Статья "Формирование правильной осанки и развития психомоторных способностей дошкольников средствами ритмики и фитбол-гимнастики"
статья по физкультуре

Коваленко Оксана Владимировна

"Формирование правильной осанки и развития психомоторных способностей дошкольников средствами ритмики и фитбол-гимнастики" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки и развития психомоторных способностей дошкольников средствами ритмики и фитбол-гимнастики

         Неправильная осанка, плохая походка, слабый позвоночник не дают правильно дышать, а насыщение кислородом очень важно для хорошего состояния всех внутренних органов и для поддержания в должном состоянии здоровья детей всех возрастов. Актуальность вопросов, посвященных формированию правильной осанки, не теряет своей остроты до настоящего времени.

       Ухудшение состояния здоровья детей, увеличение роста нарушений опорно-двигательного аппарата на 40–45%, вынуждает педагогов искать новые эффективные технологии в работе с дошкольниками. Одной из них, на наш взгляд является танцевально-ритмическое направление с элементами фитбол-гимнастики, как эффективное средство многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.  Оно является наиболее доступным, эффективным и эмоциональным. Доступность этого вида основывается на простых движениях. Эффективность – в его разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников склонных к подражанию действий человека и животных.

Предложенная методика – это одна из возможных форм организации деятельности детей в системе физического образования, позволяющая открыть широкие возможности не только педагогическому творчеству, но и желанию ребенка проявить себя креативно, раскрепоститься, снять с себя психологические «зажимы», которые, как известно, влияют на формирование осанки.

Так как по последним данным науки, внутренней причиной возникновения сколиоза у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести, используя с детьми игровой танец как без предметов, так и на мячах   большое внимание уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц, происходит постепенная установка верного положения позвоночника по средствам создания мышечного корсета.

Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь наблюдается отклонение в виде плоскостопия и косолапость стоп. И здесь трудно не отметить значение занятий на фитбол-мячах для профилактики данных заболеваний. Мячи уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом.

Нами разработан цикл игровых танцевальных упражнений, состоящий из подвижных игр «Песенка + танец + игра».  В каждой игре в основе звучит детская песенка, схожая по содержанию с игрой во время проигрывания дети выполняют танцевальные движения. Игровое действие выполняется в конце танца, во время куплета или припева, или паузы, созданной педагогом. В играх присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования. Инсценирование песен является прекрасным способом передачи в движениях последовательности действий, изложенных в содержании

В сборнике представлены игры, рассчитанные на детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). Работа по реализации цикла игр проводится в течении трёх лет с детьми средних, старших и подготовительных групп.

Подвижные игр на мячах с элементами танца, входят в отдельный раздел авторского сборника «Песенка + танец + игра».

Новизна данных игр заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей. Это вид гимнастики, где в выполнении физических упражнений включается совместно двигательный, слуховой, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе.  

 При сочетании гимнастики, аэробики и вибромассажа, в работу вовлекаются практически все мышцы, даже те, которые редко работают в повседневной жизни.

Согласно годовому плану занятия на футбол мячах планируются два раза в год, что не даёт эффекта систематичности, а работа по реализации цикла танцевальных игр на фитболах мы проводим в течении всего года. Они могут являются частью любого занятия по выбору педагога. Благодаря этому дети не забывают упражнения с использованием мячей, повышается моторная плотность занятий, закрепляется положительное влияние данных упражнений на организм дошкольников и сохраняется в течении всего периода занятий

Предлагаемые нами танцевально- подвижные игры, мы используем в входящие в образовательной области «Физическое развитие» и интегрированы с содержанием таких образовательных областей: 

 «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о собственных двигательных возможностях, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности);

«Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимой двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение);

«Познавательное развитие» (в части двигательной активности, как способа усвоения ребёнком предметных действий, формирование элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве, времени, форма предмета и т.д.);

«Художественно-эстетическое развитие» (развитие музыкально-ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основе физических качеств и основных движений детей) 

Целью данных игр является формирование правильной осанки и развития психомоторных способностей дошкольников средствами ритмики и фитбол-гимнастики    под музыку.

Задачи:

1.        Укрепление здоровья дошкольников.

  • развитие опорно-двигательного аппарата;
  • формирование    правильной осанки, профилактика плоскостопия;
  • развитие и     функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно сосудистой и нервной систем организма.

2.        Совершенствование        психомоторных способностей дошкольников:

      развитие   мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей;

  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения   согласовывать   движения   с музыкой;
  • формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества ритмических движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей детей:

  • создание на занятиях благоприятного психологического климата      для хорошего эмоционального контакта с детьми:
  • формировать умение передавать свои эмоции и чувства в танце:
  • помочь детям в освоении свободной ориентировке в пространстве.

        Занятия с детьми базируются на основных принципах дошкольной педагогики, но в силу того, что имеют свои узко-специфические особенности, используются и дополнительные принципы для детей.

  • принцип игровой и эмоциональной направленности

занятия с детьми должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты. Это облегчает процесс запоминания, придает тренировочному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, вызывая положительные эмоции;

  • принцип инициативности и творчества (креативности) 
  • принцип самореализации через двигательную деятельность

Игры разнообразны по своей тематике, нагрузке, темпу.

Игры с ускорением. Где серия упражнений повторяется на каждом этапе всё быстрее, проигрывает тот, кто забыл или не успел выполнить задание в соответствии с текстом.

Народные игры. Их используем на праздниках и тематических развлечениях.

Игры салки или догонялки. Здесь следует обратить большее внимание техники безопасности. Правильной посадке на мяче во время быстрого движения, соблюдения дистанции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии

Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед н...

Развитие танцевальных способностей дошкольников посредством ритмики

В нашем современном обществе, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, ритмики и хореографии играе...