рабочая программа "Корригирующая гимнастика"
методическая разработка по физкультуре
программа дополнительного образования дошкольников "Корригирующая гимнастика"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ Г.ТРОИЦКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Корригирующая гимнастика»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст детей 3-7 лет
Срок реализации – 4 года
Дошкольное отделение №7
Составитель:
Сальникова Е.Ю.
г.Москва г.Троицк
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
- Цель, задачи программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
- Планируемые результаты освоения программы . . . . . . 5
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план для детей 3-5 лет . . . . . . . . 6
- Учебно-тематический план для детей 5-7 лет . . . . . . . .10
- Занятия для детей 3-5 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
- Занятия для детей 5-7 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
- Организационный раздел
- Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . .24
- Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья и, зачастую, социального и психологического благополучия.
К большому сожалению, на сегодняшний день достаточно высок процент детей дошкольного возраста, имеющих различные виды нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Зачастую, на начальном этапе изменений в костно-мышечной системе многие родители, педагоги и, нередко, медики недооценивают их. Однако, на фоне этого, как многим кажется, "безобидного дефекта" развиваются такие серьёзные заболевания как сколиоз, остеохондроз, вегето-сосудистая дистония, возникают различные расстройства деятельности и затем заболевания внутренних органов, которые с трудом поддаются лечению и способны "отравить" всю дальнейшую жизнь.
В целях лечения и профилактики нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия — важно, чтобы эта проблема в равной мере волновала и родителей, и преподавателей, и медиков. Всем известна истина - "Лечить всегда сложнее, чем предупреждать заболевания ".
Поэтому, необходимо, чтобы дети с раннего возраста соблюдали режим дня, занимались в достаточном объёме физической культурой, закаливанием, использовали мебель по своему росту, правильно питались. Heт лекарственных препаратов для лечения нарушения осанки, сколиозов, плоскостопия, только физическая культура во всех её формах способна укрепить мышечную систему, создать хорошо развитый мышечный корсет, а, следовательно, сохранить или воспитать правильную осанку и здоровье на долгие годы.
Программа «Корригирующая гимнастика» является дополнительной общеразвивающей программой по профилактике у дошкольников плоскостопия и нарушений осанки, разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года, а также нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 20 апреля 2021 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 № 31).
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
А также опирается на авторскую разработку Т.Г.Анисимовой, С.А.Ульяновой «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» и направлена на предупреждение у дошкольников плоскостопия и нарушений осанки.
Причины создания программы
Основная причина создания программы - это работа с детьми с целью профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Актуальность
Известно, что хронический дефицит движений в режиме современных детей, а также повышенное статическое напряжение в момент учебного процесса стали реальной угрозой для здоровья детей и их нормального физического развития. По данным последних исследований, 38-40% детей, посещающих ДОУ, страдают нарушением осанки и уплотнением свода стопы, ведущим к плоскостопию.
- Цель и задачи программы
Общая цель программы по корригирующей гимнастике - формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия.
Основная цель - укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития.
Задачи:
Оздоровительные: содействовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 3-7 лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения, возрастная категория от 3 до 7 лет – для младших дошкольников – 3-5 лет и старших дошкольников – 5-7 лет.
Формы обучения по данной программе
Фронтальные занятия, количество занятий в неделю – 2 занятия, длительность занятия – соответственно возрасту:
- для детей 3-4 лет – 2 раза в неделю, продолжительность 15 минут;
- для детей 4-5 лет – 2 раза в неделю, продолжительность 20 минут;
- для детей 5-6 лет – 2 раза в неделю, продолжительность 25 минут;
- для детей 6-7 лет – 2 раза в неделю, продолжительность 30 минут.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
- Укрепление здоровья и повышение уровня общей физической подготовленности.
- Снижение уровня заболеваемости воспитанников.
- Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
- Содержательный раздел
- Учебно-тематический план для детей 3-5 лет
Месяц | Содержательная линия | Задачи: | Количество занятий в неделю | Количество часов(минут) | |
теория | практика | ||||
Октябрь 1 неделя | Занятие №1. Вводное | См. конспект | 1 | 5-7 минут | 10-13 минут |
Занятие №2. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | укрепление крупных мышечных групп с целью формирования правильной осанки; повышение уровня физической работоспособности. | 1 | 3-5 минут | 15-17 минут | |
2 неделя | Занятие №3,4. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
3 неделя | Занятие №5,6. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки | совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку и равномерное дыхание. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие №7,8. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
Ноябрь 1 неделя | Занятие №9,10. Комплекс гимнастики с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление крупных мышечных групп с целью формирования правильной осанки; повышение уровня физической работоспособности. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
2 неделя | Занятие №11,12. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
3 неделя | Занятие №13,14. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | увеличить силовую выносливость мышц; укрепления мышечного аппарата спины. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие №15,16. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы, обучение самомассажу стоп. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
Декабрь 1 неделя | Занятие №17,18. Комплекс гимнастики с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление крупных мышечных групп с целью формирования правильной осанки; повышение уровня физической работоспособности. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
2 неделя | Занятие № 19,20. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
3 неделя | Занятие № 21,22. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | увеличить силовую выносливость мышц; укрепления мышечного аппарата спины | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие № 23,24. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
Январь 2 неделя | 1 неделя - каникулы | ||||
Занятие № 25,26. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут | |
3неделя | Занятие № 27,28. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие № 29,30. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
Февраль 1 неделя | Занятие № 31,32.Комплекс гимнастики с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки | укрепление крупных мышечных групп с целью формирования правильной осанки; повышение уровня физической работоспособности | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
2 неделя | Занятие № 33,34. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
3 неделя | Занятие № 35,36. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие № 37,38. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
Март 1 неделя | Занятие № 39,40.Комплекс гимнастики с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление крупных мышечных групп с целью формирования правильной осанки; повышение уровня физической работоспособности. | 2 | 3-5 | 15-17 |
2 неделя | Занятие № 41,42. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
3 неделя | Занятие № 43,44. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие № 45,46. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
Апрель 1 неделя | Занятие № 47,48.Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | увеличить силовую выносливость мышц; укрепление мышечного аппарата спины. | 2 | 3-5 | 15-17 |
2 неделя | Занятие № 49,50. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
3 неделя | Занятие № 51,52. Комплекс гимнастики с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие № 53,54. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку и равномерное дыхание. | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
Май 1 неделя | Занятие № 55,56.Комплекс гимнастики с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки | укрепление крупных мышечных групп с целью формирования правильной осанки; повышение уровня физической работоспособности. | 2 | 3-5 | 15-17 |
2 неделя | Занятие № 57,58. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
3 неделя | Занятие № 59,60. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушений осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
4 неделя | Занятие № 61,62. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. | Закрепление пройденного материала | 2 | 3-5 минут | 15-17 минут |
