Развитие творческих способностей дошкольников средствами программы "Детский сад 2100"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бондаренко Ирина Вячеславовна

Актуальность творческого развития дошкольников; основные задачи; Творческие задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№ 78» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Районное методическое объединение. На базе МБДОУ № 78

«Накопление творческого опыта в практической деятельности музыкального руководителя ДОУ »

     

Опыт работы «Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами комплексной программы «Детский сад 2100»

Составила:

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Бондаренко И.В.

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность  общества в творческих личностях.

Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации, творческого воображения. Музыка обладает неограниченными  возможностями интеграции с другими искусствами и науками.

Такую возможность дает комплексная программа «Детский сад 2100»

В январе 2009 года наше дошкольное учреждение вступило в региональный эксперимент по теме «Содействие социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в рамках апробации комплексной программы «Детский сад 2100». Работа началась с создания развивающей среды, приобретение методических пособий и работа над перспективными планами. Возникли передо мной большие материальные трудности так, как необходимо было ещё приобрести индивидуальные рабочие тетради «Путешествие в прекрасное». На помощь пришли родители, чьи дети были задействованы в экспериментальной работе. Рабочие тетради были приобретены. Передо мной стали следующие задачи

  1. Развивать  способность воспринимать, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.  2. Учить  вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления
  1. Способствовать проявлению творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в движении (выразительность и координация движений, импровизация отдельных элементов танца, сочинение композиции парных движений); в пении (чистота интонации, импровизация простейших звукоподражаний, сочинение контрастных по характеру мелодий); в игре на музыкальных и шумовых инструментах ( различение звуковысотных и ритмических отношений мелодий в комплексе, самостоятельное использование музыкальных инструментов для передачи того или иного образа).
  2. Развивать эмоциональное отношение к музыке, совершенствовать слух, развитие  творческого  воображения.

5. Развивать общий и музыкальный кругозор.

6. Содействовать творческому развитию   в игровой, танцевальной и  певческой деятельности.

Широко используя технические средства обучения современное мультимедийное оборудование: просмотр видеофильмов, слайдов, фотографий, репродукций с картин художников во время проведения занятий, праздников, развлечений, досугов, игровой деятельности, на конкурсах и т.д. помогает более глубокому освоению детьми красоты и своеобразия различных видов искусства.

Учитывая актуальность проблемы музыкально-эстетического воспитания детей  наше дошкольное учреждение приобщает детей к миру искусства используя раздел «Путешествие в прекрасное» (авторы О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева) из комплексной программы развития «Детский сад2100» Целью курса «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Путь познания мира в данном контексте: от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира – к искусству, к образу внешнего мира. Таким образом, ребенок – центр мироздания, открывающий красоту мира и искусства через внутреннее «я».

Формой организации детей наряду с обычными музыкальными занятиями, становятся занятия «Синтез искусств». Главная задача не приобретение знаний, а постепенное личностное   раскрытие ребенка. Основной технологией в работе становится,  проблемно-диалогический метод, где главное не передача детям готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных задач. Такой вид занятий, является развивающим, обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусств: музыке, живописи, литературе, пластике, театру; соединений знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграция внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусств отражающего мир и человека в нем. Работая по разделу «Синтез искусств», я использую следующие методические принципы: 1 принцип деятельности – на занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний; 2 принцип вариативности – каждый педагог вправе предлагать на занятиях музыкальный и иллюстративный материал, не противоречащий позиции авторов; 3 принцип креативности (организация творческой активности детей) – педагог должен все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и  реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность; 4 принцип непрерывности – важно, чтобы процесс эстетического развития не заканчивается на занятиях по синтезу искусств, а продолжался на других занятиях, которые объединяли бы художественный образ в единое целое; 5 принцип гуманности – любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.

Одной из ярких форм организации детей является речевой досуг. Это творческое учебно-познавательное мероприятие, которое проводится в свободное от занятий время. Данная форма работы с детьми позволяет сочетать учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность. Содержание речевых досугов позволяет детям применить и закрепить знания, умения и навыки, на занятиях по развитию речи, окружающему миру, математике, синтезу искусств.

