Дополнительня образовательная общеразвивающая программа "Непоседы"
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Дополнительня образовательная общеразвивающая программа "Непоседы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 204.38 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ | ||
1. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи реализации программы | 7 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации программы | 8 |
1.4 | Этапы реализации программы | 8 |
1.6 | Целевые ориентиры | 9 |
1.7. | Содержание программы | 10 |
1.8. | Планируемые результаты | 11 |
2. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. | 12 |
2.1. | Педагогические условия реализации программы | 13 |
2.2. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 14 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 15 |
2.4 | Календарный учебный график | 15 |
2.5. | Условия реализации программы | 15 |
2.5.1. | Материально-техническое обеспечение | 15 |
2.5.2. | Организация развивающей предметно – пространственной среды | 16 |
2.5.3. | Кадровое обеспечение | 18 |
2.6. | Формы аттестации и оценочные материалы | 18 |
2.7. | Методические материалы | 19 |
2.8. | Литература | 23 |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спроектирована с учётом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1«Белоснежка».
Направленность программы
Данная Программа физкультурно-спортивной оздоровительной направленности разработана для детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи, ориентирована на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Уровень программы - стартовый, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, по времени реализации – 3 года.
Новизна и актуальность
Новизна заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер (физкультурные занятия на основе тренинга физических и речевых возможностей детей), который позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: личностно - ориентированные, игровые технологии.
Актуальность программы.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения, оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Актуальность дополнительной программы «Непоседы» в том, что физкультура очень важна для укрепления здоровья, обеспечения благоприятных условий развития каждого ребёнка. Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе.
Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям. Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.
Во время занятий оздоровительной физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости».
Отличительные особенности программы
Программа включает методологические подходы к реализации государственной и региональной политики в области физической культуры и спорта, учитывает основные задачи ДОУ, направленные на охрану жизни и укрепления здоровья детей. В отличие от содержания основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 1 «Белоснежка» в рамках решения физкультурно-оздоровительных задач данная Программа отличается тем, что в нее включены игры-тренинги, как одна из вариативных форм образовательной деятельности, используются модульные элементы, тренажеры.
Педагогическая целесообразность программы.
В рамках популярной сегодня интеграции образовательных областей использование интегрированных физкультурно-речевых занятий дает возможность решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные виды гимнастик: креативная, дыхательная и артикуляционная гимнастика; игровые задания и упражнения: упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением, игры-тренинги, использование степ-платформ, использование крупногабаритных модульных элементов и элементы моделирования из данных модулей; загадки, стихотворения; игры на развитие двигательного воображения и закрепление автоматизации звуков, игры на фонематическое восприятие; подвижные игры; а также специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий, соответствующие плану педагогов. В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с 4-5, 5-6, 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка.
Дети данного возраста упражнения в основных видах движениях выполняют правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных, к более быстрым движениям по заданию педагога.
При проведении общеразвивающих упражнений педагог учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, влево и т.д.
У детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно, по сравнению с предыдущим возрастным контингентом, ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.
На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений. Активно развиваются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.
Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 4 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью детей, с учётом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации ребят, предпочитающих «сидячие» игры.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире. Вследствие всех выше названных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с её нарушениями.
Предварительной подготовки ребенка к освоению данной программы не требуется.
Наполняемость групп в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей:
- наполняемость групп 1 года обучения – 14 человек
- наполняемость групп 2 года обучения – 15 человек
- наполняемость групп 3 года обучения 15 человек
предполагаемый состав групп:
1 год обучения – дети старшего дошкольного возраста с ТНР с 4-5 лет
2 год обучения – дети старшего дошкольного возраста с ТНР с 5-6 лет
3 год обучения – дети старшего дошкольного возраста с ТНР с 6-7 лет
Срок реализации программы и объем учебных часов
Рабочая программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, включает занятия с использованием интегрированных физкультурно-речевых занятий автора Н.В. Нищевой, игр-тренингов, включая необходимое оборудование к занятиям.
