Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Тулупова Светлана Евгеньевна

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Цель:  Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из произведений художественной литературы .

Задачи:

Воспитательные:

  1. Обогащать представления о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, умение прийти на помощь в трудную минуту.
  2. Активировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека. Закрепить умения делать небольшой анализ художественного произведения.
  3. Воспитывать любовь к близким, умение заботиться о них.

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей узнавать художественные произведения и их героев.
  2. Учить элементам пересказа, драматизации.

Развивающие:

  1. Активизировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека.
  2. Вспомнить названия и содержания произведений, прочитанных ранее.
  3. Развивать речевое внимание ( внимательно слушать сказку)
  4.  Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, полным ответом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_i_otzyvchivost.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Цель:  Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из произведений художественной литературы .

Задачи:

Воспитательные:

  1. Обогащать представления о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, умение прийти на помощь в трудную минуту.
  2. Активировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека. Закрепить умения делать небольшой анализ художественного произведения.
  3. Воспитывать любовь к близким, умение заботиться о них.

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей узнавать художественные произведения и их героев.
  2. Учить элементам пересказа, драматизации.

Развивающие:

  1. Активизировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека.
  2. Вспомнить названия и содержания произведений, прочитанных ранее.
  3. Развивать речевое внимание ( внимательно слушать сказку)
  4.  Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, полным ответом.

Ожидаемый результат:

Дети имеют четкое представление о доброте и добрых поступках.

Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

Предварительная работа: Чтение, рассказывание детям сказок и рассказов, рассматривание иллюстрации к художественным произведениям.

Наглядный материал: Выставка детской художественной литературы.

Ход занятия:

В: Здравствуйте ребята, пожалуйста, садитесь на стульчики. Сегодня на занятии речь пойдет о доброте. Какое оно удивительное слово, правда, ребята?

Д: Да

В: Как вы думаете, что такое доброта, сочувствие к другому человеку?

Дети отвечают.

В: Каждый человек имеет доброе сердце, добрую душу, готовую всегда прийти на помощь, тем, кто попал в беду. Уметь говорить ласковые, сочувствующие слова и, конечно же, любить. Про добро и зло написано много сказок, рассказов и стихов. Давайте с вами про них и поговорим.

Рассматривание иллюстраций к произведениям

В: Посмотрите ребята, пожалуйста, на иллюстрацию этого произведения.   Кто скажет, как название этого произведения? ( Сказка о рыбаке и рыбке)

Ответы детей.

В: Правильно, эта Сказка о рыбаке и рыбке. Написал ее А.С. Пушкин. Скажите  эта сказка добрая или злая? ( Добрая).   Скажите, кого можно назвать в этой сказке добрым человеком? А кого можно назвать злым?

Д: Дедушку, он отпустил золотую рыбку. А за это золотая рыбка исполнила его три желания. Дедушка был добрым, а старуха была жадная и злая.

В: Правильно. Посмотрим на следующее произведение.  ( Рассматривание иллюстраций). Здесь главные герои сказки — обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их — обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Однажды Каю в глаз попал осколок зеркала. Кай стал жестоким и злым. Что за сказка?

Ответы детей.

В: Да, правильно. Эта сказка о Снежной королеве. Это добрая или злая сказка?  

Д: В ней присутствует добро и любовь. Герда совершила добрый поступок, она нашла своего брата Кая и расколдовала его. От ее любви и доброты осколок льда выскочил из сердца Кая, и он снова стал добрым и веселым.

В: Молодцы.  Посмотрите, на этой картинке изображена девочка с баранками. Кто скажет, что это за сказка ? ( Ответы детей)

В: Совершенно верно, эта сказка « Цветик – Семицветик». Как вы думаете девочка Женя добрая?  (Ответы детей) Какое добро здесь произошло?

Д: Девочка Женя сделала доброе дело, помогла мальчику Вите встать на ноги. Он был хромой, и она исполнила желание, чтобы он выздоровел.

В: Скажите, ребята, какое  желание было самым лучшим, самым правильным?

Д: Последнее, потому, что оно помогло мальчику.

Физкультминутка:

Ребята давайте поиграем в игру « Сказочный герой – добрый и злой»

Для этого мы с вами сейчас вспомним, кто из героев творил добро, приносил радость окружающим людям, а какие нет.

