Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников
консультация по физкультуре

Майя Геннадьевна Петрова

Нейроигры − это различные телесно-ориентированные игры, которые позволяют через тело (части тела) воздействовать на мозговые структуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimn_kons.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга

Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников

Подготовила инструктор по физической культуре

Петрова Майя Геннадьевна

Санкт-Петербург

2025

Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников

Уровень детей с невысоким или даже низким показателем речевого развития, дети имеющие проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, со сниженной функцией внимания и памяти часто встречаются в работе воспитателя. Такие трудности сосредоточения и переключения внимания, двигательная недостаточность, затруднения при рисовании, вырезании, конструировании, различные речевые отклонения, нарушение речевого дыхания, мышечное напряжение или, наоборот, гипотония, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств, и особенности эмоциональной сферы особенно ярко проявляются у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для дошкольников в качестве критерия психофизического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Без наличия физического, а также психического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности. Каждый педагог ищет эффективные пути решения данных задач развития как в коррекционных группах, так и в группах общеразвивающей направленности.

Особенности функционирования головного мозга у дошкольников.

Все психические процессы: восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика, координация тела и др. зависят от развития и правильного функционирования головного мозга. И конечно, развивать и стимулировать его необходимо с самого раннего возраста.

Известно, что мозг ребенка анатомо-морфологически мало отличается от мозга взрослого человека, однако в функциональном отношении различия велики. Детский мозг, имея те же блоки и зоны, что и «взрослый», включает их в работу постепенно. Иными словами, многие мозговые структуры у ребенка, присутствуя, не «работают» или «работают» не в полном объеме. При этом необходимо знать, что, не получив определенных стимулов внешней среды, они могут вообще остаться бездействующими, несмотря на отсутствие каких-либо анатомических повреждений. В этом и состоит главная опасность для развивающейся психики. Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, что упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим.

Чем больше нейронных связей образуется в мозге ребенка в детстве, особенно в дошкольном, чем шире спектр деятельности, в которую вовлечён ребёнок, тем продуктивнее работают высшие психические функции (ВПФ). Именно поэтому вовлечение ребенка дошкольного возраста к занятиям нейроиграми и упражнениями имеет колоссальное значение.

Нейроигры: цели и задачи

Нейроигры − это различные телесно-ориентированные игры, которые позволяют через тело (части тела) воздействовать на мозговые структуры.

Современные деятели науки нейропсихологии (например, А.Р. Лурия, А.В. Семенович) с опорой на мозговую организацию ребенка утверждают, что с помощью определенных нейроупражнений и игр развиваются и, если нужно, корригируются несформированные или нарушенные функции головного мозга ребенка. При этом с точки зрения подхода ученых первичное место занимают упражнения для развития крупной моторики, сенсомоторного развития, межполушарного взаимодействия, пространственного ориентирования, зрительно-моторной координации.

Одной из главных целей применения нейроигр и упражнений с детьми дошкольного возраста является активизация развития речи у дошкольников.

Занятия с детьми нейроиграми и упражнениями помогают решать важнейшие задачи психофизического развития дошкольников, такие как:

  • повышать уровень общей работоспособности, снижать уровень повышенной утомляемости, рассеянности;
  • улучшать процессы мыслительной деятельности;
  • исправлять недостатки в речевом развитии;
  • улучшать внимание и память;
  • формировать пространственные представления;
  • формировать функции саморегуляции в процессе деятельности и т.д.;
  • развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение);
  • формировать правильное и согласованное взаимодействие ног и рук;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • формировать межполушарное взаимодействие.

Виды нейропсихологических игр и упражнений, их влияние на дошкольников:

Дыхательные упражнения:

Влияние: улучшают вентиляцию легких, формируют правильное дыхание, развивают самоконтроль и произвольность.

Примеры игр: «Футбол», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри», «Отправь бабочку в полет», «Сдуй снежинку с ладони», «Курочки» и т.д.

Глазодвигательные упражнения:

Влияние: укрепление глазных мышц, расширение поле зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Примеры упражнений: «Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка». «Близко-далеко», «Квадрат» и т.д.