Программа рассчитана на 37 занятий в год (с 01 сентября по 31 мая),
1 раз в неделю продолжительностью до 15 минут средней группы, и до 20 минут для старшей группы. И на 74 занятия в год (с 01 сентября по 31 мая) до 25 минут в подготовительной группе.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 37 недель.
Количество учебных дней: 37 дней и 74дней.
Объем учебных академических часов: 37 часов и 74часа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 4-5 лет(средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная группа).
Для организации работы по программе созданы следующие условия:
- физкультурный зал, спортивный инвентарь;
- разработаны конспекты образовательной деятельности;
- составлен график образовательной деятельности.
Занятия проходят в групповой форме.
1 год обучения: 37 ак.часов, 1 раз в неделю 1 ак.час;
2 год обучения: 74 ак.часов, 2 раз в неделю 2 ак.час
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме
Режим занятий
Группа | День недели | Время проведения | Помещение |
Средняя группа | пятница | 15:30-15:45 15:55-16:10 | Физкультурный зал |
Старшая группа | вторник | 15:30-15:50 16:00-16:20 | Физкультурный зал |
Подготовительная группа | Физкультурный зал |
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Задачи обучения:
- Проводить планомерную работу по укреплению здоровья детей;
- формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений;
- Укреплять здоровье детей через здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика, логоритмические упражнения);
- Развивать мелкую моторику; способствовать развитию внимания, координации движений, воображения;
- Развивать физические качества: продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ориентироваться в пространстве.
- Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям.
- Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию.
- Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность программы согласно этим знаниям.
- Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
- Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
- Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для дошкольников.
- Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуального подхода. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.
Подходы
- Учёт особенностей развития, потребностей и возможностей каждого воспитанника.
- Обеспечение равных возможностей при реализации программы оздоровления детей.
- Взаимодействия с семьями воспитанников.
- Рефлексия деятельности и профессиональный рост педагога.
1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1 этап (начальный) - получение необходимых навыков владения основными движениями в соответствии с возрастом, названием и назначением движений.
2 этап (основной) - закрепление и совершенствование техники выполнения движений и развитие физических качеств, осознанное выполнение движений. Интеграция физкультурно-речевых занятий.
3 этап (заключительный) – умение самостоятельно выполнять различные комплексы упражнений и связки движений, организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество, автоматизация звуков.
1.6. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
- Ребенок активен, владеет навыками здорового образа жизни, у него формируются основные движения и физические качества, накапливается резерв здоровья.
- Появляется возможность значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях образовательного процесса.
- Социализация детей с ОВЗ происходит естественно и не содействует выработке стереотипов.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план для подготовительной группы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Упражнения на модулях | 13 | 1 | 12 | диагностические упражнения |
2 | Игра – тренинг | 11 | - | 11 | Наблюдение, мышление, инициатива детей |
3 | Занятия на тренажёрах | 13 | 1 | 12 | диагностические упражнения |
4 | Занятия на степ-платформах | 37 | 2 | 35 | Диагностические упражнения |
Итого часов | 74 | 4 | 70 | ||
Для подготовительной группы
Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2 | 74 |
Содержание учебного плана программы
Раздел 1. «Упражнения на модулях» (13 часов)
Теория (1 ч): рассказ о правилах работы с модулями,
- показ картинок с модулями,
- показ упражнений на модулях,
Практика (12ч): ОРУ, ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, ориентировку в пространстве, творческое воображение, различные виды гимнастик, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координация речи с движением;
Раздел 2. «Игра – тренинг» (12 часов)
Практика(12 ч): ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, ориентировка в пространстве, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координация речи с движением, развитие творческого воображения, инициативы в самостоятельной физической деятельности.
Раздел 3. «Занятия на тренажёрах» (12часов)
Теория (1 ч): рассказ о значении тренажеров для здоровья,
- показ картинок с мускулатурой,
- показ упражнений на тренажерах,
Практика (11 ч): упражнения на группы мышц рук;
- на пресс;
-на укрепление мышц ног.
Раздел 4. Занятия на степ-платформах (37 часов)
Теория (2 ч): рассказ о степ-платформах, о значимости степ-платформ для здоровья.
