«Гендерный подход на занятиях физической культуры в ДОУ»
материал по физкультуре

Чусова Александра Андреевна

Цель: Изучить информацию о гендерном воспитании дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3 «Золотой ключик»

«Гендерный подход на занятиях физической культуры в ДОУ»

Инструктор ФКиС

Чусова А.А.

Сысерть, 2025г.

Цель: Изучить информацию о гендерном воспитании дошкольника

Задачи:

1.     Рассказать о гендерном подходе, применять его  на занятиях физкультуры в ДОУ;

2.     Познакомить педагогов с оптимальными средствами и методами для развития физических качеств дошкольников  по гендерному различию;

          Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это-то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими.

Мальчик и девочка — это два разных мира.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Девочки:

·         быстрее схватывают новый материал, мыслят конкретнее;

·         легче усваивают правила и алгоритмы;

·         любят задания на повторение;

·         лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

Мальчики:

Новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственное, интуитивное, эмоционально-образное мышление).

·         труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

·         им важно понять  смысл задания, а не  объяснения “от простого к сложному”;

·         лучше выполняют задания на сообразительность;

·         не терпят однообразия;

    Особенности физического развития.

Мальчики:

·        физически сильнее, но менее выносливы;

·        их отличает быстрота движений, активность, подвижность;

·        нет усидчивости;

·        подвержены негативному влиянию окружающей среды.

Девочки:

·        дыхание с участием грудной клетки;

·        более частое сердцебиение;

·        быстрая утомляемость;

·        девочки не так сильны физически, но при этом более выносливы.

     Двигательные функции мальчиков:

·        большая выносливость к статическим усилиям;

·        движения мальчиков отличают простота, угловатость, силовой, атлетический стиль, четкая целенаправленность;

·        если дать мальчикам мяч, они  начинают с ним пытаться играть в футбол, это проявляется в сильных ударах по мячу, присутствуют элементы атаки, нападения, преследования.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, а движения скоростно-силового характера: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы  в цель и на дальность, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на дверях.

Двигательные функции девочек:

·        центр тяжести у девочек находится ниже, поэтому они лучше справляются с упражнениями на равновесие;

·        девочки более ловкие, гибкие, движения  пластичные, плавные, богаты  мимикой, жестами, с элементами боязни, пассивности;

·        девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой, обручем

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Памятка для педагогов и родителей при общении

 с мальчиками и девочками.

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Таким образом в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанникам на занятиях физической культурой

Физическое развитие ребёнка – столь же важная составляющая воспитательного процесса, как и работа по его умственному, эмоциональному развитию. При изучении основ знаний, предусмотренных комплексной пр...

Консультация "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры"

Консультация "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры"...

Тема: «Нейропсихологический подход в работе с детьми на занятиях физической культуры»

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Основа формирования личности – это полноценное физическое...

Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

Основная идея проекта – это создание спортивной площадки (доступной в нерабочее время не только для детей, посещающих ДОО, но и детей всего микрорайона Западный в п. Агинское) по принципу класте...

УДК Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здорового образа жизни МАДОУ детский сад «Ульгэр»ГО «Поселок Агинское», пгт. Агинское, Россия

Данная статья посвящена проблеме  создания спортивной площадки  с учетом сезонности и запросов родителей, интересов детей, социальных партнеров, для стимулирования у детей интереса к занятия...

«Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода на занятиях физической культурой для детей с ОВЗ»

Приоритетной задачей современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной целью является формирование у ребёнка с ...