АОП для детей ОВЗ с интеллектуальным нарушением"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)
Программа разработана для детей дошкольного возраста, с тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 5 лет. В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровье дошкольника, с тяжелой умственной отсталостью, коррекционно – реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию, компенсацию и социальную адаптацию каждого воспитанника. Профилактику негативизмов, стабилизацию эмоциональной сферы, нервных срывов; общее развитие всех функций организма, двигательных умений и навыков, воспитание мотивации к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физического воспитания, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание основ положительных нравственных качеств, овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание навыков самообслуживания и подготовка к бытовой независимости.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, методические рекомендации (основные указания к программе), содержание занятий для I года обучения разработанных из расчета 2 или 3 часа в неделю (в зависимости от года обучения) и расписанные по полугодиям темы занятий. Для каждого года обучения сформированы примерные требования к умениям и навыкам.
Физическое воспитание данной программой предполагает организацию физического воспитания дошкольников в Детском садском саду, как на специальных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.
В Детском саду необходимо создать благоприятные санитарно – гигиенические условия, соблюдение режима дня, обеспечить заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно – ориентированного подхода; организовать полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводить закаливающие мероприятия, утреннюю гимнастику, при наличии соответствующих условий организовать обучение плаванию.
Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям. Основные требования к учебно - воспитательному процессу: четкость и ритмичность обучения, учет продолжительности частей занятия и их особенности, используемые методы (активный и пассивный, наглядный и т.д.), определенный темп выполнения различных физических упражнений по показу и на основе словесной инструкции, а так же под музыкальное сопровождение; развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, возможность обеспечить каждому ребенку двигательную активность в соответствии с его психофизическими возможностями.
Программа ориентирована на создание в Детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены и социализации, а также на освоение умений и навыков дошкольников, с тяжелой умственной отсталостью здорового образа жизни, элементарных правил безопасного поведения.
Физическое воспитание в Детском саду, направленно на охрану жизни, укрепление здоровья, коррекцию двигательных недостатков, своевременное формирование у детей – инвалидов двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость и т.д.). Овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание положительных эмоциональных качеств, развитие мотивации к обучению.
Выделяются три основные задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные в соответствии с возрастными, анатомо – физиологическими и психологическими особенностями.
Все задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию детей дошкольного возраста, имеющих тяжелую умственную отсталость, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие, психофизическую готовность к учебным нагрузкам и формированию навыкам бытовой независимости.
Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор и размещение мебели, физкультурного, инвентаря с учетом педагогических, медицинских, гигиенических, эстетических требований, предъявляемых к ним, а так же нормативно правовых актов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Физическое воспитание
Пояснительная записка
Программа разработана для детей дошкольного возраста, с тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 5 лет. В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровье дошкольника, с тяжелой умственной отсталостью, коррекционно – реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию, компенсацию и социальную адаптацию каждого воспитанника. Профилактику негативизмов, стабилизацию эмоциональной сферы, нервных срывов; общее развитие всех функций организма, двигательных умений и навыков, воспитание мотивации к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физического воспитания, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание основ положительных нравственных качеств, овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание навыков самообслуживания и подготовка к бытовой независимости.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, методические рекомендации (основные указания к программе), содержание занятий для I года обучения разработанных из расчета 2 или 3 часа в неделю (в зависимости от года обучения) и расписанные по полугодиям темы занятий. Для каждого года обучения сформированы примерные требования к умениям и навыкам.
Физическое воспитание данной программой предполагает организацию физического воспитания дошкольников в Детском садском саду, как на специальных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.
В Детском саду необходимо создать благоприятные санитарно – гигиенические условия, соблюдение режима дня, обеспечить заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно – ориентированного подхода; организовать полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводить закаливающие мероприятия, утреннюю гимнастику, при наличии соответствующих условий организовать обучение плаванию.
Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям. Основные требования к учебно - воспитательному процессу: четкость и ритмичность обучения, учет продолжительности частей занятия и их особенности, используемые методы (активный и пассивный, наглядный и т.д.), определенный темп выполнения различных физических упражнений по показу и на основе словесной инструкции, а так же под музыкальное сопровождение; развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, возможность обеспечить каждому ребенку двигательную активность в соответствии с его психофизическими возможностями.
Программа ориентирована на создание в Детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены и социализации, а также на освоение умений и навыков дошкольников, с тяжелой умственной отсталостью здорового образа жизни, элементарных правил безопасного поведения.
Физическое воспитание в Детском саду, направленно на охрану жизни, укрепление здоровья, коррекцию двигательных недостатков, своевременное формирование у детей – инвалидов двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость и т.д.). Овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание положительных эмоциональных качеств, развитие мотивации к обучению.
Выделяются три основные задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные в соответствии с возрастными, анатомо – физиологическими и психологическими особенностями.
Все задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию детей дошкольного возраста, имеющих тяжелую умственную отсталость, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие, психофизическую готовность к учебным нагрузкам и формированию навыкам бытовой независимости.
Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор и размещение мебели, физкультурного, инвентаря с учетом педагогических, медицинских, гигиенических, эстетических требований, предъявляемых к ним, а так же нормативно правовых актов.
Методические рекомендации
(указания к программе)
Дети с тяжелой умственной отсталостью, уже начиная с самого раннего возраста демонстрируют значительное отставание показателей психического развития в плане моторики, чувственного восприятия, общения. Страдают нарушениями двигательных, сенсорных и физических функций. Опорно – двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Дети не умеют самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. У них задерживается развитие функции прямостояния, они позже начинают ходить, бегать, прыгать и т.д. Особое значение имеет нарушение «схемы тела», когда у ребенка не формируются представления о способах функционирования своего тела. Он не может выделять части тела, не ориентируется в их расположении и назначении. Проявления двигательной недостаточности связаны с нарушениями кинестетической чувствительности. В связи с этим затруднено выполнение сложных движений, их координации, где требуется четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, их координация. Дети излишне напрягают мускулатуру тела, пытаясь выполнять движение. Следствием могут стать мышечные «зажимы» (чрезмерное напряжение), повышение мышечного тонуса, тремор. Нарушается амплитуда и объем дыхания, что проявляется в нечеткости движений, «затухании» начатого движения. При ходьбе у детей отмечается чрезмерное размахивание рук, сложности в преодоление препятствий. Неловкость и значительно сниженная маневренность составляют основную характеристику движений у дошкольников с глубокими нарушениями интеллекта.
Они слабо реагируют на окружающую обстановку, у них проблемы с сознанием, трудности вступления в контакт, слабое развитие экспрессивных навыков – все это затрудняет для них взаимодействие с окружающей средой. В моторике потенциал весьма ограничен: у них слабо выражены навыки, связанные с мелкой моторикой, нарушена координация глаз – рука. Они плохо ориентируются во времени и пространстве, нарушена пространственно – временная организация двигательного акта. Дети не соотносят темп и ритм движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения. Снижена переключаемость движений при смене поз и действий. Двигательные нарушения охватывают и артикуляционный аппарат, что выражается в расстройствах звукопроизносительной стороны речи. Словарный запас ограничивается несколькими ситуациями, объектами и событиями из их повседневной жизни. Некоторые выражают себя посредством воспроизведения значимых звуковых сигналов, жестов, мимики и телодвижений. Пассивное восприятие языка развито у них лучше, чем активное. Слабость усвоения движений, нестойкость их закрепления и нечеткость воспроизведения обусловлены нарушениями процессов запоминания и воспроизведения, неустойчивостью внимания, недостаточностью ориентировочной основы деятельности. Наиболее трудным для ребенка дошкольного возраста является выполнение движений по речевой инструкции, по показу, воспроизведение последовательности движений. Наличие синкинезий, гиперкинезов, парезов, параличей, проявление тонических рефлексов (когда ребенок застывает в неудобной позе, или не может удержать конечность в определенном положении) осложняет двигательную сферу ребенка.
Степень личной самостоятельности колеблется от достаточно большой степени самостоятельности, при условии присмотра со стороны, до полной зависимости. Отмечается ограниченность социальных связей с другими людьми. Можно выделить основные трудности в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелую умственную отсталость:
- отсутствует концентрация внимания;
- плохая фокусировка или переключаемость внимания;
- отсутствует мотивация;
- угадывание вместо понимания;
- неадекватная организация;
- отсутствие рефлекса обратной связи;
- пассивность;
- высокая степень «импульсивности»;
- повышенная утомляемость;
- мышечная слабость;
Все это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелую умственную отсталость.
Снижение двигательной активности детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью ухудшает состояние их организма в целом. Страдают и нервно – мышечная система, и функции внутренних органов. Хорошо продуманная и четко организованная система коррекции двигательной активности и нервно – психической регуляции с использованием специальных упражнений и игровых заданий позволяет оказывать необходимую помощь детям. Значение физического воспитания, заключается в том, что оно помогает детям дошкольного возраста, адаптироваться к учебным нагрузкам, восстанавливаться физически и психически, регулировать свои возможности. Только при соблюдении принципа индивидуального дозирования физической нагрузки и контроля за состоянием здоровья детей, можно рассчитывать на положительный результат.
Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. В водной части педагог должен пробудить у детей интерес к занятию, эмоционально и психологически настроить на него, активизировать внимание, обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической нагрузке. Подбор и дозировка упражнений зависит от их сложности, возраста детей и степени освоения ими данного материала, а также от содержания основной части занятия.
В подготовительной части занятия предлагаются коррегирующие упражнения, направленные на коррекцию нарушений сердечно – сосудистой и дыхательной системы, эндокринной патологии, диспластичности. Упражнения проводятся в виде различных видов дыхательной гимнастики, элементов лечебной физкультуры и активизации компенсаторных возможностей детского организма.
В основной части занятия детей обучают общеразвивающим упражнениям и основным движениям: они знакомятся с новым двигательным материалом, повторяют уже известный, с использованием различных вариантов, совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. В основной части занятия дети играют в подвижные игры. Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности дошкольников, решение более трудных задач намечают на начало основной части.