-показ степ-платформ, беседа о технике безопасности и поведения на степ-платформах.
-показ подводящих упражнений.
Практика (35ч)
-упражнения на степ-платформах, ходьба, упражнения на равновесие, ориентировку в пространстве, творческое воображение, упражнения на все виды группы мышц.
Учебный план для старшей группы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Упражнения на модулях | 13 | 1 | 12 | диагностические упражнения |
2 | Игра – тренинг | 12 | - | 12 | Наблюдение, мышление, инициатива детей |
3 | Занятия на тренажёрах | 6 | 1 | 12 | диагностические упражнения |
4 | Занятия на степ-платформах | 6 | 2 | 6 | Диагностические упражнения |
Итого часов | 37 | 4 | 37 | ||
Для старшей группы
Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 37 |
Содержание учебного плана программы
Раздел 1. «Упражнения на модулях» (13 часов)
Теория (1 ч): рассказ о правилах работы с модулями,
- показ картинок с модулями,
- показ упражнений на модулях,
Практика (12ч): ОРУ, ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, ориентировку в пространстве, творческое воображение, различные виды гимнастик, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координация речи с движением;
Раздел 2. «Игра – тренинг» (12 часов)
Практика(11 ч): ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, ориентировка в пространстве, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координация речи с движением, развитие творческого воображения, инициативы в самостоятельной физической деятельности.
Раздел 3. «Занятия на тренажёрах» (12часов)
Теория (1 ч): рассказ о значении тренажеров для здоровья,
- показ картинок с мускулатурой,
- показ упражнений на тренажерах,
Практика (11 ч): упражнения на группы мышц рук;
- на пресс;
-на укрепление мышц ног.
Учебный план для средней группы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Упражнения на модулях | 13 | 1 | 12 | диагностические упражнения |
2 | Игра – тренинг | 17 | - | 17 | Наблюдение, мышление, инициатива детей |
3 | Занятия на тренажёрах | 7 | 1 | 6 | диагностические упражнения |
Итого часов | 37 | 2 | 37 | ||
Для старшей группы
Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 37 |
Содержание учебного плана программы
Раздел 1. «Упражнения на модулях» (13 часов)
Теория (1 ч): рассказ о правилах работы с модулями,
- показ картинок с модулями,
- показ упражнений на модулях,
Практика (12ч): ОРУ, ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, ориентировку в пространстве, творческое воображение, различные виды гимнастик, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координация речи с движением;
Раздел 2. «Игра – тренинг» (12 часов)
Практика(12 ч): ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, ориентировка в пространстве, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координация речи с движением, развитие творческого воображения, инициативы в самостоятельной физической деятельности.
Раздел 3. «Занятия на тренажёрах» (12часов)
Теория (1 ч): рассказ о значении тренажеров для здоровья,
- показ картинок с мускулатурой,
- показ упражнений на тренажерах,
Практика (11 ч): упражнения на группы мышц рук;
- на пресс;
-на укрепление мышц ног.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- сформированность у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности: ребенок активен, владеет навыками здорового образа жизни, у него формируются основные движения и физические качества, накапливается резерв здоровья.
Метапредметные результаты:
- выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения;
- проявление творческих способностей детей;
- проявление позитивных мотивов межличностных отношений
Предметные результаты:
В конце учебного года дети должны уметь:
- Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
- Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Владеть основными движениями в соответствии с возрастом.
- Умеет ориентироваться в пространстве.
- Перебрасывать мяча друг другу с расстояния в 3 метра (не совсем уверенно и точно выполняет действия в заданном темпе 1-2 раза теряя мяч).
- Уметь сочетать замах с броском при метании правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цель, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
- Прыгать через короткую скакалку. Прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку.
- Лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
- Уметь легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
- Уметь прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, сохранять равновесие при приземлении.
- Следить за правильной осанкой.
- Осознанно выполнять движения. Уметь планировать свою деятельность.
- Проявлять интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
- Проявлять желание участвовать в играх-соревнованиях и играх-эстафетах.
- Помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
По окончании обучения воспитанники:
знают:
- элементарные основы комплекса ОРУ;
- названия и назначения движений;
- технику выполнения движений;
- правила техники безопасности в процессе всех занятий;
умеют:
- творчески подходить к решению задачи;
- самостоятельно выполнять различные комплексы упражнений и связки движений;
- оценивать свою работу и работу членов коллектива.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности общей организации образовательного процесса
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а занятия по физической культуре должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
- развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
- развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
- проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
- создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
- обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
- обсуждать с детьми важные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
- обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
- обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Организации, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В Организации должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий.
Создание условий для физического развития.
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
- обучать детей правилам безопасности;
- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Разъяснять родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу).
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (городе).
Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:
- совместные спортивно-оздоровительные праздники;
- совместные игры на свежем воздухе;
- мастер-классы для родителей;
- распространение информационных материалов: папки – передвижки, памятки, буклеты;
- консультации в рамках консультационного пункта;
- оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей;
- помощь родителям по созданию предметно-развивающей среды в семье.
2.3. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ
ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
- соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Физическая деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – подвижных игр и творческих импровизаций в движении, самостоятельном решении поставленных задач на играх-тренингах.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт физической деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Например, в игре-тренинге у дошкольников есть возможность решать поставленную перед ними задачу не только в уме, но и пробовать свои варианты в действии. В некоторых игровых ситуациях заложена многовариантность решения. Взрослый не даёт прямых подсказок, готовых правильных ответов, а только помогает активизировать самостоятельные размышления детей с помощью вопросов и может вместе с ними открыть абсолютно новые варианты решений.
Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, достижении цели игры.
Очень важно для поддержки детской инициативы в физической деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора подвижной игры, а для этого набор игр, пособий, инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15 % подвижных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.
Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной физической деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему – игры-тренинги полностью дают такую возможность.
Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» инструктор по физической культуре должен не только продумать пособия, игры и др. материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном физическом опыте, поощряющие детскую инициативу.
2.4. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной, итоговой аттестации |
1 год обучения | 3 сентября | 27 мая | 37 недель | 37 дней | 37 часов | 15:30-15:45 15:55-16:10 | Май |
2 год обучения | 3 сентября | 27 мая | 37 недель | 37 дней | 37часов | 15:30-15:50 16:00-16:20 | |
Май | |||||||
3 год Обуч ения | 27 мая | 37 недель | 74дня | 74 часа | Май |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
- Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются необходимые технические средства, спортивный инвентарь и оборудование. Занятия проводятся в спортивном зале.
Технические средства:
1. Аудиоколонка с адаптером – 1шт.
Спортивный инвентарь и оборудования для формирования РППС
в соответствии с ФГОС ДОО
Наименование | |
1 | Балансировочные дорожки |
2 | Бревно гимнастическое |
3 | Бруски |
4 | Бубен |
5 | Булавы |
6 | Верёвки |
7 | Доска ребристая напольная |
8 | Канат |
9 | Кегли |
10 | Клюшки + шайбы Клюшки для малышей + мячики |
11 | Коврики гимнастические (детские) |
12 | Коврики гимнастические (взрослые) |
13 | Коврик массажный |
14 | Комплект мягких модулей |
15 | Корзины для пособий и инвентаря |
16 | Корзины баскетбольные |
17 | Косички |
18 | Кольцебросы |
19 | Кольца гимнастические |
20 | Куб для проведения игр |
21 | Ленточки на кольцах (микс) |
22 | Маты спортивные |
23 | Мешки для эстафет и аттракционов |
24 | Мягкие модули |
25 | Мяч баскетбольный |
26 | Мяч волейбольный |
27 | Мячи резиновые разных диаметров, мячики для большого тенниса |
28 | Обручи гимнастические разных диаметров |
29 | Палки гимнастические разной длины |
30 | Палочки эстафетные |
31 | Рулетка |
32 | Секундомер |
30. | Скамейки гимнастические |
33 | Скакалки |
34 | Стенка гимнастическая (3 пролёта) |
35 | Степ-платфотмы |
36 | Стойки с креплениями |
37 | Султанчики («салютики») |
38 | Портативное табло |
39 | Тоннели |
40 | Фишки |
41 | Флажки |
Организация развивающей предметно – пространственной среды
Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.