В речевых досугах мы можем использовать задания по музицированию, танцевальному творчеству, изобразительному искусству, стихотворному творчеству, песенному и т.д. Это результат месячной работы музыкального руководителя, воспитателя и специалиста по ИЗО.

Первым результатом моей  работы по программе «Детский сад 2100», был показ мастер-класса  «Досуг, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста на методическом объединение работников образования  ЭМР «Содействие социально-личностному развитию детей дошкольного возраста средствами комплексной программы «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100»,  проводимого на базе нашего дошкольного учреждения 15 февраля 2011 года

Творческое развитие детей начинается с подготовки к этому мероприятию, а  именно украшения зала, подбора атрибутов, костюмов. Организация этого досуга достаточно, легка в выполнении т.к. сценарий в доступной форме изложен в полиграфическом варианте и музыкальному руководителю остается дополнить, доработать данный материал творческими заданиями, которые используются и в музыкальном воспитании и в синтезе искусств и в изобразительной деятельности.

В речевом (полиграфическом) варианте есть предложенные виды масок, элементы костюмов. Дети совместно друг с другом составляют или подбирают из тканевого материала, бросового материала атрибуты к досугу. Украшают пространство: например тучка – воздушные шары надутые гелем разбросанные по всему залу, деревья – каркас из проволоки (предложить приклеить или повесить листочки из платочков или любого другого материала.

Приведу примеры творческих заданий:

Задание 1. Костюм Зимы – внесение короны и чтение  стихотворения-загадки «Удивляйся детвора, на девицу глядя! Что за гостья к вам пришла в праздничном наряде?

Я пришла с подарками: снежками и коньками! Лыжами и санками морозными деньками! Землю свадебным покровом я укутала сама. А теперь скажите хором, как зовут меня? (зима)

Дети должны определить какому персонажу принадлежит данное стихотворение-загадка и самостоятельно придумать какими элементами они дополнят костюм зимы. При подборе нарядов включаю музыку.

Задание 2. Украшение пространства. Предлагаю украсить зимнюю полянку используя бросовый материал: воздушные шары, мишуру, атласные ленточки, серебристые елочки и т.д. В ходе досуга детям предлагаются различные творческие задания.

Задание 3. Омузыкаливание стихов по написанной партитуре (партитура пишется детьми заранее). Это задание требует небольшой подготовки, заранее разучиваются стихи, а затем дети сами выбирают инструменты, при помощи которых будут исполнять музыку (целлофан, ключи, подвешенные на детской вешалке, колокольчики, деревянные палочки и т.д.)

Задание 4. Импровизация «Танца Зимы». Под музыку А. Вивальди (1 часть концерта) придумать, свои движения, используя (серебристый дождик, белые шарфики, снежинки, белые атласные ленточки).

Задание 5. «Снег идет» ритмодекламация с изображением шуршащего снега (с помощью целлофана или бумаги).

Задание 6. Окно. Выкладываем окно с помощью каната, узоры из ниток. Элементы речевого досуга заставляют детей объединиться и решать творческие задания (шуршание листьев, скрип снега, подбор музыкальных шумовых инструментов) помогают детям самостоятельно решать те или иные проблемы в ходе досуга (сопереживать, обмениваться эмоциями, впечатлениями, критически оценивать совместные усилия), дети объединяются, творчески развиваются. Кроме этого 15 мая 2012 года на базе нашего дошкольного учреждения был проведен областной методический практикум «Дошкольное и предшкольное образование в образовательной системе «Школа 2100». Преемственность в реализации ФГТ и ФГОС начального образования», где были показаны бинарное занятие по Синтезу искусств «Зал отдыха» с участием воспитателя Ефремовой Л.С. и «Моё настроение» с участием Глотовой С.А. Показ фрагментов занятий.

Продуктивность моей  работы невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Как ранее уже говорилось, что они закупают рабочие тетради на каждом возрастном этапе, начиная со второй младшей группы и по предшкольный возраст. Они принимают участие в утренниках, шьют костюмы. Взаимодействуя с родителями, я провожу консультации, выявляя талантливых детей, рекомендую обратиться в музыкальные школы, вокальные и танцевальные студии

Подводя итог,  хочется сказать, что реализация моей работы находит яркое воплощение на утренниках, досугах, родительских собраниях, конкурсах («Дюймовочка») Слайды грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии

Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед н...

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...