- Учебно-тематический план для детей 5-7 лет
Месяц | Содержательная линия | Задачи | Количество занятий в неделю | Количество часов(минут) | ||
теория | практика | |||||
Октябрь 1 неделя | Занятие №1. Вводное. | См. конспект | 1 | 10-15 минут | 15-20 минут | |
Занятие №2. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса. | 1 | 5 минут | 20-25 минут | ||
2 неделя | Занятие № 3,4. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
3 неделя | Занятие № 5,6. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки | укрепление крупных мышечных групп с целью формирования правильной осанки; повышение уровня физической работоспособности | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 7,8. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
ноябрь 1неделя | Занятие № 9,10. Комплекс гимнастики с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки | совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку и равномерное дыхание. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
2 неделя | Занятие № 11,12. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
3 неделя | Занятие № 13,14.Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | укрепление мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса; формирование правильной осанки | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 15,16. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы, обучение самомассажу стоп. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
декабрь 1неделя | Занятие № 17,18. Комплекс гимнастики с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки | совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку и равномерное дыхание. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
2 неделя | Занятие № 19,20. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
3 неделя | Занятие № 21,22. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 23,24. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
январь 2 неделя | 1неделя-каникулы | |||||
Занятие № 25,26. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | ||
3неделя | Занятие № 27,28. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 29,30. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
Февраль 1 неделя | Занятие № 31,32. Комплекс гимнастики с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки | совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку и равномерное дыхание. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
2 неделя | Занятие № 33,34. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
3 неделя | Занятие № 35,36. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 37,38. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
март 1 неделя | Занятие № 39,40. Комплекс гимнастики с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки | формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
2 неделя | Занятие № 41,42. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
3 неделя | Занятие № 43,44. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 45,46. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
апрель 1 неделя | Занятие № 47,48. Комплекс гимнастики без предметов, направленный на профилактику нарушения осанки | совершенствовать двигательные умения и навыки детей, формировать правильную осанку и равномерное дыхание. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
2 неделя | Занятие № 49,50. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
3 неделя | Занятие № 51,52. Комплекс гимнастики с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 53,54. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы; формирование и закрепление навыков правильной ходьбы | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
Май 1 неделя | Занятие № 55,56. Комплекс гимнастики с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки | формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
2 неделя | Занятие №57, 68. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия. | укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, повышение общего тонуса организма. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
3 неделя | Занятие № 59,60. Комплекс гимнастики с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки. | укрепление мышечного корсета спины; развитие гибкости и подвижности позвоночника; формирование правильной осанки. | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
4 неделя | Занятие № 61,62. Комплекс гимнастики, направленный на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. | Закрепление пройденного материала | 2 | 5 минут | 20-25 минут | |
- ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 3-5 ЛЕТ
