Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии
методическая разработка (старшая группа) на тему

Тинякова Юлия Владимировна
Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_pedagogicheskaya_deyatelnost.docx112.92 КБ

Предварительный просмотр:

               

Инновационный педагогический

опыт

«Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей»

 

                                                                                                          

                                                                                                         

У каждого из нас внутри талант таиться

                                                   И очень важно в детстве дать ему раскрыться.

  Актуальность проблемы и темы исследования.

        Анализ результатов деятельности ДОУ показал, что несмотря на признание большинства педагогов и психологов значимости данной проблемы, существующий уровень организации работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста является недопустимым. А разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя, должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества.

        Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

        Сказкотерапия это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.

        Сказкотерапия это процесс объективизации проблемных ситуаций, это процесс активизации ресурсов, потенциал личности.

        Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы мира вокруг. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявиться нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны

        Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Наблюдая  за детьми, я стала замечать, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными. Может быть, все это проявление внутреннего процесса приобретения жизненного опыта, опосредованного сказкой?

 Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне

       В своей работе по развитию творческих способностей детей я опиралась на программу А.Ю. Капской, Т.Л. Мирончик развивающая сказкотерапия для детей «Планета чудес».

Гипотеза: комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, развить его творческие способности.

Планируя работу по развитию творческих способностей детей по средствам сказкотерапии, определила следующие цели и задачи:

Цель: создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей.

Задачи:  

1. Развитие творческого воображения и фантазии;

2. Стимулирование творческого самовыражения;

3. Развитие символических представлений, креативности;

4. Развитие вариативности и оригинальности мышления;

5. Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса;

6. Развитие эмоционально – волевой сферы;

7. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

     Достижению поставленной цели и решению задач мне помогло создание проекта «По дорогам сказок».

     Считаю очень важным - перед началом работы создать предметно-развивающую среду для лучшего вхождения детьми в сказку.  Уголок творчества – для свободного рисования, уголок ароматерапии, хромотерапии (цветотерапии). На видном месте, на полке находятся волшебная книга Звездочета  и кукла Звездочет. В группе я с помощью родителей создала игротеку, в которую вошли игры:  «Теремок», «Собери фигурки», Сказочные нелепицы«, «На что это похоже», Пять картинок», «Найди пару», «Чудесные вещи», «Шкатулка сказок» и т.д.

     Чтение детской художественной литературы, существенно расширяет кругозор детей. Поэтому организовала в группе  библиотечку  «Звездочета» где помещены сказки «Колобок», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Вини - Пух», «Репка», «Три медведя», «Лягушка - путешественница», «Маша и медведь», «Золушка», «Царевна - лягушка», «Дюймовочка», Муха – Цокотуха», «Буратино».

Процесс развития творческих способностей, реализуемые через сказкотерапию включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализация, использование сказкотерапии, хромотерапии (цветотерапии), аффирмаций и т.д.

Использование разнообразных форм дает воспитателю и детям  возможность проявить творчество, индивидуальность. А благодаря сказочному герою Звездочету делает путешествие в мир сказок, рассказов и стихов – интересным и увлекательным. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. А благодаря применению на занятиях различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия, позволяют воспитателю наиболее полно активировать ресурсные возможности ребенка.

Неоценима роль сказки для развития воображения детей. Для них в сказке больше правды, чем  в истине. И именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что – то новое, потому что в сказке возможно все. Часто на наших занятиях я читаю детям прибаутки, перевертыши, страшилки, небылицы и другие произведения детской поэзии. Так как отсюда один шаг до нового увлечения – сочинения собственных стихов. Оно открывает для детей путь к творчеству.

Очень часто на занятиях мы используем не только готовые игрушки, но и любой бросовый материал. Коробка из – под яиц, банка из под кофе, крышки от пластмассовых бутылок и т.д.  Тысячу воображаемый моделей можно построить на их основе.

Не следует забывать, что игра для ребенка – не пустая трата времени, а источник получения новой информации и возможность сравнить ее с тем, что он уже знает. В играх происходит тренировка  и развитие мышления, развивается его талант. Поэтому мной использовались следующие игры: «Тарабарская страна», «Правдивый ответ», «Журналист сказочной газеты», «Заколдованный царевич», «Волшебная стрелка», «Турнир черепашек», «Королевство зеркал» и т.д.

С большим интересом дети играют в словесные игры: «Подбери нужные слова», «найди общие признаки», «Составьте предложение», «Расскажи по короче», «Расскажи другими словами»,  «Придумай сказочных героев на заданную букву» и т.д.

Занятия по сказкотерапии  состоит  из нескольких этапов:

1. Необычное приветствие;

2. Вхождение  в сказку;

3. Коллективная работа;

4. Упражнение;

5. Рефлексия или аромотерапия или хромотерапия:

6. Ритуал прощания;

7. Домашнее задание.

Свою работу со сказками строю согласно следующим принципам:

1 – принцип осознанности (моя задача – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).

2 – принцип множественности (моя задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, а с другой стороны, иначе).

3 – принцип связи с реальностью (моя задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Все мои занятия сопровождаются музыкальным оформлением, как при  прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта.

В работе с детьми я использую различные виды постановок сказок: спектакли поставленные при помощи пальчиковых кукол, теневого театра, театрализованные игры, сказки на песке и т.д.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод: метод сказкотерапии не ограничивается только сказочным пространством, а так же используется и личностный потенциал ребенка, который  актуализируется по средствам сказки и метафоры. использование в практической работе разных техник, которые гармонично комбинируют со сказкотерапией, непосредственно положительно влияют на самооценку дошкольника и развивают его личностный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами программы "Детский сад 2100"

Актуальность творческого развития дошкольников; основные задачи; Творческие задания....

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников через сказкотерапию».

По теме: «Развитие творческих  способностей дошкольников через сказкотерапию»....