В заключительной части занятия детям должен быть обеспечен постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию, приведению пульса к норме. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение; поэтому содержанием заключительной части становятся различные виды ходьбы (в том числе в интенсивном темпе с замедлением), танцевальные упражнения, игры малой подвижности с участием всех детей. Длительность игры не должна превышать 2-4 минут. Продолжительность занятия составляет:
I год обучения – до 15 минут
Цели, задачи и принципы коррекционного обучения по физическому воспитанию детей с ЗПР.
Цели:
- формирование общей физической культуры;
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- формирование у детей устойчивых навыков к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;
- развитие точности произвольных движений, умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- закрепление навыков самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления;
- развивитие соответствующей их индивидуально-типологическим особенностям динамическую и зрительно-моторную координацию.
Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды и работоспособности организма. Учитывая специфику данного термина, оздоровительные задачи физического воспитания определяются применительно к каждой возрастной группе воспитанников в более конкретной форме:
- помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно – суставного аппарата, способствовать развитию всех групп мышц (особенно – мышц-разгибателей), формированию опорно – двигательного аппарата и развитию двигательного анализатора;
- способствовать правильному соотношению частей тела и правильному функционированию внутренних органов, совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развитию органов чувств, функции терморегуляции и центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность).
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств и двигательных способностей, передача простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о спорте.
Воспитательные задачи:
- формирование культурно – гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни, культуры чувств и эстетического отношения к физическим упражнениям;
- воспитание волевых качеств личности (смелость, решительность, выдержка, настойчивость и т.д.);
- формирование положительных черт характера (организованность, скромность и др.);
- формированиенравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи и т.п.).
Принципы коррекционного обучения:
-принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
- принцип развивающего обучения от детей требует приложение усилий для овладения новыми движениями;
- принцип интеграции: процесс оздоровления детей ДОУ осуществляет в тесном единстве с учебно-воспитательном процессом;
- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;
-принцип индивидуально-личностной ориентации воспитанияпредполагает, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности воспитанника, планирует его развитие, намечает пути совершенствования уже приобретенных умений и навыков, построение двигательного режима;
- принцип доступностипозволяет исключить негативные последствия для организма детей в результате завышенных требований физических нагрузок;
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительно-физкультурной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Планируемые результаты освоения программы для детей 4,0 -5,0 лет
- формирование у детей интереса к движениям и желания самостоятельно их выполнять;
- развитие динамической и зрительно-моторной координации;
- развитие двигательной памяти и зрительного внимания в процессе выполнения двигательных цепочек из 3-5 элементов;
- формирование навыка владения телом в пространстве и сохранение равновесия;
- развитие одновременности и согласованности движений детей;
- умение самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
-обогащение двигательной базы детей разноименными и разнонаправленными движениями;
- соблюдение правильной осанки во время ходьбы, сохранение заданного темпа (быстрый , средний, медленный);
- умение выполнять упражнения с напряжением;
- умение выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне; при беге парами согласовывать свои движения с движениями партнера;
- умение энергично отталкиваться для прыжка, мягко приземляться с сохранением равновесия;
- формировать умение детей ловить мяч (расстояние 1,5 м), отбивать его от пола до 5 раз подряд;
-принимать правильное исходное положение при метании;
- ползать разными способами, лазать по гимнастической лестнице приставным и переменным шагом;
- развитие ритмичности, пластичности и выразительности движений детей в соответствии с вербальным и невербальным образом;
- выполнение детьми движений с речевым и музыкальным сопровождением;
-воспитание у детей стремления действовать по правилам, соблюдая их на протяжении подвижной игры, эстафеты, общеразвивающих упражнений.
Утренняя гимнастика.
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и общесоматического развития детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью, является организация режима дня.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построение режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенические и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в Детском доме – интернате для детей с тяжелой умственной отсталостью этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным особенностям детей – инвалидов, содействие укреплению физического и психического здоровья. Это зависит от правильной комплектации групп по возрастному и психофизическому состоянию детей. Большое значение в данном контексте принадлежит утренней гимнастики, которая должна проводиться ежедневно. Она включает в себя упражнения, уже разученные на занятиях по физическому воспитанию, и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки на месте и с продвижением; общеразвивающие упражнения; танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.
Общеразвивающие упражнения, как правило, даются в следующей последовательности: вначале для мышц плечевого пояса, шеи, кистей, рук; затем для гибкости позвоночника (туловища), брюшного пресса и ног. Однако, если после общеразвивающих упражнений дети выполняют подскоки или прыжки с продвижением вперед, последовательность упражнений может быть иной: упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса и рук; брюшного пресса и ног; спины и гибкости позвоночника.
Включение в утреннюю гимнастику уже разученных упражнений позволяет создать у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их. Развитию мотивации при выполнении разученных движений способствует музыкальное сопровождение.
Физкультминутки.
Учитывая физиологические особенности детей, с тяжелой умственной отсталостью и ту умственную нагрузку, которую они получают во время учебно – воспитательного процесса на занятиях, необходимо во время любого занятия проводить коррекционную физкультминутку. На них можно использовать упражнения для плечевого пояса, потягивания, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кистей рук с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами, выполнение перекрестных движений и др.
