Игры с мячом как средство развития координации и ловкости у дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Викторова Юлия Николаевна

Представлен материал с подвижными играми с использованием мяча.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с мячом как средство развития координации и ловкости

у дошкольников с ОВЗ

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. 

Мяч по популярности занимает первое место в мире детской игры. Обычно мяч рассматривают, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности мяча далеко не исчерпываются этим.

Игры с мячом доступны детям и взрослым разных возрастов, они адаптируется под разные возможности (моторные, интеллектуальные). Возможно применение разных форм игры с мячом: в одиночку, парой, подгруппой, группой, возможно регулировать сложность правил и продолжительность игры.

Игры с мячом, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование мяча в занятии помогает повысить работоспособность детей с ОВЗ, снять напряжение, способствует переключению с одной деятельность на другую.

Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка с ОВЗ от речевого дефекта и побуждают к общению; освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности на занятии; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное   (мяч может быть брошен любому ребёнку); развивает и нормализует эмоционально - волевую сферу; развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; развивает мышечную силу, улучшает обмен веществ и работу основных органов.

Игры с мячом используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. 

К вашему вниманию предлагаю несколько игр с мячом для развития координации и ловкости у детей с ОВЗ.

Подвижная игра «Льдинка»

Обычно эта игра проводится в зимний период в просторном помещении. Игра довольно активная, детям требуется отдых после 2 - 3 минут игры. Существуют другие игры со схожими правилами, но этот вариант хорош именно для помещений. Перед проведением игры детям необходимо напомнить правила безопасного поведения во время подвижной игры: не падать на пол (это создаёт препятствия для других детей), оббегать друг друга, не допуская столкновений. Напомните детям о том, что играть становится интересней, если все игроки соблюдают правила, играют честно.

Правила игры.

Выбирается водящий - «льдинка», у него в руках лёгкий мячик из сухого бассейна. Обычно небольшую картинку льдинки или кристалла прикрепляю на футболку ребёнку. Остальные дети - игроки. По команде «Раз, два, три - игру начни!» игроки разбегаются по залу, а «льдинка» пытается подбежать поближе к игроку и попасть в него мячиком. Если водящему удаётся попасть в игрока, то игрок «замерзает» и «превращается в кристалл» - он принимает следующую позу: стоя, ноги в широкой стойке, руки прижаты к ногам.

Остальные игроки могут попытаться «растопить кристалл» и выручить своего игрока: достаточно проползти у «кристалла» под ногами. После этого игрок возвращается в игру.

Задача «льдинки» - «заморозить» всех детей.

Задача игроков - убегать от «льдинки» и выручать своих товарищей.

Если «льдинка» заморозит всех игроков, то она выигрывает игру. Если в течение 2 - 3 минут этого не удаётся сделать, подаётся сигнал и игра останавливается. Победа присуждается игрокам. Выбирается другая льдинка.

Усложнение: можно выбрать двух льдинок, которые одновременно будут «замораживать» игроков.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Эта игра довольно известна в дошкольных учреждениях. Но, если в неё ввести элементы спорта и соревнования, то она становится более активной и эмоциональной.

Перед началом игры следует напомнить детям о правилах безопасного поведения во время подвижной игры. Также обратить внимание на то, что водящий может выполнять броски мяча в спину или ноги, нельзя выполнять бросок мяча в голову игрокам (это неприятно и даже может причинить боль).

Правила игры.

Дети встают в круг, в центр круга на пол кладётся лёгкий резиновый мяч. В углу зала или помещения для игры можно положить большой обруч - это «дом» для «зайцев».

Все игроки закрывают глаза. Взрослый идёт за спинами у детей и кладёт руку на плечо одного из детей - этот игрок и будет «хитрой лисой».

По команде «Открывайте глаза!» все игроки открывают глаза и спрашивают: «Хитрая лиса, ты где?». Этот вопрос задаётся три раза. «Хитрая лиса» не должна менять выражение своего лица, не выдавать себя голосом или движениями. Особо «хитрые лисы», также как все остальные игроки, задают вопросы и делают соответствующую мимику и жесты. Но после того, как спросят третий раз «Хитрая лиса, ты где?», «хитрая лиса» быстро берёт мяч и отвечает: «Я здесь!»  Все остальные игроки - «зайцы» разбегаются по залу, убегают от лисы. «Хитрая лиса» старается бросить мяч в «зайца», если попадает, «заяц» выбывает из игры (садится на скамью). «Зайцы» могут забежать в обруч - «дом» и немного передохнуть. Но отдыхать можно недолго. Затем опять выходить в игру.

