Консультация "Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы, при инклюзивном образовании детей с ОВЗ"
консультация по физкультуре

Белова Дарья Игоревна

Детский сад- это одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы, при инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

Детский сад- это одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

 

     Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста. Она складывается из множества факторов.

      Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов.

    Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. 

    Согласно п. 13.2 СанПиН в детском саду рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, плавание в бассейне, занятия на тренажерах нетрадиционного физкультурного оборудования.

     Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется, как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
     Зачастую воспитатель просто присутствует на занятии или досуге, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

     Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

      Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим: специалист занимается с детьми с ОВЗ, воспитатель с остальными (и наоборот).

      Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются не только возрастные особенности детей, а их особенности здоровья, и так же интересы.

      В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

      Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

          В нашем детском саду мы используем много форм работы с детьми с ОВЗ. И сейчас я хочу поделиться с вами одним из наиболее выгодных вариантов работы с детьми. Это – игры.

      Например, игры в парах – наиболее простой вид взаимодействия детей. Они способствуют пробуждению интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности, воспитывают толерантность к друг другу.

     Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, с детским церебральным параличом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр.

     Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

     Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазание и т.д. Игры доступны и тем детям, которые передвигаются в колясках.

Первая игра: «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

 Инструкция: Игра проводится в парах. В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, ладонью, ногой, пальцами, локтем выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

Следующая игра: Для детей слабослышащих, глухих.

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Инвентарь: обручи, картинки

Инструкция: Дети раздаются картинки с изображением какого-либо животного. «Зверь» садятся парами в «клетку» — в обруч на полу.  Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Следующая игра: для детей с нарушением зрения.

«Слепой и поводырь» «Невидимые дорожки»

     Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

   Инструкция: Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.

Так же можно усложнить, давать только словесные инструкции.

И немного про бассейн.

       Плавание является одним из самых эффективных средств восстановления двигательных функций с детьми ОВЗ, детьми - инвалидами. Водная среда оказывает гармонизирующее влияние на физиологическое и психоэмоциональное состояние ребенка, способствует закаливанию организма, чем улучшает соматическое здоровье, повышает сопротивляемость к инфекциям, улучшает общее состояние.

Для индивидуальной работы можно использовать такие игровые упражнения:

Для укрепления мышц ног, подвижности свода стопы: упражнения: "Фонтан"

Для развития дыхательной мускулатуры, улучшения подвижности мышц грудной клетки и вентиляции легких: "Горячий чай", "Шарик"

Для снятия состояния тревожности, преодоления боязни воды, использовать такие упражнения: "Поймай воду", "Водичка, водичка, умой мое личико", «Птичка моет носик»

В заключении хотелось бы отметить:

     Не стоит бояться работы с детьми с ОВЗ, они всегда открыты и рады нашему вниманию и участию. А тесное взаимодействие инструктора по физкультуре, воспитателя – это главный принцип работы с детьми ОВЗ.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы, при инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

Детский сад- это одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

 

     Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста. Она складывается из множества факторов.

      Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов.

    Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. 

    Согласно п. 13.2 СанПиН в детском саду рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, плавание в бассейне, занятия на тренажерах нетрадиционного физкультурного оборудования.

     Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется, как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
     Зачастую воспитатель просто присутствует на занятии или досуге, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

     Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

      Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим: специалист занимается с детьми с ОВЗ, воспитатель с остальными (и наоборот).

      Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются не только возрастные особенности детей, а их особенности здоровья, и так же интересы.

      В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

      Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

          В нашем детском саду мы используем много форм работы с детьми с ОВЗ. И сейчас я хочу поделиться с вами одним из наиболее выгодных вариантов работы с детьми. Это – игры.

      Например, игры в парах – наиболее простой вид взаимодействия детей. Они способствуют пробуждению интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности, воспитывают толерантность к друг другу.

     Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, с детским церебральным параличом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр.

     Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

     Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазание и т.д. Игры доступны и тем детям, которые передвигаются в колясках.

Первая игра: «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

 Инструкция: Игра проводится в парах. В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, ладонью, ногой, пальцами, локтем выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

Следующая игра: Для детей слабослышащих, глухих.

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Инвентарь: обручи, картинки

Инструкция: Дети раздаются картинки с изображением какого-либо животного. «Зверь» садятся парами в «клетку» — в обруч на полу.  Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Следующая игра: для детей с нарушением зрения.

«Слепой и поводырь» «Невидимые дорожки»

     Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

   Инструкция: Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.

Так же можно усложнить, давать только словесные инструкции.

И немного про бассейн.

       Плавание является одним из самых эффективных средств восстановления двигательных функций с детьми ОВЗ, детьми - инвалидами. Водная среда оказывает гармонизирующее влияние на физиологическое и психоэмоциональное состояние ребенка, способствует закаливанию организма, чем улучшает соматическое здоровье, повышает сопротивляемость к инфекциям, улучшает общее состояние.

Для индивидуальной работы можно использовать такие игровые упражнения:

Для укрепления мышц ног, подвижности свода стопы: упражнения: "Фонтан"

Для развития дыхательной мускулатуры, улучшения подвижности мышц грудной клетки и вентиляции легких: "Горячий чай", "Шарик"

Для снятия состояния тревожности, преодоления боязни воды, использовать такие упражнения: "Поймай воду", "Водичка, водичка, умой мое личико", «Птичка моет носик»

В заключении хотелось бы отметить:

     Не стоит бояться работы с детьми с ОВЗ, они всегда открыты и рады нашему вниманию и участию. А тесное взаимодействие инструктора по физкультуре, воспитателя – это главный принцип работы с детьми ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОО

Слаженность в работе педагогов –  залог хорошего результата.  Данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специ...

Тетрадь взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателем в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Все, что делают воспитанники на занятиях по физической культуре, воспитатель обязательно закрепляет с ними в повседневной жизни при проведении индивидуальной работы, которая проводиться в часы игр и п...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности ребенка Задача до...

Презентация. Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателяв процессе физкультурно-оздоровительной работы ....

Доклад."Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы".

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно оздоровительной работы....

Консультация для воспитателей.  «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми».

В детском возрасте формируются жизненно важные, базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствии формируется вся...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольное общеобразовательное учреждении»

Консультация для педагогов:«Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольное общеобразовательное учреждении»...