Подвижные игры.
Одним из основных средств физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью является организация их двигательной активности. Основа двигательной активности детей – это подвижная игра. Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в развитии у детей с тяжелой умственной отсталостью быстроты ответной реакции на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!».
Выбор методики проведения подвижной игры определяется задачами воспитания эмоционального, действующего сознательно (в меру своих интеллектуальных способностей и возрастных возможностей), овладевшего определенными двигательными навыками, ориентированного в данной окружающей среде, способного проявлять доброжелательное отношение к товарищам ребенка, с тяжелой умственной отсталостью. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так и от типологических особенностей нервной системы. Одновременно двигательная активность тренирует нервную систему, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Подбор и планирование подвижных игр определяется уровнем физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состоянием здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр также принимается во внимание сформированность представлений об обыгрываемом сюжете. Значительное внимание следует уделять атрибутам для занятий по физическому воспитанию и подвижным игр, которые можно изготовить вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста детей и их навыков).
Способ игры зависит от структуры и характера движений. Педагог продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, эмоционально в течение 1,5 – 2 минут. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы, направленной на формирование представлений детей об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игр перед детьми ставится игровая цель, способствующая осознанию игровых правил и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий рассказ, помогающий ребенку перевоплотиться в игровой образ, настроится на выполнение движений, воспринять игровые ситуации и действия.
Любая подвижная игра заканчивается ходьбой, которая должна постепенно снизить физическую нагрузку и привести пульс к норме. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества каждого ребенка.
Подвижные игры также организуются ежедневно на дневной и вечерней прогулках. Для прохладной погоды подбираются игры большой подвижности, в которых одновременно двигаются все дети. В жару желательны спокойные и малоподвижные игры. При выборе игры для детей с тяжелой умственной отсталостью учитывается предыдущая и последующая деятельность детей.
Рекомендуется для укрепления психофизического и соматического здоровья детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью в рамках реабилитационных мероприятий после занятий в первой половине дня периодически проводить пешеходные прогулки. При выборе маршрута учитывается, прежде всего, физическая подготовленность детей. Протяженность пешеходных прогулок не должна превышать 1 км.
Индивидуальная работа на занятиях по физическому воспитанию направлена на формирование двигательных умений и навыков, активизацию малоподвижных детей, снижение нагрузки у гиперактивных и улучшение психофизического развития ослабленных воспитанников. Задача педагога – не только оптимизировать двигательную активность ребенка с тяжелой умственной отсталостью, но и обеспечить с помощью коррекционно - реабилитационных мероприятий функционирование детского организма в целом.
Физкультурные досуги.
Целесообразно 4 раза в год проводить с дошкольниками, имеющими тяжелую умственную отсталость физкультурные досуги. В физкультурные досуги включают знакомые детям физические упражнения, подвижные, спортивные игры и игры – забавы, аттракционы, элементы танцев, игры с музыкальным сопровождением, хороводы, элементы ритмической гимнастики.
Физкультурные праздники.
1 - 2 раза в год необходимо проводить физкультурные праздники. Во время физкультурных праздников дети выполняют общеразвивающие упражнения с предметами, танцевальные движения, играют в игры с элементами соревнования. Праздники предполагают также организацию аттракционов, сюрпризных моментов. Все упражнения проводятся в занимательной форме; каждому ребенку предоставляется возможность продемонстрировать свои умения в беге, прыжках, метании; проявить психофизические качества: быстроту, силу, ловкость, выносливость.
Все дети дошкольного возраста с глубокими нарушениями интеллекта в обязательном порядке подлежат углубленному медицинскому осмотру, с целью определения объема физической нагрузки и рекомендаций по ее распределению в течение года.
П Р О Г Р А М М А
I год обучения
I год обучения – важный этап в жизни ребенка дошкольника с глубокими нарушениями интеллекта. Физиологически темп развития замедляется, но организм в целом крепнет. Однако опорно – двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение не развито. Ребенок не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию.
На первом году обучения приоритетной является работа по телесному ориентированию: активизация кинестетической чувственности, выделению частей тела и освоению их основных движений, развитию равновесия. Основной задачей обучения является формирование умений действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой возрастной группе проводится два занятия в неделю: в холодный сезон – в зале, летом – на площадке.
В первой половине учебного года детей делят на подгруппы с учетом их здоровья и уровня сформированности двигательных навыков. Продолжительность занятий с одной подгруппой не должна превышать 10 - 15 минут. Остальные дети в это время играют под наблюдением помощника воспитателя или персонала по уходу за детьми. Во второй половине года в занятии участвуют все дети одновременно.
Обучая детей движениям воспитатель показывает и объясняет их, а дети подражая ему, выполняют. Упражнения проводятся в игровой форме. Выполнение движений будет более эффективным, если игровой образец уже знаком детям. Например, воспитатель показывает, как мяч отскакивает от пола (земли), сопровождая показ стихами: «Мой веселый звонкий мяч, ты, куда пустился вскачь…»
В вводной части воспитатель игровыми приемами и поощрениями, подбадривающими указаниями стремится вызвать у детей интерес к движению: «Ребята, идти надо тихо, неслышно, как котята, чтобы нас не услышали мышки. Молодец, Ира, головку держишь прямо, идешь красиво!».
