«Игры нашего двора в работе с дошкольниками»
методическая разработка по физкультуре
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН»
«Игры нашего двора»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным.
Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. Подвижные игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.
К сожалению, мы можем сегодня сказать, что дети стали меньше играть в подвижные игры. Общение между ними происходит чаще в виртуальном пространстве чем вживую. Свободное время дети, начиная с раннего возраста, предпочитают проводить у компьютера или с гаджетами, часами играя в различные игры в интернете. Большую часть времени дети проводят в статичном положении – за столами, у телевизоров и компьютеров. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены, что отрицательно сказывается на их умственной работоспособности. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки.
Такая ситуация, безусловно, волнует нас, педагогов. Одной из задач нашего образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение разностороннего физического развития детей.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное - становится необычным, а потому особенно привлекательным.
Дворовые игры – это подвижные игры, требующие от играющих развития определенных умений и навыков, что способствует повышению большей самостоятельности, ориентировки в социальном пространстве.
Знакомые многим с детства дворовые игры сейчас практически забыты, а напрасно. Ведь в таких играх дети развивали не только двигательные моторные навыки, внимательность, ловкость, выносливость, но и, учили таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка. Культура дворовых игр воспитывала в детях социальные навыки.
Игры во дворе появились очень давно, еще в глубокой древности. В их основе сначала были примитивные, отображающие движения и повадки животных. Например, в игре «Салки-догонялки» основная задача играющих детей – бегать, догоняя друг друга, пятнать и ловить. Следующий этап развития игр можно увидеть через игры «Казаки-разбойники» или «Войнушка», здесь игровые действия отображают социальные, семейно-бытовые отношения. Также много таких игр, которые отображают трудовые действия, такие как «Лен», «Уж мы просо сеяли…».
В настоящее время отсутствие дворовых игр становится проблемой для целого поколения, ведь при недостатке общения со сверстниками дети не учатся заводить друзей, не находят своих компаний по интересам – и как следствие не приобретают умений, которые станут необходимы им в будущем.
Дворовые детские игры – это неотъемлемая часть культуры, они обогащают ребенка духовно. Мы должны обязательно помнить, сохранять и передавать по наследству самые лучшие традиции дворовых игр. Дети с большим удовольствием играют друг с другом в такие игры.
«Классики»
Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.
Правила
На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
• №1 – одна нога;
• №2 – одна нога;
• №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
• №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
• №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
• №8 – одна нога;
• №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.
Затем поворот на 180% и обратно тем же манером
Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.
Количество игроков: не ограничено.
«Резиночка»
Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку.
Правила
Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:
1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.
Количество игроков: 3 - 4 человека (вчетвером обычно играют парами).
Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)
«Прятки»
Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался – я не виноват!
Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.
Правила
Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.
Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.
Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).
Кодовые фразы:
• «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
• «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.
Количество игроков: чем больше, тем лучше.
Таким образом, наши дети, проходят школу «дворовых игр», осваивают заложенные способы и формы взаимодействия, которые они в дальнейшем будут использовать в жизни. Всё это происходи в естественной доступной для детей игровой форме.
Поэтому очень важно использовать дворовые игры уже со среднего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте использовать их можно с усложнениями. Впереди
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьями воспитанников и общественностью в пропагандировании игры, как фактора социализации в процессе проведения акций «Игры нашего двора» (из опыта работы)
Сегодняшняя система дошкольных образовательных учреждений существует, прежде всего, в помощь семье. При этом родители в силу изобилия информации часто просто дезориентированы, ведь эта информация быва...

«Влияние игры на формирование дружеских отношений в детском коллективе», опыт работы по проекту «Игры нашего двора»
Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми. В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который п...

Родительская гостиная «Совместные игры с детьми» Выступление «Игры нашего двора»
Для организации активного отдыха детей родителям надо знать подвижные игры, познакомиться с содержанием и правилами их проведения с тем, чтобы научить ребят правильным действиям, чтобы они испытывали ...
Информационный буклет для родителей "Дворовые игры или игры нашего двора"
Дворовые игры - не просто развлечение. Дворовые игры - еще и обучение....
Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста "Дворовые игры или игры нашего двора"
Цель: приобщение детей к традициям национальной игровой культуры,стимулирование интереса к региональному традиционному наследию черездворовые игры...