Я называю сказочного героя, если он добрый, то хлопаем в ладоши, если злой, то топаем ногами.

Кощей  Бессмертный, Красная  шапочка, Серый волк, Золушка, баба – Яга, Дюймовочка,  Айболит, Бармалей,  Хаврошечка,  Морозко.

В: Следующее произведение « Серая Звездочка» Б. Заходера.  Кто скажет кто главный герой сказки?

Д: Жаба

В: А почему ее так прозвали серая звездочка?

Д: Ее назвали так цветы, потому, что они ее любили, за то, что она защищала их от врагов – слизняков и гусениц. У нее были добрые, лучистые глаза .

В: А как поступил мальчик? ( Ответы детей)

В: Ребята, кто скажет мне в какой сказке, присутствует добро и зло?

Д: Сказка « Айболит». Доктор Айболит помогает зверям, он делает добрые поступки, а Бармалей, он злой. Но доктор Айболит научил его делать добрые поступки.

В: Ребята, представьте такую ситуацию: Вы переходите дорогу и видите, стоит на тротуаре  старушка и не может перейти дорогу. Как вы поступите? Скажи Рома.

Рома: Я  бы подошел к ней, взял за руку и перевел ее через дорогу.

В: Другая ситуация: Во дворе играют два мальчика в мяч. Вдруг слышат мяуканье: маленький котенок застрял в канаве. Один мальчик засмеялся, но второй подбежал и вытащил из канавы котенка. Отнес домой и покормил молоком. Как вы думаете, кто поступил правильно, а кто нет?

Д: Первым мальчик поступил нехорошо, ведь смеяться над слабыми, беззащитными нельзя. Второй мальчик сделал доброе дело. Он не только вытащил котенка, но и покормил его.

Итог занятия:

В: Ну вот наше занятие подошло к концу.  

  • Давайте вспомним, что такое добро?
  • Что такое зло?
  • Назовите примеры добрых поступков?
  • На какого положительного героя вы хотели бы быть похожим?

Оказывается, ребята мы с вами тоже можем быть волшебниками, творить добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова, улыбаться друг другу и от этого мир станет добрее.

Самоанализ Непосредственной образовательной деятельности  «Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы в старшей группе.

                                                                                      Воспитатель: Тулупова С.Е

На занятии присутствовало  13 детей.

Цель занятия:  Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из художественной литературы .

На данном занятии я поставила перед собой следующие задачи: Образовательные, воспитательные, развивающие.    

1.Обогащать представления о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, умение прийти на помощь в трудную минуту.

2.Эмоционально понимать поступки героев, обогащать словарь формулами словесной вежливости.

3.Активировать речь детей существительными, определяющими нравственные качества человека.

4. Закрепить умения делать небольшой анализ художественного произведения.

5.Воспитывать любовь к близким, умение заботиться о них.

6. Развивать речевое внимание.

 Была проведена предварительная работа: изодеятельность, лепка, дидактические игры, драматизация сказок, в ходе которых дети эмоционально понимали поступки героев сказок.

Основные методы, которые я использовала при проведения НОД были: словесные - ( беседа о прочитанном);

Наглядные – (картинки, иллюстрации книг)

Ожидаемый результат:

Дети имеют четкое представление о доброте и добрых поступках.

Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

Я считаю, что поставленная цель НОД достигнута. В ходе занятия дети вели себя активно, заинтересованность сохранялась на протяжении всего занятия. Они усвоили нравственные понятия, такие как: доброта, чуткость, отзывчивость, умение прийти на помощь. Обогатился словарный запас вежливых слов по данной теме. Могут отвечать на вопросы полным предложением. У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку. Могут привести примеры из повседневной жизни. Понимают добрые и плохие поступки.

Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познание, чтение художественной литературы». «Всем на свете друг другу нужны».

Программное содержание.Расширять представления детей о явлениях окружающих действительности, животном и растительном мире морей и рек.Пробудить чувство жалости, сострадания и попавшим в беду животным,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности по ознакомлению с художественной литературой

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в средней группе общеразвивающей направленности по ознакомлению с художественной литературой...

Конспект НОД в старшей группе "Доброта и отзывчивость, посредством детской художественной литературы"

Цель: Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из произведений художественной литературы.Задачи:Воспитательные:1. Обогащать представления о нравственных качеств...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: -вода-источник жизни; -вода необходима для обеспечения жизнедеятельнос...