Общеразвивающие упражнения дети могут выполнять с предметами (игрушками, флажками, платочками). Их использование повышает мышечное напряжение, усиливает эмоциональный настрой. Предметы, игрушки должны быть знакомыми детям и одинаковыми, иначе дети будут отвлекаться.
Для основной части занятия планируется не более трех основных движений, первым дается новое или более сложное. Два других, хорошо знакомых, закрепляются. Необходимо чередовать упражнения, требующие сосредоточенного внимания с более динамичными, а также обеспечивать нагрузку на разные группы мышц. Для упражнений в основных движениях наиболее целесообразны фронтальный, поточный и индивидуальный способы организации детей.
Физкультурно – оздоровительная работа. В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществляется комплекс оздоровительно - закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Обращать внимание на то, чтобы у детей одежда была двухслойной. Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодивании в течение дня. Самым эффективным закаливающим мероприятием является прогулка с детьми в любую погоду не менее 4 часов в сутки (в зимнее время – при температуре не ниже 15 С). Во время прогулки организуются подвижные игры (зайчики скачут на лужайке, мышки убегают от кота в норки и др.). В теплое время года на прогулке необходимо предусмотреть кратковременное пребывание (до 3-5 минут) детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки походить 2-3 минуты босиком по теплому песку или травке (предварительно убедившись в их чистоте и безопасности). После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног. Учитывать состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды. При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала учреждения.
- Приучать детей находится в помещении в облегченной одежде.
- Обеспечивать длительность пребывания их на воздухе в соответствии с режимом дня.
- Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях.
- Закреплять эти навыки на прогулке.
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
- Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс.
- Учить детей под контролем педагога, а затем с известной самостоятельностью мыть руки, лицо и насухо вытирать их личным полотенцем после занятия.
- Учить себя приводить в порядок.
- Формировать навыки пользования индивидуальными предметами (спортивная форма, расческа, спортивная обувь и др.).
- Учить детей порядку одевания и раздевания.
- При помощи педагога учить снимать одежду и обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках).
- Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, ставить на место обувь.
- Учить правильно надевать одежду и обувь.
- Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления.
- Учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно» и действовать в соответствии с их значением.
- Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки.
Двигательный режим воспитания.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Предупреждать утомление.
- Планировать работу с учетом наличия ослабленных детей, для которых предусматривать работу по облегченной программе.
Задачи:
- Укреплять здоровье детей, закаливать их организм.
- Развивать основные виды движений.
- Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности детей и поддерживать их бодрое состояние.
- Формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности и бытовой независимости.
- Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении.
- Пополнять запас понимаемых слов и активный словарь.
- Развивать потребность в речевом общении.
- Учить понимать слова, обозначающие названия предметов, действия с ними и их качества.
- Формировать умения выражать словами свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
- Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
- Учить детей действиям с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением.
- Подрожать игровым действиям взрослого.
- Отображать по памяти в игре знакомые жизненные ситуации.
- Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов.
- Развивать интерес к музыке, обогащать слуховой опыт ребенка.
- Учить устанавливать взаимосвязь музыки и движений.
- Побуждать к подражанию простейших ритмических движений под музыку.
- Учить здороваться, прощаться, благодарить взрослых.
- Активно помогать детям в освоении соответствующих возрасту и психофизическим способностям умений.
Гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
1. Учить детей дуть на руки.
2. Учить через образное формирование, правильному дыханию(х-х-хо – согреть руки – выдох; ф – ф – фу – остудить воду – выдох; понюхать цветы – вдох и т.д.).
3. Выполнять упражнения по подражанию, под хлопки, под шумовые инструменты (бубен, маракасы, тамбурин и т.д.).
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения.
Отработка правильного дыхания в ходе имитации:
1. Вдох - руки в стороны, выдох - «обнять себя».
2. «Гуси летят». На вдох - руки поднять в стороны, на выдох машут «крыльями»- «гу - у- у»
3. Прямые руки поднять вперед и вверх - вдох; опустить руки через стороны вниз -выдох (ф-ф-ф).
6. Стань «большим» - потянуться вверх.
8. «Самолет» - ходьба по залу. Руки поднять вверх - вдох; руки опустить - выдох (гу-гу-гу).
Коррекционные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
- Дотягивание и захват предмета, находящегося на расстоянии 7-8 см.
- Дотягивание и захват предмета, находящегося перед ребенком.
- Дотягивание и захват предмета, подвешенного на длинной нитке (с раскачиванием и без раскачивания предмета).
- Дотягивание до предмета, и его захват из двух стоящих перед ребенком.
- Захват воздушного шарика, подвязанного на веревочке мяча.
- Перекладывание предметов из одной руки в другую.
- Удержание в руке двух маленьких кубиков.
- Складывание мелких предметов в коробку.
- Захват большим и указательным пальцем нужного предмета.
- Вытряхивание предметов, мелких игрушек из коробки.