Комплекс гимнастики для детей 3-5 лет без предметов, направленный на профилактику нарушений осанки
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба друг за другом, ходьба с различным положением рук. Ходьба по доске, положенной на пол. Бег на носочках, с забрасыванием пяток назад. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 12-15 мин | |
1.И.п – О.С., руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вперёд и вверх, сцепив их в замок, над головой, поднимаясь на носочки и прогибая спину. | средний | 8раз | |
2.И.п. – О.С., руки к плечам. Круговые вращения согнутыми руками вперёд, потом назад. | средний | 6 -8 раз в каждую сторону | |
3.И.п. – О.С. руки на пояс. Приседание, руки прямые в стороны | средний | 8 раз | |
4.И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. Поднимать согнутую в колене ногу, выпрямить её и опустить. Носок оттягивать. | средний | 6-8 раз | |
5.И.п. – лёжа на спине. Упражнение «Велосипед» | средний | 3х8раз | |
6. И.п. – то же. Поочерёдно поднимать прямые ноги. | средний | 2х5раз | |
7.И.п. – лёжа на животе, руки под головой. Приподнимать голову и плечи, прогибаясь в спине, выпрямляя руки. | медленно | 8 раз | |
8.И.п. – то же. Поднимать голову и плечи, разводя руки в стороны, голову поднимать вверх | медленно | 8 раз | |
3. | Заключительная часть. | 3-5 минут | |
1.Подвижная игра, направленная на формирование правильной осанки. 2. Игровое упражнение (упражнение на релаксацию) | 3 раза 2 раза |
Комплекс гимнастики для детей 3-5 лет, направленный на профилактику плоскостопия
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба обычная друг за другом, ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, ходьба с поджатыми пальцами, с поднятыми пальцами. Бег на носочках по прямой и между предметами. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 12-15 мин | |
1.И.п. – О.С. Подниматься на носки с перекатом на пятки | средний | 8 раз | |
2.И.п. – Сидя, руки в упоре сзади, ноги прямые вместе. Поглаживание голени одной ноги другой. | средний | 6-8 раз каждой ногой | |
3.И.п. – то же. Отводить стопы от себя и к себе | медленно | 8-10 раз | |
4. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Скользить стопами по полу до выпрямления ног. | медленно | 6-8 раз | |
5.И.п. – лёжа на спине, ноги прямые сомкнуты. Одновременные круговые движения стоп влево, вправо. | медленно | 6-8 раз | |
6. И.п – сидя на стуле. Катание игольчатого мяча (валика) ногой. | медленно | 6-8 раз каждой ногой | |
7. И.п. – сидя на стуле. Мяч зажат между стоп. Сгибание и разгибание ног в коленях. | медленно | 8 раз | |
8. И.п. – сидя на стуле. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место. | средний | 6-8 раз каждой ногой | |
9. И.п. – сидя на стуле, ноги согнуты в коленях. Пальцами ноги захватывать мелкий предмет и удерживать его в таком положении (5-10с) | средний | 6-8 раз каждой ногой | |
10. И.п. – сидя на стуле. Катание палки по полу одной ногой и двумя ногами вместе. | средний | 4- раз каждой ногой | |
3. | Заключительная часть. | 5 минут | |
1.Подвижная игра «Кто больше соберёт игрушек» Цель: профилактика плоскостопия (Е.И.Подольская. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки. с70) 2.Ходьба по массажным коврикам и дорожкам | средний средний | 2 раза 2-3 минуты |
Комплекс гимнастики для детей 3-5 лет с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть Ходьба обычная, руки на поясе. Ходьба с различным положением рук, на носках, на пятках. Бег друг за другом, бег широким лёгким шагом («полётный бег»). Ходьба. | средний | 3минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 12-15мин | |
1.И.п – стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу. Мяч наверх, подняться на носки, потянуться. | средний | 6-8 раз | |
2.И.п. – стоя, ноги врозь, мяч вверху. Наклон вперёд, положить мяч за ногами, выпрямиться, наклон, взять мяч. | средний | 6-8 раз | |
4.И.п. – сидя, руки в упоре сзади, мяч между стопами. Сгибать и разгибать ноги, удерживая мяч стопами. | средний | 6-8 раз | |
5. И.п.- сидя, мяч в руках за спиной на полу. Лечь на спину, чтобы мяч оказался под поясницей | медленно | 6-8 раз | |
6.И.п. – лёжа на спине, мяч между стоп. Поднимать ноги, сгибая их в коленях. | медленно | 6-8 раз | |
7. И.п. – лёжа на животе, мяч в вытянутых руках. Поднять мяч за голову, прогнуться, ноги от пола не отрывать | медленно | 6-8 раз | |
3. | Заключительная часть | 3-5 минут | |
1.Подвижная игра «Мастер мяча» Цель: укрепление мышц туловища, формирование правильной осанки. (Н.И.Крылова.Здоровьесберегающее пространство ДОУ, с103) 2.Упражнение на релаксацию. И.п. – сидя на коленях, ягодицы касаются пяток, руки произвольно. Сделать вдох, на выдохе наклониться вперёд, головой коснуться пола, руки произвольно. Оставаться в такой позе 5-10 сек. | средний медленно | 2-3 раза 2-3 раза |
