

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.80-83

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки. Язык двигается за рукой.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.85-88

Я

Н

В

А

Р

Ь

9

Ловля оленей

1.закреплять умение легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.21-23).

2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три – четыре – пять». Поднятие ноги на вдохе.  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.88-90

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.90-92

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.95-98

Я

Н

В

А

Р

Ь

10

Нитки, иголка и узелок

1.Формировать выразительность и грациозность движений; развивать умения распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.23- 24).

2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три – четыре – пять - шесть». Поднятие одноимённых руки и ноги на вдохе ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.98-100

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.100-102

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки. Язык и глаза двигаются за рукой.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.104-106

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

11

Лисы и зайцы

1.Формировать выразительность и грациозность движений; устойчивый интерес к занятиям с элементами логоритмики через игру.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.24- 25).

2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три -четыре-пять-шесть- семь». Поднятие разноимённых руки и ноги на вдохе. ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.106-108.

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.108-110

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки. Одноимённые рука и нога. Глаза двигаются за рукой, язык двигается в противоположную от руки сторону» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.112-113

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

12

Курочки

1.закрепить умение лазать по гимнастической скамейке, совершенствовать умение прыгать в высоту.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.25-26).

2. Дыхательное упражнение « дыхание через одну ноздрю» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.114-116

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.116-118

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «перекрёстные четвереньки» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.120-121

М

А

Р

Т

13

Пятнашки

1.Закреплять умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.26-27).

2. Дыхательное упражнение « сигнальщик» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.122 - 123

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.123- 125

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные  четвереньки. Язык двигается за рукой» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.127-129

м

А

Р

Т

14

Кто лежит, бежит, прыгает?

1.формировать выразительность и грациозность движений, устойчивый интерес к занятиям с элементами логоритмики через игру.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.27- 28).

2. Дыхательное упражнение «  Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.129-130

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.130-131

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные  четвереньки. Язык двигается в противоположную от руки сторону» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.134-136

А

П

Р

Е

Л

Ь

15

Цветные диски

1.Совершенствовать двигательные умения и навыки; закреплять умения легко ходить и бегать.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.28-29).

2. Дыхательное упражнение « Рука вперёд, вверх, в стороны, вниз.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.136-138

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.138-142

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные  четвереньки. Глаза и язык двигаются за рукой» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.144-147

А

П

Р

Е

Л

Ь

16

Пчёлы и медвежата

1.закреплять умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.29-30).

2. Дыхательное упражнение « Рука вперёд, двигаются ладони.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.147- 149

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.149-153

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные  четвереньки. » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.155-156

М

А

Й

17

Переполох

1.Формировать умения правильно держать осанку, осознанно выполнять движения,ориентироваться в пространстве.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.30-31).

2. Дыхательное упражнение « Кулак – ладонь - вперёд» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.157-159

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.159-163

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « четвереньки боком. Приставной шаг. » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.166-168

М

А

Й

18

Мыши в кладовой

1.формировать выразительность и грациозность движений; развивать умение распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.31-32).

2. Дыхательное упражнение « Кулак - палец.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.168-170

3.Глазодвигательное упражнение  ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.170-175

4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Четвереньки боком. Язык двигается за рукой.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.178-182

Планируемые результаты:

1. Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

2. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

3. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

4. Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

5. Укрепление физического и психического здоровья, совершенствование основных движений.

6. Развитие связной речи, познавательной активности; расширение представлений об окружающем мире.

7. развитие доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам, воспитание культуры речевого общения и поведения.

Список используемой литературы:

  1. Физкультурные занятия с элементами логоритмики / авт.- сост. С.Ф. Копылова . – Волгоград: Учитель. – 81 с.
  2. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч.1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС – пресс, 2021. – 416 с.: ил.