- Растирание ладоней, вначале внутренней, затем наружной поверхности.
- Катание орехов, массажных мячей в ладонях.
- Сжимание и разжимание кистей рук с резиновой игрушкой (игрушка с пищалкой).
- «Пальчики здороваются» (поочередное сгибание пальцев рук) с помощью взрослого.
- Круговые движения пальцем взрослого по ладоням ребенка.
- Сгибание и разгибание рук.
Упражнения для формирования правильной осанки, развитие и укрепления мышц спины, гибкости позвоночника и профилактики плоскостопия.
- Хождение по фактурной поверхности (массажному коврику, массажной дорожке).
- Принятие правильной осанки у поверхности (стоя у вертикальной поверхности, лежа на полу).
- Переход из положения лежа на животе в положение сидя.
- Подтягивание до положения стоя на коленях, подтягивание до положения стоя.
- Самостоятельно подниматься из горизонтального положения в вертикальное и наоборот (подниматься с напольного мата, гимнастического коврика).
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
- Продвижение вперед на животе.
- Перекатывание со спины на бок.
- Переворот со спины на живот, подтягивание до положения сидя.
- Ходьба стайкой в прямом направлении.
- В положении стоя, при поддержке взрослого, наклоны вперед и выпрямление.
- В положении стоя, при поддержке взрослого, наклоны вперед и выпрямление через палку (40 – 45 см от пола).
- Приседания с поддержкой взрослого.
- Приседание на корточки и самостоятельное выпрямление.
Ритмические упражнения.
- Выполнять движения под музыкальное сопровождение.
Развитие движений.
- Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
- Учить перекатываться с живота на спину и обратно.
- Учить удерживать в руке предмет.
- Учить концентрировать внимание.
- Учить реагировать на звуковые сигналы.
- Учить реагировать на команды воспитателя.
- Развивать основные движения.
- Учить ходить в прямом направлении.
- Учить сохранять равновесие и постепенно включать движения рук.
- Влезать на стремянку и слезать с нее.
- Подлезать, перелезать.
- Отталкивать предметы.
- Выполнять некоторые движения совместно с другими детьми.
Ходьба и упражнения в равновесии.
- Ходьба стайкой в прямом направлении по лежащей на полу дорожке.
- Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятым одним концом от пола на 5 см (ширина доски 25 см, длина 1,5 – 2 м и вниз до конца.
- Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50Х50Х10 см) и спуск с него.
- Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку.
- Перешагивание через веревку, приподнятую от земли, или палку на 5 см.
- Продвижение вперед из положения лежа на животе на роликовой доске.
Ползанье, лазанье.
- Ползание для доставания предмета.
- Ползанье на расстояние до 2-х м.
- Подлезание под веревку (высота 50 см).
- Пролезание в обруч (диаметр 50 см).
- Лазание со страховкой взрослого по лестнице – стремянке вверх и вниз (высота до 1 м).
- Перелезание через веревку с помощью рук.
- Перелезание через веревку без помощи рук.
Катание, бросание.
- Формирование навыка поднимать и бросать предмет.
- Удержание предмета и его перенесение.
- Отталкивание мешка с песком.
- Толкание вперед кукольной коляски.
- Катание мяча (диаметр 25 см) вперед из исходного положения стоя.
- Катание мяча (диаметр 25 см) вперед из исходного положения сидя.
- Катание мяча (диаметр 25 см) в паре со взрослым.
- Перенос мяча к скату.
- Катание мяча по скату.
- Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз.
- Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вдаль.
Общеразвивающие упражнения.
- Качание назад – вперед стоя на четвереньках.
- Поднимать и доставать предметы из положения стоя на коленях.
- Переступать из обруча в обруч с помощью взрослого.
- Продвигаться вверх по лестнице.
- Умение сползать с лестнице.
- Залазить на стул взрослого.
- Нанизывание колец на колышек без учета величины.
- Вынимание колышков из дощечки с отверстиями.
- Поднимание рук вперед и опускание их в положении сидя на скамейке.
- В положении сидя на скамейке отведение рук за спину.
- В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета (игрушки).
- Прыжки вверх – вниз в положении стоя при поддержке взрослого.
- Совмещенные действия со взрослыми по имитации круговых движений.
- Описание окружности с широким размахом руки.
Подвижные игры (с использованием игрушки и без нее).
Первые полгода подвижные игры проводятся индивидуально, во второй половине года индивидуально и по подгруппам (2-3 ребенка).
Игры на закрепление программного материала:
- «Догони мяч»,
- «Передай мяч»,
- «Доползи до погремушки»,
- «Догони собачку»,
- «Поймай бабочку»,
- «Где пищит мышонок?»,
- «Маленькие и большие»,
Самостоятельные игры с каталками, тележками, автомобилями, самолетами (обрабатывание движений толкания, перемещения, катания, удержание и т.д.).
Игры на концентрацию внимания: «Солнечный зайчик», «Догони зайку», «Мышки», «Перебежки с погремушками».
Игры на ориентировку в пространстве: «По узенькой дорожке», «Гуси – гуси», «Мишка косолапый», «Курица с цыплятами», «Паровозик – паровоз».