Упражнения для развития мелкой моторики рук:

Влияние: развивают мышцы рук, активизируют речь и межполушарное взаимодействие, оказывают укрепляющее и тонизирующее действие на организм.

Примеры игр: Пальчиковая гимнастика, игры с массажным мячиком, перекрестные движения пальцами, пальчиковые дорожки и шаги, прищепки, сортеры, обводилки по пунктирным линиям, нарисуй двумя руками, проведи дорожку, пальчиковый твистер, рисование, аппликация, пирамидки, межполушарные доски и т.д.

Релаксационные упражнения:

Влияние: снятие напряжения (физического и психического), а также расслабление зажатых, спазмированных мышц.

Примеры упражнений: муравей, мороженое, поймай бабочку, улыбочка, сорока-ворона, кошечка, самолет летит - самолет отдыхает и т.д.

Развитие коммуникативной и когнитивной сферы:

Влияние: развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственного и временного ориентирования.

Примеры игр: «На что похожи наши ладошки», «Сложи картинку из фигур», «Графические диктанты», «Раскрась по цифрам, буквам», «Дорисуй», «Найди отличие», «Расставь точки», «Найди такой же», «Третий лишний», «Верно-неверно», «Разрезные картинки», «Запомни и повтори», «Дубль или мемори» и т.д.

Телесные перекрестные движения:

Влияние: снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, улучшают координацию движений.

Примеры игр: «Перекрестный марш», «Мельница», «Колено-локоть», «Перекрестные шаги», «Тянем-потянем», «Крюки», «Кулак-ладонь-ребро», «Колечки», «Ухо-нос-хлопок», «Нейроскакалка» и т.д.

«Кинезиологические» упражнения:

Влияние: направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных согласованных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.

Логоритмика, ритмопластика, танцевальные элементы, игра «Ухо – нос», «Коза-корова», «Молчу — шепчу — кричу», «Прикосновения»

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, так же создаются устойчивые предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Нейроигры и упражнения

«Нейротаблицы на внимание».

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Игра «Соедини точки».

Цель, которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например, «У Савы кактус, а у Алисы сумка»).

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

«Найди такую же цифру».

Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.

«Узнай цифру на ощупь».

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.

«Составь фигуру». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

«Большие, маленькие, средние».

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

Зеркальное рисование.

Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Вывод:

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в работе с детьми дошкольного возраста доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста будут полезны всем детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ, при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий.

Результатом нейропсихологических игр и упражнений является улучшение памяти и концентрации внимания, качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной речи, стабилизация эмоционального фона, улучшение физических качеств.

Также игры и упражнения позволяют ребенку стать более внимательным, собранным, спокойным, активизируют мыслительные процессы, благотворно влияют на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.

Все вышесказанное можно обобщить словами известного ученого физиолога И.П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

 

Литература:

  1. Кучугура Е.В. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста // Альманах педагога. Дата размещения: 21.05.2023.
  2. Лурия А.Н. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
  3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. 319 с.
  4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
  5. Хаванева Г.Г. Нейропсихологические игры и упражнения в практике воспитателя коррекционной группы ДОУ // nsportal − образовательная социальная сеть. Дата размещения: 22.10.2022. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 19.04.2024).
  6. Шилкова А.В. Нейроигры с детьми с ОВЗ на занятиях учителя-логопеда // Солнечный свет. Дата размещения: 20.11.2023. № 324321. URL: https://solncesvet.ru (дата обращения: 19.04.2024).
  7. Шмидт Е.В. Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя – логопеда // Дошкольник.рф. Дата размещения: 21.12.2021. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения: 19.04.2024)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Презентация: Проект "Создание условий для личностного и психофизического развития дошкольников через внедрение кинезиологических упражнений"

Цель проекта: Создать систему условий для психофизического развития дошкольников через внедрение кинезиологичеких  упражнений.Задача проекта:Для педагогов: 1.Формировать   инф...

Мастер-класс"Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левог...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития дошкольников

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙИгра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка....

Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников

Уровень детей с невысоким или даже низким показателем речевого развития, дети имеющие проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, со сниженной функцией внимания и памяти часто встречаю...

Консультация для воспитателей "Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников"

Консультация для воспитателей "Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников"...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития дошкольников

музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития дошкольников...