По окончанию игры подсчитывается количество пойманных «зайцев» и результат записывается.

Затем аналогично выбирается другая «хитрая лиса», её результат тоже записывается.

Таким образом выявляется самая быстрая и ловкая «хитрая лиса», этот ребёнок объявляется победителем.

Усложнение: «дом» для «зайцев» можно уменьшить - положить маленький обруч.

Подвижная игра «Зайцы в огороде»

Идея подвижной игры мною часто берётся из уже известных игр. Но специфика моей деятельности требует изменений в известной игре и введения в неё некоторых элементов спортивных игр и соревнования. Так, исподволь, играя в такие игры дети учатся принимать выигрыш и проигрыш, относиться к этому спокойно и не реагировать слишком эмоционально. Обязательно пред каждой игрой нужно напоминать правила безопасного поведения. Замечено, что если требовать от дошкольников выполнения этих правил (не падать, не сталкиваться), то в дальнейшем проблем при проведении игры не возникает.

Правила игры.

Чертится большой круг - это «огород», в центр этого круга в обруч кладутся несколько мячей - это «грядка с овощами». Выбирается водящий - «сторож огорода». Остальные игроки - «зайцы».

«Сторож» передвигается между обручем и внешним кругом. «Зайцы» забегают в «огород» и стараются схватить и унести «овощи» - мячи. Брать можно только один «овощ». В тот момент, пока «заяц» находится в «огороде», «сторож» его ловит - касается рукой (если круг достаточно большой, то можно выполнять бросок лёгкого мяча в «зайца»). «Сторож» защищает свой огород, старается не подпускать «зайцев» к «овощам».

Задача «сторожа» - уберечь «овощи», не давать их утащить «зайцам».

Задача «зайцев» - забрать все «овощи» из «огорода».

Усложнение: мячи могут быть разного размера - от самых маленьких (теннисных), до больших гимнастических; можно выбрать два «сторожа», но «огород» должен быть достаточно большим.

Игра малой подвижности «Кувшинчик»

Игра проводится в небольшой подгруппе (5 - 6 человек) и не требует большого помещения. Дети встают в круг, один из них берёт мяч. Водящий отбивает мяч от пола и говорит слова:

«Я кувшинчик уронил

И об пол его разбил.

Раз - два - три- Маша (имя любого присутствующего ребёнка), лови!»

Ребёнок, чьё имя назвал ведущий, ловит мяч и продолжает игру.

Существует много способов отбивания мяча от пола. В этой игре ведущий показывает свой способ, а следующий игрок должен отбивать мяч другим способом, не повторяться.

Например, первый ведущий отбивал мяч двумя руками с ловлей мяча, следующий игрок будет отбивать одной рукой, третий ведущий - подбросит мяч вверх, даст ему удариться об пол и поймает его после отскока. Вариантов может быть множество, главное, чтобы мяч стукнулся об пол.

В этой игре соревновательный момент отсутствует, но можно подать задание следующим образом: «Придумайте самый интересный способ отбивания мяча от пола!» А потом с помощью аплодисментов выбрать наиболее интересный и необычный способ отбивания мяча от пола.

Пусть дети пофантазируют!

Благодарю всех за внимание к моему материалу! Надеюсь, эти игры придутся по душе вам и вашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста".

Мною подобраны подвижные игры и усложнены их правила, всё это поможет наиболее рационально развить  ловкость детей дошкольников....

Упражнения и игры с мячом – как средство развития основных физических качеств

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координац...

Статья на тему «Подвижные игры с мячом как средство развития двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Однако неблагополу...

Игра с мячом – как средство развития мини-баскетбола в детском саду.

Разработка (перспективное планирование) игр-упражнений с мячом на учебный год  в подготовтельной к школе группе....

Статья "Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Публикация статьи "Актуальные проблемы дошкольного образования"...

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития координации движений и ловкости детей 6-7 лет

           В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы з...

Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»

     Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для ...