Игры на имитацию движений: «Мы белые снежинки», «Совушка – сова», «Коза рогатая», «Полетели птички», «Заинька выйди в сад», «Все ко мне».
К концу года дети должны уметь:
1. Ориентироваться в частях тела.
2. Пользоваться кистью руки (захватывать предметы, перекладывать предметов и т.д.)
3. Толкать предметы (катать коляску, катать машину, катать мяч и т.д.).
4. Реагировать на звуковые сигналы.
5. Реагировать на запреты «нельзя», «стой» и т.д.
6. Уверенно стоять на ногах.
7. Выполнять упражнения со страховкой и при помощи воспитателя.
I полугодие.
Гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
- Учить детей дуть на руки.
- Выполнять упражнения по подражанию, под хлопки, под шумовые инструменты (бубен, маракасы, тамбурин и т.д.).
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения.
Отработка правильного дыхания в ходе имитации:
1. Вдох - руки в стороны, выдох - «обнять себя».
2. Стань «большим» - потянуться вверх.
3. «Самолет» - ходьба по залу. Руки поднять вверх - вдох; руки опустить - выдох (гу-гу-гу).
Коррекционные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
- Дотягивание и захват предмета, находящегося на расстоянии 7-8 см.
- Дотягивание и захват предмета, находящегося перед ребенком.
- Дотягивание и захват предмета, подвешенного на длинной нитке (с раскачиванием и без раскачивания предмета).
- Дотягивание до предмета, и его захват из двух стоящих перед ребенком.
- Захват воздушного шарика, подвязанного на веревочке мяча.
- Перекладывание предметов из одной руки в другую.
- Удержание в руке двух маленьких кубиков.
- Складывание мелких предметов в коробку.
Упражнения для формирования правильной осанки, развитие и укрепления мышц спины, гибкости позвоночника и профилактики плоскостопия.
- Хождение по фактурной поверхности (массажному коврику, массажной дорожке).
- Принятие правильной осанки у поверхности (стоя у вертикальной поверхности, лежа на полу).
- Переход из положения лежа на животе в положение сидя.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
- Продвижение вперед на животе.
- Перекатывание со спины на бок.
- Переворот со спины на живот, подтягивание до положения сидя.
- Ходьба стайкой в прямом направлении.
Ритмические упражнения.
- Выполнять движения под музыкальное сопровождение.
Развитие движений.
Ходьба и упражнения в равновесии.
- Ходьба стайкой в прямом направлении по лежащей на полу дорожке.
- Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятым одним концом от пола на 5 см (ширина доски 25 см, длина 1,5 – 2 м и вниз до конца.
- Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50Х50Х10 см) и спуск с него.
Ползанье, лазанье.
- Ползание для доставания предмета.
- Ползанье на расстояние до 2-х м.
- Подлезание под веревку (высота 50 см).
- Пролезание в обруч (диаметр 50 см).
Катание, бросание.
- Формирование навыка поднимать и бросать предмет.
- Удержание предмета и его перенесение.
- Отталкивание мешка с песком.
- Толкание вперед кукольной коляски.
- Катание мяча (диаметр 25 см) вперед из исходного положения стоя.
- Катание мяча (диаметр 25 см) вперед из исходного положения сидя.
Общеразвивающие упражнения.
- Качание назад – вперед стоя на четвереньках.
- Поднимать и доставать предметы из положения стоя на коленях.
- Переступать из обруча в обруч с помощью взрослого.
- Продвигаться вверх по лестнице.
- Умение сползать с лестнице.
- Залазить на стул взрослого.
- Нанизывание колец на колышек без учета величины.
Подвижные игры (с использованием игрушки и без нее).
Игры на закрепление программного материала:
- «Догони мяч»,
- «Передай мяч»,
- «Доползи до погремушки»,
- «Догони собачку»,
- «Поймай бабочку»,
- «Где пищит мышонок?»,
- «Маленькие и большие».
II полугодие.
Гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
1. Учить через образное формирование, правильному дыханию(х-х-хо – согреть руки – выдох; ф – ф – фу – остудить воду – выдох; понюхать цветы – вдох и т.д.).
2. Выполнять упражнения по подражанию, под хлопки, под шумовые инструменты (бубен, маракасы, тамбурин и т.д.).
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения.
Отработка правильного дыхания в ходе имитации:
1. «Гуси летят». На вдох - руки поднять в стороны, на выдох машут «крыльями»- «гу - у- у»
2. Прямые руки поднять вперед и вверх - вдох; опустить руки через стороны вниз -выдох (ф-ф-ф).
3. Стань «большим» - потянуться вверх.
Коррекционные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
- Захват большим и указательным пальцем нужного предмета.
- Вытряхивание предметов, мелких игрушек из коробки.
- Растирание ладоней, вначале внутренней, затем наружной поверхности.
- Катание орехов, массажных мячей в ладонях.
- Сжимание и разжимание кистей рук с резиновой игрушкой (игрушка с пищалкой).
- «Пальчики здороваются» (поочередное сгибание пальцев рук) с помощью взрослого.
- Круговые движения пальцем взрослого по ладоням ребенка.