Комплекс гимнастики для детей 3-5 лет с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба обычная друг за другом, с перешагиванием через кубики. Ходьба на носках, руки вверх «в замок». Бег на носочках по прямой и между кубиками. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 12-15 мин | |
1.И.п – стоя, ноги вместе, палка внизу. Поднимать палку вверх, вставая на носки и потягиваясь. | средний | 6-8 раз | |
2.И.п – палка впереди хватом сверху. Поворачивать палку вертикально. | средний | 8 раз | |
3.И.п. – ноги врозь, палка на плечах. Повороты туловища вправо и влево. Ноги не сдвигать. | средний | 8 раз | |
4.И.п. – ноги врозь, палка вертикальным концом на полу, руки прямые сверху на палке. Приседать. | медленно | 8 раз | |
5. И.п. лежа на спине, палка за головой. Поднимать ноги и руки, касаясь палкой ног | медленно | 8раз | |
6. И.п. – лёжа на животе, руки вытянуты перед собой. Приподнимать руки с палкой вверх-вперёд | медленно | 6-8 раз | |
7. И.п. – стоя ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на носках через палку и обратно. | средний | 4х4 раза | |
3. | Заключительная часть. | 5 минут | |
1.Подвижная игра «Ходим боком» Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника. (Н.И.Крылова. Здоровьесберегающее пространство ДОУ с114). 2.Упражнение на релаксацию И.п. – И.п. – сидя на коленях, ягодицы касаются пяток, руки произвольно. Сделать вдох, на выдохе наклониться вперёд, головой коснуться пола, руки произвольно. Оставаться в такой позе 5-10 сек. 3. Ходьба по дорожке на тренировку равновесия | средний медленно средний | 2 раза 4 раза 2-3 раза |
Комплекс гимнастики для детей 3-5 лет с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба обычная друг за другом, ходьба на носках, на пятках, по гимнастической скамейке, наклонной доске. Бег на носочках змейкой, с высоким подниманием колен. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 15-17 мин | |
1.И.п – ноги на ширине плеч, обруч внизу хватом с боков. Поднимать вытянутые руки с обручем вверх, энергично потянуться, выпрямляя спину. | средний | 6-8раз | |
2.И.п. – то же. Поднять обруч вверх над головой, прогибая спину и отставляя ногу назад на носок. | средний | 6-8 раз | |
3. И.п. –то же. Держа обруч за спиной, отводить руки назад вниз, прогибая спину и сводя лопатки. | средний | 6-8раз | |
4.И.п. – то же. Держа обруч за спиной, повороты в стороны | средний | 6-8 раз | |
5.И.п. – лёжа на животе. Поднимать вытянутыми вперёд руками обруч, прогибаясь в спине. | медленно | 6-8 раз | |
6.И.п. – стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки вокруг обруча в чередовании с ходьбой. | медленно | 4х8 раз | |
3. | Заключительная часть. | 3-5 минут | |
1.Подвижная игра «Юла» Цель: развивать координацию движений (О.Казина, ЕСоколова Весёлая зарядка, с 10) 2. Игровое упражнение «Снежинки». Дети бегают и кружатся по залу, руки в стороны, затем медленно опускаются на пол, ложатся на спину и расслабляются. | средний средний | 3-4 раза
|
- ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ
Комплекс гимнастики для детей 5-7 лет без предметов, направленный на профилактику нарушений осанки
№ п.п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба друг за другом, ходьба с различным положением рук. Ходьба по доске, положенной на пол. Бег на носочках, с забрасыванием пяток назад. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 20-22 мин | |
1.И.п – О.С., руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вперёд и вверх, сцепив их в замок, над головой, поднимаясь на носочки и прогибая спину. | средний | 8раз | |
2. И.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны, спину держать прямо, локти развести. | средний | 6 -8 раз в каждую сторону | |
3.И.п. – О.С. руки на пояс. Приседание, руки прямые в стороны | средний | 8 раз | |
4.И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. Поднимать согнутую в колене ногу, выпрямить её и опустить. Носок оттягивать. | средний | 6-8 раз | |
5. И.п. – сидя, ноги прямые, руки согнуты в локтях в упоре сзади сзади. Поднимать прямые ноги. | средний | 6-8 раз | |
6.И.п. – лёжа на спине. Упражнение «Велосипед» | средний | 3х8раз | |
7. И.П.лёжа на спине, ноги согнуты, ступни на полу, руки вдоль туловища. 1-2 поднять таз, прогнуться, вернуться в и.п. | средний | 6-8 раз | |
8.И.п. – лёжа на животе, руки под головой. Приподнимать голову и плечи, прогибаясь в спине, выпрямляя руки. | медленно | 8 раз | |
