Консультация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников дошкольной образовательной организации посредством детской художественной литературы»
консультация (старшая группа)

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.a.korneeva.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников дошкольной образовательной организации посредством детской художественной литературы»

 

                                                                             

                                                                               

                                                                                                       

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. 

А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми. В связи с этим перед нами встает проблема как приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.

Чтение художественной литературы по ФГОС содержится в двух образовательных областях это «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

Образовательная область «Речевое развитие» включает ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия.

Основные методы литературного развития, используемые с детьми следующие:

Это чтение взрослого. Выразительностью речи, мимическими средствами пытаемся увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.

Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формированию в речи своего отношения к услышанному.

Рассматривание иллюстраций имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

Широко используются театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театров, которые обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.

Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Приведу пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Волшебный мир книги".

Цель проекта: формирование у детей устойчивого интереса к книге, способствуя сотворчеству детей и взрослых через творческую и познавательную деятельность.

            Ожидаемый результат:

- повышение у детей интереса к художественной литературе.

- раскрытие творческих способностей дошкольников.

- развитие связной речи, мышления, воображения

-осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.

- расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Итоговое мероприятие проекта: Акция «Подари саду книгу»

Совместная деятельность с детьми:

  1. Беседы на тему: «Какие книжки читают тебе дома?», «Берегите книгу», «Кто твой любимый герой?», «Что такое обложка книги», «Для чего нужны сказки?»
  2. Рассматривание иллюстраций в любимых книгах. Просматривание альбома детских писателей. Раскрашивание любимых героев.
  3. Дидактические игры: «Отгадай-ка!», «Сказка за сказкой», «Собери сказку», «Сказки – загадки», «Узнай героя сказки по описанию», «Доскажи словечко» и т.д.
  4. Пальчиковая игра: «Будем пальчики считать, будем сказки называть»,

разгадывание загадок, ремонт книг: «Больница для книги».

  1. Художественно-эстетическое развитие (лепка) на тему: «Любимый сказочный герой», художественно-эстетическое развитие (аппликация), «Сказочный теремок».

Совместная деятельность с родителями:

  1. Изготовление памяток «Воспитывайте будущего читателя»,
  2. Фотовыставка «Любимые домашние книги»,
  3. Консультация на тему: «Наши верные друзья – полезные привычки»,
  4.  Выставка рисунков совместных с родителями на тему: «Моя любимая сказка». 

Родители активно участвовали в реализации проекта.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.

В уголке имеется разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); по типу книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки – панорамы и т. п.); организуются "Полочки умных книг", "Читаем сами".

В книжном уголке мы помещаем издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг, здесь находятся отдельные картинки, альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы.

Книги и тематические выставки меняем каждую неделю, что бы ребенок не утрачивал интерес к ним.

Приучаем детей к правилам бережного отношения к книгам.

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий.

Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различны по своей направленности. Читая вместе с мамой, ребенок не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».

Таким образом если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой.

И в заключении хочется вспомнить слова «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций

В разделе представлены методические материалы из опыта педагогической деятельности (конспекты НОД, разработки образовательных проектов, презентации и дидактические игры),  ссылки на интернет-ресу...

Смотр­конкурс чтецов художественного слова «Опаленные войной», посвященного Дню Великой Победы среди воспитанников дошкольной образовательной организации

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители.  Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Каждый год...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.Цель:  Способствовать формирова...

Конспект НОД в старшей группе "Доброта и отзывчивость, посредством детской художественной литературы"

Цель: Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из произведений художественной литературы.Задачи:Воспитательные:1. Обогащать представления о нравственных качеств...

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....

Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021

На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...