- Сгибание и разгибание рук.
Упражнения для формирования правильной осанки, развитие и укрепления мышц спины, гибкости позвоночника и профилактики плоскостопия.
- Переход из положения лежа на животе в положение сидя.
- Подтягивание до положения стоя на коленях, подтягивание до положения стоя.
- Самостоятельно подниматься из горизонтального положения в вертикальное и наоборот (подниматься с напольного мата, гимнастического коврика).
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
- В положении стоя, при поддержке взрослого, наклоны вперед и выпрямление.
- В положении стоя, при поддержке взрослого, наклоны вперед и выпрямление через палку (40 – 45 см от пола).
- Приседания с поддержкой взрослого.
- Приседание на корточки и самостоятельное выпрямление.
Ритмические упражнения.
- Выполнять движения под музыкальное сопровождение.
Развитие движений.
Ходьба и упражнения в равновесии.
- Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку.
- Перешагивание через веревку, приподнятую от земли, или палку на 5 см.
- Продвижение вперед из положения лежа на животе на роликовой доске.
Ползанье, лазанье.
- Лазание со страховкой взрослого по лестнице – стремянке вверх и вниз (высота до 1 м).
- Перелезание через веревку с помощью рук.
- Перелезание через веревку без помощи рук.
Катание, бросание.
- Катание мяча (диаметр 25 см) в паре со взрослым.
- Перенос мяча к скату.
- Катание мяча по скату.
- Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз.
- Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вдаль.
Общеразвивающие упражнения.
- Вынимание колышков из дощечки с отверстиями.
- Поднимание рук вперед и опускание их в положении сидя на скамейке.
- В положении сидя на скамейке отведение рук за спину.
- В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета (игрушки).
- Прыжки вверх – вниз в положении стоя при поддержке взрослого.
- Совмещенные действия со взрослыми по имитации круговых движений.
- Описание окружности с широким размахом руки.
Подвижные игры (с использованием игрушки и без нее).
Самостоятельные игры с каталками, тележками, автомобилями, самолетами (обрабатывание движений толкания, перемещения, катания, удержание и т.д.).
Игры на концентрацию внимания: «Солнечный зайчик», «Догони зайку», «Мышки», «Перебежки с погремушками».
Игры на ориентировку в пространстве: «По узенькой дорожке», «Гуси – гуси», «Мишка косолапый», «Курица с цыплятами», «Паровозик – паровоз».
Игры на имитацию движений: «Мы белые снежинки», «Совушка – сова», «Коза рогатая», «Полетели птички», «Заинька выйди в сад», «Все ко мне».
Формы работы с родителями по физическому воспитанию детей:
- Консультации специалистов;
- Выступления на родительских собраниях;
- Открытые просмотры физкультурных мероприятий;
- Совместные спортивные праздники и развлечения;
- Дни открытых дверей;
- Тренинги, анкетирования, тестирования на заданную тему;
- Информационные стенды;
- Вечера вопросов и ответов, встречи с узкими специалистами.
Список литературы:
- «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А. Комаровой Т. С. Вераксы Н. Е.(М., 2014 г.);
- «Подготовка воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под общей ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой (С.Пб., 2010 г.);
- «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития», Под.ред Е.М. Мастюковой. (М.АРКТИ, 2002г.);
- «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абалитация», А.В. Семенович (М., 2000г.);
- «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет», под ред. К.К.Утробина (М., 2006г.)
- «Физическая культура в детском саду»: старшая группа». – Л.И.Пензулаева ( М.: Мозаика – Синтез, 2014г.);
- «Физическая культура в детском саду: подготовительная к школе группа». – Л.И.Пензулаева (М.: Мозаика – Синтез, 2014г.);
- «Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий».– Н.М. Соломенникова, Т.Н.Машина (В.:Учитель,2013г.)
- «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет». – Е.В.Сулим (ТЦ Сфера,2015г.);
- «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок». – Е.И.Подольская (В.: Учитель,2014г.);
- «Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы. – Е.И. Подольская (В.: Учитель, 2013г.)
- «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет» - М.М.Борисова ( М.: Мозаика-Синтез, 2013г.);
- «Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР» - Н.А.Сорокина ( М.: Владос, 2014 г.);
- «Фитнес-данс». Лечебно-профилактический танец. – Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина ( СПб,: Детство-пресс, 2014)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение...

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...

«Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями».
Статья на тему: «Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями»....

Развитие лексико-грамматического восприятия у детей с легкими интеллектуальными нарушениями .
Развитие лексико-грамматического развития у детей с ЛИН по лексической теме "Домашние животные"...

Примерный вариант календарно-тематического планирования в разновозрастной группе для детей с легкими интеллектуальными нарушениями
Примерный вариант календарно-тематического планирования в разновозрастной группе для детей с легкими интеллектуальными нарушениями....
Использование дидактических игр с целью формирования мыслительных операций у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, сериации и др.Развитие мыслительных операций &nda...

Конспект занятия по теме "Осень" для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями легкой степени) 5-7 лет
Конспект занятия по теме "Осень"...
- Мне нравится (1)