9.И.п. – то же. Поднимать голову и плечи, разводя руки в стороны, голову поднимать вверх | медленно | 8 раз | |
10. И.п. –сесть на корточки. Прыжки «Лягушка»: подпрыгивать и выставлять в стороны «лапки» | средний | 5 раз | |
3. | Заключительная часть. | 5-7 минут | |
1.Подвижная игра, направленная на формирование правильной осанки. 2. Игровое упражнение (упражнение на релаксацию) | 3 раза 3 раза |
Комплекс гимнастики для детей 5-7 лет, направленный на профилактику плоскостопия
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба обычная друг за другом, ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, ходьба с поджатыми пальцами, с поднятыми пальцами. Бег на носочках по прямой и между предметами. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 20-22 мин | |
1.И.п. – О.С. Подниматься на носки с перекатом на пятки | средний | 8 раз | |
2.И.п. – Сидя, руки в упоре сзади, ноги прямые вместе. Поглаживание голени одной ноги другой. | средний | 8 раз каждой ногой | |
3. И.п. – сидя на полу. Подтянуть стопу к себе, разминать пальцы стопы. Подушечками пальцев рук сильно нажимать на пятки, растирать стопу, похлопывание ребром ладони. | средний | 6 раз | |
4.И.п. – то же. Отводить стопы от себя и к себе | медленно | 10 раз | |
5. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Скользить стопами по полу до выпрямления ног. | медленно | 8 раз | |
6.И.п. – лёжа на спине, ноги прямые сомкнуты. Одновременные круговые движения стоп влево, вправо. | медленно | 8 раз | |
7. И.п – сидя на стуле. Катание игольчатого мяча (валика) ногой. | медленно | 8 раз каждой ногой | |
8. И.п. – сидя на стуле. Мяч зажат между стоп. Сгибание и разгибание ног в коленях. | медленно | 8 раз | |
9. И.п. – сидя на стуле. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место. | средний | 8 раз каждой ногой | |
10. И.п. – сидя на стуле, ноги согнуты в коленях. Пальцами ноги захватывать мелкий предмет и удерживать его в таком положении (5-10с) | средний | 6-8 раз каждой ногой | |
11. И.п. – сидя на стуле. Катание палки по полу одной ногой и двумя ногами вместе. | средний | 6 раз каждой ногой | |
3. | Заключительная часть. | 5-7 минут | |
1.Подвижная игра «Кто больше соберёт игрушек» Цель: профилактика плоскостопия (Е.И.Подольская. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки. с70) 2. Лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек 3..Ходьба по массажным коврикам и дорожкам | средний средний медленно | 2 раза 2 раза 2-3 мин |
Комплекс гимнастики для детей 5-7 с гимнастической палкой, направленный на профилактику нарушения осанки
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба обычная друг за другом, с перешагиванием через кубики. Ходьба на носках, руки вверх «в замок». Бег на носочках по прямой и между кубиками. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 20-22 мин | |
1.И.п – стоя, ноги вместе, палка внизу. Поднимать палку вверх, вставая на носки и потягиваясь. | средний | 8 раз | |
2.И.п – палка впереди хватом сверху. Поворачивать палку вертикально. | средний | 8 раз | |
3.И.п. – ноги врозь, палка на плечах. Повороты туловища вправо и влево. Ноги не сдвигать. | средний | 8 раз | |
4.И.п. – ноги врозь, палка вертикальным концом на полу, руки прямые сверху на палке. Приседать. | медленно | 8 раз | |
5. И.п. – лежа на спине, палка за головой. Поднимать ноги и руки, касаясь палкой ног. | медленно | 6 раз | |
6. И.п. – то же. Приподнимать туловище, палка в вытянутых руках перед собой. | медленно | 6 раз | |
7. И.п. лёжа на животе. приподнимать от пола руки и ноги, палка в прямых руках перед собой | медленно | 6-8 раз | |
8.И.п. – стоя ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на носках через палку и обратно. | средний | 4х8 раза | |
3. | Заключительная часть. | 5 минут | |
1.Подвижная игра, направленная на профилактику нарушений осанки 2.Упражнение на релаксацию И.п. – И.п. – сидя на коленях, ягодицы касаются пяток, руки произвольно. Сделать вдох, на выдохе наклониться вперёд, головой коснуться пола, руки произвольно. Оставаться в такой позе 5-10 сек. | средний медленно | 3 раза 4-6 раз |
Комплекс гимнастики для детей 5-7 лет с мячом, направленный на профилактику нарушения осанки
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть Ходьба обычная, руки на поясе. Ходьба с различным положением рук, на носках, на пятках. Бег друг за другом, бег широким лёгким шагом («полётный бег»). | средний | 3минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 20-22мин | |
1.И.п – стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу. Мяч наверх, подняться на носки, потянуться. | средний | 8 раз | |