Организация предметно-развивающей среды в спортивном зале в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям:
Насыщенность
Оснащение обеспечивает двигательную активность всех воспитанников. Развивающая среда по организации физической культуры в ДОУ имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Сборно-разборные крупногабаритные конструкции модулей, состоящие из трансформирующихся элементов, используемые в спортивном зале, изготовлены из современных синтетических материалов, их легко могут переносить дети дошкольного возраста. Среда обеспечивает двигательную активность всех воспитанников, в том числе, развитие у них крупной и мелкой моторики, физическое развитие, возможность участия в подвижных играх и соревнованиях, их эмоциональное благополучие, и возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, их физиологических (ростовых) показателей. Например, модульные элементы легко трансформируются при минимальных затратах времени.
Полифункциональность материалов
Наличие в физкультурном зале ДОУ полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе физкультурного инвентаря, оборудования, пособий, физкультурных и плоскостных сооружений дает детям возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, матов, мягких модулей и т.д.
Вариативность среды
В ДОУ имеется выбор разнообразных атрибутов (спортивного инвентаря и оборудования), обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическая сменяемость физкультурного оборудования, появление новых предметов, стимулирует двигательную активность детей.
Доступность среды
В ДОУ свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к физкультурному инвентарю, оборудованию, пособиям, физкультурным и плоскостным сооружениям, обеспечивающим основные виды двигательной активности. Материалы и оборудование исправны и сохранны.
Безопасность
Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Физкультурный инвентарь, оборудование яркое, привлекательное, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, требованиям метрологии и стандартизации. Создана безопасная физкультурно-оздоровительная среда для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, которая способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
- Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы инструктором по физической культуре 1 год; образование среднее профессиональное, педагогическое.
- ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, диагностический материал, методическая разработка, портфолио, фото.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, аналитическая справка, диагностическая карта, отчет итоговый.
Оценочные материалы
Педагогическая диагностика освоения программы
- Чтобы добиться желаемых результатов в работе, программа предусматривает проверку диагностических данных. Это позволяет увидеть результаты и наметить дальнейшую перспективу.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
- В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень – В (отлично владеет техникой выполнения упражнений), средний - С (владеет частично), низкий – Н (не владеет).
- На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
особенности организации образовательного процесса:
Занятия по программе «Непоседы» – это физкультурные занятия на основе тренинга физических и речевых возможностей детей, включающие различные виды упражнений, каждое из которых направлено на развитие каких-либо качеств:
- совершенствование двигательных умений, навыков, физических качеств
- общеразвивающие упражнения
- на развитие координации движений рук и ног
- на улучшение осанки
- на обучение ориентированию в пространстве
- развитие взаимоотношений в группе
- упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые упражнения и игры
- обучение планированию деятельности счетные упражнения
- упражнения на развитие дыхания, мимики, голоса и артикуляции
- развитие двигательного воображения
- упражнения, развивающие чувство темпа
- игры-тренинги, как одна из вариативных форм образовательной деятельности
- использование модульных элементов
- использование тренажеров
- использование степ-платформ
- самомассаж
- ритмические и музыкальные упражнения
- релаксация
Упражнения, развивающие дыхание, артикуляцию и мимику лица помогают научиться дышать правильно, что крайне важно при работе с голосом, и необходимо при изменении его силы, и высоты; развивают подвижность всех органов речи - губ, языка и челюстей, всех лицевых мышц. Звукоподражательные игры и упражнения, музыкальные упражнения и речевые упражнения без музыки интересны для малышей и развивают слуховое внимание, фонематическое восприятие, а также мимическую подвижность. Все это способствует правильному звукопроизношению.
Счетные упражнения – это всевозможные считалки, которые позволяют не только закрепить счет, но и задают определенный ритм для выполнения движений.
Ритмические упражнения направлены на развитие чувства ритма у детей, ведь именно его отсутствие часто мешает им правильно проговаривать длинные слова, состоящие из нескольких слогов. Поэтому основной задачей таких упражнений является формирование у ребенка чувства музыкального ритма в движениях.
