Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции плоскостопия.
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)
Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Программа адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям и всем тем, кто интересуется данной проблемой.
Цель программы: формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга
Организация оздоровительной работы
с детьми дошкольного возраста
по профилактике и коррекции плоскостопия.
Выполнил:
инструктор по физической культуре
Мурова Е.А.
Санкт-Петербург
2024
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Страница |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
Пояснительная записка | 3 | |
Цели, задачи программы | 3 | |
Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста | 4 | |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
Задачи коррекционной деятельности | 6 | |
Перспективный план занятий с детьми старшего дошкольного возраста на 2024-2025учебный год | 6 | |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 8 |
4. | Приложение | 8 |
5. | Список литературы | 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Программа адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям и всем тем, кто интересуется данной проблемой.
В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием.
Проблемой в организации коррекционной работы с детьми по профилактике плоскостопия является то, что ежегодно проводимые в детском саду медицинские осмотры охватывают лишь детей старшего дошкольного возраста, когда занятия с детьми уже не имеют эффективности.
Понятно, что предупредить дефекты стопы значительно легче, чем их лечить. Поэтому так важно правильно организовать комплексную работу по профилактике плоскостопия уже на ранней стадии заболевания, привлекая к решению проблемы не только сотрудников ДОО, но и родителей воспитанников.
Плоскостопие – это деформация стопы, в результате которой понижается её свод. Плоскостопие бывает продольное (когда свод стопы понижается в направлении от пальцев к пяточной кости) и поперечное (свод стопы понижается в направлении от мизинца до большого пальца стопы через клиновидные, кубовидные и плюсневые кости) (рис.2.).
Основной признак продольного плоскостопия – отсутствие внутренней выемки стопы, поэтому пятка и вся стопа как бы лежат на внутреннем крае и отклоняются кнаружи.
В результате нарушается рессорная функция стопы, благодаря которой тело не испытывает толчков и сотрясений при ходьбе, беге и прыжках.
Цель программы: формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.
Задачи программы:
- Развивать силовую выносливость мышц и двигательные навыки, совершенствовать физические качества.
- Расширять у детей представления и знания о здоровье, гигиене и теле человека.
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шестой год жизни (старшая группа)
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель, инструктор по физической культуре уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью).
Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа)
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме инструктор по физическому развитию обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Наряду с воспитателем инструктор по физической культуре помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение.
Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», выступления на спортивных, общегородских соревнованиях направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки.
Воздушный и тепловой режимы, освещенность спортивного зала должны соответствовать принятым гигиеническим нормам. Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса. Быстро увеличивается длина конечностей. Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. Поэтому постоянный контроль за позой и осанкой каждого ребенка — обязательное условие его нормального физического развития.
У старших дошкольников наблюдается незавершенность строения стопы. Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Его причиной могут стать постоянное ношение обуви без каблучка, на жесткой, негнущейся подошве, большего, чем нужно, размера, а также излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Инструктору следует быть внимательным к жалобам отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии.
У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы. Для их развития инструктор часто использует пальчиковую гимнастику.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Задачи:
- Дать детям представление о правильной осанке с показом наглядных пособий.
- Формировать навык правильной осанки у вертикальной плоскости.
- Познакомить детей с навыками правильной осанки в различных положениях.
- Формировать навык правильной осанки в различных положениях и с различными движениями рук.
- Дать детям представление о здоровой стопе, с показом наглядных пособий.
- Развивать мелкие мышцы стопы.
Перспективный план занятий с детьми старшего дошкольного возраста
на 2024-2025 учебный год
№ п/п | Месяц, цель проведения заданий | |
Сентябрь | ||
Занятие № 1-8 | Мониторинг. | |
Октябрь | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу, ходьбе по гимнастической палке вдоль и поперек | |
Занятия № 3, 4 | Цель: упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании | |
Занятия № 5, 6 | Цель: учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их с места на место; упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом | |
Занятия № 7, 8 | Цель: упражнять в ходьбе на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч; упражнять в ходьбе по ребристой доске | |
Ноябрь | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: упражнять в ходьбе «гусиным шагом»; обучение массажу стопы | |
Занятия № 3, 4 | Цель: учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола; упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на нужные края стоп | |
Занятия № 5, 6 | Цель: учить ползающим движениям стоп вперед и назад с помощью пальцев; упражнять в сведении и разведении пяток | |
Занятия № 7, 8 | Цель: упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочередно) | |
Декабрь | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: упражнять ходьбе на наружном своде стопы; закреплять умение ходить по гимнастической палке | |
Занятия № 3, 4 | Цель: закрепить умение ходьбы на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы» | |
Занятия № 5, 6 | Цель: закреплять умение активного сгибания и разгибания стоп, катания подошвами округлого предмета | |
Занятия № 7, 8 | Цель: упражнять прыжкам на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках); совершенствовать ходьбу по рейке гимнастической скамейки и ребристой доске | |
Январь | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: закреплять ходьбу по намеченной линии с приставлением пятки к носку; совершенствовать ходьбу на наружных краях стоп | |
Занятия № 3, 4 | Цель: закреплять круговые вращения стопы влево-вправо; упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу | |
Занятия № 5, 6 | Цель: совершенствовать в захвате, приподнимании и удерживании пальцами одной ноги легкого предмета; сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом | |
Занятия № 7, 8 | Цель: учить ходьбе на носках по наклонной плоскости, а также приставным шагом по рейке гимнастической скамейки (прямо и боком) | |
Февраль | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: закреплять ходьбу на наружных сводах стопы и на носках по наклонной плоскости | |
Занятия № 3, 4 | Цель: отрабатывать общеразвивающие упражнения «Матрешки», «Красивые сапожки, резвые ножки», «Танец каблучков» | |
Занятия № 5, 6 | Цель: отрабатывать общеразвивающие упражнения «Гармошка», «Елочка» | |
Занятия № 7, 8 | Цель: отрабатывать общеразвивающие упражнения «Присядка», «Шаг с припаданием» | |
Март | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: совершенствовать ходьбу на наружных краях стоп по канату боковым приставным шагом | |
Занятия № 3, 4 | Цель: закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; совершенствовать круговые движения стопами по максимальной окружности | |
Занятия № 5, 6 | Цель: учить балансированию на балансире. | |
Занятия № 7, 8 | Цель: учить перепрыгиванию через скамейку с одной стороны на другую, опираясь обеими руками; отрабатывать ходьбу с постановкой ноги с носка на всю ступню | |
Апрель | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: закреплять ходьбу на наружном своде стопы и с перекатом на носок | |
Занятия № 3, 4 | Цель: совершенствовать навыки ходьбы по гимнастической палке прямо и боком; отрабатывать общеразвивающие упражнения «Эквилибристы», «Цыплята» | |
Занятия № 5, 6 | Цель: отрабатывать общеразвивающие упражнения «Лыжные тренировки», «Разминка» | |
Занятия № 7, 8 | Цель: отрабатывать общеразвивающие упражнения «Куры на месте», «Раскатаем тесто» | |
Май | ||
Занятия № 1, 2 | Цель: совершенствовать навыки ходьбы на носках с высоким подниманием бедра и ходьбы по гимнастической палке прямо и боком | |
Занятия № 3–5 | Цель: отрабатывать общеразвивающие упражнения из положения сидя | |
Занятия № 6–8 | Цель: совершенствовать навыки поворотов голени внутрь и наружу; отрабатывать прыжки с небольшим продвижением вперед (на носках) | |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Курс рассчитан на восемь месяцев. Планирование работы и распределение коррекционного материала осуществляется по квартал.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Занятия проходят в спортивном зале.
Оборудование: кубики, гимнастическая палка, маленький мяч, мелкие предметы округлой формы, набивной мяч (вес 1 кг), обручи и кольца разных размеров, ребристая дорожка, массажные коврики.
Приложение.
«Матрешки».
И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 – правую вперед на пятку, 2–3 – покачать носком вправо-влево, 4 – приставляя правую, исходное положение, 5–8 – то же с левой ноги.
«Красные сапожки, резвые ножки».
И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс, 1 – правую вперед – в сторону на пятку, 2 – правую на носок, 3 – правую на пятку, 4 – с притопом приставляя правую, исходное положение, 5–8 – то же с левой ноги.
«Танец каблуков».
И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс, 1–2 – поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх, 3–4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, руки на пояс.
«Гармошка».
И. п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, 1 – слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо, 2 – опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь, 3 – слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо, 4 – опуская носок правой и пятку левой на пол, исходное положение, 5–8 – то же, что 1–4, 1–8 – то же, передвигаясь влево.
«Елочка».
И. п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, 1 – слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 2 – 2 – слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3 – 3–8 – таким образом продолжать передвигаться вправо, 4 – 1–8 – то же влево.
«Присядка».
И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, 1 – присед на носках, колени в стороны, руки вперед в стороны ладонями вверх, 2 – пятки вместе носки врозь, 3 – правую в сторону на пятку, 4 – приставляя правую, (исходное положение)пятки вместе носки врозь, 5–8 – то же с другой ноги.
«Шаг с припаданием».
И. п. – стоя на правой ноге, левую в сторону – книзу, руки на пояс, 1 – шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, 2 – встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону – книзу, 3–4 – то же, что на счет 1–2, то же в другую сторону.
«Эквилибристы».
Сохранять равновесие, стоя на балансире. Руки в стороны (1 мин).
«Цыплята».
И. п. – основная стойка, руки на поясе. Присесть на носочках (8–10 раз).
«Лыжные тренировки».
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Левая нога стопой скользит по правой голени. То же правой стопой по левой голени (8–10 раз).
«Разминка».
И. п. – сидя на стуле, одна нога на колени другой. Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30–40 с, 2 раза).
«Раскатаем тесто».
Катание стопой пластмассового шарика (по 40 с).
«Куры на насесте».
Приседание на гимнастической палке, опираясь на спинку стула (до 1 мин).
Список литературы:
- И.О.Бочкарёва. Система работы по формированию здорового образа жизни. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2008;
- О.В.Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников. – Москва «Просвещение» 2006;
- Картотека игровых занятий по месяцам;
- М.А. Павлова, М.В.Лысогорская.Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения.- «Учитель»,2016.;
- Л.И.Пензулаева.Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – Москва «Мозаика-Синтез» 2011;
- Е.И.Подольская.Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет.2008; Л.Ф.Тихомирова.Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8 лет.2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".
Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

«Организация работы с детьми дошкольного возраста в книжном уголке»
Консультация для педагогов по организации книжного уголка и работы в нем....

Организация оздоровительной работы ребенка дошкольного возраста
Ваш ребенок боится воды? В ваших силах сделать так, чтобы купание стало не только полезным, но и любимым занятием ребенка!...

Мастер – класс для педагогов по изготовлению и использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
Методическая разработка...

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике и коррекции нарушений в социально-эмоциональном развитии
Цель развития социально-эмоционального интеллекта у дошкольников: формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам и взросл...

Консультация для воспитателей «Особенности организации оздоровительных прогулок в дошкольном возрасте».
Консультация для воспитателей«Особенности организации оздоровительных прогулок в дошкольном возрасте».Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с ...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Cегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...