2.И.п. – стоя, ноги врозь, мяч вверху. Наклон вперёд, положить мяч за ногами, выпрямиться, наклон, взять мяч. | средний | 8 раз | |
4.И.п. – сидя, руки в упоре сзади, мяч между стопами. Сгибать и разгибать ноги, удерживая мяч стопами. | средний | 8 раз | |
5. И.п.- сидя, мяч в руках за спиной на полу. Лечь на спину, чтобы мяч оказался под поясницей | медленно | 8 раз | |
6.И.п. – лёжа на спине, мяч между стоп. Поднимать ноги, сгибая их в коленях. | медленно | 8 раз | |
7. И.п. – лёжа на животе, мяч в вытянутых руках. Поднять мяч за голову, прогнуться, ноги от пола не отрывать | медленно | 8 раз | |
8. И.п. –О.С., мя ч на полу. Прыжки вокруг мяча в одну и другую сторону | средний | по 4-5раз в кажд.стор. | |
3. | Заключительная часть | 5-7 минут | |
1.Подвижная игра «Мастер мяча» Цель: укрепление мышц туловища, формирование правильной осанки. (Н.И.Крылова.Здоровьесберегающее пространство ДОУ, с103) 2.Упражнение на релаксацию. И.п. – сидя на коленях, ягодицы касаются пяток, руки произвольно. Сделать вдох, на выдохе наклониться вперёд, головой коснуться пола, руки произвольно. Оставаться в такой позе 5-10 сек. | средний медленно | 2-3 раза 2-3 раза |
Комплекс гимнастики для детей 5-7 лет с обручем, направленный на профилактику нарушения осанки
№ п/п | Содержание | Темп | Дозировка |
1. | Вводная часть. Ходьба обычная друг за другом, ходьба на носках, на пятках, по гимнастической скамейке, наклонной доске. Бег на носочках змейкой, с высоким подниманием колен. | средний | 3 минуты |
2. | Корригирующие упражнения | 20-22мин | |
1.И.п – ноги на ширине плеч, обруч внизу хватом с боков. Поднимать вытянутые руки с обручем вверх, энергично потянуться, выпрямляя спину. | средний | 8раз | |
2.И.п. – то же. Поднять обруч вверх над головой, прогибая спину и отставляя ногу назад на носок. | средний | 8 раз | |
3. И.п. –то же. Держа обруч за спиной, отводить руки назад вниз, прогибая спину и сводя лопатки. | средний | 8раз | |
4.И.п. – то же. Держа обруч за спиной, повороты в стороны | средний | 8 раз | |
5. И.п. - О.С. Приседание, обруч выносить вперёд | средний | 8 раз | |
6. И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях в обруче. Выносить ноги из обруча. | средний | 8 раз | |
7. И.п. – лёжа на животе. Поднимать вытянутыми вперёд руками обруч, прогибаясь в спине. | медленно | 8 раз | |
7.И.п. – стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки вокруг обруча в чередовании с ходьбой. | медленно | 5 раз | |
3. | Заключительная часть. | 5-7 минут | |
1.Подвижная игра «Юла» Цель: развивать координацию движений (О.Казина, ЕСоколова Весёлая зарядка, с 10) 2. Игровое упражнение «Снежинки». Дети бегают и кружатся по залу, руки в стороны, затем медленно опускаются на пол, ложатся на спину и расслабляются. | средний средний | 3-4 раза
|
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
- физкультурный зал;
- технические средства;
- массажные коврики, валики, мячи;
- обручи;
- мячи;
- гимнастические палки;
- гимнастические скамейки и доски;
- мелкие игрушки, карандаши, платочки для захватывания
3.2. Литература
1. Т.Г.Анисимова, С.А.Ульянова «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»;
2. Е.И.Подольская «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников», Москва,2009;
3. Е.Ю.Аронова, К.А.Хашабова «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома», Москва «Школьная пресса», 2007;
4. О.Б.Ванюшина «Дошкольник, подружись с физкультурой», Москва, 2005;
5. Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет», Мозаика-Синтез, Москва, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмической гимнастике
Цель программы: тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма....
Рабочая программа кружка "Фитбол - гимнастика"
В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей, занятиях на фитболах – больших гимнастических мячах. Фитбол – гимнастика не только благоприятно воздействует на все ...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"
Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Корригирующая гимнастика »
Рабочая программа по кружку «Корригирующая гимнастика ».Главная направленность программы корригирующей гимнастики -это коррекция физического и психического развития детей с нарушением интеллекта...

Рабочая программа по Образовательной области «Физическая культура» «Ритмическая гимнастика»
Данная рабочая программа составлена с учетом приоритетного физического направления работы в МДОУ. В ритмической гимнастике обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на вос...

Рабочая программа "Гимнастика маленьких волшебников"
Программа разработана для детей дошкольного возраста. С целью профилактики сколиоза и плоскостопия....