Упражнения на координацию и ориентацию в пространстве закрепляют у ребёнка понятия «лево» и «право», учат его внимательно слушать и правильно воспринимать устные инструкции.
Как известно, развитие подвижности пальцев напрямую связано с речью, поэтому, развивая мелкую моторику, пальчиковые игры способствуют развитию речи. Эти игры проводятся непременно с проговариванием текста, а также, в них используются различные предметы.
Лого-аэробика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой лого-аэробики являются речь, музыка и движение. Лого-аэробика направлена на развитие у детей правильного произношения, координации, мелкой моторики и различных речевых упражнений, состоящих из проговаривания букв, слогов или четверостиший. Лого-аэробика помогает развить чувство ритма, научить ребенка общению, повысить его уверенность в своих силах.
методы и приемы обучения:
Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку — осознанно их запомнить и усвоить.
Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать.
Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.
Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.
Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий: наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками; создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка. Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
Наглядно-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование видеофильмов, фотографий, рисунков.
Приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи инструктора, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, воспитатель проводит рукой по спине; или если ребенок затрудняется сделать наклон вперед, инструктор поможет ребенку наклониться пониже.
Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.
Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений.
Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль в обучении ребенка движению. Инструктор дает краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, которое опирается на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления.
Свои пояснения инструктор сопровождает конкретным показом движений и его отдельных элементов. К вербальным приемам относятся также указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижной игры или последовательности двигательных действий и т.п.; вопросы, которые задаются ребенку воспитателем до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнении игровых правил.
Визуальные команды.
На занятиях степ – аэробики могут применяться жесты (визуальные команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические жесты поясняют направление движения, количество повторений. Помогает и мимика – кивок головой, улыбка. Например, движение вверх (на платформу) – рука ладонью вверх; вперед через платформу – круг рукой над головой и вперед ладонью показать направление вперед; вниз (с ход с платформы) – рука ладонью вниз; количество повторов – показать 1 или 2,3,4 пальца согнутой в локте или поднятой вверх руки; назад – показать согнутой в локте рукой, пальцы стопы в кулак, большой палец отведен назад и показывает направление движения; вокруг – круговое движение указательным пальцем над головой; сначала – открытая ладонь над головой; влево – (зеркально) правая рука прямая в право ладонью вперед; внимание – две руки подняты вверх ладонями внутрь.
Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач
и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. Игровой метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка.
Соревновательный метод эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.
Игра-тренинг - вариативная форма образовательной деятельности.
Коррекционные занятия на спортивных тренажёрах.
Занятия на степ-платформах комплексное развитие у детей, двигательных качеств.
Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания.
формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрено освоение следующих здоровьесберегающих технологий:
- Корригирующая, креативная, логоритмическая гимнастика;
- Релаксационные упражнения;
- Различные подвижные виды игр;
- Занимательные разминки;
- Различные виды массажа;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика
алгоритм (структура) учебного занятия:
Занятие проводиться по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.
В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. К средствам подготовительной части занятия относятся: строевые упражнения, построения, перестроения, ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения аэробная разминка.
В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время тренировочной деятельности должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. К средствам основной части занятия относятся: основные виды движения по разделам программы комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе, подвижные игры.
Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. К средствам заключительной части занятия относятся последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость, малоподвижные игры, успокаивающие упражнения.
методическое обеспечение программы:
- Картотека подвижных игр для всех возрастов по видам движений и темам.
- Картотека комплексов дыхательной и артикуляционной гимнастики.
- Картотека комплексов пальчиковой гимнастики.
- Конспекты игр-тренингов.
- Методическая литература.
- Литература
1. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп. - ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС/, 2019г. – с.28
2. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.- М: Мозаика-Синтез,- 2010г.- с 101
3. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. М..2005г.- с.360
4. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. М.:Мозаика-Синтез, 2008-2010.-с.43
5. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М. Мозаика-Синтез, 2005-2010г.- с.96
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста
1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...


